К улично-дорожной сети микрорайона предъявляются следующие требования:
– обеспечение удобного подъезда к жилым домам и общественным зданиям;
– исключение или ограничение возможности сквозного проезда по территории микрорайона;
– ограничение количества примыканий местной дорожной сети к магистральным улицам;
– разделение трасс движения автомобильного транспорта и пешеходов.
Система проездов микрорайона складывается из главных и второстепенных проездов и подъездов к жилым зданиям, которые могут проектироваться по кольцевой, полукольцевой и тупиковой схемам.
Главные проезды обеспечивают подъезды к группам жилых зданий и участкам общественных зданий. Ширина внутримикрорайонных дорог, принимаемая в две полосы движения, 6 м; с одной или двух сторон этих дорог устраиваются тротуары шириной 1,5 м [1, п.6.18, табл. 8].
Второстепенные проезды шириной 3,5 м с одной полосой движения обеспечивают подъезд к небольшим группам жилых зданий. Подъезды к жилым зданиям служат одновременно для пешеходного движения (совмещаются с тротуарами).
Микрорайоны с застройкой 5 этажей и выше обслуживаются двухполосными, а при застройке до 5 этажей – однополосными проездами. Проезды с односторонним кольцевым движением транспорта и протяженностью не более 300 м при наличии тротуаров допускается принимать в одну полосу движения шириной 3,5 м, причем через каждые
75 м предусматриваются разъездные площадки шириной 6 м и длиной 15 м [1, п. 2.9].
При кольцевой и полукольцевой схеме проезд проходит вокруг микрорайонного сада в виде кольца или полукольца, соединяясь в нескольких местах короткими проездами с магистралями, окружающими территорию микрорайона. Это кольцо (или полукольцо) подходит к детским дошкольным учреждениям, школам, гаражам и торцам жилых зданий.
|
От торцов жилых зданий к входам прокладываются пешеходные подходы в виде петель или тупиков.
Схемы основных видов микрорайонных проездов с магистральных и жилых улиц приведены на рис. 4.11 и 4.12. При применении этих схем имеет место концентрация всего местного движения на кольце, и пешеходные пути от групп жилых домов к детским учреждениям, торговым предприятиям пересекаются путями движения транспорта. Эти схемы целесообразно использовать для микрорайонов с незначительным местным движением. Тупиковые проезды являются наиболее целесообразными, так как в этом случае исключается возможность сквозного транзитного движения. Протяженность тупиковых однополосных проездов не должна превышать 150 м. Тупиковые проезды заканчиваются поворотными площадками размерами 12´ 12 м или кольцом с радиусом по оси не менее 10 м [1, п. 2, 9*]. Примеры устройства поворотных пунктов и автомобильных стоянок приведены на рис. 4.13.
Рис. 4.11. Примеры устройства внутри микрорайонов проездов с магистральных улиц:
а – в виде веточек; б – кольцевая; в – петельная
Рис. 4.12. Примеры устройства внутри микрорайонов проездов с жилых улиц
При застройке микрорайона односекционными жилыми домами высотой 9 и более этажей необходимо предусматривать кольцевой проезд шириной не менее 3,5 м. Удаление края проезда от дома должно быть на расстоянии 5–8 м. Проезды, ведущие к жилым домам, и пешеходные дороги следует размещать не ближе 5 м от стен жилых домов и общественных зданий, при этом проезды должны примыкать к каждому входу в дом.
|
Рис. 4.13. Устройство поворотных пунктов и автостоянок: а – поворотные тупики;
б – автостоянки в уширениях проездов; в – автостоянки, совмещенные с поворотными тупиками
Для пешеходного движения в микрорайоне проектируются пешеходные аллеи, дорожки и тропинки. Пешеходные аллеи связывают группы жилых зданий со школой и детскими учреждениями. Ширина их принимается 3,0 м [1, табл. 8*].
Для связи выходов из зданий с площадками для отдыха, детскими игровыми и хозяйственными площадками устраиваются пешеходные тропинки шириной 0,75–1,5 м, которые часто имеют живописное криволинейное очертание. Примеры размещения проездов и пешеходных аллей микрорайона приведены на рис. 4.14 и 4.15.
Рис. 4.14. Схема размещения проездов и пешеходных аллей микрорайона: – внутримикрорайонные проезды
и подъезды; – пешеходные аллеи; – автостоянки; – мусоросборники;
– хоздворы и разворотные площадки
Рис. 4.15. Поперечный профиль микрорайонных проездов и дорожек: а – основной двухполосный проезд;
б – кольцевой однополосный проезд; в – тупиковый однополосный проезд;
г – пешеходная дорожка; д – хозяйственный проезд
Площадки для стоянки автомобилей располагают на жилых улицах в местах:
1) примыкания к ним внутренних проездов;
2) непосредственно на внутренних проездах;
3) близ въездов в микрорайоны с магистральных улиц;
4) на участках хозяйственных дворов.
Расстояние от подъездов жилых домов до площадок должно быть не более 100 м. При размещении площадок для стоянки автомобилей следует принимать уровень автомобилизации на расчетный срок 200–250 легковых автомобилей на 1000 жителей [1, п. 6.3].
|
Гаражи, предназначенные для постоянного хранения легковых индивидуальных автомобилей, в микрорайонах могут быть наземные и подземные, боксового и манежно-боксового типов без оборудования для обслуживания и ремонта автомобилей. Обычно боксы объединяются в группы и блокируются с коммунально-хозяйственным блоком.
В связи с тем, что эксплуатация гаражей связана с постоянным подъездом машин к ним, располагать их в глубине микрорайона нежелательно. Наиболее целесообразно размещать их вблизи красных линий на отдельных участках, изолировать зелеными насаждениями шириной не менее 10 м, хозяйственным блоком, торгово-общественными зданиями и т. п.
На территории должно размещаться не менее 70 % количества автомобилей граждан, проживающих в данном микрорайоне с учетом принятого уровня автомобилизации. Число мест в гаражах устанавливается нормами или принимается по заданию на проектирование [1, п. 6.34].
Расстояния от гаражей до зданий различного назначения приведены в табл. 4.10 [1, п. 6.39*, табл. 10*].
Таблица 4.10
Расстояния от гаражей до зданий различного назначения
Наименование зданий | Количество автомобилей в гараже | |||
10 и менее | 11–50 | 51–100 | свыше 100 | |
Жилые дома, | ||||
в том числе торцы жилых домов без окон | ||||
Общественные, кроме лечебных | ||||
Общеобразовательные школы, детские сады-ясли |
Выезды из гаражей шириной 5,5 м для двухстороннего и 3 м для одностороннего движения следует предусматривать на магистральные улицы районного значения, улицы местного движения, а также на местные проезды магистральных улиц общегородского значения, минуя жилые территории, участки школ и детских садов-яслей. Примеры размещения гаражей приведены на рис. 4.16.
Рис. 4.16. Примеры размещения гаражей в микрорайоне: а – на изолированном участке в микрорайоне;
б – на изолированных участках в группах домов: 1 – гаражи