РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО
ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ
Студентки Залогиной Анастасии Сергеевны
Группы 0Б01
Cдается преподавателю перед зачетом или экзаменом как показатель самостоятельной работы студента
Заполняется по конспекту лекций 2010 года
Издательство НИТПУ
Томск - 2010
ББК 60.5
К 18
Иванкина Л.И., Камышев Э.Н., Коваленко А.В. Рабочая тетрадь по психологии и педагогике. – Томск: ТПУ, 2008. – 32 с.
© Иванкина Л.И., Камышев Э.Н., Коваленко А.В., 2008
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫПСИХОЛОГИИ
Вставьте недостающее слово или завершите фразу:
1.1. Впервые предприняла осмысление психики как единого целого Гештальтпсихология
1.2. Одно из первых объяснений функционирования разума сводилось к некоей душе, заключенной в теле.
1.3. По мнению бихевиористов, среда формирует поведение путем стимула и подкреплений.
1.4. Метод самонаблюдения в психологии называется интроспекцией .
1.5. Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
1.6. Гуманистические психологи считают, что основной мотив деятельности человека – стремление к самоутверждению .
1.7. Основные функции психики – регуляция деятельности и отражения .
1.8. Бихевиористы рассматривают психологию как науку о поведении .
1.9. В XVIII в. изучение души заменяется изучением сознания и его функций.
1.10. Согласно теории психоанализа, ведущую роль в детерминации поведения играет сознание .
1.11. Современные психологические теории признают важность биологических факторов в психологическом развитии человека.
|
1.12. Согласно деятельностному подходу, психика формируется и проявляется через деятельность .
1.13. Психодиагностика – метод психологического исследования.
1.14. А. Адлер, К. Хорни, Э.Фромм подчеркивали определяющее влияние на формирование поведения человека социальные системы условий жизни.
1.15. Когнитивистский подход определяет личность как совокупность мыслей человека о познани .
Выберите правильный вариант ответа.
1.16. В соответствии с теорией З. Фрейда «Эго» руководствуется:
А – принципом удовольствия;
Б – принципом реальности;
В – принципом психического детерминизма;
Г – подсознанием.
1.17. Гуманистическая психология не ориентирует личность:
А – на свободу выбора и открытость будущему;
Б – на непрерывное развитие;
В – на управление собственным развитием;
Г – на формирование защитных механизмов.
1.18. Свойство мозга отражать объективную действительность и на основе формируемых образов регулировать деятельность называется:
А – рефлекс; Б – адаптация; В – сознание; Г – память.
1.19. Идею врожденного стремления любого индивидуума к самореализации развивает:
А – психоанализ; Б – гештальтпсихология;
В – гуманистическая психология; Г – бихевиоризм.
1.20. Создателем первой экспериментальной психологической лаборатории является:
А – Ж. Пиаже; Б – В. Вундт; В – У. Джеймс; Г – И. Павлов.
1.21. Направление, отрицающее сознание как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения, называется:
А – психоанализ;
Б – когнитивная психология;
В – бихевиоризм;
|
Г – гуманистическая психология.
1.22. Психология стала экспериментальной наукой:
А – в Древней Греции; Б – в ХYIIIвеке; В – в ХIХ веке; Г – в ХХ веке.
1.23. Познавательные процессы – основной предмет исследования в:
А – гуманистической психологии;
Б – аналитической психологии;
В – бихевиоризме;
Г – когнитивной психологии.
1.24. Схема «S – R» делает упор на:
А – объективное описание поведения;
Б – бесполезность концепции сознания;
В – соответствие между реакцией и стимулом;
Г – доминирование стимулов в поведении.
1.25. Научный метод:
А – рационалистичен; Б – состоит в проверке гипотез;
В – субъективен; Г – опирается на практику.
1.26. Изучением связей между нервными структурами и поведением занимается:
А – психология; Б – бихевиоризм; В – психофизиология; Г – неврология.
1.27. Сознание как особую биологическую функцию рассматривает:
А – функционализм; Б – психоанализ; В – бихевиоризм; Г – прагматизм.
1.28. Зависимость психики от генотипа исследует:
А – когнитивная психология; Б – социальная психология;
В – генетическая психология; Г – этиология.
1.29. З. Фрейд разработал метод:
А - интроспекции; Б - психодрамы;
В – свободных ассоциаций; Г – арт-терапии.
1.30. К интропсихическому явлению относится:
А – ощущение боли; Б – потребности; В – мысли; Г – желания.
1.31. Идею «Я-концепции» первым предложил:
А – У. Джеймс; Б – К. Роджерс; В – А. Маслоу; Г – З. Фрейд.
1.32. Метод психологии:
А – консультирование;
Б – психотерапевтическая помощь;
В – эксперимент;
Г – иглоукалывание.
|
1.33. Среди традиционно выделяемых уровней поведения у человека наиболее ярко представлен:
А – рефлекс; Б – инстинкт; В – деятельность; Г – игра.
1.34. Функциональная асимметрия мозга предполагает:
А – наличие двух полушарий;
Б – разные функции полушарий;
В – доминирование одного из полушарий;
Г – индивидуальные особенности строения полушарий.
1.35. Представление об уровнях развития психики в психологию ввел:
А – В. Вундт; Б – У. Джеймс; В - З. Фрейд; Г – К. Юнг.
1.36. Согласно психоанализу, влечения бессознательного находятся в противоречии:
А – с нормами культуры; Б – с сознанием; В – со средой; Г – с самостью.
1.37. Расставьте перечисленные понятия в соответствии с основными категориями психологии: 1 – психический процесс, 2 – психическое состояние. (Ощущение - 1, стресс - 2, воображение - 1, растерянность - 2, память - 1, настроение - 2, инсайт- 2, мышление - 1).
1.38. Что соответствует методам 1 – естественнонаучной психологии и 2 – гуманитарной психологии: анкетирование - 1; тестирование - 1; понимание - 2; наблюдение - 1; эмпатическое слушание - 2; интроспекция - 2.
1.39. Установите соответствие понятий (стимул - 2, интериоризация - 1, поведение - 2, активность - 1, подкрепление - 2, культурный опыт - 1) с 1 - деятельностным подходом в психологии и 2 - подходами бихевиоризма.
1.40. Установите соответствие утверждения о психической деятельности с 1 - идеалистическим и 2 - материалистическим пониманием психики. Психическая деятельность зависит от внешних причин - 1; есть свойство мозга - 2; есть отражение объективной действительности - 2; познаваема только путем самонаблюдения - 1; имеет универсальный характер - 1; уникальна по своей природе - 1.
1.41. Соотнесите 1- гештальтпсихологию и 2- когнитивную психологию с именами психологов-исследователей данных направлений: Ж. Пиаже - 2, В. Келер - 1, Ф. Перлз - 1, Дж. Келли - 2, М. Вертгеймер - 2, С. Шехтер - 2.
1.42. Соотнесите приемы воздействия на психику человека 1- гуманистической и 2- аналитической психологии: транс - 2, активное понимание - 2, доверие - 1, метафора - 1, интерпретация символов - 2, искренность - 2.
1.43. Соотнесите основные понятия с 1- бихевиористским и 2- психоаналитическим направлениями в психологии: поведение - 1; среда - 1; стимул - 1; подкрепление - 1; защитные механизмы - 2; психологический детерминизм - 2.
1.44. Расставьте в порядке усложнения (от низшего к высшему) следующие уровни действия: уровень физиологического действия - 1, уровень действия личности - 4, уровень физического действия - 2, уровень действия субъекта - 3.
1.45. Расставьте понятия так, чтобы предыдущее было общим по отношению к следующему понятию: радость - 2, ликование - 1, отражение - 4, чувство - 3, психика - 5.
1.46. Расставьте понятия в порядке развития психики в филогенезе: ощущения - 2, чувствительность - 3, восприятие - 4, раздражимость - 1, мышление - 5.
1.47. Расставьте в порядке введения в научный оборот следующие категорий: сознание - 3, психология - 1, ощущение - 4, воля - 5, поведение - 2, темперамент - 7, характер - 6.
1.48. Расставьте по степени силы проявления, устойчивости, и продолжительности следующие эмоциональные состояния: эмоция 2, настроение 3, аффект 1, чувство 4.
1.49. Расположите в порядке следования этапы психологического исследования: выдвижение гипотезы 2, формулировка проблемы 1, выбор методов 3, проверка гипотезы 4, интерпретация результатов 5.
1.50. Расставьте научные направления психологической науки в порядке их становления: психоанализ - 1, гуманистическая психология - 5, гештальтпсихология - 3, бихевиоризм - 2, когнитивная психология - 4.