«Свобода» - «Зависимость». | С. | З. | |
Большинством членов педагогического коллектива, | личности; | а | |
работающих с учащимся, на первое место ставятся интересы и ценности | группы. | б | |
В большинстве случаев в процессе взаимодействия | преподаватель подстраивается к учащемуся; | а | |
учащийся подстраивается к преподавателю. | б | ||
Большинством членов | индивидуальная форма образования; | а | |
педагогического коллектива осуществляется | групповая (коллективная) форма образования. | б |
«Активность» - «Пассивность» | А. | П. | |
Большинством членов | практикуется; | а | |
педагогического коллектива наказание учащегося | не практикуется. | б | |
Большинством членов педагогического коллектива | стимулируется; | а | |
проявление учащимся какой-либо инициативы | не стимулируется. | б | |
Большинством членов педагогического коллектива те или | поощряются; | а | |
иные творческие проявления ребёнка | не поощряются. | б |
ШИРОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | ||
итоговый балл | ||
коэффициент модальности | ||
МЕСТНЫЕ ЭКСКУРСИИ(пешком, на городском и пригородном транспорте) | ||
Практически не проводятся | ||
проводятся, но не для всехучащихся | 0,2 | |
Каждый школьник раз в годуимеет возможность принять участие | 0,5 | |
Каждый школьник не менее двух раз в годуимеет возможность принять участие | 0,7 | |
Периодически проводимые экскурсии как неотъемлемая часть образовательного процесса(например, занятия в лабораториях, в музее, на предприятиях и т.п.) | 1,25 | |
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | | ||
ПУТЕШЕСТВИЯ | ||
Практически не бывает |
|
www.yasvin.ru
Не для всехучащихся | 0,2 | |
Каждый школьник раз в годуимеет возможность принять участие | 0,5 | |
Каждый школьник не менее двух раз в годуимеет возможность принять участие | 0,7 | |
Поездки школьников в другие города как неотъемлемая часть образовательного процесса | 1,25 | |
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) |
ПОСЕЩЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ (театры, концерты, выставки и т.д.) | ||
Практически не бывает | ||
Не для всехучащихся | 0,2 | |
Каждый школьник раз в пол годаимеет возможность посещения | 0,5 | |
Каждый школьник раз в четвертьимеет возможность посещения | 0,7 | |
Периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного процесса | 1,25 | |
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) |
ОБМЕН УЧАЩИМИСЯ | ||
Обмен учащимися с другими учебными заведениями не производится | ||
Обмен учащимися с другими учебными заведениями носит разовый эпизодический характер | 0,1 | |
Производится систематический приём школьниковиз других учебных заведений | 0,3 | |
Учащиеся имеют возможность какое-то время проучиться в другом учебном заведении (также всероссийские и международные детские и молодёжные лагеря, экспедиции и т.п.) | 0,7 | |
Реализуется программа постоянного двустороннего обмена учащимися с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями | 1,25 | |
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) |
ОБМЕН ПЕДАГОГАМИ | ||
Обмен педагогами с другими учебными заведениями не производится | ||
|
ГОСТИ | ||
Учащиеся общаются практически только со своими педагогами, гости приглашаются крайне редко | ||
www.yasvin.ru
Гости (специалисты, ветераны, депутаты и т.д.) периодически выступают с лекциями (рассказами)перед учащимися и педагогами | + 0,1 | |
Родители активно привлекаются к воспитательной работешколы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, весёлые старты, творческие выставки) | + 0,2 | |
Периодически организуется общение учащихся и педагогов с интересными людьмив форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п. | + 0,4 | |
Периодически организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приёма гостей | + 0,55 | |
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) |
ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МИКРОСРЕД | ||
Кроме занятий в своём классе у учащихся практически нет других образовательных возможностей | ||
|
ШИРОТА МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ | ||
Учащиеся в основном занимаются в необорудованных классных помещениях, имеются лишь некоторые специализированные кабинеты, многие из них совмещённые | ||
Занятия проводятся в основном в специализированных оборудованных помещениях (в том числе спортзал, мастерская, библиотека и т.п.), но некоторых необходимых специализированных помещений пока не хватает | 0,3 | |
Имеется полный наборнеобходимых методически и технически оснащенных специализированных помещений | 0,8 | |
Наряду со «стандартным набором» хорошо оборудованных помещений имеются какие-либо дополнительные образовательные структуры (школьный музей, зимний сад, фонотека, видеотека, школьное кафе и т.п.). | ||
Имеются все необходимые оборудованные помещения, а также организована возможность доступа учащихся к компьютерным информационным сетям(«Интернет») | 1,25 | |
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) |
ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | |
итоговый балл | |
коэффициент модальности | |
УРОВЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К УЧАЩИМСЯ |
www.yasvin.ru
К знаниям учащихся предъявляются пониженные требования (обусловлено особенностями контингента учащихся: слабым здоровьем, педагогической запущенностью и т.п.) | ||
Требования к знаниям учащихся, как правило, не превышают соответствующих требований госстандарта | 0,5 | |
Требования к некоторым учащимся выходят за рамкигосстандарта | ||
Ко всем учащимся предъявляются повышенныетребования | ||
Образовательный процесс по ряду учебных дисциплин ведётся по усиленным программам(например по программам вуза) | 2,5 | |
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла) |
УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА УЧАЩИХСЯ | ||
Часто в ходе уроков учащиеся остаются «недогруженными»учебными заданиями, могут заниматься посторонними делами, скучать, болтать и т.п. | ||
Занятия на уроках проходят достаточно интенсивно, при этом учителя стараются давать минимум домашних заданий; как правило, после уроков учащиеся уходят из школы | ||
После уроков учащиеся обычно остаются в школедля консультаций с учителями, на факультативы и другие дополнительные занятия; домашние задания минимальны(или объемные домашние задания, но учащиеся не остаются в школепосле занятий) | 1,5 | |
После уроков учащиеся остаются в школедля дополнительных занятий; а также получают объёмные домашние задания | ||
Практически всё время учащихся так или иначе связано с образовательным процессом(например в специализированных интернатах и т.п.) | 2,5 | |
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла) |
ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА | ||
Выходные дни и каникулыучащиеся, как правило, проводят в семьях, не связаны с образовательным процессомсвоего учебного заведения | ||
В выходные днидля учащихся систематически проводятся рекреационно-образовательные мероприятия (клуб выходного дня, вечера, праздники и т.п.) | + 0,5 | |
На осенних, зимних и весенних каникулахбольшинство учащихся включены в рекреационно-образовательный процесс (предметные семинары, походы, конкурсы, олимпиады, фестивали и т.п.) | + 0,7 | |
На период летних каникулдля учащихся учебным заведением организуются лагеря, трудовые объединения, туристические походы и т.п. | + 0,8 | |
Учебным заведением разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыхаучащихся (как в выходные дни, так и на период каникул) | 2,5 | |
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла) |
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫИ МЕТОДЫ | ||
В образовательном процессе преобладают традиционные методы, основанные на воспроизведенииучащимися усвоенного материала | ||
Некоторые педагоги на отдельных занятияхиспользуют интерактивные («диалоговые») формы и методы (тренинги, имитационные игры и т.д.) | 0,5 | |
Большинство педагоговстремится использовать интерактивные формы и |
www.yasvin.ru
методы образования | ||
Педагогическим коллективом декларирован приоритет интерактивного образовательного процессав данном учебном заведении | 1,5 | |
Интерактивные формы и методы образования являются основными в реальной практике педагогов, квалифицированными специалистами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами | 2,5 | |
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла) |
ОСОЗНАВАЕМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | ||
итоговый балл | ||
коэффициент модальности | ||
УРОВЕНЬ ОСВЕДОМЛЁННОСТИ ОБ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ | ||
Практически никто из учащихся, педагогов и родителей не способен ответитьна вопросы типа: Когда и при каких обстоятельствах основано данное учебное заведение? Кто был его первым директором и чем замечателен этот человек? Какие известные люди здесь учились или преподавали? и т.п. | ||
Отдельные педагоги знаютисторию и традиции своего учебного заведения | 0,3 | |
История и традиции учебного заведения известны нескольким педагогам и группе учащихся, которые специально занимаются их изучением | 0,5 | |
Большинство педагогов и учащихся знакомос историей и традициями своего учебного заведения | ||
Практически все педагоги, учащиеся и их родители имеют представлениеоб истории данного учебного заведения | 1,4 | |
Другое, вместо предложенного, (от 0,1 до 1,4) |
СИМВОЛИКА | ||
Учебное заведение не имеетникаких элементов собственной символики. Соответствующая символика имеется, но совершенно не популярна среди педагогов, учащихся и родителей | ||
Учебное заведение наряду с формальным типовым названием имеет своё особое название(школа «Радуга», школа имени... и т.п.), и все учащиеся об этом знают | + 0,25 | |
Учащимся и родителям хорошо знакома эмблема учебного заведения (воспроизводится на стендах, табелях, дипломах, похвальных листах и т.д.) | + 0,25 | |
Учебное заведение имеет своё знамя, которое хранится на видном почётном месте, под этим знаменем проводятся важные мероприятия | + 0,25 | |
Учащиеся и педагоги хорошо знают слова гимнасвоего учебного заведения и с гордостью его исполняют в соответствующих случаях | + 0,25 | |
Учащиеся и педагоги охотно носят значкисвоего учебного заведения | +0,25 | |
Учебное заведение имеет особую форму или форменные элементы (футболки с символикой своего учебного заведения, «фирменные» шапочки и т.п.), которые учащиеся и педагоги охотно носят | + 0,25 | |
Другое, вместо предложенного (не превысить 1,5 по данному блоку) |
www.yasvin.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАВАЕМОСТИ | ||
Специальная работа не проводится или носит эпизодический характер | ||
Проводятся периодические беседыпо истории учебного заведения | +0,1 | |
Имеются отдельные стенды, рассказывающие об истории и традициях учебного заведения | +0,2 | |
Ведётся летопись учебного заведения(оформляются фото-, кино-, видео- и другие материалы) | +0,3 | |
Торжественно отмечаются юбилейные датыучебного заведения, к этим торжествам ведётся долговременная подготовка | +0,4 | |
Организован музей (постоянная выставка) истории учебного заведения | +0,5 | |
Другое, вместо предложенного, (не превысить 1,5 по данному блоку) |
СВЯЗЬ С ВЫПУСКНИКАМИ | ||
Контакты педагогов и учащихся с бывшими выпускниками носят случайный, эпизодический характер | ||
Контакты с выпускниками ограничиваются проведением вечера встречраз в году | 0,2 | |
Педагоги и учащиеся ведут постоянную перепискусо многими выпускниками | 0,6 | |
Педагогический коллектив целенаправленно следит за судьбой выпускников, в необходимых случаях им оказывается соответствующая поддержка | 0,9 | |
Многие выпускники продолжают поддерживать контакты с учебным заведением, охотно оказывают ему различную помощь | 1,2 | |
Действует постоянный общественный орган типа Совета выпускников, который оказывает содействие развитию учебного заведения | 1,4 | |
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) |
АКТИВНОСТЬ СОТРУДНИКОВ | ||
Практически все педагоги и технический персонал крайне неохотно принимают участиев каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) без соответствующей оплаты | ||
Значительная частьпедагогов и технического персонала охотно откликаются на просьбы администрациио безвозмездной помощи учебному заведению | 0,3 | |
Практически весь коллективохотно откликается на просьбы администрациио безвозмездной помощи | 0,6 | |
Многие сотрудники сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения | ||
Большинство сотрудников лично заинтересованы в развитииучебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении | 1,4 | |
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) |
www.yasvin.ru
АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||
Практически все учащиеся крайне неохотно принимают участиев каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) | ||
Значительная частьучащихся охотно откликаются на просьбыпедагогов о какой-либо помощи учебному заведению | 0,3 | |
Практически все учащиесяохотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи | 0,6 | |
Многие учащиеся сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения | ||
Большинство учащихся лично заинтересованы в развитииучебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении | 1,4 | |
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) |
АКТИВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ | ||
Практически все родители крайне неохотно принимают участиев каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) | ||
Значительная частьродителей охотно откликаются на просьбыпедагогов о какой-либо помощи учебному заведению | 0,3 | |
Практически все родителиохотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи | 0,6 | |
Многие родители сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения | ||
Большинство родителей лично заинтересованы в развитииучебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении | 1,4 | |
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) |
ОБОБЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | ||
итоговый балл | ||
коэффициент модальности | ||
КОМАНДА ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ | ||
Образовательный процесс организуется каждым педагогом на основе его собственных представлений о целях, содержании, принципах и методах обучения и воспитания, никакие единые методические требования к педагогам администрацией не предъявляются | ||
Заместители директора составляют его «команду», к педагогам ими предъявляется система единых методических требований | 0,4 | |
В команду единомышленников наряду с администрацией входит и некоторая часть учителей | 0,8 | |
Большинство учителейпо существу составляют единую профессиональную команду | 1,4 | |
В результате целенаправленной работы с коллективом практически все педагогиданного учебного заведения осознанно реализуют единую образовательную стратегию | 1,7 | |
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,7) | | |
www.yasvin.ru
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ | |||
Серьёзной концепции развития учебного заведения пока не существует, образовательный процесс осуществляется «по инерции» | |||
Инициатива разработки концепции учебного заведения исходит от группы педагогов, в то время как администрация остаётся малокомпетентной и пассивной в этом вопросе | 0,4 | ||
Концепция учебного заведения разрабатывается директором и его заместителями, а учителя пока не имеют об этом чёткого представления | 0,6 | ||
В учебном заведении реализуется определённая образовательная концепция, суть которой известна и понятна педагогам, однако не все согласны именно с таким подходом | |||
Концепция учебного заведения, основные стратегические ориентиры его развития хорошо понимаются и поддерживаются коллективом педагогов | 1,7 | ||
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,7) | |||
ФОРМЫРАБОТЫС ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ________ | |||
Методическая работа с педагогическим коллективом по осмыслению образовательных целей учебного заведения, содержания образовательного процесса и т.п. реально не ведется ____________________________________ | |||
На педсоветах администрацией ставятся вопросыкоординации усилий педагогов в плане развития единого понимания целей и методов образовательного процесса | +0,5 | ||
Проблема согласованности работы педагогов является основной в работе их методических объединений | +0,8 | ||
Периодически проводятся педагогические конференции, на которых происходит свободный обмен мнениями, совместно разрабатываются стратегические положения развития учебного заведения | 1,2 | ||
Организован постоянно действующий педагогический семинар, направленный на повышение уровня понимания сотрудниками целей образовательного процесса, перспектив развития учебного заведения | 1,6 | ||
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,6) |
ВКЛЮЧЁННОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||
Учащиеся практически отвечают только за собственную успеваемость, они не информированы об основных положениях образовательной концепциисвоего учебного заведения | ||
Учащимся рассказываюто понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения | 0,4 | |
Отдельные предложения учащихсяпо изменению организации образовательного процесса всерьёз рассматриваются и могут быть реализованы | 0,8 | |
Учащиеся реально участвуют в управлении учебным заведением, активные учащиеся входят в состав «команды»,разрабатывающей стратегию развития учебного заведения | 1,2 | |
Действует специально разработанная система включения учащихся в процесс стратегического планированияработы учебного заведения, осмысления ими образовательных целей и методов | 1,7 | |
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,7) |
www.yasvin.ru
ВКЛЮЧЁННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ
Родители интересуются только успеваемостью своих детей, они не информированы об основных положениях образовательной концепции учебного заведения | ||
На родительских собраниях родителям рассказываюто понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения | 0,4 | |
Отдельные предложения родительского комитетапо изменению организации образовательного процесса рассматриваются администрацией и могут быть реализованы | 0,8 | |
Действует специально разработанная система взаимодействия администрации и педагогов с родителями | 1,3 | |
Родители реально участвуют в управлении учебным заведением, входят в состав «команды»,разрабатывающей стратегию развития учебного заведения | 1,7 | |
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,7) |
РЕАЛИЗАЦИЯ АВТОРСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ | ||
Учебное заведение не поддерживает тесных контактовс представителями психолого-педагогической науки | ||
Учебное заведение строит образовательный процесс на основе определённой методической модели, администрация получила консультацию от учёныхперед началом реализации проекта | 0,3 | |
Учёные - авторы образовательной концепции учебного заведения -периодически консультируюткак администрацию, так и педагогов | 0,8 | |
Организован постоянно действующий семинардля педагогов, который ведётся учёными - авторами образовательной концепции данного учебного заведения | 1,2 | |
Учебное заведение является экспериментальной площадкойнаучного учреждения, учёные - авторы образовательной концепции - работают в постоянном тесном контакте с администрацией и педагогами | 1,6 | |
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,6) |
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | ||
итоговый балл | ||
коэффициент модальности | ||
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ | ||
Педсоветы, совещания и т.п. проводятся в строгом деловом ритме, различные проявления эмоций и «посторонние разговоры» не поощряютсяадминистрацией | ||
Педсоветы, совещания и т.п. проходят в неформальной обстановке, участники чувствуют себя психологически комфортно, легко и свободно проявляют свои эмоции | + 0,4 | |
Педагоги часто встречаются в неформальной обстановкекак «в стенах» учебного заведения, так и за их пределами (отмечают дни рождения, праздники, ходят в гости друг к другу, посещают концерты, выставки и т.п.) | + 0,8 | |
Каждый педагог ощущает сопереживание и поддержку коллег по поводу своих профессиональных успехов и неудач | + 0,4 | |
В педагогическом коллективе принято делиться не только | +0,9 |
www.yasvin.ru