СЛОВА ЗВУКОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НАГЛЯДНЫЕ
1. Устное изложение: описание, объяснение, 1. Организация наблюдений:
рассказ, беседа, указание, команда и др. а) качественных с помощью приборов и без
II Работа с текстом: с книгой и карточкой. них
III. Звуковое воздействие: музыкальное сопро- б) количественных с помощью измерительных
вождение, звуколидеры, шумовые сигналы приборов
и др. 2. Демонстрация:
а) показ натуральных физических упражнений
б) показ статических и динамических изображений, предметных наглядных пособий и др.
в) демонстрация световых, цветовых, предметных и двигательных сигналов и оценок
ПРАКТИЧЕСКИЕ
1. Варьирование физического упражнения: выполнение подводящих, имитационных, упрощенных, стандартных и усложненных физических упражнений, в соединении с другими действиями.
2. Варьирование внешних условий выполнения физического упражнения: упрощение и усложнение внешней среды, оказание физической помощи и страховки, применение ограничителей направляющих устройств, отягощений, сопротивлений и т. п.
3. Варьирование состояния занимающихся при выполнении физических упражнений (выполнение физических упражнений в условиях проверки, игры, соревнования и на фоне утомления).
Ошибки, возникающие в процессе овладения физическим упражнением по причине недостаточной координации усилий или из-за воздействия временных сбивающих факторов и исчезающие сразу после принятых мер по их устранению, называются нестабильными. Закрепленные в навык ошибки называются стабильными. О|ни возникают в результате многократного повторения неправильных движений в условиях практического применения действия.
|
К нетипичным относятся ошибки, возникающие эпизодически, как правило, по субъективным причинам. Для типичных ошибок свойственна их распространенность, массовость. Это явление объясняется общностью причин возникновения ошибок, для определенного контингента занимающихся, например, противодействие стандартных внешних факторов или недостатки общепринятой методики обучения данному физическому упражнению.
Очевидно, что одна и та же ошибка, при выполнении занимающимся физического упражнения, может быть отнесена к каждой из этих трех групп и одновременно являться, например, значительной, стабильной и типичной — разбег по дуге при прыжках в высоту с разбега способом «перешагивание».
Необходимо принимать меры, предупреждающие возникновение ошибок, а если они появились, устранять их. Главное при этом — вскрыть причины возможных или имеющихся ошибок. При исправлении ошибок, кроме того, необходимо определить степень их стабилизации. Только распознав причину ошибки, можно найти действенные пути ее предупреждения или исправления.
Причинами ошибок при изучении занимающимися физических упражнений нередко становятся следующие недочеты в преподавании:
1. Несоответствие изучаемого образца техники особенностям физической подготовленности данного состава занимающихся. Например, подражание технике чемпионов и рекордсменов мира при отсутствии необходимого уровня развития физических качеств.
2. Неверная последовательность обучения разным двигательным действиям, имеющим одинаковые или похожие элементы. Например, если вначале обучать подъем завесой на перекладине, а потом подъему верхом, то возникают типичные ошибки при попытках выполнить это упражнение; если изменить последовательность, то подобных ошибок удастся избежать.
|
3. Преждевременное создание целостного двигательного представления о физическом упражнении, требующем одновременного управления многими движениями без учета подготовленности обучаемых, в результате чего у них создается неверное представление о способе достижения практической цели действия.
4. Недостаточная информация занимающихся в процессе обучения о действительных отклонениях от заданных параметров движений и действий. Как следствие, обучаемые принимают свои неверные двигательные представления за правильные и руководствуются ими.
5. Несоответствие предлагаемых учебных заданий и организуемых условий деятельности способности занимающихся выполнять двигательное действие. Например, обучаемые способны выполнить физическое упражнение лишь концентрируя внимание на его составных элементах, а им предложено выполнять это действие в эстафете, то есть в сочетании с другими действиями, в условиях соревнования на скорость.
При выполнении физических упражнений причинами ошибок могут так же быть:
1. Недостаточный уровень развития отдельных физических качеств или отсутствие гармонии в их развитии. Отсюда несоразмерность мышечных усилий и излишняя напряженность. Например, преобладание силы над другими качествами часто приводит к ошибкам при выполнении действий, требующих проявления ловкости.
|
2. Неуверенность занимающихся в своих силах, боязнь падения и болевых ощущений, а также усталость.
3. Недостаточная осознанность учебных заданий и отсюда неправильное понимание двигательной задачи и несовершенство умственного проекта ее решения.
4. Неблагоприятные условия внешней среды, а также несоответствующие особенностями занимающихся инвентарь и оборудование. Например, передвижение двухшажным попеременным ходом наслишком длинных или коротких лыжах, по снежной целине или по льду, неизбежно повлечет за собой ошибки в технике его исполнения.
Возникновение типичных ошибок, которые можно заранее предвидеть, необходимо предупреждать.
Важнейшими мерами предупреждения ошибок являются:
1. Тщательное соблюдение закономерностей формирования двигательных навыков, принципов дидактики и управления при планировании и осуществлении процесса обучения двигательным действиям. В частности, не следует одновременно или последовательно без перерыва обучать двигательным действиям со сходными подготовительными фазами.
2. Подбор средств, методов и приемов решения частных учебных задач в строгом соответствии с этапом процесса обучения. Учебные задания должны требовать от занимающихся доступных усилий для их решения.
3. Обеспечение надежной страховки, убеждающей занимающихся в безопасности выполняемого упражнения.
4. Заблаговременное предупреждение о возможных сшибках при выполнении движений, вскрывая их причины и намечая пути их предупреждения.
5. Применение словесного отчета занимающихся о своих достижениях и действиях.
6. Создание обстановки неотвратимости проверки и оценивания результатов учебного труда на протяжении всего процесса обучения, на каждом занятии. Важно сочетать при этом самооценку ученика с оцениванием его действий преподавателем.
Не следует одновременно исправлять несколько ошибок.
Устранять ошибки необходимо в определенной последовательности. Вначале исправляются грубые ошибки, нарушающие структуру физического упражнения. Лишь только после этого устраняются ошибки, снижающие эффективность действия (значительные и незначительные). Чем раньше приступают к исправлению ошибок, тем больше вероятность успеха. Это обстоятельство подчеркивает значение срочной информации при обучении физическим упражнениям. Для исправления возможных ошибок используется большинство изложенных выше методических приемов обучения двигательным действиям. Ниже выделены лишь наиболее важные из них.
Исправлять ошибки можно:
1. Сопоставляя ошибочное и правильное выполнение с помощью разбора и объяснения, контрастного показа, демонстрации кинофильмов или видеозаписи.
2. Обеспечивая направленное прочувствование движений с физической помощью извне, усложнением или упрощением двигательного действия, созданием таких внешних условий, в которых неправильное выполнение движения или действия невозможно.
3. Применением подводящих упражнений, обеспечивающих возможность концентрировать внимание на движении, которое в основном действии выполняется неверно.
4. Используя задания выполнять движение с разной степенью усилий, с разными отягощениями и сопротивлениями, с одновременным измерением результативности действий.
Роль самого занимающегося в предупреждении и исправлении ошибок также велика. Вдумчивое наблюдение, внимательное выслушивание объяснений и оценок преподавателя, самоанализ совершаемых попыток выполнить действия и данных, полученных с помощью средств срочной информации — вот необходимые условия успешного освоения физических упражнений.
Для исправления ошибок, стабилизированных в результате недостаточно квалифицированного обучения, а также при перестройке техники физических упражнений в связи с возросшим уровнем развития двигательных качеств могут быть использованы такие приемы:
1. Полное изменение при переучивании всех тех привычных раздражителей внешней среды, которые сопутствовали выработке старого навыка.
2. Прекращение на время выполнения двигательного действия, чтобы затормозить ненужные условно-рефлекторные связи и лишь только после этого вновь приступить к разучиванию.
3. Следование правилу: «от простого к сложному через еще более сложное». Например, прекратив разучивание данного физического упражнения, разучить более трудное, но сходное с ним по структуре и затем уже от трудного перейти к. разучиванию легкого и др.