Верны ли следующие суждения об эксперименте?




А. Реальный эксперимент относится к эмпирическому уровню научного познания.

Б, Мысленный эксперимент относится к эмпирическому уровню научного познания.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

Верны ли следующие суждения о лженаучном знании?

А. Лженаучное знание выступает прототипом, предпосылочной базой научного знания.

Б. Лженаучное знание сознательно использует домыслы и предрассудки.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Форма знания, выражающая специфику эмпирического уровня научного познания

1) закон

2) теория

3) факт

4)концепция

 

Верны ли следующие суждения о паранаучном знании?

А. Паранаучное знание отличается объективностью и истинностью.

Б. Паранаучное знание совместимо с имеющимся научным знанием.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

Какому знанию соответствуют следующие выражения: «на глазок», «чуть-чуть», «щепоточку»?

1) научному

2) художественному

3) практическому

4) житейскому

 

27. Утверждение: «Соответствие правового образования учащихся современным потребностям личности, общества, государства может быть достигнуто, если осуществлять его системно, на основе гуманистических идей и принципов» является примером

1) интуитивной догадки

2) гипотезы

3) экспериментально утвержденного факта

4)закона

 

Верны ли следующие суждения о создании теории?

А. При создании теории используются формы чувственного познания.

Б. При создании теории используются формы рационального познания.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

Б. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

Вывод: «С возрастом у многих людей начинает портиться характер» является результатом

1) художественного вымысла

2) экспериментальной проверки

3) паранаучного знания

4) обобщения житейского опыта

Часть 2 (В)

В2. 1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление».

Обобщение; уподобление; ощущение; отвлечение; сравнение.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление».

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «научное познание». Закономерность; примета; объективность; синтез; исследование.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «научное познание».

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «истина».

Отражение действительности; знание; конкретность; зависимость от человека; процесс.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «истина».

ВЗ. 1. Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции данной в первом оолбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СУЩНОСТЬ

A) мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов

Б) образ объекта познания, запечатленный в памяти

B) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе

Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

ФОРМЫПОЗНАНИЯ

1) представление

2)понятие

3) суждение

4)восприятие

2. Установите соответствие между уровнями научного познания и их составляющими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

УРОВЕНЬ

СОСТАВЛЯЮЩИЕ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

A) факт 1) эмпирический

B) идеальный объект 2) теоретический

В) опыт

Г) концепция

Д) идея

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов). 8. Установите соответствие между понятиями «абсолютная истина» и «относительная истина» и их существенными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ

A) выражает изменчивость знания, его углубление, уточнение

B) характеризует ограниченность человеческого познания

В) воплощает предел, к которому стремится знание

Г) зависит от точности или совершенства средств наблюдения или измерения

Д) не опровергается последующим развитием науки

ПОНЯТИЯ

1) абсолютная истина

2) относительная истина

В4. 1. Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие обыденное знание, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) назидание

2) личный опыт

3) образ

4)традиция

5) эксперимент

6) формализация

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

2. Найдите в приведенном ниже списке теоретические методы научного познания и обведите цифры, под которыми они указаны

1) наблюдение

2)сравнение

3) формализация

4) математизация

5) обобщение

6) эксперимент

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

3. Найдите в приведенном ниже списке критерии научного познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) образность и наглядность

2) воспроизводимость результата в одних и тех же условиях

3) эмоциональная выразительность

4) доказательность выдвигаемых положений

5) использование особого языка, четко фиксирующего значения понятий

6) разрозненность, несистематизированность знаний.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

В5. 1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано

(1) Многие считают, что истина проста. (2) Истины, по мнению некоторых, вовсе не существует. (3) Представляется, что такие позиции не соответствуют реальности. (4) Истина — это процесс адекватного отражения действительности в сознании человека. Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) По мысли древнегреческого философа Аристотеля, все люди склонны к познанию. (2) Практическая деятельность человека включает познание в качестве своей важнейшей составной части. (3) Считаем, что наука как главный инструмент познания оказалась бессильной удовлетворительно ответить на вопросы о глубинных процессах, составляющих содержание познания и подсознания человека. (4) В познании человека на помощь науке пришли литература и искусство, вскрывая тайны человеческого духа, тонкие нюансы разнообразных отношений и поведения людей. Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Многообразны пути познания. (2) Большую роль в процессе познания, на наш взгляд, играет интуиция. (3) По мнению сторонников интуитивизма, она — первопричина творческого акта, единственное средство познания. (4) Интуиция представляет собой знание, возникающее без осознания путей и условий его получения. Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

В6. 1 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Факты чаще всего накапливаются в результате ________(1). Это позволяет человеку установить основные свойства________ (2). В ходе _________(3) человек в известной степени вмешивается в естество предмета: помещает в несвойственную ему среду, испытывает в искусственных условиях и т. п. Полученные ______(4) являются объективными, истинными. На теоретическом уровне ________(5), используя абстракции, идеальные объекты, позволяет глубже проникнуть в сущность вещей. Здесь используются __________(6): «идеальный газ», «абсолютно твердое тело».

