Порядковая концепция полезности.




Вместо абсолютных измерений предельной полезности перешли к анализу отно­сительному, а именно: определять предпочтение одних комбинаций товаров покупателей (потребителей) другим комбинациям, или наборам товаров. Полезность следует рассматривать не от потребления отдельно взятого товара, а от всего набора потребляемых товаров. Это даёт возможность оценивать полезность не с количественной точки зрения. А с точки зрения предпочтения разных наборов товаров. Инструментом такого анализа явились так называемые кри­вые безразличия. Строятся путём опроса, где предлагается оценить различные сочетания товаров, которые, принося потребителю с его точки зрения одинаковое удовлетворение потребностей, т. е. ему безразлично, какой именно набор приобретать. Возьмем потребителя, распо­лагающего фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Для простоты предположим, что он покупает только два вида товаров: А и В. Очевидно, что имеются некоторые ком­бинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя (например, два товара А и три товара В имеют такую же общую полезность, как три товара А и два товара В и т. д.). Отказ от од­ного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. К этим комбинациям товаров А и В потребитель, следова­тельно, в равной мере безразличен.

что если бы потребитель мог выбрать любые точки на ней, они были бы для него одинаково желательны, и ему было бы совершенно все равно, какую комбинацию он получит. Кривая U2, - это лишь одна из бесчислен­ного множества возможных кривых. Если возьмем более высокий или более низкий уровень удовлетворения потребностей, то кривая примет иное положение. На рис. 5.12а пунктирной линией показаны лишь неко­торые из возможных кривых безразличия для данных товаров A и В: кривые безразличия, более удаленные от начала координат, соответ­ствуют более высокому уровню удовлетворения потребностей. Набор кривых безразличия для отдельного потребителя и двух различных то­варов называется картой безразличия.

 

Ранее мы условились, что потребитель имеет фиксированный де­нежный доход. Пусть он тратит 6 долл. в день, причем товар А стоит 1,5 долл., а товар В - 1 долл. Если потратить все деньги на товар А, то можно купить 4 ед., если все деньги потратить на товар В, то можно ку­пить 6 ед. Ясно, что потребитель может израсходовать свои деньги на лю­бую из возможных комбинаций товаров A и В в пределах 6 долл. На рис. 5.126 прямая линия КL_ - это линия возможностей потребления для дан­ного потребителя, или бюджетная линия (бюджетное ограничение).

Наложим теперь линию КL, на график кривых безразличия (рис. 5.12в). Потребитель при данном уровне дохода может перемещаться по прямой КL. Куда он будет перемещаться? Очевидно, к точке, где он по­лучит наибольшую полезность, т. е. к наивысшей возможной кривой без­различия. В точке М бюджетная линия КL, касается кривой безразличия иг. Э то и есть наивысшая кривая, которой он может достичь. В положе­нии равновесия цена каждого товара пропорциональна его предельной полезности. Равновесие потребителя - такая комбинация покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при данном бюджетном ограничении.

 

Равновесие может изменяться под влиянием цен. Падение цен на один из товаров оптимального набора вызовет:

-увеличение реального дохода потребителя, повышающий возможность потребления данного товара (эффект дохода)

-появляется возможность замещать более дешевыми товарами другие продукты (эффект замещения)

Таким образом, изменение спроса на бла­го при изменении его цены может быть объяснено при помощи эффек­та дохода и эффекта замещения. Используем теперь кривые безразли­чия для того, чтобы показать, в какой степени изменение объема спро­са вызывается изменением относительных цен, а в какой - реального дохода. Допустим, что соотношение цен товаров А и В таково, что при фик­сированном денежном доходе потребителя его линия возможностей по­требления (бюджетная линия) может быть представлена прямой KL



 

 

 


 

В этом случае положение равновесия потребителя опреде­ляется точкой касания бюджетной линии наивысшей возможной кривой безразличия (точка Е1 на кривой безразличия U1) а объемы потребле­ния товаров А и В составят соответственно ОA1 и ОВ1 единиц.

Если цена товара А снизилась, а цена товара В осталась неизмен­ной, то бюджетная линия становится более пологой и пересекает ось абсцисс в точке М (прямая КМ). Эта новая бюджетная линия касает­ся более высокой кривой безразличия, и оптимум потребителя пере­мещается в точку Е2. В результате снижения цены товара А объем спроса на него увеличится до ОА2 единиц, следовательно, прирост спроса составит А1А2. Как разложить этот общий эффект на эффект замещения и эффект дохода?

Выделим сначала действие только эффекта замещения при предположении, что реальный доход потребителя остает­ся неизменным. Реальный доход потребителя может рассматриваться как неизменный, если потребитель остается на одной и той же кривой безразличия. Проведем воображаемую бюджетную линию К1М1, которая параллельна новой бюджетной линии КМ и касается первоначальной кривой безраз­личия иг. Э та бюджетная линия отражает новое соотношение цен това­ров Л и В, однако точка равновесия Е3 соответствует прежнему уровню реального дохода. Таким образом, переход точки равновесия потреби­теля из положения Е1 в положение Е3 вызван изменением цен, и, следо­вательно, прирост потребления товара А в размере А1А3 единиц обус­ловлен эффектом замещения. Соответственно, переход точки равнове­сия потребителя из положения Е3 в положение Е2 и прирост потребле­ния товара А в размере А3А2 единиц представляет собой эффект дохо­да, поскольку обусловлен ростом реального дохода потребителя в свя­зи с изменением соотношения цен.

Обратим внимание, что в нашем примере к общему увеличению спроса на товар А привело действие как эффекта дохода, так и эффек­та замещения (результаты действия этих двух эффектов суммирова­лись). Это характерно для нормальных благ, объем потребления кото­рых возрастает при увеличении дохода. Как уже было показано ранее, при снижении цены на низкокачественное благо эффект дохода дей­ствует в направлении, противоположном эффекту замещения, причем в случае с товаром Гиффена эффект дохода перевешивает эффект заме­щения и общий эффект оказывается отрицательным.


 

 

Если бы потребитель приобретал только одну единицу товара, то он согласен был бы уплатить 80 долл. За вторую единицу (если было бы всего две единицы товара) потребитель заплатил бы 60 долл. Рыноч­ная цена каждой из двух единиц при этом составила бы одну и ту же величину - 60 долл. (ведь цена устанавливается на уровне предельной - в данном случае второй - единицы). Что же получается? Индивидуальная оценка полезности 1-й единицы - 80 долл., 2-й - 60 долл., их сумма - 140 долл. Но по единой цене покупаются обе единицы, так что потребитель заплатит (60 + 60) = 120 долл.; 3-ю единицу покупатель оценивает в 40 долл., и эта предельная полезность будет определять рыночную цену всех трех единиц. Следовательно, рыночная цена, уп­лаченная потребителем при покупке трех товаров, составит (40 + 40 + 40) = 120 долларов. А ведь если суммировать индивидуальные оценки предельной полезности каждой из трех единиц, то получилось бы: (80 + 60 + 40) = 180 долл. Итак, излишек потребителя - это разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен упла­тить, и той суммой, которую он реально уплатил. А. Маршалл объясня­ет это следующим образом: излишек потребителя - это избыток цены, ко­торую потребитель готов был бы заплатить (скорее, чем вообще обойтись без данного товара), сверх той цены, которую он действительно платит. Чем ниже цена, тем больше величина излишка потребителя. При покупке двух единиц товара излишек потребителя составит: 140 - 120 = 20 долл.; при покупке трех единиц 180 - 120 = 60 долл.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: