Наименование этапов | I – начальное разучивание или Создание представления о движении | II – углубленное разучивание Формирование умения | III – закрепление и совершенствование Формирование навыка |
Цель этапа | Сформировать умение выполнять основу двигательного действия | Сформировать умение выполнять двигательное действие относительно совершенно, в объеме намеченных технических требований - в стандартных условиях | Закрепить умение в навык и сформировать способность выполнять двигательное действие в условиях его практического применения |
частные З А | 1. создать общее представление о двигательном действии и установку на овладение им | 1. углубить понимание закономерностей техники изучаемого действия и значения ее частей, предупредить возникновение значительных ошибок | 1. закрепить в необходимой мере технику двигательного действия |
Д А Ч И | 2. восстановить предшествующий опыт выполнения действий, близких по технике вновь изучаемому | 2. последовательно разучить общие детали и усовершенствовать пространственные, временные и динамические характеристики технического действия | 2. совершенствовать изучаемое действие в соединениях с другими двигательными действиями |
3. разучить звенья основы техники, не освоенные ранее, предупредить возникновение грубых ошибок | 3. добиться слитного выполнения действия в полном объеме изученных технических требований в условиях, позволяющих обучаемым концентрироваться на технике двигательного действия | 3. сформировать дополнительные варианты техники для целесообразного выполнения действия в различных внешних условиях и ситуациях | |
4. добиться самостоятельного выполнения основных элементов техники двигательного действия в целом (в облегченных условиях, с помощью тренера, в системе материальных регуляторов | 4. совершенствовать индивидуальные детали техники двигательного действия | ||
5. совершенствовать выполнение действия при повышающихся волевых и физических усилиях, вплоть до максимальных- в соревновательных условиях |
|
Эта схема представляет собой отражение в абстрагированном виде сущности обучения, его модель. Она может использоваться как предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных педагогических операций при массовом обучении любому двигательному действию.
В конкретной педагогической практике эта модель, однако, конкретизируется каждый раз по-разному, в зависимости от цели обучения, особенностей изучаемых физических упражнений и состава занимающихся. Очевидно, что процесс обучения подростка метанию гранаты для сдачи нормы комплекса ГТО «Спортивная смена» будет существенно отличаться как содержанием, так и продолжительностью от подобного процесса при подготовке спортсмена к состязанию по многоборью ГТО «Физическое совершенство» и, тем более, от процесса обучения молодого бойца метанию боевой гранаты.
Обучение может осуществляться в объеме всех этапов, или только одного, или двух из них. Количество и содержание частных задач обучения, решаемых на каждом этапе, может быть весьма многообразным. В связи с этим при построении конкретной программы обучения возникает потребность так определять общие и частные образовательные задачи, чтобы в их формулировках содержалась понятная любому специалисту информация о том, чего именно надлежит достичь при обучении за планируемый период времени. В качестве определяющего признака можно использовать наименования самого процесса и его этапов.
|
Если предусматривается весь процесс обучения, то формулировку общей задачи следует начинать со слова «Обучить...». Например, обучить опорному прыжку ноги врозь через коня в длину (10-й класс — юноши).
Если планируется какая-то часть процесса обучения, то начало формулировки должно давать информацию о том, какая именно часть (этап) процесса имеется в виду. Сигналом, несущим эту информацию, может стать название соответствующей части. Если в силу каких-то причин преподаватель ограничивается формированием у занимающихся умения выполнить двигательное действие, не закрепляя его в навык, то формулировку задачи следует начать со слова «Разучить...».
Если действие уже было разучено ранее и предстоит продолжить обучение, то общая задача может начинаться со слов «Закрепить» или «Совершенствовать».
Формулировки частных задач первого и второго этапов обучения должны давать ответ на вопрос, какую часть физического упражнения конкретно разучивают в данный момент. Например, «Разучить исходное положение для верхней прямой подачи мяча» (первый этап), «Разучить направляющее движение кистью при верхней подаче мяча» (второй этап).
При определении частных задач, относящихся к третьему этапу, их формулировки должны четко отвечать на вопросы, что в данном двигательном действии или в каких конкретно условиях это действие совершенствуется. Например, «Совершенствовать стабильность верхней подачи мяча и «Совершенствовать точность подачи мяча при постепенно повышающемся эмоциональном возбуждении».
Образовательные задачи в документах планирования рекомендуется формулировать всегда как задачи преподавания, а не учения.
Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков, процесс обучения в физическом воспитании строится также с учетом принципов дидактики и требований теории управления.