A) знание

Б)субъект

B) понятие

Г) наука

Д) суждение

Е)описание

Ж) наблюдение

3) объект

И) эксперимент

2, «Если представление —- это_________ (1) предмета, то понятие — это_______ (2) о предмете. С помощью понятий человек проникает в суть познаваемого предмета, что недоступно________ (3), восприятиям и представлениям. Понятия существуют в голове человека не изолированно, а в связи друг с другом, т. е. в виде ________ (4), которые можно вывести на основе ________(5), так и опосредованным путем — с помощью________(6)».

А)концепция

Б) мысль

В) ощущение

Г) умозаключение

Д) эксперимент

Е) наблюдение

Ж) проблема

3)образ

И) суждение

3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Свои выводы наука формулирует в____________ (1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего ________ (2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим ________(3), она исследует со стороны закономерностей и ________(4). Научное познание опирается на систему _______ (5) и вырабатывает свой собственный ________(6), отличный от обычного».

А)вопрос

Б) предмет

В) проблема

Г) метод

Д) схема

Е)теория

Ж) язык

З)субъект

И) причина

Часть 3 (С)

Прочитайте текст и выполните задания CI—С4.

«Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них — само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественно-научном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественно­научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект-вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное — его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. <...> Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом — через понимание (а не абстрактно-общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). <...>

Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и субъект. Везде, в любой науке ки- пят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий»

CI. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?

С2. В чем заключается, по мнению автора, отличие обществознания от естествознания?

СЗ. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания

обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.

С4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.

С5. 1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о познании.

2. Назовите любые три вида познания.

3. Укажите четыре отличия знания от веры.

С6. 1. Назовите три формы рационального познания и проиллюстрируйте каждую из них примерами.

2. Назовите три функции практики, которые она выполняет в процессе познания, и проиллюстрируйте каждую из них примерами.

3. Назовите три вида социальных фактов и проиллюстрируйте каждый из них примерами,

С7. 1. «В начале XIX в. з Англии готовился к спуску на воду мощный военный корабль «Каигеи». Инженер Рид сделал уменьшенную копию этого судна и провел испытания на плавучесть. Результаты этих опытов привели его к выводу, что строящееся судно будет плохо держаться на волне и может затонуть во время даже несильного шторма. Однако адмиралы ему не поверили. Вскоре после спуска на воду «Каптен» затонул, погибли 533 моряка. В Лондоне установлена мемориальная доска с «вечным порицанием невежественному упрямству лордов Адмиралтейства».

Какой метод научного познания использовался в приведенном случае? При каких условиях его целесообразно применять?

2. «На заре самолетостроения из-за несовершенства конструкции, отсутствия точной системы аэродинамического и прочностного расчета часто происходили аварии самолетов. И. Е. Жуковский, как и его предшественники, начал наблюдать за полетами птиц, источником подъемной силы их полетов. На основе этих наблюдений и специально поставленных опытов он создал математическую теорию крыла, научно обосновал наиболее целесообразные профили крыльев для летательных аппаратов. Расчеты и рекомендации Н. Е. Жуковского полностью оправдались на практике: крылья и воздушные винты современных самолетов рассчитываются по формулам и конструируются на основе оптимальных профилей, преложенных Н. Е. Жуковским». Сущность какого процесса иллюстрирует приведенный пример? Укажите три признака, по которым вы это определили.

3. «Чтобы получить об изучаемых явлениях или предметах необходимую информацию и открыть управляющие ими законы, необходимо представить исследуемый объект в виде особой системы. Затем такая система последовательно разбивается, разлагается на ряд подсистем различных уровней, вплоть до отдельных элементов. В ходе этого процесса накапливаются сведения об отдельных свойствах и характеристиках, частях и элементах изучаемого объекта. Однако при этом как бы теряется первоначальное представление об объекте как о чем-то целом.

Для того, чтобы получить новое, на этот раз вполне конкретное, богатое, содержательно насыщенное знание об объекте, необходимо осуществить новый этап познания.

Все знания объединяются, связываются по определенным правилам таким образом, чтобы они наиболее точно, верно отражали свойства, характеристики, отношения и связи между подсистемами и элементами изучаемого объекта. Когда этот процесс завершен, мы вновь получаем целостное представление, целостное знание об объекте». Назовите два метода научного познания, о которых идет речь в этом тексте. Охарактеризуйте каждый из них.

С8. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной науки и собственный жизненный опыт.

1. «Познаваем лишь мир явлений; вещи же в себе познанием не достигаются, они неуловимы» (И. Кант).

2. «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мускулы, но нет лица» (А. Эйнштейн).

3. «Видеть и чувствовать — это быть, размышлять, это жить» (В. Шекспир).

4. «Убеждение — это не начало, а венец всякого познания» (И. В. Гете).

5. «Истина — дочь времени» (Цицерон).

6. «Даже простой летописец и тот пристрастен» (И. В. Гете).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: