ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
НА ТЕМУ «РОЛЬ ГАДЖЕТОВ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА»
Задачи:
1. Замотивировать родителей проблемой использования гаджетов детьми старшего дошкольного возраста.
2. Выявить представления родителей о роли использования гаджетов детьми старшего дошкольного возраста.
3. Информировать родителей о возможностях использования гаджетов для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации для родителей о том, как безопасно использовать гаджеты детям старшего дошкольного возраста.
Материалы и оборудование: жетоны красного, синего, жёлтого и зелёного цвета, буклеты, 2 ручки, 2 чистых листа, ноутбук, смайлики (грустные и весёлые).
Этапы родительского собрания
1 этап (мотивационный)
- Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня нашу встречу мы бы хотели начать со следующих строк:
В каждом доме нужен гаджет,
Но нельзя с ним есть и спать…
Знай, что гаджет не подскажет,
Как тебе счастливым стать.
(Сергей Боровец)
- В век информационных технологий гаджеты занимают прочное место в нашей жизни. Новое поколение детей не мыслит себя без электронных и цифровых устройств. Именно они в наше время облегчают людям жизнь, помогают в учебе и работе, и, конечно, ни один человек не обходится в современном мире без гаджетов. Но так ли важны новые технологии в жизни ребенка?
2 этап (диагностический)
- Предварительно мы опросили детей группы о том, знают ли они, что такое гаджеты. 100% опрошенных знают, что такое гаджет. К ним дети относят телефон, планшет, компьютер, ноутбук. Также все опрошенные положительно ответили на вопрос о том, умеют ли они пользоваться гаджетами и нравится ли им играть на электронных устройствах. Также мы провели анкетирование родителей (приложение 1), по результатам которого выяснилось, что только 25% семей можно не беспокоиться о том, что ребёнок слишком увлечён гаджетами, остальные 75% детей близки к зависимости от гаджетов. Таким образом мы видим, что тема влияния гаджетов детей актуальна и в нашей группе. Сегодня мы предлагаем Вам, уважаемые родители, разобраться, насколько полезны и опасны гаджеты для развития ребёнка.
3 этап (основной)
Тест-игра «Возрастной портрет моего ребёнка, воздействие гаджетов на развитие его личности».
- Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, - это возрастные особенности. Сейчас мы все вместе попробуем составить общий возрастной портрет ребёнка 6-7 лет, выделив показатели разных сторон его развития, а также отметим особенности, которые привносит работа с гаджетами. Таким образом, мы ещё и пройдём тест на то, какая из групп лучше знает возрастные особенности своих детей. Прочитав памятку-подсказку (Приложение 2), вы должны сформулировать ряд умений и навыков, на основе которых составляется возрастной портрет по заданному направлению. Не забывайте в конце указать особенности, связанные с работой детей за гаджетами. Каждая группа готовит ответы не более 10 минут. Правильные ответы мы будем отмечать галочкой.
Первая группа - «Социальное развитие». Какие особенности должны присутствовать у детей 6-7 лет, чтобы социальное развитие было успешным? Предполагаемые ответы родителей:
· умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;
· способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
· стремятся быть первыми;
· при общении со сверстниками, пользующимися гаджетами, легко устанавливают взаимоотношения;
· не знают, о чём говорить с детьми, которые не пользуются гаджетами.
Вторая группа - «Организации деятельности». Какие возрастные особенности детей 6-7 лет необходимо учитывать при организации такой деятельности?
Предполагаемые ответы родителей:
· способны сосредоточенно работать 20-25 минут;
· способны оценить качество своей и чужой работы;
· способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание;
· могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок;
· способны самостоятельно исправить ошибку в своей работе;
· могут продолжительное время проводить за гаджетом;
· не хотят заниматься видами деятельности, не связанными с гаджетами.
Третья группа - «Речевое развитие». Какие возрастные особенности детей 6-7 лет необходимо учитывать при развитии речи?
Предполагаемые ответы родителей:
· способны правильно воспроизводить все звуки родного языка;
· обладают хорошим словарным запасом;
· грамматически правильно строят предложения;
· умеют самостоятельно пересказывать или составлять рассказ по картинкам;
· свободно общаются со взрослыми и сверстниками;
· активно общаются на компьютерную тематику, используют «компьютерные слова».
Четвёртая группа - «Интеллектуальное развитие». Какие возрастные особенности детей 6-7 лет необходимо учитывать при развитии их интеллекта?
Предполагаемые ответы родителей:
· имеют хороший запас сведений и знаний об окружающем мире;
· преобладает непроизвольная память;
· легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения;
· способны овладеть приёмами логического запоминания (смысловые соотношения и группировка);
· часто удивляют окружающих осведомлённостью в тех вопросах, которыми владеть не должны в силу возрастных особенностей.
Каждая группа озвучивает полученные в ходе обсуждении результаты, а воспитатель дополняет, зачитывая предполагаемые ответы родителей. Участники группы, которая наиболее полно осветила предложенный вопрос, получают почётное звание знатоков.
- Как вы видите, гаджеты оказывают разностороннее влияние на развитие детей. И всё же, чего от них больше - вреда или пользы? Мы предлагаем вам объединиться в две группы. Родители с жетонами красного и синего цвета подумают над тем, какой вред могут приносить детям гаджеты, а родители с зелёными и жёлтыми жетонами – какую пользу. Варианты можно записать. (Апологет на тему «Гаджеты. Польза или вред?»)
- Гаджеты, безусловно, приносят пользу. Времяпровождение за гаджетами положительно влияют на:
Ø развитие мелкой моторики
Ø развитие внимания, памяти
Ø развитие речи
Ø развитие мускулатуры
Ø развитие мышления
Ø развитие усидчивости
Ø обучение чтению, счёту
Ø смартфон или планшет помогают скрасить ребёнку томительны минуты ожидания в очередях
- Таким образом можно сделать вывод, что гаджеты полезны, если знать, как правильно их использовать. В частности, существует колоссальное количество развивающих и познавательных игр. Наверняка, у Вас есть опыт работы с такими сайтами, и мы бы хотели, чтобы Вы поделились ими (родители советуют электронные ресурсы). Мы также подобрали некоторые сайты и предлагаем вам попробовать свои силы в решении детских головоломок (просмотр видео и решение головоломок с «Моголь тв»). Вы также можете ознакомиться с полезными сайтами в подготовленной нами брошюре (Приложение 3).
- Но не смотря на все плюсы гаджетов, не стоит забывать и об их отрицательном воздействии. В первую очередь это физические недомогания. Если ребенок часто играет в компьютерные игры, то это чревато ухудшением зрения. Возникает синдром «сухого глаза». Это связано с тем, что из-за постоянной концентрации внимания человек перед монитором реже моргает. Дети очень увлечены игрой или просмотром мультфильма, и они забывают о таком простом действии. В результате слезная пленка высыхает и источается. Появляется ощущение сухости или «песка» в глазах, с которым дети борются своеобразно - начинают тереть их грязными руками, что, в свою очередь, может привести к различного рода заболеваниям.
Еще один минус постоянного общения ребенка с современными технологиями - малоподвижный образ жизни. Дети, которые постоянно играют в планшетный компьютер или ноутбук, практически не двигаются, зачастую, сутулясь. Все это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой.
Постоянное пользование гаджетами приводит к нарушению речевого развития, трудностям принятия и закрепления социальных норм и правил поведения в социуме, нарушение способности к совместной деятельности. У детей развиваются навязчивые движения, они предпочитают однообразную знакомую еде, одежду, игрушки, маршруты прогулок. Ослабляются связи между родителями и детьми, иногда доходящие до полного непонимания и отчуждения.
- Если гаджеты занимают все сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется зависимость. Распознать ее можно по следующим признакам:
• Ребёнок перестаёт интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремиться к общению со сверстниками, хочет побыть один, быстро меняет настроение.
• Отношения с родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо совместного занятия он так же предпочитает проводить время с планшетом или компьютером.
• Если родители начинают ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест и истерику.
Первый ориентир – это приоткрытый рот, что говорит о нарушении самоконтроля за поведением тела, по причине слабости нервной системы. И второй показатель, который стоит рассматривать как более тяжелое нарушение психики – это высунутый язык во время какого-либо действия. Например, когда ребёнок жмёт на кнопки гаджета, когда просто рисует или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка из-за зубов однозначно показывает, что психике ребёнка нанесён значительный ущерб.
Как победить детскую зависимость от компьютерных устройств?
Эту зависимость и побеждать не надо, нужно вовремя ребёнку показать, что в мире существует много других интересных вещей. Дети должны уметь играть с детьми и уметь задавать вопросы взрослым. Надо найти такие занятия, которые будут доставлять ребёнку удовольствие. Необходимо говорить о друзьях, которые с удовольствием гоняют на роликах, играют в футбол и волейбол. Быть примером для своих детей. Не хвататься за телефон каждую свободную минутку. А за пару часов до сна вообще выключать и убирать все гаджеты подальше. Давать детям играть в гаджеты перед сном не рекомендуется, так как ребенок может перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе.
И всё же современный ребёнок должен иметь доступ к гаджетам. Отсюда вытекает вопрос – каким должен быть идеальный гаджет для ребёнка? Как вы считаете? (обсуждение, каким должен быть гаджет для ребёнка)
Основные требования к детскому гаджету:
- используйте принцип — от простого к сложному. Ребенок должен расти вместе с гаджетом, поэтому первый гаджет должен быть самый простой в использовании;
- они должны быть более прочные, работать после падения и удара, после соприкосновения с влажными предметами;
- операционная система должна помочь родителям контролировать свое чадо, не допускать его к некоторым приложениям, блокировать какие-то сайты и т. д.
- Родителям, выбирающим устройство для первоклассника, следует определиться с ценовой категорией и желаемым набором функций. В качестве рекомендации, начинающему школьнику пригодятся смартфон и планшет – большой экран планшет позволит не портить зрение при работе с электронными учебниками и энциклопедиями, а смартфон необходим для того, чтобы всегда быть на связи с родителями. В случае, если родители не хотят «грузить» 7 летнего ребенка сразу двумя гаджетами, достаточно будет смартфона, тогда следует выбрать модель с большим экраном и хорошей камерой – камера пригодится на экскурсиях, где ребенок сможет снимать фото и видео и сразу делиться ими с друзьями.
В качестве альтернативы можно купить электронную книгу. По стоимости она такая же, как планшет, но к ней не надо покупать чехол дополнительно.
Книгой можно пользоваться во время урока. Нельзя думать, что для ребенка подойдет самая дешевая модель. Сэкономив, в результате можно получить товар низкого качества, маленькую оперативную память, плохую видеокарту, их недостаточно для нормальной работы. Поэтому стоит походить по магазинам и поискать вариант цена – качество. В рейтинге гаджетов для детей предоставлена масса вариантов.
Не следует забывать и о том, что дети – не самые аккуратные владельцы техники, поэтому имеет смысл позаботиться о противоударных чехлах, защитных пленках и стеклах, особенно если выбранные гаджет довольно дорогой. Такие простые меры предосторожности сохранят родительский кошелек и нервы школьника.
При выборе гаджета для школьников постарше стоит обратить внимание на производительность процессора – ребята уже активно используют интернет для просмотра видео, работы с приложениями и прослушивания музыки.
Основной из них – это компьютер. Важно знать, как необходимо оборудовать рабочее место, чтобы свести негативные факторы ЭВМ к минимуму. Для этого надо знать, как правильно организовать рабочее место. Сделать это нетрудно, а сохранению здоровья ребенка помочь может. Так, мебель должна соответствовать его росту. Стул должен быть обязательно со спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от компьютера (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана. Посадка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3-3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке. Стол, на котором стоит компьютер, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов. Также необходимо контролировать, чтобы ребёнок проводил за гаджетами не больше положенного времени.
Средние значения занятия ребёнка за компьютером:
3-4 года 15-25 минут
5-6 лет 20-35 минут
7-8 лет 40-60 минут с перерывами каждые 15-20 минут
Делая вывод, хочется отметить, что запрещать детям дошкольного возраста пользоваться современными устройствами не стоит. Все-таки мы живем в век технологий, и знания в этой области очень пригодятся в будущем. О том, как пользоваться гаджетами с пользой, без нанесения вреда здоровью ребёнка Вы так же можете ознакомиться в буклете.
4 этап (рефлексия)
В заключении нашей встречи мы попросим Вас выбрать один из предложенных смайликов и сдать нам. Улыбающийся смайл – Вам понравилось собрание, оно было информативным, полезным. Грустный – не понравилось, мало информации.
Приложение 1
Анкета для родителей
Ответы на эти вопросы помогут Вам определить, не развивается ли у вашего ребенка зависимость от разнообразных электронных девайсов.
1. Ваш малыш проводит за компьютером (с телефоном или планшетом) больше одного часа в день.
а) Нет.
б) Да.
2. Без компьютера и телевизора ребенок скучает и мается от безделья.
а) Нет.
б) Да.
3. Увлекшись электронной игрой, малыш часто отказывается идти есть или гулять.
а) Нет.
б) Да.
4. Карапуз рисует только на компьютере и отказывается делать то же самое на бумаге, а чтению вслух он предпочитает просмотр мультиков.
а) Нет.
б) Да.
5. Ребенок не может обходиться без электронных «друзей» и использует их ежедневно.
а) Нет.
б) Да.
Расшифровка
Если на четыре вопроса из пяти Вы ответили утвердительно, значит, вам стоит серьезно задуматься над тем, как ограничить общение малыша с электроникой. Действуйте мягко, но уверенно, в противном случае ребенок действительно рискует заработать серьезную зависимость от гаджетов. Если большинство ответов отрицательные, беспокоиться не о чем, но терять бдительность все-таки не стоит.
Важно! Лучше проходить этот тест раз в полтора месяца: в таком случае вы сможете оперативно подкорректировать ситуацию.
Приложение 2
Памятки-подсказки
«Социальное развитие ребёнка 6-7 лет». Это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит малыш. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, маленький человек учится жить по определённым неписаным правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения.
«Организации самостоятельной или совместной деятельности ребёнка 6-7 лет». Важно, чтобы у детей была цель усилия к её достижению, общие интересы и переживания.
«Речевое развитие ребёнка 6-7 лет». Одним из важных моментов в развитии ребёнка является правильное и своевременное развитие речи. Своевременное формирование речи влияет на формирование всей нервной деятельности и является основой умственного развития ребёнка К семилетнему возрасту дети умеют выстраивать грамматически верные предложения, причем, несколько простых предложений ребенок может объединять в одно с помощью союзов «потому что», «когда», «если» и так далее. Рассказывают истории, отвечают на вопросы, придумывают сюжеты по картинкам. Объясняют значение знакомого слова, а также рассуждают о возможном значении незнакомых выражений. Озвучивают в беседе свое эмоциональное состояние и мнение по поводу определенной ситуации. Дети 6-7 лет очень любят рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями.
«Интеллектуальное развитие ребёнка 6-7 лет». Интеллект -общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллекта объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, память, представление, мышление, воображение. Интеллектуальное развитие ребёнка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта».
Приложение 3
https://www.igraemsa.ru
Сайт с обучающими бесплатными играми для детей. Игры разбиты на категории: на внимание и память, на логику и мышление, загадки и ребусы, пазлы, для малышей и другие. Реклама на сайте есть, но при правильном обращении со страницей ребенок может ее не заметить. Игры созданы на технологии flash и не будут работать на планшетах ipad.
https://poskladam.ru
На сайте "По складам" собраны уникальные игры на обучение детей чтению. Соединяя буквы, склады и слоги, дети сами не замечают, как начинают разбираться в принципах составления и чтения слов. Сайт монетизируется за счет рекламы, поэтому родителям необходимо настраивать окно, в котором ребенок выполняет задание, прежде чем усадить малыша за монитор. Но аналогов этим упражнениям в пространстве рунета практически нет. Игры разработаны на flash, поэтому будут недоступны для apple-устройств.
https://viki.rdf.ru
На этих электронных презентациях выросли детки, которые сейчас уже ходят в среднюю школу. Презентации высочайшего методического качества представлены во всем многообразии тем, которое только можно себе представить: еда, улица, история, музыкальные инструменты, животные и многое другое. Если ваш ребенок тянется к компьютеру, но еще мал для самостоятельных занятий - открывайте презентацию и начинайте вести короткие, понятные ребенку рассказы о каждом слайде. Вот увидите, ребенок полюбит эти учебные разговоры не меньше чтения книг!
https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej
На сайте представлены на логику, мышление, память, а также раскраски, загадки и познавательные игры.
https://uchi.ru
Сайт для школьников.
Канал «Моголь тв»
На канале представлены различные головоломки и задачи на внимание, которые необходимо решить за определённое время.