Раздел 1. Теоретическая часть. Функции и задачи финансового менеджмента, бухгалтерская отчётность организации




 

 

1.1. Функции и задачи финансового менеджмента

 

 

1.1.1 Характеристика ОАО «Праздник»

 

 

Организация – ОАО «Праздник» было зарегистрировано в 1996 году. В настоящее время предприятие занимается производством и реализацией поздравительных открыток и календарей.

Акционерное общество является юридическим лицом, созданным по законодательству Российской Федерации, оно имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке, указание на место его нахождения и изображение эмблемы «Общества», штампы и форменные бланки, товарный знак, зарегистрированный в установленном порядке, и другие средства визуальной идентификации.

ОАО «Праздник» несёт ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, оно не отвечает по обязательствам акционеров, а они, в свою очередь, не отвечают по обязательствам «Общества» и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам «Общества» в пределах не оплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество является собственником обособленного имущества, учитываемого на его самостоятельном балансе, также «Общество» вправе участвовать в уставном капитале других акционерных обществ и иных хозяйствующих субъектов, учреждать и иметь дочерние и зависимые общества.

Главными целями «Общества» является максимизация прибыли и повышение курсовой стоимости акций.

Уставный капитал ОАО «Праздник» составляет 1030000 рублей.

Уставный капитал «Общества» состоит из номинальной стоимости акций, выпущенных в бездокументарной форме и приобретённых акционерами. Учредительным собранием «Общества» принимается решение о выпуске акций в количестве 41200 штук. Предприятием закупается лицензия и сертификат акций.

ОАО «Праздник» выпускает обыкновенные акции в количестве 21012 штук, общей стоимостью 525300 рублей и привилегированные акции в количестве 20188 штук, общей стоимостью 504700 рублей. Номинальная стоимость каждой акции составляет 25 рублей.

Уставный капитал ОАО «Праздник» может быть увеличен в порядке, предусмотренным Законом и Уставом предприятия следующими способами:

- путём увеличения номинальной стоимости акций;

- путём размещения дополнительных акций.

В ОАО «Праздник» создаётся резервный фонд в размере 10 % от уставного капитала «Общества».

Резервный фонд при его использовании дополняется путём отчислений, не менее 5 % от чистой прибыли «Общества» до достижения им установленного размера фонда.

ОАО «Праздник» вправе принимать решение о выплате дивидендов по размещённым акциям.

Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли, указанной в «Отчёте о прибыли и убытках» по итогам работы за год и составляют 65 % от чистой прибыли.

Для выплаты дивидендов в ОАО составляется список лиц, имеющих право получения годовых дивидендов.

 

1.1.2. Главные цели деятельности ОАО «Праздник»

 

 

Целью финансового менеджмента является выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или её отдельных производственно-хозяйственных звеньев.

Такими целями могут быть:

- максимизация прибыли;

- достижение устойчивой нормы прибыли в плановом периоде;

- увеличение доходов руководящего состава и вкладчиков фирмы;

- повышение курсовой стоимости акций.

В конечном итоге все эти цели ориентированы на повышение доходов вкладчиков (акционеров) или владельцев (собственников капитала) фирмы.

В задачи финансового менеджмента входит нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития фирмы и принимаемыми решениями в краткосрочном и долгосрочном финансовом управлении.

Так, в краткосрочном финансовом управлении, ОАО «Праздник» принимает решение о сочетании таких целей, как максимизация прибыли и повышение курсовой стоимости акций, поскольку эти цели могут противодействовать друг другу. Это возникает в том случае, когда фирма, инвестирующая капитал в развитие производства, несёт текущие убытки, рассчитывая на получение высокой прибыли в будущем, которая обеспечит рост стоимости её акций. С другой стороны, фирма может воздерживаться от инвестиций в обновление основного капитала ради получения высоких текущих прибылей, что впоследствии отразится на конкурентоспособности её продукции и приведёт к снижению рентабельности производства, а затем падению курсовой стоимости её акций и, следовательно, к ухудшению положения на финансовом рынке.

 

1.1.3. Методы финансового менеджмента

 

 

Методы финансового менеджмента позволяют оценить:

- риск и выгодность того или иного способа вложения денег;

- эффективность работы фирмы;

- скорость оборачиваемости капитала и его производительность.

Задачей финансового менеджмента является определение приоритетов и поиск компромиссов для оптимального сочетания интересов различных хозяйственных подразделений в принятии инвестиционных проектов и выборе источников их финансирования.

В конечном итоге основная задача финансового менеджмента - принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками её финансирования, как внешними, так и внутрифирменными.

Функции и экономические методы финансового менеджмента можно подразделить на два блока:

- блок по управлению внешними финансами;

- блок по внутрифирменному учёту и финансовому контролю.

Блок по управлению внешними финансами предполагает реализацию отношений фирмы с юридически и хозяйственно самостоятельными субъектами рынка, включая собственные дочерние компании, выступающими в качестве клиентов, заимодателей, поставщиков и покупателей продукции фирмы, а также с акционерами и финансовыми рынками. Сюда входят:

- управление оборотными активами фирмы: движением денежных средств, расчётами с клиентами, управление материально-производственными запасами;

- привлечение краткосрочных и долгосрочных внешних источников финансирования.

Блок по внутрифирменному учёту и финансовому контролю включает:

- контроль за ведением производственного учёта;

- составление сметы затрат, контроль за выплатой заработной платы и налогов;

- сбор и обработку данных бухгалтерского учёта для внутреннего управления финансами и для предоставления данных внешним пользователям;

- составление и контроль за правильностью финансовой отчётности;

- анализ финансовой отчётности и использование его результатов для внутреннего и внешнего аудита;

- оценка финансового состояния фирмы на текущий период и её использование для принятия оперативных управленческих решений и в целях планирования.

 

 

1.1.4. Финансовый персонал ОАО «Праздник» и его задачи

 

Рассмотрим схему управления ОАО «Праздник».

 

 


Рис. 1. Схема управления ОАО «Праздник»

 

В обязанности Генерального директора входит обеспечение руководства и управления компанией.

Генеральный директор:

- информирует акционеров и правление;

- обеспечивает руководство и побуждает служащих стремиться к достижению целей компании;

- руководит деятельностью директоров подразделений и управляет всей работой компании;

- проводит регулярные собрания служащих по планированию;

- проводит собрания правления.

Генеральный директор является, прежде всего, организатором деятельности ОАО «Праздник», его лидером. Главные задачи Генерального директора:

- понимать цель деятельности ОАО «Праздник»;

- видеть объём работ, который необходимо выполнить для достижения поставленной цели;

- наиболее рационально распределять этот объём работ (не забывая про своё участие в достижении цели) и мотивировать работников компании к его выполнению;

- находить необходимые ресурсы для успешной деятельности ОАО «Праздник»;

- поддерживать инициативу в рамках принятых решений.

Однако при выполнении представленных задач следует помнить, что организация это не механизм, в котором работник лишь необходимая деталь. Успех деятельности организации зависит от эффективности и результативности каждого её работника.

Генеральный директор председательствует на всех собраниях акционеров.

Директор по маркетингу должен осуществлять:

- проведение маркетинговых исследований с целью определения рыночной привлекательности деятельности, осуществляемой ОАО «Праздник», и планирования продаж товаров и услуг;

- организацию эффективной деятельности по обеспечению сбыта готовой продукции (в том числе: руководство работой агентов по сбыту, проведение рекламных акций, отслеживание удовлетворённости потребителей товарами и услугами ОАО «Праздник»);

- ведение отчётности по реализации товаров и услуг.

В своей деятельности директор по производству несёт ответственность:

- перед ОАО «Праздник» за своевременное и эффективное изготовление продукции (оказание услуг), поиск идей по рационализации производства, эффективное использование материальных и трудовых ресурсов;

- перед акционерами. Акционеры вложили свои средства в данную компанию на условиях платности, срочности и возвратности, а значит ждут, что по итогам деятельности ОАО «Праздник» их деньги вернутся к ним с дивидендами;

- ответственность перед другими должностными лицами.

Директор по производству должен работать в тесном контакте вместе с другими должностными лицами, нести ответственность за взятые на себя производственные обязательства (в том числе по качеству, срокам и себестоимости производства), во время и качественно информировать директоров по маркетингу, персоналу и финансам по интересующим их вопросам.

На финансового директора ложится тяжёлый груз ответственности за оценку инвестиционной привлекательности бизнес-плана компании, ведение финансовой документации и хранение денежных средств компании. В то же время финансовый директор не должен оставаться безучастным к решению других проблем, возникающих в ходе деятельности компании.

Финансовый директор подчиняются казначей и контролёр – они отвечают за определённые участки работы.

Главные функции казначея – привлечь необходимое количество капитала и управлять им. Казначей и его штат несут ответственность за достаточное количество наличных средств, для оплаты своих обязательств, но и свободные денежные средства не должны лежать без движения, иначе они перестанут приносить прибыль. Выполнение этой задачи требует знание финансовых рынков и поддержание связей с финансовыми кругами: с коммерческими банками, которые являются источниками кредитования организации; с инвестиционными институтами, которые распространяют и приобретают ценные бумаги, выпускаемые предприятием. В задачу казначея входит и управление дебиторской и кредиторской задолженностями; выплата дивидендов; финансовая оценка долгосрочных вложений.

Контролёр тоже является ключевой фигурой в управлении финансами предприятия. Его задачей является контроль, за правильностью использования средств. В решении поставленных задач контролёру помогает персонал.

Главный бухгалтер, он же контролёр – отвечает за всю отчётность предприятия. В его ведении находится бухгалтерский отчёт, подготовка сметной документации, финансовых отчётов и налоговых деклараций, выплата заработной платы и уплата налогов.

В задачи директора по персоналу входит помощь Генеральному директору в разработке и реализации кадровой политики в компании. Основное внимание должно уделяться мотивации персонала к плодотворному осуществлению своих должностных обязанностей. Именно поэтому директор по персоналу заведует определением величины фонда оплаты труда и его распределением между работниками компании.

 

 

1.2. Бухгалтерская отчётность организации

 

1.2.1. Бухгалтерская (финансовая) отчётность, и её использование

Бухгалтерская отчётность представляет собой систему показателей, сгруппированных в определённые формы, которые отражают имущественное и финансовое положение организации на отчётную дату, а так же финансовые результаты её деятельности за отчётный период.

Бухгалтерская отчётность составляется хозяйствующими субъектами периодически (в установленные сроки).

Период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчётность, называется отчётным. Именно по этой причине бухгалтерская (финансовая) отчётность является завершающим этапом учётного процесса.

В ней отражаются итоговые данные системного бухгалтерского учёта, на основе которых можно судить не только о работе самого предприятия, но и о его положении на рынке, в котором он работает, о его конкурентоспособности.

Значение отчётности заключается в её достоверности, целостности, своевременности, простоте, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур, оформлении и публичности.

Достоверная отчётность помогает руководить предприятием, устранять недостатки, выявлять неиспользованные внутренние резервы, своевременно реагировать и принимать правильные решения в связи с изменениями на рынке.

Целостность и полнота отчётности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения.

Своевременность предполагает представление необходимой бухгалтерской отчётности в соответствующие органы в установленный срок.

Простота бухгалтерской отчётности состоит в её упрощении и доступности.

Проверяемость отчётности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время.

Сравнимость предусматривает наличие одинаковых показателей на протяжении различных отрезков времени с целью выявления различий и тенденций. Цель такого сравнения – выявить тенденции развития фирмы.

Экономичность достигается путём унификации и стандартизации соответствующих форм отчётности, сокращении отдельных показателей не в ущерб качеству отчётных данных, автоматизации учёта, выбора оптимальных форм учёта.

Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчётности в средствах массовой информации, передачу в органы статистики.

Информация бухгалтерских отчётов представляет интерес не только для работников и руководителей самой организации. Кроме функции источника информации она выполняет контрольную функцию, которая заключается в наблюдении, как внешних, так и внутренних органов управления за правильностью отражения финансово – хозяйственной деятельности предприятия.

Внутренними пользователями являются непосредственно: администрация организации, бухгалтера предприятия, управленческий персонал и другие лица, которые используют отчётность в своей работе.

Собственников, совладельцев и первых руководителей организации больше всего интересуют прибыльность и ликвидность организации (соотношение платёжных средств и обязательств). Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий.

В данной работе будут рассмотрены следующие формы финансовой отчётности предприятия:

1. Уплотнённый «Балансовый (Бухгалтерский) отчёт».

2. Отчёт о прибыли и убытках.

3. Отчёт о нераспределённой прибыли.

Работая над анализом финансовых отчётов, следует помнить, что показатели бухгалтерского баланса вне связи друг с другом и не имеют практического применения, они приобретают ценность только в случае сравнения между собой.

 

1.2.2. Уплотнённый балансовый отчёт

 

Балансовый отчёт представляет собой финансовый документ, в который внесены сведения об активах и пассивах предприятия, а также доле собственников (акционеров) на определённую дату. Балансовый отчёт построен на принципе равенства активов пассивам плюс доля собственников, которая называется также собственным капиталом: активы = пассивы + доля собственников. Отчёт составляется в стоимостном измерении, то есть все его показатели имеют денежную оценку.

 

 

Таблица 1

Уплотнённый Балансовый отчёт ОАО «Праздник» на 31.12.2006г.

 

  (т.руб.)
   
Актив  
Оборотный капитал  
Наличные деньги  
Рыночные ценные бумаги -
Дебиторская задолженность  
Материально – производственные запасы.  
Прочие оборотные активы  
Итого оборотный капитал (текущие активы)  
Основной капитал  
Земля, оборудование  
Нематериальные активы  
Итого основной капитал  
Итого актив  
Пассив  
Текущие обязательства  
Кредиторская задолженность  
Долг банку  
Прочие текущие обязательства  
Итого текущие обязательства  
Долгосрочные обязательства  
Облигации -
Прочие долгосрочные обязательства  
Итого долгосрочные обязательства  
Собственный капитал  
Уставный капитал  
Нераспределённая прибыль  
Итого собственный капитал  
Итого Пассив  

 

 

1.2.3. Отчёт о прибыли и убытках

 

 

«Отчёт о прибыли и убытках» (форма №2) представляет собой форму бухгалтерской отчётности, основное назначение, которой заключается в характеристике финансовых результатов деятельности организации за отчётный период. В нём указываются в суммовом выражении данные о доходах и расходах по обычным видам деятельности, операционных доходах и расходах, внереализационных доходах и расходах, чрезвычайных доходах и расходах. «Отчёт о прибыли и убытках» показывает, сколько получено или потрачено организацией денежных средств за отчётный период.

«Балансовый отчёт» организации даёт сведения о её финансово-хозяйственном положении на определённую дату, а «Отчёт о прибыли и убытках» отражает деятельность предприятия за производственный цикл, обычно за год, и представляет интерес для вкладчиков.

В отчёте отражаются четыре вида показателей:

- валовая прибыль;

- операционная прибыль;

- прибыль до вычета налогов;

- чистая прибыль.

Таблица 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: