МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИКРОЭКОНОМИКА»




 

Курсовая работа по дисциплине «Микроэкономика» должна содержать введение, заключение и две части информационного и расчетного характера. Первая часть курсовой работы представляет собой развернутый реферативный ответ, раскрывающий сущность проблемы, заданной темой. Во второй части необходимо решить задачу, отражающую реальную микроэкономическую ситуацию.

Объем работы составляет 20–35 страниц машинописного текста или компьютерного набора.

 

Основные этапы написания курсовой работы

 

1. Подготовительный этап:

· выбор темы курсовой работы;

· подбор и изучение имеющихся источников;

· составление плана работы;

· собрание и систематизация отобранного материала, обработка фактического и статистического материала.

 

2. Основной этап:

· написание самой работы, соблюдая логику и последовательность изложения в соответствии с планом работы;

· решение задачи;

· формулирование выводов по итогам работы.

 

3. Заключительный этап:

· оформление работы, строго придерживаясь предъявляемых требований;

· подготовка к защите курсовой работы.

 

Общая структура (план) курсовой работы

 

1. Введение должно содержать обоснование актуальности рассматриваемой проблемы, определяемой тематикой работы; постановку проблемы,предмет, объект, цель и задачи исследования.

Актуальность исследования определяется потребностями конкретной области деятельности или научного знания и проявляется в степени разработанности проблемы. Различают актуальность в теоретическом и прикладном (практическом) отношениях.

При доказательстве актуальности исследования акцентируется внимание на нерешенных проблемах и выделяются различные важные аспекты этих проблем.

При выяснении объекта, предмета и цели исследования необходимо учитывать, что между ними и темой курсовой работы существуют системные логические связи.

Объект исследования – это то, что студент намерен изучать, а предмет исследования – это указание на особую проблему, которую он собирается поставить и решить.

Объектами в области экономических наук выступают социально-экономические системы любого уровня: мирового или народного хозяйства, отраслей народного хозяйства, регионов, предприятий, подразделений или домохозяйств.

Предмет и объект соотносятся как часть и целое: предмет находится в границах объекта и отражает какую-либо его сторону (аспект, свойства, признаки, отношения), подлежащую исследованию.

Проблема – есть неудовлетворительное состояние системы, некоторое противоречие, требующее разрешения. Научная проблема – это такая сумма вопросов, ответ на которые не содержится в накопленных знаниях, а существующее или прогнозируемое противоречие, от разрешения которого зависит развитие процесса, явления, объекта реальной действительности.

Итак, цель исследования направлена на решение сформулированной проблемы, лежащей в основе предмета, находящегося в рамках объекта, что ориентирует само исследование на получение новых результатов.

Цель должна быть ориентирована на удовлетворение практической потребности, во имя которой осуществляется решение актуальной задачи. Формулировка цели исследования обычно начинается словами «разработать методику (модель, инструменты, методы, механизмы, способы, критерии, требования, основы и т. п.) или обосновать…. или выявить…» и отражает актуальность исследования.

Формулировки задач (это обычно делается в форме перечисления: изучить…, описать…, установить…, выявить…, провести расчеты… и т. д.) необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов курсовой работы.

2. Содержательная часть (Часть 1) курсовой работы – представляет собой развернутый реферативный ответ, раскрывающий сущность проблемы, заданной темой. Объем данной части должен быть
18–33 страницы машинописного текста или компьютерного набора. Как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых может иметь несколько параграфов. В работе предпочтительно приводить различные точки зрения на исследуемую проблему, высказывать свое суждение или обосновывать, почему та или иная точка зрения представляется правильной, приводя аргументы в ее поддержку. При обосновании проблемной ситуации необходимо предложить как теоретическое решение проблемы (прилагая возможные расчеты, графические и иные иллюстрации), так и практические рекомендации, основывающиеся на данных статистики.

Первая глава носит теоретический характер. В ней раскрываются основные понятия и социально-экономическая сущность исследуемой проблемы, дается анализ источников специальной литературы, содержания нормативных актов по теме исследования, проводится исторический экскурс по теме, написанный с использованием научных источников и литературы. В данном случае большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. При наличии разных точек зрения, дискуссий и споров, существующих в отобранной литературе по вопросам раскрываемой темы, необходимо изучить наиболее распространенные из них, указать их в работе и попытаться высказать свое мнение либо аргументировано поддержать мнение какого-либо автора.

Вторая глава содержит исследования студента по изучаемому вопросу с практической точки зрения. Результатами такого исследования могут служить расчеты различных экономических показателей, характеристика особенностей изучаемых явлений в различных условиях, включая Россию.

Все теоретические положения и выводы должны основываться на конкретных материалах реальной действительности. Причем факты и примеры должны быть не случайными, а типичными, а также выразительными и убедительными. Поэтому при использовании таких данных необходимо указать в подстрочной строке, из какого источника они были получены.

В третьей главе, как правило, предлагаются направления, способы решения выявленных проблем, определяются пути совершенствования поставленных задач, а также тенденции и перспективы их дальнейшего развития.

В конце каждой главы следует делать краткие выводы по основным положениям, которые в ней рассматривались.

Все структурные разделы должны быть озаглавлены. Заглавия должны быть лаконичными, понятными и исчерпывающе характеризовать содержание данного раздела.

 

3. Задача (Часть 2). В этой части курсовой работы необходимо решить задачу, отражающую реальную микроэкономическую ситуацию, для чего важно разобраться в сущности искомых показателей. Поэтому, приступая к расчетам и изложению решения, в первую очередь и как минимум, нужно привести определение и методику расчета каждого из показателей.

Решение задач должно быть лаконично, но экономически грамотно построено. При этом приводятся: условие задачи (желательно краткое) с условными обозначениями и единицами измерения используемых показателей; непосредственно решение задачи, как аналитическое, так и (по возможности) графическое, отражающее методику расчета искомых величин; ответ на поставленный вопрос. При обосновании проблемной ситуации необходимо предложить как теоретическое решение проблемы (прилагая возможные расчеты, графические и иные иллюстрации), так и практические рекомендации, основывающиеся на данных статистики.

 

4. Заключение – это последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Итоговые результаты в заключении часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, последовательность которых определяется логикой построения курсовой работы. Заключительная часть дополняет характеристику общего уровня выполненной курсовой работы, а также показывает уровень зрелости и квалификации студента в целом на данном этапе учебы, свидетельствует о его навыках самостоятельной работы.

 

5. Список использованных источников должен содержать все источники информации, на которые есть ссылки в тексте: перечень нормативно-правовых актов, научных трудов, специализированной литературы и др., представленные в алфавитном порядке по нарастающей нумерации.

 

Что касается стиля изложения, то в курсовой работе необходимо придерживаться принятой терминологии, обозначений, условных сокращений и символов, не злоупотреблять выражениями-штампами. Не допускается изложение материала от первого лица: «я наблюдал», «я считаю», «мне кажется», «по моему мнению». Точку зрения автора обычно отражает местоимение «мы» («нами установлено …», «мы можем утверждать…», «мы пришли к выводу…» и т. д.).

Стиль изложения материала в письменной работе должен быть строго научным. Следует избегать газетных штампов, жаргонов, терминов и словосочетаний, не используемых в академической литературе, слов с уменьшительными и ласкательными суффиксами.

 

Рекомендуемая структура курсовой работы

 

Оглавление

Введение

ЧАСТЬ 1. Тема работы

Глава 1. Теоретические основы... (тема работы)

Глава 2. Исследование ... (тема работы) в реальной хозяйственной деятельности

ЧАСТЬ 2.

Задача. Вариант Д.

Заключение

Список использованных источников

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: