3.7.1. Пост бурильщика должен быть связан сигнализацией с пультом управления насоса.
3.7.2. Слесарным верстак и стеллаж для размещения инструмента и запасных частей следует устанавливать у стенки, параллельно насосам.
3.7.3. В насосной должен быть проложен желоб для отвода жидкости охлаждающей штока.
3.7.4. Перед началом эксплуатации следует убедиться в горизонтальной установке насоса.
3.7.5. Смотровые люки масляной ванны и камер крейцкопфов должны быть плотно закрыты металлическими щитами.
3.7.6. Все движущиеся и вращающиеся части насосов (концы валов, клиноременная передача и др.) должны быть надежно ограждены (выступающий, свободный конец трансмиссионного вала — сплошным кожухом, клиноременная передача-сетчатым или перильным ограждением).
3.7.7. Отбойные лобовые металлические щиты должны быть достаточной жесткости и прочности.
3.7.8. Нагнетательный трубопровод должен быть прямолинейным и без резких поворотов. Его следует изготовлять из бесшовных труб с толщиной стенок, определенных расчетным путем, с наименьшим числом сварных и фланцевых соединений.
3.7.9. Сварочные работы нагнетательного трубопровода должен производить дипломированный сварщик.
3.7.10. Нагнетательный трубопровод рекомендуется изготовлять из отдельных труб, длиной до 11 м, с быстроразъемными соединениями: их конструкция не должна допускать самопроизвольного раскрепления и нарушения герметичности стыков в процессе работы.
3.7.11. Для уменьшения вибрации нагнетательного трубопровода последний должен надежно крепиться к фундаментам, блочным основаниям или промежуточным стойкам.
3.7.12. В случае применения буровых рукавов в качестве нагнетательного трубопровода, должны быть также предусмотрены меры для уменьшения вибрации.
|
3.7.13. Нагнетательный трубопровод должен укладываться с уклоном не менее 3 градусов от стояка до выкида крайнего насоса, чтобы обеспечивался сток промывочной жидкости из него при остановке насоса. В самой нижней части трубопровода должна предусматриваться сливная пробка высокого давления.
3.7.14. Участок нагнетательного трубопровода, состоящей из буровых рукавов должен быть обмотан по всей длине стальным мягким канатом диаметром 12,5 мм с петлями через каждые 1,0—1,5 м. Концы каната должны крепиться к фланцевым соединениям.
3.7.15. Фланцевые соединения буровых рукавов и нагнетательных трубопроводов следует уплотнять прокладками.
3.7.16. В обвязке насосов должны быть установлены манометры: один на стояке для наблюдения за давлением прокачиваемой жидкости во время бурения и не менее одного в насосной для наблюдения за изменением давления при пуске каждого насоса в ход и работе спаренных насосов в системе.
3.7.17. Манометры должны быть установлены так, чтобы показания их были отчетливо видны обслуживающему персоналу, при этом циферблат должен находиться перпендикулярно к лучу зрения работника.
3.7.18. Для обеспечения плавного поворота стрелки манометра и предохранения его от засорения прокачиваемой жидкостью, манометр рекомендуется устанавливать на предохранительном устройстве.
3.7.19. Для обеспечения правильного отсчета давления, манометр должен быть установлен с такой шкалой, чтобы при рабочем давлении стрелка его находилась в средней трети шкалы.
|
3.7.20. Приборы, контролирующие работу насоса и обвязки, следует устанавливать в зоне наилучшей видимости и в месте наименьшей вибрации.
3.7.21. Вертикальный участок нагнетательной системы (стояк) должен:
· надежно крепиться к вышке;
· иметь плавный переход к горизонтальному участку (манифольду);
· разобщаться проходной задвижкой высокого давления и иметь отвод для присоединения цементировочного агрегата в случае необходимости.
3.7.22. В обвязке необходимо устанавливать работающие проходные задвижки высокого давления, при закрытии которых имелась бы возможность отсекать тот или иной насос от нагнетательного трубопровода во время его ремонта.
3.7.23. Работающие задвижки в обвязке насосов могут не устанавливаться. При этом перед ремонтом останавливаются насосы, а давление в обвязке их должно быть снижено до атмосферного.
3.7.24. Проходные задвижки с не выдвижным шпинделем, установленные в обвязке, должны иметь указатели «открыто» «закрыто».
3.7.25. Все проходные задвижки в обвязке на горизонтальном участке должны быть установлены в вертикальном положении.
3.7.26. Места установки проходных и пусковых задвижек должны обеспечивать удобство доступа к ним.
3.7.27. При установке проходных задвижек на высоте или у открытой приемной емкости насоса для обеспечения безопасности работ должна устраиваться прочная огражденная площадка. Для подъема на площадку, расположенную на высоте, должны быть устроены лестницы с перилами.
3.7.28. Пусковая задвижка должна располагаться между проходными задвижками обвязки. Сливная труба от пусковой задвижки должна быть направлена в приемную емкость и закреплена.
|
3.7.29. На каждом буровом насосе должно монтироваться предохранительное устройство заводского изготовления, срабатывающее при давлении, превышающем на 10-15% рабочее давление при соответствующем диаметре цилиндровых втулок.
