Младший возраст (6-8 лет)
· Физический рост и развитие:
o Руки и ноги растут быстрее тела;
o Общее управление телом хорошее, координация улучшается к семи годам;
o Подвижность;
o Быстрая утомляемость;
o Активность;
o Непоседливость;
o Сердце, легкие и сосудистая система отстают в развитии;
o Прочность опорного аппарата не велика;
o Возможность повреждения повышена;
· Особенности поведения:
o Высокий уровень активности;
o Стремление к общению вне семьи;
o Стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо;
o Понимание различий пола;
o Стремление получить время на самостоятельные занятия;
o Целеустремленность;
o Самоуверенность;
o Агрессивность;
o Любознательность;
o Непоседливость;
o Конкретное мышление;
o Подражательность;
o Высокая эмоциональность;
o Низкая концентрация внимания;
o Основной вид деятельности – игровая деятельность;
o Небольшой опыт коллективных взаимоотношений;
o Конфликты между детьми;
o Умение сопоставлять и сравнивать наблюдаемое;
o Податливость к различным влияниям внешней среды;
o Трудно справиться со многими обязанностями;
· Советы вожатому:
o Организация подвижных игр при ограничении прыжков и бега;
o Развитие умения лазать и пользоваться качелями;
o Использование ритмических видов деятельности (пение, драматические постановки);
o Обучение правильным навыкам труда;
o Обеспечение конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении;
o Предоставление детям свободы действия, развития способностей;
o Не позволять втягивать себя в конфликты;
o Метод «тайм-аута»;
o Признать, что существуют различия во мнениях;
o Попросить ребят побыть в разных палатах в одиночестве;
o Объяснить, когда никакого конфликта нет;
o Не говорить ребенку: «Иди в свою палату и подумай о том, что ты сделал»;
o Сказать: «Находясь в палате, сделай что-нибудь, чтобы почувствовать себя лучше»;
o Все мероприятия проводить в виде игр;
o Создать доброжелательную обстановку;
o На помощь должны приходить ребята из старших отрядов;
o Необходимо помнить, что перед тем, как дать любое поручение, нужно провести разъяснительную работу.
Младший подростковый возраст (9-11 лет)
· Физический рост и развитие:
o Рост девочек опережает рост мальчиков;
o В начале мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее;
o Процесс полового созревания;
o Мышцы постоянно растут и укрепляются;
o Недостаточное развитие силы;
o Организм не подготовлен к значительным силовым нагрузкам;
o Дыхательная система более развита;
o Дыхание не достаточно глубокое;
o Дисгармония в работе сердечнососудистой системы;
o Приступы учащенного сердцебиения, головокружения, головная боль;
o Энергичность, непоседливость мальчиков;
o Стремление к мускульной активности;
· Особенности поведения:
o Стремление повелевать у мальчиков, подчиняться у девочек;
o Энергичность;
o Быстрота в действии;
o Настойчивость;
o Инициативность;
o Часты беспокойные состояния;
o Любят коллективные игры;
o Шумны, спорят;
o Влюбчивы;
o Боятся поражения;
o Чувствительны к критике;
o Интересы постоянно меняются;
o Мальчики играют с девочками;
o Стремятся к соперничеству;
o Начинают осознавать нравственные нормы;
o Пробуждается интерес к любопытству ко всему вокруг;
o Формирование сознания и интеллекта;
o Неустойчивость характера;
o Развитие моральных качеств опережает становление нравственных понятий;
o Нахождение героя в отряде, если нет помощи от вожатых;
o Значение коллектива, общественного мнения;
o Стремление завоевать авторитет, занять в коллективе достойное место;
o Самостоятельность;
o Независимость;
o Хотят, чтобы взрослые в них нуждались;
o Менее уравновешены;
o Бурное проявление эмоций;
o Возникновение конфликтов со сверстниками, родителями, вожатыми;
o Нервная система совершенствовается;
o Рост функционального потенциала воспринимающей системы мозга;
o Спокойность, рассудительность и послушность девочек;
o Энергичность, непоседливость, эмоциональность, уклончивость от общественных дел мальчиков;
· Советы вожатому:
o Учет того, что дети нуждаются в поощрении и похвале;
o Использование видов деятельности, дающих простор проявлению мускульной активности;
o Организация постоянной деятельности;
o Организация коллективных спортивных игр, занятий по интересам;
o Организация разумного руководства пробуждающих интересов к окружающему миру;
o Отвечать на многочисленные вопросы детей;
o Обращать внимание на развитие инициативности и самостоятельности, на воспитание организаторских способностей и ответственности за порученные дела. Нравственности, пробуждать интерес к познанию.