Участки школ и детских дошкольных учреждений в целях создания лучших санитарно-гигиенических условий и изоляции от магистральных улиц рекомендуется размещать в середине микрорайона и по возможности вблизи микрорайонного сада.
Школы и детские сады-ясли следует размещать на отдельных участках и отделять их оградами. К каждому участку должен быть обеспечен подход, не проходящий через дворы жилых домов.
Размещение и ориентация зданий детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ должны обеспечивать непрерывную трёхчасовую продолжительность инсоляции в помещениях, предусмотренных строительными нормами и правилами [1, п. 9.19; 4, п. 1.156, п. 1.161, п. 1.162].
Приемы размещения школ и детских учреждений используются в зависимости от местных условий. Эти здания могут находиться вокруг сада, расположенного в центре микрорайона, могут рассредоточиваться и размещаться в непосредственной близости к жилым территориям либо у границ микрорайона, выходящих в сторону городского зелёного массива или тихой жилой улицы. Радиус обслуживания населения принимается 750 м для общеобразовательных школ и 500 м для начальных школ [1, п. 5.4*, табл. 5*].
Если школьный участок выходит на жилую улицу, то здание школы рекомендуется размещать с отступом не менее 25 м от красной линии. При расположении школьного участка внутри микрорайона необходимо соблюдать разрыв от его границ до стен жилых домов не менее 10 м, до зданий коммунального назначения и пожарных депо – не менее 50 м [1; п. 55, табл. 6]. Окна классных помещений школ допускается ориентировать на все стороны горизонта кроме северной – в I, II, III климатических районах и кроме западной – в IV климатическом районе, причем не более 50 % учебных кабинетов могут быть ориентированы на северную сторону горизонта [4, п. 2.9, табл. 3]. Приложение 3
|
|
Требования к земельным участкам школ. На земельных участках школ должны предусматриваться следующие основные зоны: физкультурно-спортивная, начальной военной подготовки, учебно-опытная, отдыха и хозяйственная.
Состав и площади основных зон земельных участков школ должны приниматься по табл. 4.6.
Как физкультурно-спортивную, так и зону начальной военной подготовки не допускается размещать со стороны окон классных помещений зданий школ и школ-интернатов. Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует размещать на расстоянии не менее 25 м от окон других помещений здания, при наличии ограждения высотой 3 м – не менее 15 м, а площадки для занятий другими видами физкультурно-спортивных занятий – на расстоянии не менее 10 м.
Рис. 4.7. Генплан участка школы на 464 учащихся (12 классов): 1 – здание школы; 2 – теплица; 3 – парники; 4 – мусоросборник; 5 – навес для занятий на воздухе; 6 – хозяйственный сарай; 7 – участок овощных и полевых культур; 8 – участок плодового сада и ягодника; 9 – участок цветочно-декоративных растений; 10 – участок питомника плодово-ягодных и декоративных растений; 11 – участок коллекционно-селекционной работы; 12 – метеорологическая и географическая площадка; 13 – участок начальных классов; 14 – площадка для подвижных игр I–II классов; 15 – площадка для подвижных игр III–IV классов; 16 – площадка для подвижных игр V–VII классов; 17 – площадка для тихого отдыха V–VII классов; 18 – легкоатлетическая площадка; 19 – площадка для спортивных игр; 20 – площадка для гимнастики; 21 – площадка для волейбола и баскетбола; 22 – площадка для тенниса$ 23 – площадка комбинированная (баскетбол, волейбол и др.)
|
|
На земельных участках детских дошкольных учреждений следует размещать площадки: групповые, для занятий физкультурой, для выращивания овощных и ягодных культур, хозяйственную. Состав и площади земельных участков детских садов-яслей приведены в табл. 4.8.
Таблица 4.8
Состав и площади земельных участков детских садов-яслей
Наименование | Площадь участков, м2, при количестве мест | ||||||
1. Площадь застройки | |||||||
а) зданий | В соответствии с проектами зданий | ||||||
б) теневых навесов | 40´ 4 | 40´ 6 | 40´ 7 | 40´ 12 | 40´ 14 | 40´ 24 | 40´ 28 |
2. Детские площадки, в том числе: | |||||||
а) групповые – для детей ясельного возраста | 150´ 2 | 150´ 2 | 150´ 3 | 150´ 4 | 150´ 6 | 150´ 8 | 150´ 12 |
б) групповые для детей дошкольного возраста | 180´ 2 | 108´ 4 | 180´ 4 | 108´ 8 | 180´ 8 | 180´ 16 | 180´ 16 |
в) общая физкультурная | 200´ 2 | 200´ 2 | |||||
г) плескательный бассейн | 21´ 2 | 21´ 2 | |||||
д) огород-ягодник | 15´ 2 | 15´ 4 | 15´ 4 | 15´ 8 | 15´ 8 | 15´ 16 | 15´ 16 |
е) для животных и птиц | |||||||
3. Хозяйственная площадка | |||||||
4. Зеленые насаждения | Как правило, не менее 50 % площади участка | ||||||
Общая площадь земельного участка |
Примечание. В площадь зеленых насаждений включаются зеленые защитные полосы, живая изгородь, газоны, цветники и зеленые насаждения на групповых и общих площадках участка.