3.7.30. Предохранительное устройство должно располагаться так, чтобы обеспечивалось:
· удобство подхода к нему;
· постоянное омывание пластины прокачиваемой жидкостью;
· прохождение прокачиваемой жидкости через сбросовую трубу.
3.7.31. Сбросовая труба должна быть направлена прямолинейно к приемной емкости и надежно закреплена.
3.7.32. Для уменьшения пульсации давления прокачиваемой жидкости в обвязке должны устанавливаться компенсаторы давления, заполняемые воздухом или азотом, при этом необходимо осуществлять контроль за давлением в компенсаторе.
3.7.33. Пневматические компенсаторы должны иметь:
· приспособление для проверки давления сжатия;
· предохранительный колпак над вентилем для закачки и спуска воздуха.
3.7.34. Компенсаторы разрешается применять при наличии паспорта завода изготовителя.
3.7.35. Рабочее давление компенсатора по паспорту должно быть не менее максимального давления, создаваемого насосом.
3.7.36. Запрещается использовать компенсаторы, имеющие неровную поверхность (вмятины, выступы, наружные трещины, заплаты, приваренные фланцы).
3.7.37. Запрещается приваривать к корпусу компенсатора какие-либо устройства для крепления оттяжек и т. п.
3.7.38. Запрещается эксплуатация буровых насосов, оборудованных пневмокомпенсаторами с предварительным сжатием воздуха или азота при давлении в компенсаторах ниже установленного паспортом.
3.7.39. При наполнении пневматических компенсаторов воздухом или газом должны быть приняты меры, исключающие возможность попадания в полость компенсатора масел и других горючих веществ.
3.7.40. На компенсаторах, после закачки в них воздуха или азота должно быть мелом или смываемой краской сделана надпись о давлении в компенсаторе.
3.7.41. Перед зарядкой компенсатора следует проверить исправность подводящего воздухопровода (шланга) и вентилей на компенсаторах.
3.7.42. В процессе эксплуатации буровой мастер периодически обязан проверять давление воздуха в компенсаторах и в случае давления ниже требуемого следует закачать воздух.
3.7.43. Воздушные компенсаторы на вентилях для закачки и спуска воздуха должны иметь предохранительные колпаки.
3.7.44. На каждой буровой должен быть специальный манометр с переводником для проверки давления воздуха в компенсаторах.
3.7.45. В зимнее время перед проверкой и закачкой воздуха нижнюю часть воздушных колпаков следует отогреть паром.
3.7.46. Для извлечения резинового элемента (виккеля) следует пользоваться приспособлением конструкции ВНИИТБ.
3.7.47. Воздушные компенсаторы должны заполняться с помощью специального компенсатора или из баллонов через понижающий редуктор.
3.7.48. Заполнение компенсаторов должны производить не менее чем двое рабочих.
3.7.49. При заполнении компенсаторов запрещается нахождение посторонних людей.
3.7.50. Категорически запрещается работа буровых насосов при неполном креплении шпильками основания компенсаторов к насосу.
3.7.51. После монтажа нагнетательная система должна быть испытана на 1,5 кратное максимальное рабочее давление при рабочем давлении до 20 МПа и 1,4 кратному –при давлении от 21 до 56 МПа.. Испытанию (опрессовке) подвергаются насосная установка и ее обвязка с элементами, принадлежащими ей.
3.7.52. Опрессовка должна производиться водой при помощи цементировочного (опрессовочного) агрегата, дающего возможность медленно поднимать давление до необходимого.
3.7.53. Перед началом опрессовки все рабочие должны быть удалены с буровой от нагнетательного трубопровода и насоса на безопасное расстояние.
3.7.54. Под максимальным испытательным давлением насосная установка и ее обвязка с элементами, принадлежащими ей, должны находиться в течение 5 минут, за это время производится наблюдение но манометру за падением давления. Осмотр спрессовываемых узлов насоса, элементов обвязки и их соединений с целью обнаружения течи и потения сварных швов производится после снижения давления в обвязке до атмосферного. При отсутствии течи, потения сварных швов и падения давления опрессованные элементы считаются выдержавшими испытание.
3.7.55. При положительных результатах испытания составляется соответствующий акт за подписью лиц, производивших опрессовку.
3.7.56. Перед пуском насоса после монтажа его необходимо:
· установить необходимые цилиндровые втулки и поршни;
· вскрыть все люки насоса и осмотреть все движущиеся части;
· обнаруженные неисправности устранить и закрыть все люки;
· подтянуть и закрепить все болты и гайки;
· промыть керосином и смазать маслом движущиеся и вращающиеся части, наполнить маслом до нужного уровня масляную ванну станины насоса;
· проверить натяжение клиновых ремней и надежность крепления ограждения клиноременной передачи;
· открыть задвижку на приемном трубопроводе;
· открыть или закрыть проходные задвижки в обвязке (в зависимости от вида производимых работ);
· открыть пусковую задвижку (управление должно быть дистанционным);
· пустить жидкость для промывки штоков;
· осмотреть буровой рукав;
· проверить наличие рабочего агента в газовых полостях колпаков под давлением, соответствующим заданному.
3.7.57. Пуск насоса должен производить рабочий, хорошо знающий расположение проходных задвижек в обвязке.
3.7.58. Для безопасного пуска насоса в ход необходимо:
· предупредить (известить сигналом) обслуживающий персонал буровой о пуске насоса в ход;
· пустить двигатель в ход при пониженном числе оборотов, затем постепенно довести число оборотов до нормального (при дизельном приводе).
3.7.59. После того, как насос разовьет полное число оборотов, следует перекрыть пусковую задвижку, одновременно следя по манометру за поднятием давления в нагнетательном трубопроводе.
3.7.60. В случае внезапного повышения давления, а также при прекращении циркуляции следует немедленно открыть пусковую задвижку и отключить насос.
3.7.61. При пуске насосов, работающих спаренно, включение второго и третьего насосов производится последовательно, т. е., после того, как предыдущий насос разовьет полное число оборотов.
3.7.62. Перед включением второго насоса в работу, необходимо открыть полностью пусковую задвижку, а затем пустить насос в ход. Включение последующего насоса производится тем же путем.
3.7.63. После пуска наноса необходимо следить за:
· чистотой насоса и насосного помещения;
· ритмичной работой клапанов (на ощупь);
· прикладывать руку к контрольному отверстию клапанной коробки не следует во избежание травмирования прокачиваемой жидкостью под давлением в случае нарушения уплотнения крышки;
· состоянием уплотнения штока, надставки штока, крышки цилиндра, а также других соединений узлов гидравлической системы (не допускается подтягивание гаек уплотнительных узлов при работающем насосе, так как это может привести к травмированию рабочего);
· показанием манометра, не допускается работа насоса при неисправном манометре или при его отсутствии;
· фланцевыми соединениями гидравлической части насоса и его обвязки, не допуская течи и просачивания прокачиваемой жидкости;
· непрерывной промывкой штоков;
· надежным креплением цилиндровых втулок упорным винтом;
· уровнем масла в масляной ванне;
· тем, чтобы все крышки и люки станины были плотно закрыты;
· состоянием клиноременной передачи, поддерживая надлежащее натяжение и своевременную замену лопнувших клиновых ремней.
3.7.64. В случае остановки насоса на длительное время в зимних условиях необходимо слить прокачиваемую жидкость из клапанной коробки насоса и всей нагнетательной системы во избежание образования в них ледяных пробок.
3.7.65. Ежедневно перед пуском насоса необходимо:
· проверять гайки шпилек цилиндровой крышки, крышки корпуса сальника штока и надставки штока, опор трансмиссионного вала, крышек станины;
· докреплять контргайки штока и надставки штока;
· очищать фильтр на приемной трубе.
3.7.66. Запрещается эксплуатировать буровые насосы при наличии следующих дефектов и неисправностей:
· трещины любого вида и расположения, сломы, отколы на клапанных коробках, крышках клапанов, цилиндровых втулках, штоках;
· повреждение нарезок под шпильки;
· отсутствие или ненадежное закрепление ограждения привода;
· нарушение уплотнений цилиндровых втулок (при их размыве раствор выходит через сигнальное отверстие в клапанной коробке, давление падает, слышен глухой прерывистый звук);
· износ стенок клапанной коробки (при этом всасывающая и нагнетательные полости сообщаются, жидкость нагнетается неравномерно, в гидравлической коробке слышен шипящий свист);
· износ в местах посадки клапанов (слышен шипящий свист в клапанной коробке);
· износ резиновых уплотнений тарелок клапанов (тарелки бьют по посадочным поверхностям в седлах, слышен резкий стук);
· трещины и слом в тарелке клапана, размыв сопрягаемых поверхностей клапана и седла, деформация и слом пружины клапана, износ резиновых уплотнении тарелок клапанов;
· размыв внутренней поверхности цилиндровой втулки по диаметру более чем на 1,5 мм от номинального диаметра;
· изгиб штока, наличие продольных рисок на трущихся поверхностях глубиной более 0,8 мм;
· на крышке цилиндра в упорном болте трещины, слом, отколы;
· износ или срыв более трех ниток резьбы под упорный болт;
· трещины, вмятины, выступы, нарушения сварных, швов, разрыв резинового баллона воздушных колпаков;
· износ стенок, ненадежное крепление компенсаторов нагнетательного блока.
3.7.67. При длительном перерыве в работе насоса необходимо:
· слить прокачиваемую жидкость;
· вскрыть гидравлический блок насоса;
· смазать антикоррозийной смазкой рабочие поверхности цилиндровых и клапанных коробок, деталей приводной части.
3.7.68. В зимний период времени для обогрева гидравлической части насоса необходимо вскрыть клапанные крышки, доставить клапаны с пружинами из клапанной коробки и опустить в последние шланги с паром.