СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ




А2(07)

М748

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫим. П. Ф. ЛЕСГАФТА

________________________________________________________________________________________

Кафедра теории и методики физического воспитания

Н. М. МОИСЕЕВ

ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ II И III КУРСОВ

ЛЕНИНГРАД

Содержание

Предисловие....................................................................................... 3

Структура процесса обучения........................................................... 4

Методы и приемы обучения.............................................................. 9

Предупреждение и исправление ошибок.......................................... 25

ПРЕДИСЛОВИЕ

Обучение двигательным действиям, является важной частью любого педагогического процесса в области физической культуры. Особенности этого процесса во многом определяются тем, что в нем сочетаются закономерности формирования двигательных умений и навыков с законами теории управления и требованиями дидактических принципов.

Единственная по данной проблеме в теории физического воспитания фундаментальная работа В. В. Белиновича «Обучение в физическом воспитании» была издана в 1958 году и не может в полной мере отвечать запросам сегодняшнего дня. В действующих учебниках для студентов института физической культуры по различным педагогическим дисциплинам многие вопросы, относящиеся к структуре процесса, методам и приемам обучения двигательным действиям, раскрываются нередко с противоречивых позиций или не освещаются вовсе.

Данные методические указания имеют целью помочь студентам решать образовательные задачи уроков во время учебной и педагогической практики на современном уровне. Следует иметь в виду, что в этой брошюре раскрываются не все вопросы темы «Обучение двигательным действиям», а лишь наиболее важные из них в практическом отношении — построение процесса обучения, правила формулирования образовательных задач, методы и Приемы обучения, предупреждение и исправление ошибок и др.

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Структура процесса обучения физическим упражнениям основывается на закономерностях формирования двигательных навыков. В построении процесса обучения можно выде­лить этапы, которые в педагогических целях рассматриваются относительно изолированно. Каждый этап характеризуется прежде всего своеобразием познавательной деятельности занимающихся, их способностью управлять своими движениями при исполнении изучаемого физического упражнения.

На первом этапе происходит начальное разучивание физического упражнения, создается умение выполнять основу техники двигательного действия, т. е. воспроизводить технику в «грубой форме», концентрируя внимание на ее звеньях. Для достижения этой цели, вначале создается общее представление о значении физического упражнения и его рациональной технике, а затем о том образце техники, которым предстоит овладеть обучаемым. Если занимающийся после создания у него умственного и зрительного представления об изучаемом физическом упражнении сумеет самостоятельно воспроизвести основу его техники, то на этом и завершается первый этап обучения. Подобное явление обычно наблюдается при разучивании многих общеподготовительных, порядковых и других несложных упражнений.

Начальное разучивание двигательных действий, имеющих сложную структуру и особенно тех из них, которые связаны с непривычным перемещением тела в пространстве или с проявлением значительных физических и волевых усилий, требует решения ряда дополнительных задач. Во-первых, следует повторить те из ранее освоенных физических упражнений, кото­рые включают в себя части разучиваемого действия. Во-вторых, — разучить новые звенья основы техники, вычленяя их из двигательного действия, если это необходимо и возможно, или включая их в состав других, более простых физических упражнений. Попутно предупреждается возникновение грубых ошибок. В-третьих, — добиться самостоятельного выполнения занимающимися основы техники двигательного действия в целом путем облегчения условий его выполнения, постепенно уменьшая при этом оказываемую помощь. При начальном разучивании нецелесообразно делать перерывы между занятиями и не следует давать большого количества повторений изучаемого двигательного действия на каждом из них, так как изучение новых звеньев требует большого внимания и значительных нервных напряжений.

На втором этапе физическое упражнение разучивается углубленно, создается умение выполнять его относительно совершенно, в объеме намеченных технических требований. Некоторые элементы двигательного действия при этом частично закрепляются и автоматизируются.

Внимание занимающихся избирательно сосредоточивается педагогом на анализе отдельных деталей техники целостно-двигательного действия, осознании их пространственных, вре­менных и динамических характеристик. При этом мыслительная деятельность занимающихся направляется па понимание смысла разучиваемых движений и причин возникновения значительных сшибок, создаются соответствующие условия при выполнении физического упражнения, вынуждающие занима­ющихся последовательно сосредоточивать внимание на уточняемых деталях.

С появлением слитности в движениях и закреплением отдельных элементов действия внимание занимающихся постепенно переключается, во-первых, на овладение рациональным ритмом целостного действия, во-вторых, на более обобщенную форму сознательного контроля за качеством выполнения двигательного действия в целом. Длительность этапа углубленного разучивания зависит от объема технических требований, намеченных к изучению, и от предыдущего двигательного опыта занимающихся. На этом этапе целесообразно постепенно увеличивать количество повторений разучиваемого упражнения в течение одного занятия. Возможны кратковременные перерывы между занятиями, на которых углубленно разучивается данное физическое упражнение.

На третьем этапе обеспечивается закрепление и совершенствование техники выполнения физического упражнения, создастся навык и формируется способность целесообразно применять двигательное действие в реальных условиях практической деятельности. Закрепление происходит в процессе многократного повторения разученного действия в относительно постоянных внешних условиях. Попутно осуществляется дальнейшее совершенствование деталей, прежде всего их временных и динамических характеристик. Таким образом, достигается необходимая прочность навыка, основным критерием которой является стабильность техники выполнения физического упражнения. Продолжительность этой части третьего этапа обучения зависит от цели и характера изучаемых двигательных действий, подготовленности занимающихся педагогом на анализе отдельных деталей техники целостного техники выполнения физических упражнений должно приобретать на данном этапе все более индивидуализированный характер. Это требует от преподавателя изучения особенностей телосложения, уровня развития физических и других качеств занимающихся.

Для того, чтобы обеспечить подвижность и вариативность действия, его приспособляемость к сбивающим факторам внешней среды и изменениям в физическом и психическом состоянии занимающихся, совершенствуемое действие повторяется в условиях, воспроизводящих частично и полностью реальную обстановку его практического применения. При этом важно чтобы внимание занимающихся сосредотачивалось на цели действия и его количественных характеристиках. Содержание и последовательность решаемых на третьем этапе дидактических задач в каждом случае определяются конкретной практической деятельностью, ради которой занимающиеся осваивают изучаемое физическое упражнение.

Если на первых двух этапах обучения непрерывность занятий, на которых разучивалось двигательное действие, являлась важным условием успеха в учебном процессе, то на этапе закрепления и совершенствования непродолжительные перерывы становятся возможными. Количество повторений и напряженность усовершенствуемых двигательных. действий возрастает от занятия к занятию. Здесь особенно отчетливо реализуется принцип развивающего обучения путем органического слияния процессов совершенствования техники и направленного развития физических качеств, обеспечивающих необходимую эффективность действия.

Общая схема последовательности этапов обучения и дидактических задач на каждом из них представлена в талб. 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: