Информационное сопровождение молодых людей, важный этап в формировании профессиональной мотивации будущего специалиста. Благодаря информационным кампаниям вуза у абитуриентов и студентов складывается адекватное представление о выборе будущей профессии, а так же ориентация трудоустройства по специальности, которую он осознанно выбрал. В процессе профессионального становления будущего квалифицированного специалиста можно выделить три четко выраженных периода:
. Период поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).
. Период обучения в профессиональном учебном заведении (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).
. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики, закрепление и развитие полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии).
На всех этапах становления специалиста особую роль играют методы информационно-справочной ориентации, просветительские методы: профессиограммы - краткие описания профессий; справочная литература; информационно-поисковые системы; профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников и студентов на предприятия и в учебные заведения; встречи школьников и студентов со специалистами; познавательные и просветительские лекции, использование средств массовой информации; различные ярмарки профессий и их модификации и т. п.
|
Выбор вуза молодыми людьми - это профессиональное самоопределение, признание определенного образа жизни, важнейший этап, во многом определяющий их будущую судьбу. Исследование подтверждает необходимость проведения целенаправленной профориентационной работы среди выпускников для повышения профессиональной мотивации. Для этого и была создана информационная база, позволяющая отслеживать в динамике происходящие изменения на рынке образовательных услуг.
Факторы влияющие на выбор вуза и специальности можно условно разделить на две большие группы: внешние по отношению к вузу и внутренние, обусловленные характером организации самого образовательного процесса. К внешним факторам отнесены социально-экономическая значимость данной профессии и ее будущее: гарантии занятости, стабильность высокооплачиваемой работы; условия работы; престижность. Влияния со стороны вуза на эти факторы практически никакого, так как на них в большей степени влияют социально-экономическая ситуация в стране, особенности развития региона. Но через систему профессиональной ориентации, организованную с учетом особенностей развития региона, результатов анализа мотивационной направленности получения образования молодежью, вуз все же может оказывать опосредованное воздействие на эти факторы.
Первокурсники основным источником информации о вузе и специальности считают родителей и друзей. Особо следует отметить нереализованные возможности вузов по организации профессиональной ориентации среди молодежи. Широко используются возможности выпускающих кафедр в организации «Дня открытых дверей». Четкая и эффективная работа по подготовке и проведению этого мероприятия может стать наиболее эффективным средством профориентации и привлечения лучших выпускников школ в стены вуза. Хотя выбор вуза и специальности во многом определяется субъективными знаниями тех, кто является источником информации, кафедра, анализируя результаты своих исследований, может более эффективно планировать и организовать деятельность по профессиональной ориентации и профессиональному отбору будущих студентов из числа лучших выпускников школ.
|
Тульский государственный университет каждый год приглашает абитуриентов на День открытых дверей. Для абитуриентов и их родителей организуется встреча с руководством вуза и преподавателями, знакомство с университетскими лабораториями и выставочными залами. На дне открытых дверей гости получат информацию об университете, включая презентации институтов, факультетов, направлений подготовки и специальностей. Выступают представители ректората и приемной комиссии, они отвечают на все интересующие вопросы.
День открытых дверей даёт полезную информацию о ТулГУ:
о правилах приема в вуз;
информация о направлениях подготовки и специальностях;
знакомство с будущими преподавателями, руководством факультетов и ректоратом;
информация о внутренней жизни вуза и внешнего взаимодействия;
Профессиональное просвещение молодёжи, проводимая в вузе, осуществляется с помощью профориентационной работа, которая должна основываться на реальной потребности в конкретных профессиях; профессиональное консультирование, профессиональная адаптация студентов и т.д.
|
В свою очередь, на базе Тульского государственного университета разработана крупная информационная кампания по профконсультированию студентов и абитуриентов. Профориентация - оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным и психологическим особенностям, его способностям, склонностям и предпочтениям.
Тульский государственный университет (ТулГУ) - крупнейший государственный вуз Центральной России. Сегодня в университете обучаются свыше 20000 студентов, 680 аспирантов и докторантов. В числе иностранных учащихся более 1200 граждан из 40 стран.
ТулГУ стремится соответствовать лучшим международным стандартам образования, он активно готовится к внедрению в свою работу основных принципов Болонской декларации (активно внедряется система кредитных единиц, происходит диверсификация образовательных траекторий). За работу в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, научные достижения и успехи в области социальной деятельности ТулГУ награжден дипломами всероссийских и международных конкурсов и выставок. В 2005 году университет награжден Благодарностью Президента России за вклад в подготовку квалифицированных специалистов и развитие науки. Человек с дипломом ТулГУ всегда находит достойное место в профессиональной жизни. Университет по праву гордится своими выпускниками, среди которых руководители министерств и ведомств, органов государственного управления, Герои Социалистического труда и Герои России, депутаты Верховных Советов СССР и России, Государственной Думы России, члены Совета Федерации, лауреаты Ленинских, Государственных премий, обладатели почетных званий России, академики РАН, сотни докторов наук, руководители промышленных, научных и конструкторских коллективов, учебных заведений, правоохранительных органов, военачальники и известные конструкторы, деятели науки, культуры и искусства. В целом в различных отраслях экономики РФ и за рубежом трудятся более 100 тысяч наших выпускников и специалистов высшей квалификации.
Профориентация в ТулГУ предусматривает два направления:
· Профдиагностика, задача данного напрвления состоит в том, чтобы помочь человеку подобрать направление профессионального образования в соответствии с его интересами, способностями и индивидуальными характерологическими чертами.
· Профконсультирование. Основная цель профконсультирования состоит в том, чтобы сформировать у человека внутреннюю готовность к самостоятельному и осознанному планированию своей деятельности, к возможности реализовать перспективы профессионального и личностного развития. Центр осуществляет работу по данному направлению не только индивидуально, но и в виде помощи для руководящего состава организаций на предмет отбора персонала и оценки кадров.
ТулГУ сегодня является одним из ведущих вузов страны, центром науки, образования и культуры региона. В рейтинге классических университетов России университет входит в первую двадцатку. По оценке вузов с точки зрения трудоустройства их выпускников, проведенной Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» совместно с ВЦИОМом, ТулГУ вошел в высшую альфа-лигу вместе с 25 другими вузами (в основном, Москвы и Санкт-Петербурга).
Тульский государственный университет предлагает старшеклассникам пройти психологическое тестирование по методике «Профориентатор» и профориентационное консультирование. Профконсультант помогает сориентироваться в ситуации на современном рынке труда, рассказывает о востребованных профессиях. Профессиональная мотивация формируется у молодёжи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимых в вузе.
Для предоставления более полной информации о специфики профессии, её положения на рынке труда, целесообразно использовать Интернет ресурсы, веб-сайт вуза. Современный корпоративный сайт высшего учебного заведения является коммуникационной структурой, призванной объединять все уровни внешних и внутренних взаимодействий, представляя их в Интернет. Он должен реализовывать все правила веб-дизайна, улучшающие восприятие, и веб-технологии, упрощающие загрузку и навигацию. Можно сказать, что фирменный дизайн сайта должен быть запоминающимся, но не отвлекающим от содержания; сайт должны поддерживать не только новые, но и старые версии броузеров, а его работа должна корректироваться грамотным персоналом.
Корпоративный сайт должен быть привлекателен для всех групп посетителей, являющихся как «случайными», так и целевыми аудиториями, на которые будут направлены маркетинговые усилия по продаже и сопровождению образовательных услуг, созданию имиджа вуза, информированию и повышению лояльности за счет укрепления корпоративной культуры среди сотрудников и студентов.
Для потенциальных клиентов на сайте должны быть представлены программы обучения, цены, условия поступления, даты вступительных экзаменов, требующиеся документы и карта расположения учебного заведения.
Студенты - должны получить доступ к информации о событиях, происходящих в организации, датах сессий, экзаменационных вопросах, общежитиях. Для них также желателен форум, где можно поделиться мнением, система блогов, библиотека с электронными изданиями и доступом к сетевым каталогам городских библиотек.
Информационная цель реализуется с помощью наличия полной, точной и постоянно обновляемой информации о вузе. Нахождение материалов облегчается разделом «Карта сайта» и системой поиска по параметрам и без них. На главной странице обязательно наличие колонки новостей. Подписка на материалы сайта расширяет круг распространения информации, а система статистики позволяет выяснить потребности посетителей.
Коммуникационная цель достигается объединением и структурированием входящей и исходящей информации на всех уровнях и предоставлением доступа к ней заинтересованным лицам. Данные процессы способствуют консолидированию вертикальной структуры учебного заведения, делая его внутреннюю среду более прозрачной и открытой. Наличие раздела «Контакты», форума и блогов активизирует и облегчит коммуникации во внутренней и внешней средах; домены второго уровня для каждого из факультетов и администрации позволят наглядно представить весь вуз в сети. Разумеется, не ко всем разделам сайта должен быть открытый доступ. Система регистрации и авторизации позволит отделить специальные материалы для персонала от общего массива, а также ограничит поток сообщений на форуме и в блогах. Для иностранных посетителей должна действовать английская версия сайта.
Имиджевая цель достигается дизайном, технической стороной, а также всей перечисленной ранее активностью. Сайт позволит также активно продвигать учебное заведение в электронных СМИ и представлять персону ректора, от лица которого может быть написано обращение на главной странице, либо специальная колонка. Фотографии, размещенные на сайте, помогут создать визуальный образ вуза.
Веб-сайты учреждений высшего образования на настоящий момент стали обычным явлением, но далеко не всегда их создатели стремятся к тому, чтобы сайт мог с полным правом носить определение «корпоративный», т.е. являться полноценным элементом соответствующей культуры.
Основной целью корпоративной культуры является обеспечение более эффективной деятельности за счет тонкой «настройки» всех элементов маркетинговой среды организации, объединяющей их в единый. Вуз - это особое университетское студенческое братство, особое пространство и один из важнейших этапов жизни, поэтому так важно поддерживать и развивать ожидания этой особой университетской атмосферы у потенциальных и реальных студентов. Корпоративный сайт и его возможности здесь будут весьма кстати. Являясь моделью вуза в виртуальном пространстве, он способен стать инструментом для: презентации и продвижения вуза; выполнения информирующих задач, формирования интереса к вузу; создания положительного имиджа вуза; оптимизации коммуникаций на всех уровнях; развития корпоративной культуры.
Официальный веб-сайт ТулГУ, рассчитанный на разнообразные целевые аудитории, помимо задачи предоставления информации и организации взаимодействия подразделений вуза с посетителями сайта, так же является инструментом изучения вузом целевых аудиторий, их предпочтений и интересов, используя эту информацию в формировании или корректировке вузовской стратегии при оказании образовательных услуг. Сайт является центром оказания консультационных услуг, центром формирования и общения профессиональных сообществ. Сайт развивается и меняется в соответствии с изменяющимися запросами аудитории, с появлением новых технологий, с изменением внешней среды, как эффективный инструмент обеспечения деятельности вуза.
Официальные сайты ТулГУ:
· Официальный сайт Тульского государственного университета
· Сайт приемной комиссии ТулГУ
Сайты структурных подразделений университета:
· Сайт профкома студентов ТулГУ:
Информация для студентов о стипендии, социальной защите, организации отдыха в санатории и профилактории и др.
· Сайт научной библиотеки ТулГУ:
Содержит информацию о новых поступлениях, функционирует поиск по электронным каталогам.
· Научный портал Тульского государственного университета
Информация для аспирантов и соискателей, сведения о диссертационных советах.
· Сайт Центра содействия трудоустройству выпускников ТулГУ.
· Сайт университетского Интернет-центра ТулГУ.
Сайты факультетов и кафедр ТулГУ:
· Сайт Медицинского факультета ТулГУ.
· Сайт кафедры «Автоматизированные станочные системы» (АСС).
· Сайт кафедры Аэрологии, охраны труда и окружающей среды (АОТиОС).
· Сайт Кафедры теологии Тульского гос. университета.
· Сайт кафедры «Приборы управления» (ПУ).
Официальный сайт ТулГУ включает в себя общие сведения о вузе (партнёры вуза, международное сотрудничество, сведения о трудоустройстве выпускников и т.д.); новости и события (освещаются актуальные проблемы вуза и общества, события разных направлений и т.д.); структуру (информация о факультетах и специальностях, руководстве вуза и т.д.); образование (расписание занятий, ФГОС, информация об успеваемости и т.д.); наука (информация о конференциях, выставках, научных работах и т.д.).
Таким образом, основными целями использования сайта ТулГУ являются:
предоставление целевой аудитории сайта (вуза) оперативной и значимой информации о деятельности вуза, его успехах и достижениях, оказываемых образовательных услугах;
предоставление доступа преподавателям, сотрудникам и студентам вуза к организационно-справочным ресурсам, необходимым для обеспечения их профессиональной (учебной) деятельности;
формирование позитивного образа вуза как «поставщика» качественного образования и качественных специалистов, перспективного партнера для совместных научных исследований, интеллектуального, инновационного и культурного центра.
Одной из важных информационных компаний, проводимых в вузе является производственная практика, благодаря которой формируется реальное представление о профессии. Производственная практика для вуза- это попытка соединить теоретическую подготовку с формированием практических навыков у студентов для облегчения их выхода на рынок труда, это попытка получить обратную связь со стороны компаний и организаций, принимающих студентов на практику, о качестве обучения, а также получение дополнительной информации о том, над чем нужно поработать студенту, чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда. Именно так и нужно относиться к практике.
Многие студенты относятся достаточно формально к этому элементу учебного процесса. Но самым большим заблуждением является мнение студента о том, что его кто-то будет ждать на рынке после получения им диплома, особенно на современном этапе развития экономики. Поэтому важно, уже с третьего, а в некоторых вузах и со второго курса ставить правильно будущие цели своего карьерного развития. Да, безусловно, не попробуешь - не поймешь, что именно интересует, куда именно направлять свое будущее профессиональное развитие. Но если пробовать, то в период прохождения производственной практики.
Производственная практика предоставляет следующие возможности:
· получение дополнительной информации о рынке востребованных компетенций и рынке профессий,
· получение понимания о том, в какого типа организации вы бы хотели работать (государственной, коммерческой, некоммерческой, организации с иерархическим типом управления, типом управления, основанном на партнерстве сотрудников, типом управления, основанном на достижении определенных результатов по проектам и т.д.),
· получение информации о том, нужно ли углублять и в каком направлении знания, получаемые в вузе,
· получить возможности трудоустройства в компании, где проходила производственная практика (многие компании могут идти на этот шаг в рамках стратегий формирования кадрового резерва),
· получение навыков поиска работы и проведения переговоров с работодателями (в случае, если вы самостоятельно ищите место прохождения практики).
Формирования у студентов ТулГУ правильного представления о будущей профессиональной деятельности является неотъемлемым фактором успешного выхода молодого специалиста на рынок труда, который учитывается при организации производственной практики.
Цели производственной практики определяются требованиями, содержащимися в ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62, а так-
же приказе Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. №1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования».
Практика - одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки студента. Она представляет собой эффективный механизм переноса полученных знаний и умений из области теории в область повседневной профессиональной деятельности. Производственная практика студентов, обучающихся по основным образовательным программам подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров, является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.
Цель производственной практики состоят в формировании у студентов целостного представления о содержании, видах и формах профессиональной деятельности; закреплении и углублении теоретических знаний, полученных студентами в ходе учебного процесса (лекционных и семинарских занятий); приобретении навыков использования теоретических знаний в практической деятельности.
Производственная практика ТулГУ осуществляется на основе договоров между вузом и предприятиями, учреждениями, организациями. В соответствии с этими договорами предприятия, учреждения независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентами ТулГУ.
Организованная тульским государственным университетом производственная практика является мощным источником информации о непосредственной, практической деятельности будущего работника, что позволяет студенту ориентироваться в условиях современного рынка труда.
Таким образом, процесс прохождения производственной практики - это серьезный этап на пути к началу эффективного развития будущей карьеры.
Современный молодежный рынок труда, как показывают исследования, во многом стихиен и не имеет сбалансированного характера. При общей высокой потребности в квалифицированных кадрах, спрос на специалистов по конкретным специальностям оказывается неопределённым. В аналогичной ситуации, когда не очевидна востребованность выпускников, находится и пока ещё только формирующийся рынок профессионально-образовательных услуг. Чтобы занять на нём престижное место, вузам в первую очередь необходимо знать, какие специальности требуются отечественной экономике, каков текущий и долговременный спрос на них производственной сферы. Из-за отсутствия адекватных оценок выпускники вузов не всегда могут работать по специальности.
Содействие трудоустройству выпускников является одним из приоритетных направлений деятельности любого вуза в повышении профессиональной мотивации студентов. Эта деятельность осуществляется в рамках управления качеством подготовки специалистов и является составной частью университетской системы управления качеством.
Содействие трудоустройству выпускников осуществляется во взаимодействии с инфраструктурой университета: основные заказчики на подготовку кадров, федеральные, региональные и муниципальные органы власти и управления, общественные и коммерческие организации и др. Содействие трудоустройству осуществляется подразделениями и службами филиала при активном участии самих выпускников.
Правовыми основаниями этой деятельности служат:
Постановление правительства РФ от 19 сентября 1995 г. №942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием»;
Приказ Министерства образования РФ и Министерства труда и социального развития от 4 октября 1999 г. №462/175 «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда»;
«Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования».
В целях содействия трудоустройству выпускников университет осуществляет:
маркетинговые исследования рынка труда, прогнозирование и проектирование направлений и уровней подготовки специалистов;
устанавливает с заказчиками на подготовку кадров специалистов договорные отношения;
согласовывает с заказчиками из числа государственных органов, организаций и учреждений перспективные планы по количеству и качеству подготовки и контрольные цифры приема;
привлекает заказчиков на подготовку кадров к проектированию профессиональных образовательных программ направлений и специальностей;
моделирует квалификации характеристики специалистов и проектирует профессиональные образовательные программы в соответствии с вызовами рынка труда;
осуществляет целевую контрактную подготовку специалистов;
обеспечивает маркетинговое сопровождение выпуска специалистов с помощью рекламных технологий;
инициирует деятельность общественных органов и организаций по трудоустройству студентов и выпускников;
осуществляет мониторинг деятельности выпускников и поддержку их профессиональной деятельности (консалтинг, повышение квалификации, информационное обеспечение);
анализирует эффективность и результативность своей деятельности по содействию трудоустройству выпускников и принимает меры к ее улучшению.
Задачи деятельности по содействию трудоустройству выпускников Краткосрочные:
установка, заполнение, постоянное сопровождение базы данных вакансий и резюме (информационной системы поддержки трудоустройства молодых специалистов);
предоставление информации о спросе и предложении на рынке труда;
организация практик, стажировок;
организация временной занятости молодежи;
организация профориентационной работы;
организация ярмарок вакансий, презентаций профессий и т.п.;
проведение анкетирования потенциальных работодателей.
Среднесрочные:
ведение информационной системы поддержки трудоустройства молодых специалистов;
заключение договоров с потенциальными работодателями;
организация и проведение дополнительных учебных курсов, тренингов и т.п. для незанятой молодежи;
проведение статистического анализа трудоустройства учащейся молодежи и молодых специалистов.
Долгосрочные:
ведение информационной системы поддержки трудоустройства молодых специалистов;
проведение анализа ситуации на рынке труда и образовательных услуг региона, прогнозирование развития ситуации;
определение специфики учреждений профессионального образования на рынке образовательных услуг, стратегических ориентиров подготовки молодых специалистов;
взаимодействие с органами власти, общественными организациями и т.п. по вопросам содействия занятости и трудоустройству молодежи;
разработка и организация долгосрочных программ содействия занятости и трудоустройству молодежи.
Основные направления деятельности по содействию трудоустройству выпускников осуществляемые вузом:
организация стажировок и практик на предприятиях, в организациях, фирмах, рассматриваемых как потенциальные места трудоустройства;
временная занятость с учетом специальности;
трудоустройство по окончании вуза.
создание информационной системы для обеспечения выпускников данными о рынке труда;
работодателей - о рынке образовательных услуг;
определение целевой группы работодателей для каждой специальности;
определение своей специфики, своего сегмента на рынке образовательных услуг;
ведение банка данных по специальностям непедагогического профиля, (количество студентов, успеваемость, прохождение практики и т.д.);
выявление сильных и слабых сторон обучения в вузе;
консультирование студентов и преподавателей по вопросам будущего трудоустройства;
подготовка совместно с деканатами красочных информационных материалов по пропаганде престижных специальностей (плакатов, буклетов, телевизионных роликов, статей в печатных СМИ и т.п.).
В сфере переподготовка и дополнительное обучение незанятых выпускников, осуществляет следующие виды деятельности:
организация дополнительных курсов в рамках существующих учебных программ;
краткосрочные программы переподготовки и дополнительной подготовки незанятых выпускников;
выработка рекомендаций для деканатов на корректировку учебных планов в соответствии с текущими требованиями работодателей и перспективами рынка труда.
Кроме того, для определения стратегических ориентиров трудоустройства осуществляет:
постоянный мониторинг изменений, происходящих на рынках труда и образовательных слуг;
анализ спроса на специалистов у работодателей региона;
разработка механизмов правовой и социальной защиты выпускников;
взаимодействие с руководителями промышленных предприятий, учреждений, фирм, проведение совместных совещаний и конференций, анализ взаимодействия вуза с предприятиями и организациями;
определение специфики вуза на рынке образовательных услуг;
объединение выпускников филиала, занимающих ключевые позиции в бизнесе и государственных организациях, в ассоциацию с целью поддержки в трудоустройстве будущих выпускников;
взаимодействие с другими вузами, органами власти, общественными организациями;
определение стратегических ориентиров подготовки специалистов в филиала.
Центр содействия трудоустройству выпускников ТулГУ помогает студентам стать более активными и мобильными в профессиональном и социальном смысле, представляет необходимую информацию студентам и выпускникам вуза о том, как найти работу и разобраться в системе отношений на рынке труда, как правильно произвести оценку своего профессионального потенциала и уровня собственных профессиональных притязаний.
В рамках содействия трудоустройству студентов и выпускников с целью повышения профессиональной мотивации студентов Центр проводит работу в следующих направлениях:
· взаимодействие с работодателями - крупными компаниями и организациями г. Тулы, Тульской области и других регионов России по вопросам трудоустройства выпускников на основе договоров различной направленности, получение от них заявок на заполнение имеющихся вакансий;
· мониторинг состояния и тенденций на рынке труда, поиск вакансий; ведение банка вакансий, поступивших в Центр от предприятий и организаций; размещение вакансий в разделе «Имеющиеся вакансии» на сайте РЦСТ, а также на информационных стендах Центра;
· изучение мнения предприятий, организаций о качестве подготовки специалистов вовлечение предприятий в формирование учебных программ, в обучение и организацию практики студентов;
· организация участия студентов в Ярмарках вакансий, презентациях предприятий, в конференциях и других мероприятиях, посвященных вопросам профессиональной ориентации и трудоустройства выпускников;
· информирование и консультирование студентов и выпускников университета и работодателей по вопросам занятости и трудоустройства. Подбор кандидатов из числа студентов и выпускников на вакантные должности, заявленные работодателями, с учетом профессиональных навыков и личных качеств, предъявляемых ими к будущим сотрудникам;
· организация посещения студентами тренингов и семинаров по навыкам эффективного трудоустройства и способам построения карьеры;
· подготовка и рассылка в деканаты факультетов актуальной и полезной информации для использования в работе со студентами по вопросам оценки качества подготовки специалистов работодателями, трудоустройства выпускников, построения карьеры, поведения на рынке труда.
· мониторинг трудоустройства выпускников университета, ведение базы данных компаний, в которых работают выпускники ТулГУ;
· организация временной занятости студентов.
Свои функции ЦСТ выполняет в тесном взаимодействии с различными университетскими структурами, с предприятиями и организациями, их объединениями на городском и областном уровне, с областными и городскими органами управления.
На основе заключенных договоров поддерживаются рабочие отношения с Департаментом труда и занятости населения Тульской области и Центром занятости населения г. Тулы. В рамках Соглашения о сотрудничестве между Тульской торгово-промышленной палатой и ТулГУ осуществляется взаимодействие РЦСТ с комитетами и советами Палаты. Намечены пути и формы сотрудничества с Союзом машиностроителей и Союзом работодателей Тульской области.
мая 2012 г. было принято Соглашения между ТулГУ и Министерством здравоохранения и социального развития на 2012-2015 г., которое расширяет возможности работы всех заинтересованных сторон, организует более плотное и плодотворное сотрудничество, открывает новые возможности в достижении главной цели - трудоустройстве выпускников и временном трудоустройстве студентов. вопросах стажировок.
Надежными партнерами стали такие предприятия как ООО «Городской центр досуга», ОАО «КБ приборостроения», ФГУП «ГНПП «Сплав», ОАО «Тулачермет», ОАО «НАК «Азот» г. Новомосковск, ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» - «Балтика - Тула, ООО «Проктер энд Гембл» г. Новомосковск, ЗАО «Тулаэлектропривод», ОАО «ГМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка, ФГУП «НПЦ АП» - «Сосенский приборостроительный завод, ЗАО «Тяжпромарматура» г. Алексин, компания «AdvertPRO», компания «Ingate», ОАО «РАТЕП», ГК «Открытый диалог-Телеком, компания «Aurica», ООО № «СервисСофт».
В современной России одной из главных проблем профессионального образования всех уровней является его недостаточная адекватность потребностям рынка труда, и в тульском регионе наиболее значимыми стали проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. Эту проблему помогает решить Центр содействия трудоустройства выпускников ТулГУ, который даёт полезную информацию о положении профессии на ранке труда. Это позволит существенно повысить профессиональную мотивацию студентов, так как Центр создаёт необходимые условия, направленные на содействие трудоустройства выпускников и их социальной адаптации к рынку труда.
Таким образом, результатом реализации модели трудоустройства выпускников в вузе должно стать развитие действующего в университете Центра содействия занятости выпускников на базе создания эффективной системы информационной поддержки процессов трудоустройства, главная задача которой - формирование актуальной базы данных о потребностях в специалистах и координация образовательной деятельности вуза в соответствии с предпочтениями работодателей.
Рекомендации
Вузам необходимо:
Ориентироваться прежде всего на рынок труда, проявлять готовность и желание активно заниматься трудоустройством выпускников уже с момента их поступления на первый курс, самим проявлять инициативу и искать контакты с предприятиями;
Повысить удельную долю прикладных дисциплин в учебных программах;
Готовить студентов к реалиям современного рынка труда: обучать их методам поиска работы (в том числе, и в виде отдельных учебных курсов); правилам поведения в деловой среде; воспитывать навыки публичной презентации себя и результатов своего труда; развивать коммуникационные навыки; формировать навыки командной и проектной работы;
Повысить требования к преподавателям, привлекать к работе в вузе людей, имеющих практический опыт в преподаваемых ими областях;
Создавать у студентов необходимые поведенческие навыки и установки: формировать адекватную самооценку и готовности начать работу с низших ступеней карьерной лестницы; готовность к постоянному обучению и после окончания вуза; прививать отношение к карьере как самореализацию и обучение чему-то новому, а не последовательность формальных ступеней.
Преподавателям вузов: Работа преподавателя, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, должна включать в себя следующие виды воздействий:
актуализация уже сложившейся у студентов ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;
создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
коррекция дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения студента как к уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.
Центру трудоустройства вуза:
Выпускник должен быть уверен в востребованности своих знаний. Специальности должны подбираться не только с целью коммерческой выгоды на сегодняшний день, но и с учетом перспективных тенденций на рынке труда; ввести в практику последипломную стажировку на предприятиях в течение, приблизительно, шести месяцев.
Вуз должен быть нацелен не на набор, а на выпуск, т.е. на базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор со специализированными агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.
Совместно вузам и работодателям: