Наиболее целесообразной в педагогическом отношении является классификация методов и приемов обучения, в которой они подразделяются в зависимости от того, посредством каких ощущений воспринимают занимающиеся учебную информацию (слух, зрение, двигательная сфера). В связи с этим методы делятся на три группы: 1) слова и звукового воздействия; 2) наглядные; 3) практические (практического упражнения).
Методы и приемы обучения отражают закономерности той деятельности, в которой они применяются, обнаруживают присущие данному процессу существенные особенности. Их своеобразие в физическом воспитании определяется, прежде всего, особенностями двигательных действий и закономерностями формирования двигательных умений и навыков.
Группу, наиболее характерных для процесса обучения двигательным действиям, методов и приемов слова составляют устное изложение и работа с текстом. Сюда относят также способы звукового воздействия в целях обучения.
Устное излечение при обучении физическим упражнениям чаще всего осуществляется в виде описания, объяснения, беседы, словесных форм оценивания, указания, команды, подсчета и др.
Описание — это последовательное изложение техники выполнения физического упражнения. Описание всегда отвечает на вопрос «Что надо сделать?».
Объяснение включает в себя помимо описания того что надо сделать, доказательства эффективности предлагаемого •способа решения двигательной задачи. Разновидностями объяснения являются; во-первых, сопроводительные пояснения — краткие комментарии и замечания, которыми сопровождают исполнение физических упражнений или демонстрацию наглядных пособий с целью сосредоточить внимание на той или иной части двигательного действия; во-вторых, инструктирование -- предварительное объяснение содержания учебных заданий ила порядка их выполнения.
|
Сущность беседы состоит в том, что преподаватель, опираясь на усвоенные знания и практический опыт занимающихся, путем строго продуманной системы вопросов и ответов на них подводит обучаемых к решению новых образовательных задач. Разновидностью беседы является разбор, широко используемый при анализе допущенных ошибок и оценивании успеваемости.
Для информации занимающихся о степени решения общих и частных задач обучения широко используются различные формы словесных оценок: оценочные суждения («верно»,, «хорошо») устные оценки в баллах или очках, почетные звания («лучший стрелок», «победитель»).
..Непосредственное руководство учебной деятельностью занимающихся осуществляется с помощью указания, команды, подсчета и звукового воздействия.
.Указание — это краткое изложение требований к характеристикам техники выполнения действия («поставьте руки в стороны», «локти не опускать», «сделать пять шагов вперед»).
Команда - это краткая и повелительная форма речевого воздействия, предусматривающая безусловное и точное выполнение или немедленное прекращение тех или иных действий. Команда, как правило, включает в себя предварительную и исполнительную части («руки в стороны — ставь», «пять шагов вперед, шагом — марш», «группа — стой»).
Для информации о темпе, ритме и продолжительности двигательных действий, а также для их регулирования применяют подсчет, который иногда заменяют приемами звукового воздействия: музыкальным сопровождением, метрономом, использованием звуколидеров, ударами в бубен, постукиванием палочек, хлопками в ладони и т. п. Многие из этих и другие приемы используются также и для сигнализации об определенных моментах в двигательных действиях, о времени их начала и окончания. Кроме того, музыка используется для определения эмоциональной окраски движений, для побуждения к определенной двигательной деятельности. Для этого характер движений и характер его музыкального оформления должны соответствовать друг другу.
|
Передачу учебной информации можно осуществить, организовав самостоятельную работу с текстом, включающим описание техники изучаемого физического упражнения, учебные задания и порядок их исполнения. Это может быть печатный текст из учебников и других книг или рукописный текст из карточек, созданных самим преподавателем. Использование подобных карточек значительно повышает педагогическую плотность занятий, особенно тех, в которых занимающиеся делятся на группы для решения разных образовательных задач.
К наглядным методам обучения относятся организация наблюдения и демонстрация.
Наблюдения проводятся занимающимися под непосредственным руководством преподавателя или самостоятельно по его заданию. Основные методические требования к организации наблюдения — предварительная ориентация и избирательная направленность внимания занимающихся, которые должны понимать цель, наблюдения, знать как и в какой последовательности наблюдать, на чем сконцентрировать внимание, уметь сформулировать выводы.
|
Различают наблюдения качественные и количественные. -Качественные наблюдения осуществляются с помощью вспомогательных средств, специальных приборов и без них. Например, качество выполнения гимнастического упражнения может самопроверяться на фоне экрана, на котором нанесены заданные положения частей тела и направления их движений. Самоконтроль может также осуществляться с помощью зеркала, наблюдения за собственной тенью, оставленными следами и за показателями различных приборов, контролирующих качество движений при исполнении физического упражнения. Например, на гимнастических снарядах устанавливаются контрольные устройства, подающие световой сигнал в момент попадания руками или ногами в заданную зону при толчке.
Количественные наблюдения требуют обязательного применения измерительных приборов. При наблюдении, например, за продолжительностью, скоростью, темпом и ритмом •применяют секундомер. Предварительная разметка расстояний позволяет самоконтролировать длину или высоту прыжка, градуирование стены или экрана — углы маховых движений и т. п.
В подготовке спортсменов используются наблюдения за показателями приборов, дающих срочную информацию о количественных характеристиках движений. Например, в спортивной гимнастике применяется световой фотоэлектронный Информатор, позволяющий гимнасту наблюдать величину амплитуды махового движения при выполнении им упражнения на гимнастическом снаряде.
Демонстрация как метод обучения заключается в том, что занимающимся показывают натуральные двигательные действия или их отображения различными способами.
Демонстрации обычно сочетаются с наблюдениями и словесными объяснениями двигательных действий и наблюдаемых предметов.
Непосредственный показ физических упражнений может исполняться как преподавателем, так и его помощником из числа занимающихся. Основное методическое требование к показу — соответствие демонстрируемых двигательных действий тому образцу техники, которым занимающиеся должны будут овладеть в результате обучения.'
Применяя показ, следует исходить из конкретных задач обучения и возможностей обучаемых. В случае необходимости при показе уменьшают скорость движений, делают паузы, подчеркивают характер выполнения двигательного действия.
Для создания и углубления представлений о двигательных действиях и составляющих их движений широко используются различные иллюстративные материалы, предметные пособия, наглядные сигналы и оценочные показатели, демонстрируемые с помощью технических средств и без них.
Информацию о технике изучаемого физического упражнения Преподаватель может передавать посредством показа ее статических изображений в виде рисунков, фотографий, диапозитивов, кинограмм и т. д. Изображения могут носить символический или схематический характер (кроки, схемы, диаграммы, чертежи, карты и пр.).
Показ изображений действий в динамике осуществляется с помощью учебных кинофильмов, кинокольцовок, видео-магнитофонных записей. Динамические изображения дают возможность показывать физические упражнения в разных плоскостях, в крупном плане, демонстрировать движения с замедленной скоростью и с помощью остановок аппаратов выделять для анализа отдельные звенья и детали техники.
К предметным наглядным пособиям относятся макеты спортивных площадок, позволяющие демонстрировать варианты техники двигательных действий в зависимости от игровых ситуаций или тактические комбинации; объемные и плоскостные шарнирные модели человеческого тела, используемые для показа особенностей положений и движения тела и его частей и др.
Для руководства учебной деятельностью занимающихся употребляются разные приемы наглядной сигнализации, информирующие занимающихся о виде деятельности, которую надлежит выполнять, о времени ее начала и конца, о ритме и темпе и т. д. Сигнал может быть подан при этом условной позой или жестом преподавателя, показом предмета определенной формы или цвета, предварительной разметкой дистанции, вспышками света и т. п.
Широко используется предметное ориентирование для показа направлений, траекторий и амплитуды движений, точки приложения усилий.
При проверке качества выполнения учебных заданий нередко прибегают к демонстрации оценок. Количество баллов или оценки в других формах могут быть показаны на табло, с помощью оценочных таблиц или условных знаков, на пальцах, подачей определенного количества световых сигналов, демонстрацией того или иного предмета.
В спортивной практике применяют для оценки эффективности техники исполнения двигательных действий приборы, дающие срочную информацию обусловленным световым или цветовым сигналом.
Наглядные методы могут носить исследовательский характер, когда на их основе делают соответствующие выводы и обобщения, или иллюстративный, если они используются для подтверждения выдвинутых положений. Они могут предшествовать словесному изложению и практической деятельности, сопровождать или заключать их.
Методы и приемы практического упражнения. В учебниках по теории физического воспитания для высших физкультурных учебных заведений (ред. Матвеев Л. П. М.: ФиС, 1976) практические методы обучения рассматриваются как часть методов физического воспитания, классификация которых дана по признаку соотношения работы и отдыха. Однако этот признак действителен лишь для методов развития физических качеств и не может быть основанием для группировки методов и приемов обучения, функция которых заключается в управлении познавательной деятельности занимающихся, их сознанием. Практические методы и приемы могут быть сгруппированы в зависимости от того, какие факторы при выполнении физического упражнения обеспечивают решение данной задачи. Известно, что факторы, обуславливающие влияние физического упражнения на занимающихся, подразделяются па три группы в зависимости от особенностей самого физического упражнения, занимающихся и условий внешней среды.
На основе этого признака выделяются три группы практических методов и приемов обучения двигательным действиям:
1. Варьирование физических упражнений (выполнение подводящих, имитирующих, упрощенных, стандартных и усложненных физических упражнений, -в соединении с другими действиями).
2. Варьирование внешних условий выполнения физических упражнений (упрощение и усложнение внешней среды, оказание физической помощи и страховки, применение ограничителей, направляющих устройств, отягощений и сопротивлений и т. п.).
3. Варьирование состояния занимающихся при выполнении физических упражнений (выполнение физических упражнений в условиях поверки, игры, соревнования, на фоне утомления).
Один и тот же методический прием обучения может быть использован на разных этапах обучения двигательному действию. Однако конкретное содержание каждого приема при этом определяется особенностями этапа процесса обучения и решаемых на нем учебных задач.
К методическим приемам направленного варьирования техники двигательных действий в целях обучения относятся использование Подводящих и имитационных упражнений, упрощение и усложнение изучаемых целостных двигательных действий, соединения с другими действиями и др.
Подводящие упражнения — это двигательные действия воспроизводящие часть изучаемого физического упражнения или повторяющие его некоторые части в соединении с другими, доступными для занимающихся движениями. Эти упражнения подводят занимающихся к освоению новых сложных действий, и кроме того, применяются для создания и уточнения представлений об их наиболее существенных деталях и характеристиках при углубленном разучивании.
В качестве подводящих упражнений могут выступать изученные ранее физические упражнения, частично сходные по структуре с разучиваемым действием. Например, перекаты в группировке при обучении кувыркам. Подводящие упражнения могут специально создаваться преподавателем для решения тех или иных частных задач обучения. Например, при обучении лазанию по канату можно разучивать положение ног и их движения при захвате каната не в висе, а, сидя на гимнастическом коне или, используя вместо каната палку, сидя на полу. При создании и выборе подводящих упражнений желательно, чтобы они были относительно законченными двигательными действиями, но не содержали при этом большого количества лишних движений, которых нет в основном разучиваемом физическом упражнении.
Эффективность подводящих упражнений зависит не только от их содержания, но и от того в каком количестве и порядке их применяют. Характер их сочетания с изучаемым двигательным действием зависит от многих факторов: от степени сходства упражнений, подготовленности занимающихся, частных задач обучения и т. п.
Имитационное упражнение — это двигательное действие, имеющее общую с изучаемым физическим упражнением основу техники, но выполняемое в несвойственных для последнего условиях (например, имитация приемов лазания по канату в положении лежа, метания без снаряда, движения пловца на суше и т. п.). Эти упражнения применяют с целью создания представления о форме изучаемого двигательного действия. Их педагогическая эффективность тем выше, чем больше их сходства с реальным действием не только по форме, но и по характеру проявляемых усилий. С помощью современных технических средств обучения (гребные аппараты, лыжероллеры, приспособления создающие сопротивление и т. п.) нередко удается сблизить характер имитационных и основных упражнений. В связи с зтим имитационные упражнения стали использоваться и для совершенствования техники движений в сочетании с направленном развитием физических качеств. В целях закрепления пройденного разученное двигательное действие повторяется без сколько-нибудь существенных изменений его структуры и условий повторения. Повторение физического упражнения в стандартных условиях применяется как при разучивании элементов техники, так и для того чтобы довести выполняемое действие до автоматизма, достичь стабильности в разученной технике, обеспечить необходимый запас ее прочности.
Упрощение и усложнение техники физических упражнений осуществляется за счет исключения или добавления новых деталей или изменения ее характеристик. Решая различные учебные задачи, можно варьировать при выполнении физического упражнения положение тела и его звеньев, ритм, направление и амплитуду движений, их продолжительность, скорость, силу и т. д. Приемов варьирования физического упражнения много. Так, например, движения и действия можно выполнять в следующих направлениях — вперед, назад, вверх, вниз, вле-со, вправо, кругообразно, а также в промежуточных направлениях.
Процесс разучивания физического упражнения в целом обычно осуществляется путем последовательного перехода от упрощенных форм целостного действия к намеченному для освоения образцу техники. Изучаемая техника вначале упрощается за счет исключения отдельных относительно самостоятельных детален, которые затем по мере овладения основной техники — соединяются с ней и совершенствуются на фоне целостного выполнения.
При возникновении затруднений у занимающихся в осознании движения, в прочувствовании необходимых двигательных ощущений иногда целесообразно предложить им выполнить физическое упражнение, утрируя отдельные движения, или даже воспроизвести заведомо нерациональную технику, чтобы на примерах контрастов или противоположных крайностей сконцентрировать внимание занимающихся на изучаемой части двигательного действия. Например, для уточнения исходного положения в упоре на перекладине занимаюимся предлагают выполнить перемахи из упоров с широко и узко поставленными руками.
В практике применяется одновременное сочетание приемов упрощения и усложнения техники изучаемого двигательного действия. Например, совершенствуя точность бросков мяча по баскетбольному кольцу, выполняют их поочередно с дальней и близкой дистанции, постепенно сближая места откуда производятся броски (прием сближения заданий).
В процессе обучения любому физическому упражнению по мере закрепления навыка создаются условия для дальнейшего его совершенствования, которые предусматривают формирование различных вариантов техники выполнения упражнения. Кроме того, имеется большое количество видов двигательной деятельности, для достижения успехов в которых необходимо уметь выполнять движения и действия в разных вариантах и где многообразие способов решения практической задачи является целью обучения (единоборства, спортивные игры и др.). Характер и степень вариативности рациональной техники зависит от практических задач, которые решаются с помощью этих действий и от условий в которых они обычно выполняются. Так, например, при передвижении на, лыжах необходимо приспосабливаться главным образом к изменяющимся природным условиям, в гимнастике — к разным снарядам, в спортивных играх — к выполнению действий в напряженной соревновательной обстановке и т. п. Эти факторы и обуславливают прежде всего выбор приемов варьирования условий выполнения физических упражнений.
В целях совершенствования какой-либо детали техники выполнения физического упражнения иногда используют прием усложнения этого упражнения, путем включения в него дополнительных (посторонних) движений. Например, при опорном прыжке в полете после отталкивания от снаряда гимнасту предлагают выполнить хлопок в ладони для того, чтобы побудить его увеличить силу и быстроту отталкивания.
Методический прием выполнения физического упражнения в сочетании с другими действиями имеет две разновидности:
1) включение разученных упражнений в различные связки,
2) сочетание изученного физического упражнения с другими действиями. Любое объединение физических упражнений в комбинации с целью их совершенствования должно отвечать практическому назначению этих действий и логике развития движений их составляющих. Кроме того, пригодны лишь те комбинации действий, для выполнения которых не требуется предварительного разучивания связующих элементов. Дидактические задачи, решаемые с помощью этого методического приема, довольно разнообразны: для выработки у занимающихся способности уверенно выполнять длительное действие па фоне утомления совершенствуемое физическое упражнение включают в конец различных по длительности комбинаций из несложных, хорошо известных упражнений. Для совершенствования стабильности действий и их устойчивости к различным сбивающим факторам применяется выполнение разученных физических упражнений в заданных заранее сочетаниях с другими действиями. Для формирования умения находить разные формы управления своими движениями в пределах имеющегося опыта можно предлагать занимающимся выполнять разученные упражнения в неизвестных заранее сочетаниях («с листа») или самим сочинить из известных упражнений комбинацию и тут же ее выполнить. Для проверки стабильности усвоенного, а также с целью перестройки нерациональной техники применяется сочетание совершенствуемого упражнения с двигательными действиями, требующими преодолевать отрицательный перенос навыков.
К группе приемов изменения внешних условий выполнения физических упражнений в целях обучения относятся: упрощение и усложнение внешней среды, оказание физической помощи, страховка, включение одного из анализаторов, применение дополнительных отягощений и сопротивлений и т. д.
Упрощение внешней среды при выполнении физического упражнения применяется преимущественно для обеспечения самостоятельного выполнения основы техники этого упражнения с меньшими физическими усилиями и для создания представления о характеристиках движений при углубленном разучивании. (Например, уменьшение расстояния при подаче мяча, кувырки вниз на наклонной плоскости, ходьба на лыжах под уклон и т. п.). Исполнение некоторых упражнений связано с возможностью падения и получения ушибов. Чтобы преодолеть чувство страха рекомендуется разучивать такое упражнение в упрощенных условиях, постепенно приближая их к обычным. Например, прежде чем выполнять упражнения на гимнастическом бревне, его осваивают на полу, на гимнастической скамейке, на низком бревне.
Методические приемы усложнения внешней среды применяют, как правило, после того, как занимающиеся овладеют основой техники физического упражнения. Их использование, во-первых, облегчает и ускоряет процесс уточнения движений; во-вторых, способствует повышению пластичности навыка, его устойчивости к разнообразным сбивающим факторам. Приемов усложнения внешней среды очень много. При обучении физическому упражнению их выбор должен быть целенаправленным и обоснованным в каждом конкретном случае.
При углубленном разучивании двигательного действия следует учитывать ради какой задачи в условиях выполнения целостного действия вносятся изменения. Например, для того, чтобы добиться энергичного начала выполнения кувырка назад, можно предложить выполнить его вверх на наклонной плоскости.
При закреплении и совершенствовании необходимо изменять условия выполнения двигательного действия с учетом его будущего практического применения. Поэтому, например, для гимнаста будет полезно повторять разученные упражнения на нестандартных снарядах, при необычном освещении и разной температуре воздуха, при специально производимом шуме, в присутствии посторонних людей. Для лыжника будет эффективно выполнение разученного хода вверх по склону, на мокром снегу, на обледенелой лыжне, против ветра и т. п.
Целесообразно чередовать выполнение физических упражнений в усложненных и обычных (стандартных) условиях. После чередования физическое упражнение выполняется с большей легкостью и свободой.
Оказание физической помощи при выполнении упражнения играет важную роль в процессе обучения. Поддерживая и подталкивая обучаемого, направляя или задерживая его движения, преподаватель, во-первых, помогает занимающимся осваивать двигательное действие в целом, в тех случаях когда у них не хватает силы для самостоятельного выполнения; во-вторых, способствует созданию у обучаемых четких представлений о требуемых деталях при углубленном разучивании сложных действий. Возникающие при оказании помощи двигательные и тактильные ощущения способствуют более быстрому освоению рациональной техники. Значение помощи особенно возрастает при разучивании действий, при выполнении которых затруднен зрительный контроль. По мере освоения движений и действий силу оказываемой помощи следует последовательно уменьшить.
Разновидностью предыдущего приема является фиксация с помощью преподавателя отдельных наиболее значимых положений, встречающихся при выполнении целостного действия. Для этого преподаватель удерживает занимающегося в определенных промежуточных положениях и помогает ему уточнить двигательные представления, придавая правильные позы и попутно объясняя характер движений.
Чтобы облегчить занимающимся прочувствование нескольких следующих друг за другом положений, применяют так называемую проводку. Обучаемый с помощью преподавателя выполняет целостное действие в замедленном варианте.
Можно помочь выполнить двигательное действие более точно, направляя его движения по ходу рукой или каким-либо предметом. Средством информации может служить прикосновение занимающихся к определенному предмету при неправильном выполнении движения. Например, при выполнении кувырка в коридоре из двух палок, касание палки будет сигнализировать о нарушении прямолинейности направления. Для этих же целей разрабатывают и используют различные ограничители и направляющие устройства, с помощью которых изучаемые движения выполняются только правильно. Например, для того чтобы препятствовать опусканию ног под перекладину после переворота в упор используют дополнительную опору (гимнастическую палку); при прыжках с шестом выход вверх на шесте обеспечивается с помощью лонжи.
Страховка с помощью специальных приспособлений (подвесной пояс, щитки, маски и др.) и без них позволяет выполнять физические упражнения без боязни падения или болевых ощущений и этим способствует более быстрому усвоению рациональной техники двигательных действий.
Одним из приемов совершенствования техники двигательного действия, а также формирования умений контролировать свои движения может стать выполнение изучаемого физического упражнения с включением одного из анализаторов (зрительного или слухового). Например, выполнение подачи или бросков мяча с закрытыми глазами.
Для обучения технике выполнения физических упражнений с необходимыми физическими усилиями используются дополнительные отягощения и сопротивления. Использование отягощений разной формы и веса, сопротивлений различных видов и силы помогает обучаемым дифференцировать свои усилия, находить дополнительные варианты техники действий. Например, в процессе изучения приемов спортивной борьбы, переворот «рычагом» можно повторять с пассивными партнерами разных весовых категорий, с активным «управляемым» противником, с активными противниками разного роста и веса и т. п.
Научными исследованиями установлено, что под влиянием сильных эмоций, а также утомления техника выполнения двигательных действий может изменяться. К группе методических приемов, связанных с направленным изменением в психическом и физическом состоянии занимающихся, относятся выполнение физических упражнений в условиях проверки, игры и соревнования, а также на фоне утомления. Перемены в состоянии занимающихся при этом будут во многом определяться изменением мотивации обучаемых как следствие требований и установок педагога на тот или иной результат действия.
При организации выполнения физических упражнений в условиях проверки, игры и соревнования необходимо четко информировать занимающихся о предмете и критериях оценивания. При определении успеваемости «условий» выигрыша или победителя соревнования установки преподавателя в зависимости от этапа и задач обучения должны способствовать концентрации внимания занимающихся на качественных или на количественных показателях физического упражнения.
Выполнение физических упражнений в условиях проверки заставляет занимающихся глубже анализировать изучаемое двигательное действие, добиваться более рационального выполнения движений. Проверка обычно сопровождается оцениванием, что побуждает занимающихся мобилизовать все свои возможности для достижения успеха. При проверке двигательного умения, как правило, проверяется и оценивается техника выполнения физического упражнения. При этом создаются благоприятные условия для ее демонстрации. При проверке двигательного навыка техника оценивается в изменяющихся условиях, при повышенных волевых и физических усилиях, технические показатели выявляются и оцениваются во взаимосвязи с количественными достижениями.
Различные способы проверки, в том числе и приемы получения срочной информации во время выполнения двигательных действий, позволяют занимающимся исправлять ошибки в технике, дифференцировать свои движения и точно управлять ими.
Одним из самых действенных приемов повышения эмоциональности учебной деятельности занимающихся, особенно детей, является организация выполнения физических упражнений в игровой обстановке. Побуждающими мотивами при этом становятся образность и определенность роли играющих, возможность проверить свои силы в реальной деятельности, испытать чувство радости от творческой активности и достигнутых результатов. В игровой обстановке может быть организовано обучение технике многих физических упражнений. Для этого необходимо организовать деятельность занимающихся в соответствии с игровым сюжетом, который специально отбирается, видоизменяется или создается в соответствии с конкретными задачами обучения. Например, можно создать представление об основе техники опорного прыжка через козла ноги врозь, используя игру «Чехарда». Совершенствование техники выполнения общеразвивающих упражнений в начальной школе может осуществляться в играх типа «Совушка» или «День и ночь». В этих играх дети свободно перемещаются на площадке, изображая действия лесных животных. В зависимости от сигнала учителя, они, останавливаясь, принимают то или иное разученное положение (руки вперед, за голову, на пояс и т. п.). Водящий—уводит в «нору» тех ребят, которые принимают указанное положение неточно.
В борьбе за выигрыш и при игровом сотрудничестве создаются условия, способствующие совершенствованию двигательного действия при значительных физических напряжениях и эмоциональном возбуждении. В элементарных игровых формах можно закреплять и совершенствовать упражнения из гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки и спортивных игр («Вызов номеров» на лыжах или с ведением мяча, подвижные игры с преодолением препятствий и т. п.). Однако при использовании игрового метода следует соблюдать известную осторожность -- если формируемое двигательное действие еще недостаточно разучено, то применение его в игре без целенаправленной регламентации правил может повлечь за собой образование неправильного навыка.
Соревновательные условия могут организовываться при выполнении физических упражнений на протяжении всего процесса обучения, во-первых, с целью повышения учебной активности занимающихся при решении частных образовательных задач и, во-вторых, для проверки результатов учебного процесса при повышенных волевых и физических усилиях, вплоть до максимальных. Отличительная черта соревнования — установка на достижение лучшего результата, борьба за личное или командное первенство в рамках установленных правил. В целях обучения преподаватель определяет предмет состязания, критерии оценок результатов, правила проведения соревнования. При разучивании двигательных действий предметом состязания могут быть качество выполнения отдельных звеньев, деталей и изученной техники в целом,. На этапе закрепления и совершенствования соревнуются, во-первых, в умении сохранять и рационально варьировать технику в различных условиях, в том числе и при достижении нормативных количественных показателей; во-вторых, в максимальных количественных достижениях. В этом случае соревнования проводятся обычно по принятым в соответствующем виде спорта правилам.
Сочетание при организации соревнований личных интересов и ответственности за успех команды значительно повышает эмоциональное и физическое напряжение, что, при условии соответствия соревновательных установок цели этапа и задачам учебного процесса, способствует активному формированию двигательных умений и навыков.
Методическими приемами повышения эмоционального состояния занимающихся могут стать специальный подбор партнеров для парных упражнений и взаимной страховки с учетом характера личных отношений занимающихся, а так же приглашение зрителей или привлечение во время выполнения упражнения внимания людей, мнением которых особенно дорожит обучаемый.
Для совершенствования динамичности и вариативности сформированных навыков рекомендуется в ряде случаев выполнять физическое упражнение на фоне утомления. Утомление может быть вызвано, во-первых, какой-либо двигательной деятельностью, специально организуемой перед выполнением совершенствуемого двигательного действия, во-вторых, многократным повторением этого физического упражнения в различных режимах регулирования нагрузки и отдыха, то есть с помощью специальных методов развития физических качеств.
Словесные, наглядные и практические методы и приемы в практике обучения двигательным действиям сочетают друг с другом более эффективного управления познавательной деятельностью занимающихся. Например, завершая процесс обучения школьников кувырку назад, проверяют его выполнение в комбинации с другими акробатическими упражнениями, в условиях соревнования на первенство класса, выставляя отметки в журнал и одновременно учитывая их для определения команды-победительницы. Условия соревнования сообщаются при этом устно, а о критериях оценок и учитываемых ошибках занимающиеся получают информацию из учебных карточек.
Успеха достигает лишь тот преподаватель, который умело выбирает и применяет методы и приемы обучения собязательным учетом цели педагогического процесса, особенностей двигательных действий занимающихся, а также условий занятий.