Ведущие мотивы профессиональной деятельности современных российских студентов




В России в последние годы наблюдается тенденция обесценивания процесса профессиональной подготовки, молодые люди нацелены в большей степени на конечный результат обучения, на получение диплома о высшем образовании, что, по их мнению, способствует успешному трудоустройству. Данная проблема прослеживается и в иерархии мотивов профессиональной деятельности. Молодежь стремится в первую очередь удовлетворить свои материальные потребности. Такие идеалы как возможность видеть результаты своего труда, удовлетворенность от профессиональной самореализации имеют второстепенное значение в сознании современных молодых людей. Подобные мотивационные тенденции создают угрозу дееспособности государства, мешают нормальному развитию социально-трудовых отношений.

Установка на получение высшего образования имеет очень широкое распространение. В возрасте 20-24 года более 2/3 опрошенных респондентов заявляет претензию на образование в объеме вуза и более. Об интересе к науке и учебе в 15-20 лет заявляет более трети.

Повышение ценности высшего образования сопровождается изменением его основных функций в восприятии молодежи. Изначальная функция высшего профессионального образования имела инструментальный характер: подготовка человека к работе, требующей высокого уровня квалификации. Это способ получения определенной профессии. Подобная направленность высшего образования является традиционной и в сознании старшеклассников на начало XXI в. еще не утратила до конца значения.

Но этот мотив перестает быть определяющим, и, по мнению многих исследователей, желание учиться в высшей школе все больше обусловливается стремлением молодежи иметь более прочные гарантии трудоустройства. Факторы значимости высшего образования (не вполне совпадающие с собственно мотивами обучения в вузе) практически едины для всего общества и не различаются в тех или иных группах: главный среди них имеет вполне тривиальный и общеизвестный характер - «без образования не найдешь хорошо оплачиваемой работы» (53%), «не станешь хорошим специалистом в выбранной области» (40%), а соответственно, «не сделаешь карьеры» (37%). По существу, эти формулировки - разные выражения одного и того же представления о связи образования с заработком и статусом, базовое социальное утверждение конститутивных принципов организации современного общества и его социальной структуры. Но акцентируется этот принцип в разных социальных средах и группах по-разному.

Действительно, по данным опроса молодежи, абсолютное и подавляющее число молодых людей уверено, что высшее образование необходимо (89%). Наиболее высокие показатели дают выпускники вузов - специалисты с высшим образованием (99%). Однако цифра нигде не опускается ниже 80%, в том числе у квалифицированных (84%) и неквалифицированных (82%) рабочих, у работников в сфере услуг (85%).

Установку на высшее (а не какое-либо иное) образование и его связь с «хорошей» работой наглядно иллюстрируют данные опроса молодежи. Так, возможность хорошо устроиться после школы в своем городе со средним образованием видят только 17%, со средним специальным - уже 45%, а с высшим - 67%. Эту точку зрения особенно поддерживают предприниматели и менеджеры (77%), специалисты с высшим образованием (80%), люди с высоким доходом (77%), т.е. «реализовавшиеся».

«Хорошо оплачиваемая работа» - главная причина, по которой нужно получать высшее образование (60%). В наибольшей степени в этом уверены неквалифицированные рабочие (70%) и служащие со средним образованием (63%). Последние также уверены, что без высшего образования «не сделать карьеры» (49% при среднем значении 42%).

Представители молодежи, не получившие высшего образования считают, что при наличии вузовского диплома они «работали бы на другом предприятии» (63%), «выполняли бы другую работу» (68%), «получали бы другую зарплату» (71%). Для сравнения: из тех, кто получил высшее образование, 74% считают, что оно им необходимо для выполнения работы; 64% окончивших вуз довольны тем, как сложилась их профессиональная жизнь, карьера (29% недовольны).

На вопрос о том, какое образование дает ныне наилучшие возможности в жизни, молодыми людьми чаще всего (39%) давался ответ - «вуз». Еще больше в сумме составили ответы «два вуза» и «вуз за рубежом». Практический вопрос о том, какое образование респонденты находят достаточным для себя лично, показывает еще более высокую ориентированность на высшее образование. Более трети жителей страны и почти половина молодых людей ставят планку на уровне диплома о высшем образовании. Менее высокие и более высокие уровни образования устраивают меньшинство. На сегодняшний день твердо установилась ориентация всего населения страны и прежде всего его молодой части на высшее образование как наиболее желательный уровень образованности. По мнению многих респондентов, высшее образование скоро станет всеобщим.

При этом образование рассматривается прежде всего как средство получения хорошо оплачиваемой работы

Сегодня население в целом идет на огромные жертвы, мобилизуя собственные средства на то, чтобы дать молодому поколению высшее образование. Согласно данным социологического исследования, проведенного ВЦИОМ весной 2010 года, более 85% опрошенных считают получение профессионального образования необходимым для своих детей / внуков. При этом 70% респондентов считают необходимым получение именно высшего профессионального образования. Аналогичные данные показывают и результаты некоторых других социологических исследований: примерно 65 - 85% самих учащихся школ ориентированы на продолжение образования в вузах. Такая тенденция объясняется не только престижностью высшего образования, но и появлением на рынке разнообразных привлекательных образовательных услуг. Высшее образование рассматривается прежде всего как необходимое условие для того, «чтобы больше зарабатывать» (47% опрошенных), «больше знать, получить специальные знания» (39%) или «занять более высокое положение в обществе» (36%).

Потребность в получении высшего образования объясняется экономическими реформами. Сегодня мы вынуждены констатировать, что в условиях растущего расслоения общества население, включая и молодежь, первое место среди ценностей отдает материальному достатку. По данным исследования, проведенного Независимым институтом социальной политики, 56% одиннадцатиклассников поставили его на первое место, что вдвое превосходит число молодых людей, отдавших предпочтение семейным ценностям. Если сформулировать тот же вопрос в чуть менее определенной форме (о стремлении к успеху), то среди студентов государственных вузов, обучающихся бесплатно, 93% ориентировано на успех, среди обучающихся в государственных вузах на платной основе таких 95,9%, а в негосударственных - 96,4%. Вывод очевиден - стремление к успеху выступает одним из основных факторов, влияющих на решение продолжать образование.

Ценность профессионального образования для молодежи стала в большей степени зависеть не от реальной потребности в специалистах соответствующего профиля и содержания их труда, а от престижности модных специальностей. Вследствие этого возник лавинообразный спрос на модные специальности в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, на что немедленно среагировали негосударственные учебные заведения и платные отделения государственных учебных заведений.

Специалисты отмечают, что такие всплески на рынке образовательных услуг чаще возникают под влиянием социально-психологических факторов, изменений в общественном мнении, чем под воздействием факторов экономического характера. При этом в силу высокой значимости социально-психологических условий формирования спроса на образовательные услуги его изменения постоянно отстают от прогнозных характеристик рынка труда, что, по мнению Е.Ф. Сабурова, приводит к возникновению «временного блага» (до 5 - 6 лет) между изменениями на рынке труда и на рынке образовательных услуг.

Среди мотивов получения высшего образования есть культурная наследственность (наличие высшего образования у матери, уровень благосостояния семьи и несколько других). Но парадоксальным образом не рассматривается мотив, который вполне очевиден для работодателей: предлагая место претендентам с высшим образованием, они чуть не в каждом объявлении подчеркивают, что это будет «работа в офисе», то есть «чистое» занятие, исключающее физический труд и пребывание под открытым небом. Бегство молодежи от «грязной работы», естественно, приводит к заполнению этих рабочих мест иммигрантами, а следовательно - к консервации здесь архаичных условий труда и низких зарплат.

Следует подчеркнуть, что состояние рынка труда сейчас зависит от потребителя, то есть в основном от частного капитала. И если труд дешев по сравнению с другими факторами производства, работодатели в условиях оживления экономики и перспектив ее роста не стремятся нанимать специалистов с минимально необходимой квалификацией.

Рост значимости статусной составляющей высшего образования сопровождается снижением его профессиональной ценности. Возможно, во многом именно с этим связано наблюдаемое уменьшение интереса студентов к учебе, увеличение числа пропусков занятий, широкое распространение вторичной занятости, что в конечном итоге ведет к снижению уровня профессиональной подготовки. Данный феномен - смещение акцентов в образовательных потребностях молодежи по отношению к высшему образованию с профессиональной на статусную составляющую имеет объективную причину: рынок труда не готов к принятию молодых специалистов для устройства их по специальности. А если такая возможность у выпускников вуза и возникает, то часто предлагаемая заработная плата не вызывает у них желания идти на предложенную работу.

По данным исследований, проводимых с 2001 по 2011 год Центром социологических исследований Института социологии РАН доминирующим мотивом выбора специальности учащимися средних школ, является интерес к профессии. Об этом свидетельствуют ответы не только школьников, но и учащихся 1-х курсов профессиональных образовательных учреждений (см. таблица 9).

 

Таблица 9.Мотивы выбора специальности, в % от числа опрошенных

Мотивы выбора профессии Учащиеся 8-11-х классов средних школ Учащиеся училища, лицея Учащиеся техникума, колледжа Студенты вуза
Интерес к профессии 52,4 54,1 48,3 52,2
Высокий заработок 9,2 14,1 9,2 7,3
Престижность 10,2 7,3 13,0 16,1
Общественная значимость 2,7 2,9 6,8 4,9
Семейная традиция 2,7 2,4 3,4 2,0
Перспективность (карьера) 3,0 3,9 7,2 17,6
Легко устроится на работу 4,0 7,3 7,2 4,9
Иные мотивы - 6,3 5,9 -

 

Хотя интерес к профессии в составе мотивов доминирует, он характерен только для каждого второго учащегося. По этому показателю была бы желательна величина 75-80%, так как совпадение личного интереса и профиля профессии, специальности гарантирует в будущем профессиональную конкурентоспособность выпускников профессиональных образовательных учреждений.

Роль школы в профессиональной ориентации, согласно ответам опрошенных учащихся, в целом низкая. Слабо ориентировать учащихся на выбор профессии - это не органическое свойство средней школы. Проблема в ином. Сегодня структура рынка труда, тем более интеллектуального, не сформирована. Многие предприятия простаивают, уровень заработной платы и технической, и гуманитарной интеллигенции невысок. Ни престижность, ни общественная значимость профессии не совпадают с ее прибыльностью. Например, быть врачом или преподавателем общественно значимо, однако не прибыльно. Становление прогрессивной структуры рынка труда, рост спроса со стороны предприятий и учреждений на квалифицированные профессии и специальности способны стимулировать повышение качества профессиональной ориентации учащихся в средней школе. Пока же большинство учащихся старших классов средней школы в выборе своей будущей специальности или профессии большей частью предоставлены сами себе, и им еще помогают родители (см. таблица 10).

 

Таблица 10.Агенты влияния на выбор профессии, специальности, в % от числа опрошенных

Кто посоветовал Учащимся училища, лицея Учащимся техникума, колледжа студентам вуза
Родители 34,6 36,7 36,6
Брат или сестра 5,9 2,9 4,4
Друзья, знакомые 15,1 14,0 9,3
Школа (учитель) 2,0 1,9 4,4
Представители вуза, техникума, ПТУ 2,9 3,4 5,9
Убедили рекламные проспекты 0,5 3,4 0,0
Выбрали самостоятельно, без всякой «подсказки» 47,8 47,3 51,2
Иная ситуация 1,5 1,4 1,0
Суммарные величины:      
1. Посоветовали родные, друзья, знакомые 55,6 53,6 50,3
2. Посоветовали представители образовательных учреждений, СМИ, проспекты 5,3 8,7 10,3
3. Выбрали сами 47,8 47,3 51,2

 

В профессиональной ориентации образовательные учреждения играют слабую роль. Полностью уверены в том, что выбор ими специальности или профессии правильный, среди учащихся 9-11 классов 47,9%; учащихся первых курсов ПТУ - 72,2%, техникумов - 65,7%, вузов - 65,4%.

Больше всего профессионального «балласта» среди студентов экономических, юридических, естественнонаучных, аграрных факультетов вузов. С началом обучения в вузе у многих студентов аграрных, естественнонаучных, экономических факультетов, педагогических вузов закрадывается сомнение в правильности выбора специализации.

Характер профессионального самоопределения учащихся идентичен с 9-го по 11-й класс средней школы. Что явилось решающим в выборе учащимися специальности, профессии? Речь здесь идет уже не о том, кто посоветовал выбрать профессию, а о том, какие аргументы, приводимые советующими, убедили учащихся выбрать специальность, профессию. Названы в основном четыре аргумента: авторитет убеждающих; убедительность приводимых доводов; прибыльность или престижность профессии, специальности; совпадение индивидуальных наклонностей и характера выбранной профессии, специальности (см. таблица 11).

 

Таблица 11.Детерминанты выбора профессии, в % от числа опрошенных

Факторы, повлиявшие на выбор У учащихся учреждений НПО У студентов учреждений СПО У студентов вузов
Авторитет и убедительность доводов тех, кто убеждал в пользу профессии, специальности 31,7 36,7 31,7
Престижность профессии, специальности 24,1 38,2 24,4
Прибыльность профессии, специальности 17,4 17,4 15,6
Возможность, владея такой профессией, специальностью, уехать работать за рубеж 6,2 1,9 6,8
Полное совпадение индивидуальных наклонностей и характера выбранной профессии, специальности 29,3 21,7 32,2
Семейная традиция 2,7 3,9 7,3
Удобный «путь в жизнь» 5,7 9,2 6,3
Затруднились ответить 6,0 13,5 8,3

 

Рационально предоставлять помощь в самоопределении молодых людей ещё на стадии среднего образования, что будет способствовать формированию положительной мотивации к профессии. Помощь в профессиональном самоопределении школа может оказать двумя способами: либо занятия построены так, что они стимулируют правильный выбор профессии, специальности, либо в школе ведется целенаправленная профессиональная ориентация. И то, и другое сегодня в школе присутствует частично.

Тот факт, что в школе слабо поставлена работа по профессиональной ориентации, выпускники школ осознают тогда, когда начинают учиться в профессиональных образовательных учреждениях. Вновь подчеркнем, что не школа виновата, что в ней профориентация ведется слабо. Для школы не ясно, кого и куда ориентировать, ибо нет полной ясности в деятельности самих предприятий. Возможна только профильная ориентация, по укрупненной специализации.

Многие студенты осуществили свой выбор не осознано, опираясь на престижность выбранной специальности и материальную выгоду, а также по совету или настоянию третьих лиц, не смотря на свои собственные интересы. Студенты, которые сделали свой выбор, осознано занимаются с наибольшим интересом, чем те студенты, которые сделали свой выбор не осознано или исходя из других мотивов.

Студенты, которые сознательно сделали выбор факультета, занимаются с большим интересом. Можно сказать, что начальная мотивация к овладению профессией определяет и отношение к самому процессу обучения. Важнейшей предпосылкой формирования интереса к учению является выработка широких социальных мотивов деятельности, понимание её смыла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности (см. таблица 12). Более половины студентов учится с интересом, что можно рассматривать как несомненное достижение соответствующего вуза. Однако остается значительная группа студентов, которых пока не удалось вовлечь в учебную деятельность. Развитие познавательной активности у этой части студенческой молодежи - важный резерв повышения качества обучения.

 

Таблица 12.Познавательный интерес у студентов с различной мотивацией выбора факультета, в % от числа опрошенных

Познавательный интерес Мотивы поступления на факультет
  Получить специальность Иметь социальный статус По настоянию родителей Все равно, куда было поступать
Высокий        
Средний        
Низкий        

У студентов с высоким познавательным интересом среди мотивов поступления на факультет доминируют образовательные мотивы: получить специальность, иметь социальный статус. Студенты с более низким познавательным интересом ориентируются в меньшей степени на приобретение знаний по выбранной профессии, что отрицательно сказывается на усвоении профессиональных знаний и навыков, а так же на профессиональной мотивации в целом.

Не маловажным критерием в изучении профессиональной мотивации остаётся представление студентов о возможностях собственной социализации в первые годы после окончания вуза.

Большинство студентов планируют работать только по специальности либо в государственных, либо в частных структурах. Остальные студенты, наряду с планами работать по специальности, рассматривают, как основные виды деятельности, и другие варианты (см. рисунок 4).


Рисунок 4.Планы студентов после окончания ВУЗа

 

Как видно из анализа данных исследования послевузовских ожиданий студентов, в их формирующейся профессиональной этике всё сильнее проявляются элементы рыночной психологии. Студенты всё более склоняются к той точке зрения, что выбор профессиональной деятельности человека определяется, исходя из конкретной экономической ситуации. Они психологически готовы к тому, что им придётся менять профиль профессиональной деятельности, готовы гибко реагировать на требования рынка.

Рассмотрим взаимосвязь между мотивацией выбора специальности и послевузовскими ожиданиями студентов (см. таблица 13).

 

Таблица 13.Взаимосвязь мотивов выбора специальности и послевузовских планов студентов, в % от числа опрошенных

Мотивы выбора факультета Послевузовские планы студентов
  Поступить в аспирантуру Работать по специальности в частных структурах Работать по специальности в госструктурах Получить 2-е высшее образование Работать не по специальности
Всё равно, куда было поступать          
Посоветовали друзья          
Устраивает плата за обучение          
Получить диплом          
Иметь соответствующий соц. статус          
Продолжить семейные традиции          
Получить выбранную специальность          

 

Как показывают представленные данные, отсутствие осознанного выбора студентом специальности (в качестве основных мотивов выбора и специальности рассматриваются - «все равно, куда было поступать», «посоветовали друзья», «устраивает плата за обучение», «получить диплом») является основной причиной, затрудняющей процесс профессионального становления, что, в свою очередь, сказывается и на профессиональных ожиданиях студентов - наибольшее количество студентов, намеренных работать не по специальности, относится именно к этой категории.

Студенты, сделавшие выбор специальности осознанно, имеют более устойчивый интерес к выбранной профессии, что способствует формированию у них профессиональных качеств и благоприятно сказывается на процессе их профессионализации и самоопределения после вуза.

Не выявлено существенных различий в ожиданиях студентов в зависимости от типа деятельности, которым они намерены заниматься - работать по специальности, заниматься бизнесом или продолжать обучение в аспирантуре. Большинство студентов оптимистично смотрят в будущее, хотя они являются, по преимуществу, прагматиками, но профессиональная самореализация начинает беспокоить их не меньше, чем деньги.


Таблица 14.Профессиональные ожидания студентов, в % от числа опрошенных

Ожидания в отношении будущей профессиональной деятельности (%) Послевузовские планы студентов
  Работать по специальности Поступить в аспирантуру Основать свое дело Работать не по специальности
Работа будет интересной        
Работа будет высокооплачиваемой        
Можно будет сделать карьеру        
Предполагаю стать профессионалом в своем деле        
Работу по специальности будет найти трудно        
Не стану работать по специальности -      
Нет определенного представления        

 

Самые неустойчивые и пессимистичные представления в отношении будущей трудовой деятельности наблюдаются у студентов, которые уже сейчас решили, что не будут работать по специальности: у них преобладают такие варианты ответов, как «работу по специальности найти будет трудно», «нет определенного представления в отношении будущей деятельности». Малая часть таких студентов (4-6%) ориентирована на достижение успехов в карьере и профессиональный рост.

Таким образом, небольшая часть студентов рассматривает процесс обучения как процесс получения профессиональных навыков, 2/3 студентов воспринимают процесс получения высшего образования с точки зрения удаленных перспектив которые им даст окончание вуза.

С 2009 г. ситуация усугубилась новыми правилами приёма в вузы, когда можно подавать результаты ЕГЭ в несколько учебных заведений. Проведённый Институтом социологии РАН в 2005-2010 гг. «по горячим следам» в октябре 2009 г. пилотажный опрос первокурсников в нескольких вузах Волгограда, Астрахани и Кирова выявил, что подавляющее большинство (88-96%) респондентов подавали документы в 1-5 вузов. При этом удовлетворены тем, что попали именно в данный вуз, далеко не все - 65% в той или иной степени не довольны сделанным выбором, причём в Кирове это будущие врачи. Контрольный вопрос «Если бы Вам пришлось заново решать, чем заняться после окончания школы?», заданный первокурсникам, подтвердил обозначенную выше тенденцию, а именно: 66% поступили бы в тот же вуз, где учатся сейчас, остальные выбрали другие варианты ответа, не связанные с данным учебным заведением. Фактически возможность подавать результаты ЕГЭ в несколько вузов, даже если ограничить их пятью, размывает мотивацию выбора профессии. Эксперимент с ЕГЭ обернулся ещё одним не учтённым реформаторами образования последствием - недобором в ссузы и ПТУ (которые выпускают специалистов рабочих профессий, наиболее востребованных сегодня на рынке труда), поскольку многие одиннадцатиклассники решили подавать документы в вузы.

Приведённые выше данные говорят о том, что профессиональный выбор происходит в ситуации неопределённости, часто носит случайный характер. И это имеет далеко идущие последствия, как для личности, так и для общества в целом; в частности, слабую мотивацию к получению знаний, нежелание работать по полученной специальности, частую смену места работы, что негативно сказывается на профессиональном уровне специалиста и, как следствие, на инновационном развитии экономики.

Молодёжь испытывает значительные трудности при выборе профессии вследствие крайне низкой информированности в отношении существующих специальностей. В то же время в наших исследованиях фиксируется актуализированная потребность школьников, студентов в знаниях и о различных профессиях (тем более что в последнее время появилось много новых), и о ситуации на рынке труда. Опрошенные студенты высказались за то, чтобы в школе были уроки по профориентации, занятия, дающие представления о разных профессиях, о ситуации на рынке труда, способах самопрезентации на рынке труда; причём с каждым курсом у студентов потребность в знаниях такого рода возрастает в связи с «выходом» на рынок труда (многие студенты работают). Помимо этого крайне актуально освоение молодёжью приёмов самопрезентации, знаний о стратегиях трудоустройства. Например, 55-60% учащихся профучилищ признались, что или совсем не знакомы, или знают о стратегиях поведения на рынке труда понаслышке, а около половины высказали мнение, что в училище необходимы специальные занятия по технологиям поиска работы.

Свёртывание системы профориентации школьников - одна из причин существующего катастрофического дисбаланса между российским рынком труда (который требует, прежде всего, рабочие, индустриальные, в том числе инженерные профессии) и образовательными услугами. Система профориентации учащихся стала разрушаться в 1990-е гг. - утратились связи с базовыми предприятиями (исчезли и многие предприятия), ушли в прошлое планы трудоустройства выпускников средней школы, перестал внедряться курс «Выбор профессии». Свернули свою работу школьные кабинеты и уголки профориентации - самая массовая и доступная форма организации профориентационной работы в системе образования. Свертывание такой работы в школе, перенесение её в службы занятости (куда обращаются преимущественно взрослые, уже имеющие профессию или опыт работы) не способствуют формированию у выпускников реальных жизненных планов, осознанного подхода к выбору профессии и соответствующих мотиваций. В результате профессиональный выбор происходит в ситуации неопределённости, носит случайный характер. По нашим данным, от 53% до 65% студентов вузов получают не ту профессию, о которой мечтали, заканчивая школу, причём в процессе учёбы растёт число разочарованных в профессиональном выборе. Это побуждает студентов (в среднем около 25% опрошенных) ориентироваться на получение второго высшего образования, т.е. на пролонгирование периода ученичества.

Желание продлить период ученичества вызывается несколькими обстоятельствами:

. Необходимостью преодоления кризиса профессиональной идентичности как следствия неудачного первого выбора профессии; второй выбор делается уже осознанно;

. Стремлением получить более качественное образование, чем первое;

. Отсрочить вступление во «взрослую» самостоятельную жизнь, связанную с выходом на рынок труда, принятием ответственности за выполняемую работу, необходимостью строить отношения с коллегами, руководством, соблюдать трудовую дисциплину и т.п.;

. Желанием «отодвинуть» вступление в трудовой период, связанный с трудностями поиска работы в условиях безработицы (особенно в условиях экономического кризиса), и создать своеобразный «социальный ресурс» в виде получения нескольких профессий, что облегчит в будущем поиски работы.

Всё чаще наблюдается ситуация, когда после получения профессионального образования молодёжь обращается к дополнительным формам обучения в различных типах учебных заведений, в системе переподготовки кадров и т.п. (для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу), и реже ситуация, когда молодой человек сразу приступает к работе, окончив одно учебное заведение. Так продлевается период ученичества, молодости, следствием чего является отсроченная социально-профессиональная социализация, затягивается процесс включения молодёжи в трудовую деятельность, во «взрослую» жизнь.

Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что установка на получение высшего образования достаточно высоки. Абсолютное и подавляющее число молодых людей уверено, что высшее образование необходимо, что оно является залогом получения высокооплачиваемой работы, без образования не станешь хорошим специалистом в выбранной области и соответственно, не сделать карьеры.

Заработок и доходы, отражающиеся в мотивах получения высшего образования молодежью, более прямо и непосредственно связаны с уровнем формального образования, чем с особенностями того образовательного пути, который вел к его получению. Молодежь фиксирует подобную порой встречающуюся «неразборчивость» рынка труда в отношении качества получаемых образовательных ресурсов (типов учебных заведений, различий их дипломов, форм обучения, доступности с точки зрения возможностей оплаты за учебу и пр.) и усваивает прежде всего основную связь - увеличение зарплат по мере роста уровня формального образования и главным образом достижения высшего образования, независимо от того, как эта подготовка может быть получена.

Существенный дисбаланс между ожиданиями, связанные с выбранной профессией и реальным положением дел на рынке труда ведет к деформации ценностей и социальных ориентаций. Осознание невозможности достичь желаемого статуса, намеченного жизненного стандарта неминуемо вызывает перманентную неудовлетворенность человека своим положением. Происходит разрушение идеалов, усиливается недоверие к социальным институтам и ценностям. Поэтому продуктивные подходы к проблеме профессиональной мотивации следует искать в компенсирующих мерах, но они должны охватывать не только сферу образования. Они целесообразны на всех стадиях обучения, однако особенно эффективны они в раннем возрасте.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: