2.1. Общая характеристика льгот
По налогу на прибыль соответствующим образом сформирована система налоговых льгот, позволяющая государству обеспечить наиболее благоприятные условия для развития приоритетных отраслей производства (причем для регионов эти приоритеты могут быть различны). Предоставление льгот также способствует осуществлению инвестиционной политики. В связи с этим в законодательстве о налоге на прибыль льготам отведено одно из основных мест. За время действия Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.91 N 2116-1 состав налоговых льгот и порядок их применения неоднократно изменялся. В настоящее время их перечень довольно широк. В последующих пунктах второй главы будут рассмотрены основные принципы применения льгот по налогу на прибыль.
Все налоговые льготы имеют одну общую цель - сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика. Однако по механизму своего действия они существенно различаются. Согласно ст.10 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" от 27.12.91 N 2118-1 в зависимости от того, на корректировку какого элемента структуры налога они направлены, льготы можно разделить на:
· изъятия - освобождения от налогообложения прибыли, полученной от отдельных видов деятельности (как правило, признанной законодателем приоритетной для государства или территории нахождения (осуществления деятельности) налогоплательщика). Например, освобождение от налогообложения прибыли при производстве продуктов детского питания, продукции традиционных народных промыслов;
· скидки - уменьшение сумм налогооблагаемой прибыли на суммы затрат по определенным законодателем направлениям. Они стимулируют не осуществление деятельности в той или иной сфере, а направление полученных средств на цели, определенные законодателем как приоритетные. Например, уменьшение налогооблагаемой базы на сумму осуществляемых плательщиком капитальных вложений;
|
· снижение ставки налога. Условием уменьшения суммы или ставки налога на прибыль является выполнение особых требований, предъявляемых к предприятию, масштабу или сфере деятельности налогоплательщика, составу его участников и т.д. Например, на 100% уменьшается сумма налога на прибыль для общественных организаций инвалидов.
В связи с тем, что в соответствии со ст.1 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" от 27.12.91 N 2118-1, органам государственной власти, национально-государственных и административно-территориальных образований помимо льгот, предусмотренных Законом, предоставлено право устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы в пределах сумм налоговых платежей, направляемых согласно законодательству РФ в их бюджеты, льготы можно разделить также по источнику.
По источнику различаются федеральные (общегосударственные) льготы и льготы, предоставляемые субъектами федерации (региональные). Если первые распространяются на всю прибыль, с которой подлежит уплате налог, вне зависимости от того, какому бюджету предназначаются налоговые платежи, то вторые имеют значение только в пределах налоговых платежей, направляемых в бюджеты соответствующих формирований. Далее будут рассмотрены как федеральные, так и региональные льготы.
|
Для уточнения порядка предоставления региональных льгот налогоплательщикам необходимо обращаться к местным нормативным актам. Следует также отметить, что основным условием предоставления субъектами федерации льгот является запрет на установление льгот, носящих индивидуальный характер (ст.10 Закона "Об основах налоговой системы в РФ"), то есть льготы не могут предоставляться отдельным конкретным налогоплательщикам. Их можно применить только к категориям предприятий исходя из приоритетов экономического и социального развития регионов. Под отдельными категориями плательщиков следует понимать совокупность предприятий, расположенных на территории района, города, области, по видам деятельности или по отраслевому признаку. Если к данному виду деятельности или отрасли относится только одно предприятие, то на него также распространяются эти льготы.
Можно выделить льготы, предоставляемые под условием. Если налогоплательщик нарушает условие предоставления такой льготы, то при расчете налога за период, в котором допущено нарушение, должен быть проведен перерасчет налога так, как если бы льгота никогда не была предоставлена. Например, если имущество, в связи с приобретением которого была использована скидка (льгота по капитальным вложениям), продается ранее, чем через два года, то налоговая база в году такой продажи увеличивается на сумму использованной скидки.
2.2. Общие льготы для всех плательщиков налога на прибыль
На федеральном уровне предусматривается большое количество льгот по налогу на прибыль.
|
Наиболее распространенная федеральная льгота связана с финансированием капитальных вложений. По приведенной выше классификации она относится к скидкам. Суть ее такова: при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений. Эта льгота является одной из важнейших и наиболее подвергаемых корректировке. В период с 1992 по 1997 год указанная льгота претерпела ряд существенных изменений.
Она попеременно распространялась на то техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства, на ввод новых мощностей предприятий приоритетных отраслей промышленности, то на все отрасли народного хозяйства сразу. Какое-то время эта льгота стимулировала финансирование капитальных вложений как производственного, так и непроизводственного назначения. Затем она была распространена также и на средства, направленные на погашение полученных на цели финансирования кредитов банков и процентов по этим кредитам.
С 21 января 1997 года и до настоящего времени данная льгота предоставляется только предприятиям сферы материального производства. Что же касается непроизводственной сферы, то льгота стала предоставляться лишь при затратах на жилищное строительство, причем для предприятий всех без исключения отраслей народного хозяйства. При этом для организаций стало возможным получать льготу при долевом участии в строительстве. Льгота также сохранила свое действие в части погашения кредитов и процентов по ним. Таким образом, для получения в настоящее время права на рассматриваемую льготу необходимо учитывать следующие условия:
1. При финансировании капитальных вложений производственного назначения следует иметь в виду, что льгота может быть применена всеми налогоплательщиками, независимо от организационно-правовых форм, осуществляющими виды деятельности, относящиеся к сфере материального производства согласно Общесоюзному классификатору "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ).
2. При отнесении произведенных затрат к капитальным вложениям в соответствии с Инструкцией "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" следует помнить, что согласно "Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций" под долгосрочными инвестициями понимаются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций. Долгосрочные инвестиции связаны с:
· осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения (в дальнейшем - строительство) действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы. Указанные работы (кроме нового строительства) приводят к изменению сущности объектов, на которых они осуществляются, а затраты, производимые при этом, не являются издержками отчетного периода по их содержанию;
· приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их частей) основных средств;
· приобретением земельных участков и объектов природопользования;
· приобретением и созданием активов нематериального характера.
Однако Инструкцией предусмотрено ограничение перечня капитальных затрат для целей исчисления налога на прибыль. Так, при предоставлении налоговой льготы не учитываются затраты, связанные с приобретением и созданием активов нематериального характера и приобретением земельных участков и объектов природопользования. Таким образом, уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму фактически произведенных затрат капитального характера производится только на величину расходов на создание и приобретение основных фондов. При этом производственными основными фондами считаются фонды, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. В состав таких расходов в соответствии с Положением включаются затраты на:
· строительные работы;
· работы по монтажу оборудования;
· приобретение оборудования, сданного в монтаж;
· приобретение оборудования, не требующего монтажа; инструмента и инвентаря; оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса;
· прочие капитальные затраты;
· затраты, не увеличивающие стоимости основных средств.
3. В соответствии с Законом льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. По этой причине следует обратить внимание, что льгота будет предоставляться, если:
· имеют место факты совершения хозяйственных операций, связанных с осуществлением налогоплательщиками расходов капитального характера за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
· объекты основных производственных и непроизводственных фондов (или их отдельные части) после завершения процесса их создания или приобретения должны быть предназначены для собственного использования в будущем самим предприятием.
Если хотя бы одно из этих условий отсутствует, уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму капитальных вложений не правомерно. Такие ситуации могут возникать в случаях:
а) налогоплательщики получили основные средства безвозмездно (в том числе в результате их перераспределения внутри одного юридического лица), в порядке погашения задолженности за реализованные товары (работы, услуги) и иные ценности, а также увеличили балансовую стоимость основных средств, сданных в аренду. В результате, капитальных вложений, произведенных арендатором;
б) капитальные вложения произведены за счет средств, полученных от других предприятий и организаций (включая целевые бюджетные ассигнования), за исключением банковских кредитов;
в) произведенные капитальные затраты передаются на баланс других налогоплательщиков;
г) средства на капитальные вложения передаются другим налогоплательщикам в порядке долевого участия в создании или приобретении объектов основных фондов или их частей без последующего зачисления стоимости частей таких объектов в состав основных средств налогоплательщика, выступающего в качестве инвестора;
д) капитальные вложения (как отделимые, так и неотделимые) производятся в арендованные основные средства безвозмездно (безвозвратно).
Таким образом, под собственной производственной базой для предприятий, осуществляющих ее развитие, понимаются фактически произведенные затраты на создание или приобретение объектов основных фондов или их частей в собственность за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Аналогично для целей налогообложения рассматриваются затраты на строительство жилых домов для собственных нужд.
4. При предоставлении льготы принимаются фактически произведенные затраты в отчетном периоде независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных средств, учтенные по счету «Капитальные вложения». По машинам, оборудованию и другим основным средствам, не требующим монтажа, произведенные затраты учитываются при определении льготы, если они отражаются по дебету счета «Основные средства» и кредиту счета «Капитальные вложения». Таким образом, основным критерием для определения момента включения фактически произведенных расходов в состав капитальных затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, является:
· для оборудования, требующего монтажа, - дата фактического начала монтажа;
· по строительным и другим работам - дата их выполнения, определяемая на основании предъявленных подрядчиками и другими исполнителями расчетных документов.
5. Как уже говорилось ранее, Закон предусматривает возможность уменьшения налоговых платежей при осуществлении затрат по погашению банковских кредитов, выданных на эти цели, включая проценты по ним. Для получения данной налоговой льготы необходимы три условия:
· наличие целевого кредитного соглашения с учреждением банка;
· получение такого кредита и использование его строго на установленные договором цели;
· осуществление затрат по погашению выданного кредита.
Необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. Уменьшение налогооблагаемой прибыли на величину капитальных затрат организации осуществляют только для собственного развития. Поэтому действующим законодательством установлен порядок, по которому производится отмена ранее предоставленной налоговой льготы в случаях, когда налогоплательщики за счет уменьшения налоговых платежей приобретают основные средства для иных целей.
Также при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается на суммы:
1. затрат предприятий на содержание находящихся на их балансе учреждений здравоохранения, народного образования культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат при долевом участии в содержании данных объектов. Следует иметь в виду, что затраты принимаются — не полностью по фактическим расходам, а в соответствии с нормативами, утвержденными местными органами государственной власти:
2. взносов на благотворительные цели в зависимости от объекта благотворительности в пределах 3 - 5% облагаемой налогом прибыли;
3. направленные государственными предприятиями на погашение государственного целевого кредита
4. направленные предприятиями на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд технологического развития, но не более 10% в общей сложности от суммы налогооблагаемой прибыли
5. затрат предприятий на развитие социальной и коммунально-бытовой сферы
6. передаваемые в качестве добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов в депутаты, а также в избирательные фонды избирательных объединений,
7. направленные лицензированными образовательными учреждениями на нужды образовательного процесса.
8. направляемые товариществами собственников жилья, жилищно - строительными, жилищными потребительскими кооперативами на обслуживание и ремонт жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования жилых домов, в целях управления которыми и эксплуатации которых указанные организации были созданы (действует с 21 января 1997г.).
Вышеперечисленные льготы также относятся к скидкам.