|
|
Площадка озеленения участков детских дошкольных учреждений общего типа должна составлять не менее 16 м2 на 1 место, в том числе зеленых насаждений, газонов и цветников не менее 7 м2, в комплексах детских садов-яслей не менее 14 м2.
Количество групповых площадок на земельных участках детских дошкольных учреждений должно соответствовать количеству детских групп в здании. Количество групп и мест в них для различных типов зданий детских садов-яслей указано в табл. 4.9.
Таблица 4.9
Типы зданий детских садов-яслей, количество групп и мест в них
Тип здания | Количество групп и мест в них | Общее количество групп | |
ясельного возраста | дошкольного возраста | ||
1. Детский сад-ясли на 90 мест | 2 группы по 20 мест | 2 группы по 25 мест | |
2. Детский сад-ясли на 140 мест | 2 группы по 20 мест | 4 группы по 25 мест | |
3. Детский сад-ясли на 160 мест | 3 группы по 20 мест | 5 групп по 25 мест | |
4. Детский сад-ясли на 280 мест | 4 группы по 20 мест | 8 групп по 25 мест | |
5. Детский сад-ясли на 320 мест | 6 групп по 20 мест | 9 групп по 25 мест |
Площадь групповых площадок в расчете на 1 место в детских дошкольных учреждениях общего типа должна составлять в ясельных группах 7,5 м2, дошкольных – 7,2 м2.
Групповые площадки должны соединяться кольцевой дорожкой шириной 1,5 м, которую можно совмещать с проездом к зданию.
На земельных участках детских дошкольных учреждений вместимостью до 150 мест следует размещать одну физкультурную площадку, свыше 150 мест – две физкультурные площадки: для ясельных и дошкольных групп. Площадь физкультурной площадки следует принимать из расчета 10 м2 на одно место в группе.
На физкультурной площадке для дошкольных групп необходимо предусмотреть: беговую дорожку не менее 30 м; яму для прыжков 4´4 м; зоны для гимнастических снарядов и спортивных игр.
На участках детских дошкольных учреждений, за исключением размещаемых в IА, IБ, IГ и IIА климатических подрайонах, следует предусматривать площадку для выращивания овощных и ягодных культур из расчета 0,6 м2 на ребенка.
|
|
На земельных участках детских дошкольных учреждений всех типов следует размещать хозяйственную площадку. Площадь хозяйственной площадки следует принимать для детских учреждений вместимостью до 50 мест – 70 м2, от 50 до 150 мест – свыше 100 м2, свыше 150 мест – 150 м2.
Территория земельного участка детских дошкольных учреждений общего типа должна иметь ограждение высотой 1,6 м.
Участок детского учреждения должен быть огражден по периметру зеленой защитной полосой шириной до 5 м. Подробные требования к решению генерального плана участка детского дошкольного учреждения приведены в [1, прил. 6, 7]. Примеры решения генеральных планов детских садов-яслей различной вместимости показаны на рис. 4.9 и 4.10.
Рис. 4.9. Генплан участка детсада на 320 мест: 1 – здание сада на 320 мест; 2 – групповая площадка для детей ясельного возраста; 3 – групповая площадка для детей от 3–7 лет; 4 – спортивная площадка; 5 – бассейн; 6 – хозяйственный двор; 7 – огород-ягодник; 8 – площадка для животных
Рис. 4.10. Генплан участка детсада на 280 мест: 1 – здание сада на 280 мест; 2 – групповая площадка для детей ясельного возраста; 3 – групповая площадка для детей 3–7 лет; 4 – спортивная площадка; 5 – бассейн; 6 – хозяйственный двор; 7 – площадка для животных; 8 – огород-ягодник
В курсовой работе необходимо на миллиметровке выполнить генплан подобранных школ и детских садов-яслей с экспликацией (М 1:1000), которые в дальнейшем будут использованы при комплексном решении микрорайона.