Количественная концепция полезности.




Тема № 6.Основы поведения субъектов современной рыночной экономики.

 

1.Теория потребительского выбора

2. Производственная функция.

3.Издержки фирмы

4. Доход,прибыль и рентабельность

5. Основы ценообразования.

6.Спрос на факторы производства.

7.Особенности ценообразования на рынке труда.

8.Рынок капитала.

9.Рынок земли.

 

Теория потребительского выбора

Рынок – экономическая система, ориентированная на потребителя. ТПП даёт ответ на вопрос, как ведёт себя потребитель, какими мотивами руководствуется при выборе товара и т. п.

Современная ТПП основывается на следующих предпосылках:

-существует свобода потребительского выбора

-потребитель ведёт себя на рынке рациональн6о, т. е. стремится достичь максимального результата при ограниченных возможностях.

Таким образом, потребитель упорядочив свои индивидуальные потребности (построив индивидуальную шкалу предпочтений), Ии удовлетворяя их при ограниченном доходе и заданных ценах на приобретаемые товары, стремиться достичь максимальной степени их удовлетворения. Для обозначения удовлетворении, кот. получают люди от потребляемых товаров, используют термин «полезность». Полезность - способность блага удовлетворять потребности индивида в результате потребления определённого количества данного блага.

Существуют 2 концепции полезности:

1.количественная (кардиналистская)

2.порядковая (ординалистская)

Количественная концепция полезности.

Основана на понятиях предельная полезность MU –marginal utility, общая полезность TU - totalutility. Потребление носит приростной характер, т. е. потребитель постепенно увеличивает потребление товара, пока не насытит потребность в нём. Отсюда можно сделать следующие выводы:

1.каждая дополнительная единица блага приносит потребителю дополнительную (предельную) полезность. Предельная полезность - добавочная полезность, прибавляемая каждой последней порцией товара. Сумма предельных полезностей даёт общую полезность

2.чем больше количество единиц потребляемого блага, тем меньше предельная полезность, извлекаемая из потребления каждой последующей единицы этого блага, т.е. предельная полезность носит убывающий характер - закон убывающей предель­ной полезности (первый закон Госсена.)

 

Кол-во бутербродов Предельная полезность Общая полез.
     
     
     
     
  -510  

 

Вместе с тем, у человека существует множество потребностей, ко­торые характеризуются различной степенью

интенсивности. Хотя оцен­ка интенсивности потребности субъективна, но можно и объективно от­делить первичные,

неотложные потребности от менее насущных по­требностей. Во всяком случае, ясно, что каждый человек располагает

свои потребности, а, следовательно, и свой спрос на рынке в соответ­ствии с определенной шкалой, на которой первые

места занимают са­мые неотложные потребности, за ними располагаются остальные. Каково основное условие

равновесия, которое должно быть выпол­нено, чтобы, приобретая различные товары, человек максимизировал

получаемую полезность? При удовлетворении по­требностей человек начинает с самой неотложной потребности, а затем

постепенно переходит к менее неотложным, действуя таким образом, что, в конце концов, предельные полезности

употребляемых благ ста­нут одинаковы.

Таким образом, можно сформулировать второй закон Госсена: при максимизации общей полезности предельная

полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величины. Но человек, приобретая блага на рынке,

тратит разные суммы де­нег, поскольку у каждого товара своя рыночная цена. Если мы разделим предельную полезность блага на его цену, то получим взвешенную пре­дельную полезность. Учитывая это, каждый потребитель расширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не оказываются пропорциональны ценам, или пока не оказываются одина­ковыми взвешенные предельные полезности. Например, бутерброд стоит 90 руб., а стакан сока -45руб. имеем 450 руб. Цель - выбрать такой набор товаров, который даёт максимальное удовлетворение. Можно купить 5 бутербродов, но не получить от последней порции столько удовольствия как от первой. Но если вместо 5 –го бутерброда купить 2 стакана сока, то увеличим общую полезность, т.к. первые 2 стакана сока принесут большее удовольствие, чем 5-ый бутерброд. По мере сокращения потребления бутерброда и увеличения потребления сока, предельная полезность бутерброда будет возрастать, а сока - падать. Таким образом, рациональный потребитель в рамках ограниченного бюджета так осуществляет свои покупки, чтобы каждый приобретённый товар принёс ему одинаковую предельную полезность пропорционально цене этого товара. Потребительское равновесие – ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше – на покупку другого. Это условие равновесия потребителя может быть выражено

 

MU1\P1=MU2\P2=MUn\Pn



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: