III этап: заключительный




Проект

«Экспериментирование, как один из методов развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Тема проекта: «Экспериментирование, как один из методов развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Краткая аннотация

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей. В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:

  • специально-организованное обучение в форме занятий;
  • совместная деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы:

  1. Занятия;
  2. Эксперименты;
  3. Беседы;
  4. Наблюдение и труд;
  5. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Цель проекта: Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Задачи проекта:

1) Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2) Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

3) Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.

4) Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.

5) Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.

Срок: долгосрочный (два года).

I этап: подготовительный

II этап: основной

III этап: заключительный

I этап: подготовительный

Работа с родителями:

1) Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».

2) Анкетирование «Детское экспериментирование в семье».

3) Наглядная агитация

Работа с детьми:

1) Диагностика развития познавательной активности детей.

Создание предметно-развивающей среды:

1) Обновить центр экспериментирования, изготовить полифункциональное оборудование для проведения опытов.

2) Приобрести книги познавательного характера.

3) Разработать картотеку опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.

4) Разработать технологические карты для проведения опытов.

II этап: основной

Работа с родителями:

1) Консультация «Игры – эксперименты для детей».

2) Индивидуальные беседы.

Работа с детьми:

1) Развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

2) Проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.

3) Наглядная агитация.

4) Индивидуальные беседы

5) Активное участие детей в выставках, смотрах, конкурсах как внутри ДОУ, так и на уровне города.

Создание предметно – развивающей среды:

1) Обновить центр экспериментирования, изготовить полифункциональное оборудование для проведения опытов.

2) Приобрести книги познавательного характера.

3) Ведение дневников для фиксации результатов опытов.

4) Дополнить наглядную информацию для родителей рекомендации по теме «Растим любознательных».

III этап: заключительный

Работа с родителями:

1) Наглядная агитация.

2) Индивидуальные беседы.

3) Открытое занятие для родителей по экспериментированию.

Работа с детьми:

1) Диагностика развития познавательной активности детей.

Создание предметно - развивающей среды:

1) Обновить центр экспериментирования, изготовить полифункциональное оборудование для проведения опытов.

2) Приобрести книги познавательного характера.

3) Продолжать ведение дневников для фиксации результатов опытов.

4) Дополнить наглядную информацию для родителей рекомендации по теме «Учите ребёнка наблюдать».

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители группы.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста в детской лаборатории.

Месяц Тема занятий-экспериментов Программное содержание Оборудование Литература
Сентябрь 4 неделя Экскурсия в детскую лабораторию Уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятием «наука» «гипотеза», о назначении детской лаборатории; дать представление о культуре поведения в детской лаборатории. Игрушка дед Знай, баночка с подкрашенной водой, бумажные полотенца, духи, ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 41.
Октябрь 1 неделя Какая бывает вода? Уточнить представление о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы, познакомить с принципом работы пипетки развивать умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. Таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы, воронки, соломинки для коктейля, песочные часы, алгоритм выполнения опыта «Соломинка – пипетка», ведерки. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 43.
Октябрь 2 неделя Вода – растворитель. Очищение воды. Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. Закрепить правила работы. Сосуды разного размера и формы, вода, стирал. порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, растит. масло, пищевые красители, ложки, марля, фито-чай, марганец. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 46.
Октябрь 3 неделя Песчаный конус Помочь определить детям может ли песок двигаться. Песок, плоская емкость, лупы. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 221.
Октябрь 4 неделя Волшебные стеклышки Познакомить с лупой микроскопом, подзорной трубой, биноклем, телескопом, объяснить для чего они нужны человеку. Лупы, микроскопы, мелкие предметы; семена фруктов, овощей; листья деревьев; картинки подзорной трубы, телескопа. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 51.
Ноябрь 1 неделя Воздух Расширить представление о воздухе и его свойствах: невидим, без запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, закрепить умение пользоваться чашечными весами, познакомить с историей изобретения воздушного шара. Веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи, ванилин, чеснок. Воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насосы. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 59.
Ноябрь 2 неделя Вдох - выдох Расширить представления детей о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. Вода охлажденная, кипяченая вода, аквариум с рыбками, часы с секундной стрелкой. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 225.
Ноябрь 3 неделя Сухой из воды Помочь определить детям, что воздух занимает место. Вода, ёмкость, деревянные бруски с флажками, банки (в них должен свободно входить брусок с флажком). Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 229.
Ноябрь 4 неделя Что выделяет растение? Помочь детям установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений. Маленький горшочек с растением, большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, лучинка, спички. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 236.
Декабрь 1 неделя Хитрости инерции Познакомить детей с фокусом, основанном на инерции (отличать сырые яйца от вареных). Стаканы с водой, листы бумаги, вареные и сырые яйца, тарелки.   Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 55.
Декабрь 2 неделя Зачем человеку глаза и есть ли у глаз помощники? Помочь определить детям,зачем человеку нужны глаза. Помочь определить помощников глаз. Шарф, мешочек, мелкие игрушки, бумага, карандаши. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 245, 246.
Декабрь 3 неделя Взаимосвязь органов вкуса и запаха, определение пищи на вкус Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха; научить определять пищу на вкус (не глядя на нее). Продукты – лимон, шоколад, хлеб и т.д. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 247, 248.
Декабрь 4 неделя Почему дует ветер? Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий- поднимается вверх, он легкий; холодный- опускается вниз, он тяжелый. Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки свеча. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 64.
Январь 2 неделя Почему не тонут корабли? Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы, веса. Таз с водой, предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, пробка, кусок пластилина, перья, спичечные коробки, упаковка из-под яиц, фольга, стеклянные шарики, бусинки. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 68.
Январь 3 неделя Путешествие капельки Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления детей о значении воды в жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. Электрический чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», географическая карта или глобус, мнемотаблица. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 70.
Январь 4 неделя Всё обо всём Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе. Стаканы, песок, вода, ложки (чайные, кукольные, столовые, деревянные); песочные часы на 1(3) минуты, оргстекло, кисточки, карандаши, 4 половинки яичной скорлупы, ножницы, узкий скотч, несколько банок с консервами, стеклянные банки, пустые жестяные банки из-под кофе, рабочие листы, схемы выполнения опыта. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 77.
Февраль 1 неделя Твердая вода. Почему тают айсберги? Уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Таз с водой, пластмассовая рыбка; куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 78.
Февраль 2 неделя Испытание магнита Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими, показать способ изготовления самодельного компаса. Коллаж «Магнетические и немагнетические предметы», магниты с разными полюсами, компас. Игра на магнитной основе; канцелярские скрепки, кнопки, ложки, вилки, болтики, гвозди, шурупы, заколки-невидимки, детали конструктора Лего, карандаши, ластик, деревянные кирпичи, фломастеры, ракушки, воздушный шарик, резинка. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 91.
Февраль 3 неделя Как действуют магниты на предметы Расширить логический и естественнонаучный опт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. Бумажная кукла с одеждой, мед или варенье и другие липкие и вязкие материалы. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 250.
Февраль 4 неделя Мир бумаги Познакомить детей с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертёжная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги. Вода, квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, ёмкости, ножницы. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 253.
Март 1 неделя Мир ткани Познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его уплотнения. Вода, небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, плащёвка), ножницы, емкости, алгоритм действий. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 254.
Март 2 неделя Легкая пластмасса Помочь определить детям свойства пластмассы(гладкая, шероховатая). Вода, изделия из пластмассы (гладкие и рифленые), ёмкость. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 257.
Март 3 неделя «Путешествие в мир стеклянных вещей» Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную активность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы. Предметы из стекла. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 261.
Март 4 неделя «Как происходит извержение вулкана?» Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. Картинка с изображением вулкана; карта России; поддоны, картон, клей, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, листы бумаги для фиксации наблюдений, цветные карандаши, чайные ложки, пипетка. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 87.
Апрель 1 неделя О «дрожалке» и «пищалке» Познакомить детей с понятие «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. Ученическая линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 94.
Апрель 2 неделя «Как сделать звук громче?» Обобщить представление о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха. Звуки бывают высокие и низкие; звук передается с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. Расческа с мелкими и крупными зубьями, рупор, слуховая труба, механические часы, блюдце целое и с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч, музыкальные инструменты из бросового материала, рабочие листы для фиксации опытов. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 95.
Апрель 3 неделя «Секретные записки» Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка. Лимон, вата, спички(палочки), чаша, листы бумаги, кисти, акварельные и гуашевые краски, пищевые красители, настольная лампа, апельсин, яблоко, помидор, йод, миски, ручки-невидимки. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 104.
Апрель 4 неделя «Что такое молния?» Познакомить детей с понятием электричество, электрический ток. Сформировать основы безопасного обращения с электричеством. Воздушные шары, шерстяная ткань, шарфики, пластмассовая линейка, пластилин, большая канцелярская скрепка. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 106.
Май 1 неделя «Опыт с металлом и пластмассой» Сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов. Вода, емкость, металлическая гайка, пластмассовые колпачки, совок, молоток (без ручки) Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 265.
Май 2 неделя «Разные отражения» Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете. Набор предметов, обладающих способностью отражения зеркала. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 269.
Май 3 неделя «Радуга в небе» Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет, упражнять в изготовлении мыльных пузырей по алгоритму-схеме. Стеклянная призма, картинка «радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 115.
Май 4 неделя «Забавные фокусы» Развивать у детей любознательность, наблюдательность, мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов. 3 чайные ложки охлажденные в холодильнике, повязка для глаз, 2 настольных зеркала, 2 яблока или пара других однородных предметов, наполненная до краев водой банка, к ее крышке приклеены елочки, деревья, домик, насыпаны блески. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 116.

Перспективный план работы с детьми подготовительной группы в детской лаборатории

Месяц Тема занятий - экспериментов Программное содержание Оборудование Литература
Сентябрь 1 неделя «Удивительный песок» Познакомить детей со свойствами и качествами песка, его происхождением; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость. Три стеклянные банки, лопатка, пластинка из оргстекла, магнит, карточка, лупа, карандаши (для каждого ребенка), сухой и влажный песок, прозрачная вода. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 275.
Сентябрь 2 неделя «Сухая и влажная почва» Учить детей определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований. Две стеклянные баночки (одна – с сухой, другая – с влажной почвой), лупа, пластинка из оргстекла, лопаточка, карточка, карандаши. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 276.
Сентябрь 3 неделя «Фильтрование воды» Познакомить детей с процессами очистки воды разными способами. Речной песок, крахмал, промокательная бумага, воронка, тряпочка, ёмкости. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 278.
Сентябрь 4 неделя «Бережём воду» Показать способ очистки воды с помощью фильтра; учить детей беречь воду. 3 стакана: 2 – с грязной водой, 1 – с чистой водой; фильтр из воронки и ваты. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 279.
Октябрь 1 неделя «Соломенный буравчик» Помочь детям выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Сырые картофелины, по две соломинки для коктейля на каждого ребенка. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 284.
Октябрь 2 неделя «Парашют» Помочь детям выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Ёмкость с песком, парашют, игрушечные человечки. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 285.
Октябрь 3 неделя «Вертушка» Помочь детям выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Вертушка, материал для ее изготовления для каждого ребенка, бумага, ножницы, палочки, гвоздики. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 286.
Октябрь 4 неделя «Куда тянутся корни?» Помочь детям установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды. Два растения в горшках с поддоном, модель зависимости растений от факторов внешней среды. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 288.
Ноябрь 1 неделя «Упрямое растение» Уточнить, как свет влияет на рост комнатных растений, развивать наблюдательность. Комнатное растение Каланхоэ (два экземпляра), лист бумаги, карандаши. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 290.
Ноябрь 2 неделя «Много – мало» Помочь выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев. 3 растения: одно – с крупными листьями, второе – с обычными, третье – кактус; целлофановые пакетики, нитки. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 292.
Ноябрь 3 неделя «Связь уха с носоглоткой» Помочь определить детям связь уха с носоглоткой.   Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 296.
Ноябрь 4 неделя «Осязательный центр человека, тепловые и холодные точки у человека» Сравнить температуру воды в нескольких емкостях, определить расположения «тепловых» (воспринимающих тепло) и «холодных» (воспринимающих холод) точек на разных участках кожи (на ладони и на лице). Ёмкости с водой – холодной, теплой, горячей, спица. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 298.
Декабрь 1 неделя «Обоняние человека. Вдох, вкус и запах» Упражнять в различении цветов и пищи по запаху; доказать необходимость вдоха для определения запаха; показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. Вазы с цветами, продукты с характерным запахом, лимон, шоколад, хлеб, плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятаны туалетное мыло, флакончик из-под духов, кожура от мандарина. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 299, 300, 301.
Декабрь 2 неделя «Мир ткани» Познакомить детей с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей. Вода, образцы тканей, ёмкости, ножницы. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 304.
Декабрь 3 неделя «Мир металлов» Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обусловливают способы их использования в быту и на производстве. Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, кусочки бронзы и серебра, спиртовка, спички, ножницы. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 305.
Декабрь 4 неделя «Мир пластмасс» Учить узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид), сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования. Кусочки и игрушки из разного вида пластмасс; спиртовка, спички. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 306.
Январь 2 неделя «Земля – магнит» Помочь выявить действия магнитных сил Земли. Вода, растит. масло, шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан, обычные иголки. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 310.
Январь 3 неделя «Как не обжечься?» Помочь детям выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов). Емкость с горячей водой, одинаковые по размеру емкости из разных материалов: керамики, дерева, пластмассы, металла, алюминиевая ложка. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 325.
Январь 4 неделя «Замерзание жидкостей» Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молока, сока, растительного масла; алгоритм действия. Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром, экспериментир-ние» стр. 95.
Февраль 1 неделя «Изменение объема жидкости» Выявить изменение объема жидкости при замерзании. Бутылки с пробками. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 142.
Февраль 2 неделя «Ледяной дом» Совершенствовать умения детей работать со снегом, используя необходимые инструменты. Способствовать участию детей в коллективном преобразовании, проявлению активного стремления преобразовывать объект. Снег, вода, лопатки, ведра, свеча. Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром, экспериментирование» стр. 97.
Февраль 3 неделя «Большие – маленькие» Выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется (занимает больше места). Пластиковые бутылки с пробками, воздушный шарик, монета. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 146.
Февраль 4 неделя «Передача солнечного зайчика» Помочь понять, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть увидеть его там, где его не должно быть видно. Зеркала, схема многократного изображения. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 326.
Март 1 неделя «Радуга на стене» Познакомить с механизмом образования цветов. Граненое стеклышко (деталь от хрустальной люстры). Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 328.
Март 2 неделя «Поющая струна» Помочь выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука). Проволока без покрытия, деревянная рамка. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 328.
Март 3 неделя «Комнатный садик» Участвовать в коллективном преобразовании объекта, проявлять стремление к преобразованию, самостоятельно придумывать и реализовать свои замыслы в соответствии с общей целью. Пластиковая емкость, высушенные растения, сухие веточки деревьев, песок, глина, камешки, мох, губка, древесные опилки, мочало, пластилин, краски, кисточки. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 311.
Март 4 неделя «Автомобиль будущего» Побуждать детей активно проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленной задачи, самостоятельно придумывать и осуществлять свои замыслы. Иллюстрации с изображением современных автомобилей, альбомные листы, карандаши, фломастеры, краски, кисточки. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 313.
Апрель 1 неделя «Жилище человека в древности» Участвовать в коллективном преобразовании, формировать умение реализовать возможности преобразования, доводить работу до логического конца; проявлять творческий потенциал в ходе преобразования. Веточки деревьев, мох, древесные опилки, иллюстрации с изображением разнообразных типов домов, картон, бумага, клей, кисточки, краски, картонные коробки. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 316.
Апрель 2 неделя «Дом из ткани» Участвовать в коллективном преобразовании; развивать желание преобразовывать предмет. 5 больших деревянных рамок, 5 кусков тонкой ткани или 5 прозрачных платков, декоративные гвозди, молоток. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 317.
Апрель 3 неделя «Дом, в котором я живу» Совершенствовать умение работать с разнообразными материалами, творчески подходить к решению поставленной задачи, придавать работе законченный характер. Коробки, бумага, картон, ножницы, клей, кисточки, краски. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 319.
Апрель 4 неделя «Дом будущего» Побуждать детей самостоятельно придумывать и осуществлять оригинальные замыслы, проявлять стремление к преобразованию. Альбомные листы, краски, кисточки, карандаши, фломастеры. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 321.
Май 2 неделя «Дом на курьих ножках» Развивать умение творчески подходить к решению поставленной задачи; совершенствовать умение работать с различными материалами, использовать знания, приобретенные в ходе поисковой деятельности. Веточки деревьев, картонные коробки, бумага, клей, картон, кисточки, краски, солома. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 323.
Май 3 неделя «Парашют – зонтик» Совершенствовать умение работать с бумагой и доводить работу до конца, использовать знания, приобретенные в поисковой деятельности. Бумага, клей, 8 узких тесемок, палочка, булавка. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 320
Май 4 неделя «Как увидеть молнию?» Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе. Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 329.

 

Ожидаемый результат:

1. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мироведения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

2. Воспитанники имеют представление об окружающем мире.

3. У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

4. Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

5. Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.

 

Литература:

1. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс».

2. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Методическое пособие - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.

3. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» - Волгоград: Учитель, 2012.

4. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников» - М.: ТЦ Сфера,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: