Религия и общество в Армении




 

Согласно Конституции Республики Армения, все жители Армении имеют право на свободу вероисповедания. Однако в то же время в законодательстве Армении можно найти положение, что религиозные права последователей некоторых малых конфессий могут быть ограничены, и уже зафиксировано немало фактов, подтверждающих, что такие ограничения действительно имеют место.

Никаких заметных изменений в сфере религиозной свободы за последнее время не произошло. Армянская Апостольская церковь, которая по закону является общенациональной церковью, по-прежнему пользуется рядом привилегий, недоступных для приверженцев других вероисповеданий.

Отношения между различными конфессиями в Армении в целом можно оценить как дружественные. Однако отношение армянской общественности к некоторым религиозным направлениям является неоднозначным, а распространенная среди населения Армении антипатия к мусульманам - это проблема, справиться с которой пока чрезвычайно сложно.

Раздел I. Влияние религии в армянском обществе

Общая площадь Республики Армения - 11 496 кв. км. Численность населения - около двух миллионов человек. В общем, Армения является этнически однородной страной, поскольку около 95% населения составляют этнические армяне. Около 90% граждан Армении формально принадлежат к Армянской Апостольской церкви - восточно-христианской деноминации, чей духовный центр находится в г. Эчмиадзине. В годы советской эры Армянская Апостольская церковь наряду с другими конфессиями подвергалась жестоким репрессиям и гонениям, в результате которых многие священнослужители погибли в тюрьмах и ссылках, практически все монастыри оказались закрыты, а система религиозного образования была уничтожена практически под корень. В результате уровень религиозной практики в Армении все еще остается сравнительно низким, хотя многие бывшие атеисты охотно идентифицируют себя с национальной церковью.

Надо признать, что для многих армян принадлежность к Церкви является символом национальной принадлежности, а не только формой выражения религиозных воззрений. Эта идентификация особенно усилилась после вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе 1988-94 годов, в ходе которого из Армении были изгнаны почти все азербайджанцы-мусульмане, а из Азербайджана - практически все армяне, в результате чего в обеих странах появились многотысячные общины беженцев. Ныне главой Армянской Апостольской церкви является католикос Гарегин II, избранный на этот пост в 1999 году в Эчмиадзине при участии делегатов армянских общин со всего мира.

В 2001 году Армянская Апостольская церковь оказалась вовлечена в серьезный конфликт со своим архиепископом в Москве, который в мае был вынужден покинуть свой пост, а затем даже отлучен от церкви.

Кроме ААЦ, в Армении также существуют относительно небольшие, но в ряде случаев активно растущие общины следующих религиозных направлений: йезиды (курдская религиозно-этническая группа, в вероучении которой смешались элементы зороастризма, ислама и анимизма) - примерно 50-60 тысяч последователей; католики, как римские, так и мхитаристы (или армянские униаты) - около 180 000 последователей; пятидесятники - около 25 000 последователей; прихожане Армянской Евангелической церкви - около 5000 последователей; православные - около 6000 последователей; баптисты - примерно 2000 последователей; "Свидетели Иеговы" - примерно 6000 последователей; а также Адвентисты седьмого дня, мормоны, христиане, не причисляющие себя ни к одному из направлений (таковых около 3000 человек), иудеи (от 500 до 1000 человек), мусульмане, бахаисты, кришнаиты и язычники. Йезиды, в основном, проживают в селениях Араратской долины, к северо-западу от Еревана. Армяно-католики и православные проживают в основном на севере Армении, в то время как большинство иудеев, мормонов и бахаистов - это жители Еревана. На территории Армении существует община мусульман-курдов численностью в несколько сотен человек, многие из которых проживают в Абовянском районе, а, кроме того, небольшое количество мусульман-азербайджанцев проживает близ восточных и северных границ Республики Армения. В самом Ереване проживают около 1000 мусульман – это, главным образом, курды, иранцы и выходцы с Ближнего Востока.

"Свидетели Иеговы" в настоящее время продолжают вести активную миссионерскую работу на территории Армении, и численность их паствы в 2000 и 2001 годах постоянно росла. Евангельские христиане и мормоны также весьма успешно ведут миссионерскую работу.

В Конституции Республики Армения зафиксировано право жителей Армении исповедовать любую религию или быть атеистами, а также право религиозных организаций осуществлять свою деятельность без какого-либо вмешательства извне. Тем не менее, армянское законодательство устанавливает определенные ограничения на свободу религиозной деятельности конфессий, не входящих в состав Армянской Апостольской церкви. Закон Республики Армения "О свободе совести" (принят в 1991 году, изменен в 1997 году) устанавливает, что в Армении церковь отделена от государства, но в то же время предоставляет Армянской Апостольской церкви официальный статус общенациональной церкви. Изданный в 1993 году Указ Президента Армении, в 1997 году отмененный в связи с вводом в действие нового варианта Закона "О свободе совести", еще больше закрепил ведущую роль Армянской Апостольской церкви.

В Законе "О свободе совести" есть специальная статья, по которой все религиозные деноминации и организации, не относящиеся к Армянской Апостольской церкви, должны пройти регистрацию в Государственном Совете по делам религий.

Государственный Совет по делам религий - это государственное агентство, которое подчиняется премьер-министру, но представитель, которого не входит в состав правительства Армении. Для успешного прохождения регистрации в Госсовете по делам религий религиозные организации должны иметь свою доктрину, основанную на "исторически признанных священных книгах". Законом установлена минимальная численность членов религиозной организации - 200 совершеннолетних участников (эта цифра была установлена в 1997 году, до того требовалось, чтобы в религиозной организации состояло 50 человек). Религиозные организации, не прошедшие процедуру регистрации, не могут издавать журналы и газеты, не могут быть арендаторами помещений для собраний и иных целей, а также им не разрешено готовить теле- и радиопрограммы или быть приглашающей стороной при выдаче виз иностранным гражданам. Ни одной из ранее зарегистрированных религиозных групп не было отказано в перерегистрации после принятия в 1997 году поправок к Закону "О свободе совести"; фактически сейчас в Армении есть лишь одна религиозная группа, которой власти постоянно отказывают в регистрации - это "Свидетели Иеговы". Несколько других религиозных общин также действуют без регистрации (это, например, молокане - одно из направлений раскольничества, а также некоторые общины йезидов), но, по словам официального представителя Государственного Совета по делам религий, так происходит потому, что сами эти группы избегают регистрации. По данным на 30 июня 2001 года на учете в Государственном Совете по делам религий Республики Армения состояли 50 религиозных организаций, правда, некоторые из них - это отдельные конгрегации в рамках одного и того же религиозной деноминации, по тем или иным причинам решившие пройти регистрацию самостоятельно. Все существующие деноминации проходят перерегистрацию ежегодно и, как правило, без особых проблем. Помимо "Свидетелей Иеговы", определенные проблемы с перерегистрацией возникают только у кришнаитов, но лишь потому, что их численность в последнее время резко упала и теперь она не достигает даже минимальной величины - 50 членов, требовавшейся по прежнему варианту закона.

Действующее в настоящее время законодательство Республики Армения устанавливает, что вести уроки религиоведения в государственных школах могут только преподаватели, назначенные Армянской Апостольской церковью. По просьбе руководства той или иной школы Армянская Апостольская церковь назначает того или иного священника, который должен будет вести уроки религиоведения и церковной истории в этой школе. Другим религиозным группам запрещено вести религиозное обучение в государственных школах, хотя они могут проводить занятия с детьми своих членов на дому, в помещениях молелен и т.д.

В июле 1997 года Президент Армении Р.Кочарян создал специальную Комиссию по правам человека, которая с тех пор провела целый ряд встреч с представителями многих религиозных организаций. В Законе "О свободе совести" содержится пункт, который устанавливает, что Государственный Совет по делам религий Республики Армения должен играть роль посредника в конфликтах между религиозными группами. Тем не менее, пока не зафиксировано ни одного случая, когда Госсовет действительно исполнял бы такую функцию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: