Психологическая драма Г. Ибсена. Проблематика и поэтика пьесы «Кукольный дом».





(По тетради)

Пьеса о гибели современной семьи, отношений. Семья – как фикция, за которой ничего не стоит.

Завуалированная трагедия. Зритель должен «вытащить» подтекст. Герои не выражаются прямо, понимаем за счет ремарок, мотивов, символики. Информация собирается по крупицам.

Тема лжи:

Сюжетной: движущий мотив сюжета.

Символический: психологич., то, на чем строятся отношения – взаимная ложь. Нора лгала и перед отцом и перед мужем: ее вынуждали быть игрушкой. Понимает, что приятие ее возможно только на таких основаниях: глупая жена рядом подчеркивает его, Торвальда Хельмера, ум и величие. Принимает на себя роль покровителя, «мужчины в кубе», но реал. ситуация показывает, что он – трус.

Нора привыкла думать, что соответствовать ожиданиям – норма. В это время у женщин не было прав, назревает проблема эмансипации. Нора не может работать, не может взять кредит и она вынуждена изворачиваться. Какой запрос – такой и ответ, поведение.

Нора действительно любила мужа, раз она пошла на подлог и на жертвы ради него. Торальд же постоянно делает из нее дуру, Нора видит, что он самоутверждается за ее счет. А готов ли он пойти ради нее на что-нибудь? Хочет проверить – не зря ли все это? Действительно ли он ее любит? Это то чудо, которого она ждала – подтвердить, что ее жертвы не напрасны, что она любима.

Мотив ожидания чуда пересекается со временем действия – Рождество.

Показывается глобальная подмена понятий Торальда. Для него главное – положение в обществе. Торальд боится всякой сложности, любое усложнение вызывает у него страх.

Кроггард пытается выжить, показывается как нормальный человек.

Чуда не происходит. Нора не видит смысла.

Мотив снятия масок: «Я пойду сниму маскарадный костюм» - Нора впервые показала свое настоящее лицо: не куколка-белочка, а зрелая решительная женщина.

Хочет стать Человеком, личностью. Понимает, что муж готов был превратить ее жизнь в ад ради своей репутации (жить с ним на напонятных правах, сохранять видимость…) Вопрос о том, что значит быть человеком, о поиске себя.

Семья только на эротических интересах – не семья. Брак – не сожительство, а взаимообогощение.

Протестанская тематика вины/не вины, праведности/преступности.

Нора нравственно непростроена: ее отношение к людям (к Ранку, к тем, у кого они могла взять взаймы…), нет определенной шкалы ценностей – но это абсолютно обусловлено воспитанием.

Проблема вины и прощения в протестанском обществе – реальная проблема. Торальд не принимает Нору, не прощает ее до тех пор, пока не оказалось, что его положению ничего не угрожает. Но и тогда он ее по-настоящему, реально не прощает – прощение это всегда усилие!

Натуралисты: мужчины + женщины = война интересов, позиций, мировоззрений. Брак без признания личности человека – взаимная эксплутация – то, на чем базируется буржуазная семья.

Символика: мотив куклы, игрушки (елочные, детские, Нора – как игрушка). Праздник Рождества как ожидание чуда, которое потом не происходит. Маскарад – ложь, притворство.

Зеркальность:

Нора и Крогстад имеют общее – оба пошли на преступление.

Фру Линне и Крогстад: из несчастья к счастью. Фру Линне принимает падшего Крогстада, чтобы любить, жертвовать, а Хельмер не принимает Нору, не прощает, не готов идти на жертвы.

Нотурализм, протестантизм: Нора и Ранк отвечают за отцов морально и физически.

Нора уходит от Торольда от честности, т.к. она продавала не только тело, но и душу.

Нора не просит у Ранка денег – от честности, потому что это было бы использованием – бесчестно, у нее есть внутреннее достоинство. У Торальда, внешне правильного-порядочного этого достоинства нет.

Общее направление времени – внешняя добродетель –не факт, главное – внутреннее устроение.

 

(Из учебника «ЗЛ» В. М. Толмачева)

Пьеса «Кукольный дом», как многие другие у Ибсена, строится вокруг некоего «тайного греха», совершенного одним из персонажей в прошлом… Нора — самая обыкновенная женщина, ничем на первый взгляд не примечательная. Ибсен подробно рисует сцены домашнего быта Норы, подчеркивая будничный характер наполняющих их событий: заботы о муже и о детях, хлопоты о маскарадном костюме для предстоящего праздника. Даже сама Нора не подозревает, какие силы таятся в ее сердце.

Когда тайна Норы становится известна мужу, он не предлагает ей защиты и помощи, но набрасывается на нее с упреками в нравственной нечистоплотности. Его не трогает даже то, что на преступление жена пошла из любви к нему. Хельмера занимает только его репутация. Он готов на любые унижения перед кредитором Норы. От нее же требует сохранить видимость прежних семейных отношений, хотя сам уже решил удалить ее от себя и отнять у нее детей.
В душе Норы наступает перелом. Ее возмущает поведение мужа, который, несмотря на все разглагольствования о нравственности, оказывается трусом и лицемером. Он не только не способен вступиться за жену, но, неожиданно узнав о том, что опасность миновала и разоблачение ему больше не грозит, тут же делает вид, будто ничего не произошло. Но еще больше Нору задевает то, что, и обвиняя, и прощая, Хельмер даже не пытается разобраться в истинных побуждениях ее поступка, отметая их как несущественные. Все это приближает кульминацию, представляющую, по замыслу Ибсена, тот момент в жизни человека, когда он внезапно осознает всю серьезность личного бытия, за которое в ответе только он сам. Буквально на глазах у зрителей слабая женщина, «кукла», превращается в Человека — персонаж, наделенный по-брандовски твердой волей, готовый переступить через общепринятые установления ради самореализации, правды, в жертву которой может быть принесена любая «ложь». Эта новая Нора прерывает поток слов Хельмера неожиданно резкими словами: «Присядь, Торвальд. Нам с тобой есть о чем поговорить».
Этой фразой в «Кукольном доме», сопровождаемой выносом на сцену горящей свечи, открывается так называемая дискуссия, ставшая характерной чертой зрелых ибсеновских пьес. Доведя действие до кульминации, Ибсен заменяет развязку обстоятельным разговором, в ходе которого персонажи пытаются понять, что с ними произошло. Сценическое действие уступает место обмену мнениями, но драматическое напряжение не уменьшается — борьба идей в ибсеновском театре оказывается едва ли не важнее столкновения характеров.
Нора заявляет мужу, что оставляет его и детей и уходит из дома, чтобы «разобраться в самой себе и во всем прочем». На все попытки Хельмера напомнить ей об обязанностях жены и матери, она отвечает, что у нее есть другие, «столь же священные» обязанности — «перед самой собою».Нора обвиняет мужа в том, что из нее «ничего не вышло», что всю жизнь с ней обращались как с «куколкой-дочкой» и «куколкой-женой» и она не готова даже к тому, чтобы воспитывать собственных детей: «Эта задача не по мне. Мне надо сначала решить другую задачу. Надо постараться воспитать себя самое. И не у тебя мне искать помощи. Мне надо заняться этим одной. Поэтому я ухожу...» Многие современники Ибсена связывали проблематику «Кукольного дома» с так называемым «женским вопросом». Однако сам драматург никогда не считал себя сторонником женской эмансипации. «Я <...> должен отклонить от себя честь сознательного содействия женскому движению. Я даже не вполне уяснил себе его сущность. То дело, за которое борются женщины, мне представляется общечеловеческим. И кто внимательно прочтет мои книги, поймет это. Конечно, желательно разрешить, как бы по пути, и женский вопрос; но не в этом заключается весь мой замысел. Моей задачей было изображение людей», — говорил он.

Финал «Кукольного дома» открыт. Нора уходит, но у Хельмера остается надежда — быть может, произойдет «чудо из чудес» и он, как и Нора, сумеет стать творцом собственной судьбы, и тогда они снова будут вместе.
Однако позже Ибсену станет ясно, что эти ожидания напрасны. И дело не в том, что Хельмер слишком «буржуазен» для того, чтобы последовать примеру Норы, — в конце концов и она в прошлом была обычной женщиной. Просто повседневность у Ибсена всегда несет в себе деструктивное начало. Оно губительно для «земного», семейного счастья: человек, ищущий себя, обречен на то, чтобы страдать от одиночества и непонимания, причинять страдания другим и самому себе.
В пьесах 1890-х годов Ибсен снова возвращается к этой теме.

 

Краткое содержание пьесы «Кукольный дом» (из «Брифли»).

Современная Ибсену Норвегия. Уютная и недорого обставленная квартира адвоката Торвальда Хельмера и его жены Норы. Сочельник. В дом с улицы входит Нора, она приносит с собой множество коробок — это подарки на ёлку для детей и Торвальда. Муж любовно суетится вокруг жены и шутливо обвиняет её — его белочку, бабочку, птичку, куколку, жаворонка — в мотовстве. Но в это Рождество, возражает ему Нора, немного мотовства им не повредит, ведь с нового года Хельмер вступает в должность директора банка и им не будет нужды, как в прошлые годы, экономить буквально на всем.

Поухаживав за женой (она и после рождения трёх детей — ослепительная красавица), Хельмер удаляется в кабинет, а в гостиную входит давняя подруга Норы фру Линде, она только что с парохода. Женщины не виделись давно — почти восемь лет, за это время подруга успела похоронить мужа, брак с которым оказался бездетным. А Нора? Она по-прежнему беззаботно порхает по жизни? Если бы так. В первый год супружества, когда Хельмер ушёл из министерства, ему приходилось, кроме основной работы, брать деловые бумаги на дом и сидеть над ними до позднего вечера. В результате он заболел, и доктора сказали, что спасти его может только южный климат. Они всей семьёй целый год провели в Италии. Деньги на поездку, довольно крупную сумму, Нора якобы взяла у отца, но это неправда; ей помог один господин... Нет, нет, пусть фру Линде ничего такого не думает!.. Деньги взяты взаймы под расписку. И теперь Нора регулярно выплачивает проценты по займу, прирабатывая тайком от мужа.

Фру Линде опять поселится здесь, в их городе? Чем она будет заниматься? Хельмер, наверное, сможет устроить её у себя в банке, как раз сейчас он составляет штатное расписание и разговаривает в кабинете с поверенным Крогстадом, собираясь его уволить, — место освобождается. Как? Фру Линде с ним немного знакома? Ага, понятно, значит, они жили в одном городе и иногда встречались.

Торвальд Хельмер действительно увольняет Крогстада. Он не любит людей с подмоченной репутацией. В своё время Крогстад (Хельмер с ним вместе учился) совершил подлог — подделал подпись на денежном документе, но суда избежал, сумев из трудного положения выкрутиться. Но это же ещё хуже! Ненаказанный порок сеет вокруг семена разложения. Такому человеку, как Крогстад, нужно бы запретить иметь детей — с таким воспитателем из них вырастут только преступники.

Но подлог, как выясняется, совершила и Нора. Она подделала на заёмном письме Крогстаду (именно он дал ей деньги на Италию) поручительскую подпись отца, обратиться к которому она не могла — в то время он лежал при смерти. Более того, документ датирован днём, когда отец его подписать не мог, потому что к тому времени уже умер. Прогоняемый с работы Крогстад просит Нору, чтобы она замолвила за него слово, он прекрасно зарекомендовал себя в банке, но назначение нового директора спутало все его карты. Хельмер хочет уволить его не только за тёмное прошлое, но даже за то, что он по старой памяти несколько раз назвал его на «ты». Нора просит за Крогстада, но не принимающий её всерьёз Хельмер отказывает. Тогда Крогстад угрожает Hope разоблачением: он расскажет мужу, откуда она взяла деньги для поездки в Италию. Кроме того, Хельмер узнает и про её подлог. Ничего не добившись от Норы и на сей раз, Крогстад откровенно шантажирует обоих супругов: он посылает письмо Хельмеру с прямой угрозой — если история с подлогом Норы выплывет наружу, тому на посту директора банка не удержаться. Нора мечется в поисках выхода. Сначала она кокетничает с другом семьи доктором Ранком. Тот тайно в неё влюблён, но обречён на смерть, — у него наследственный сифилис. Ранк готов ради Норы на все и дал бы ей деньги, но к этому времени выясняется, что Крогстаду нужно иное. История доктора Ранка заканчивается трагически — супруги Хельмеры получают от него по почте открытку с черным крестом — крест означает, что доктор заперся у себя дома и никого больше не принимает: там он и умрёт, не пугая друзей своим видом.

Но что все-таки делать Hope? Позор и разоблачение страшат её, уж лучше покончить с собой! Но неумолимый Крогстад предупреждает: самоубийство бессмысленно, в таком случае будет опозорена её память.

Помощь приходит с неожиданной стороны — от подруги Норы фру Линде. В решающий момент она объясняется с Крогстадом: в прошлом их связывала любовь, но фру Линде вышла за другого: на руках у неё оставались старуха мать и двое младших братьев, финансовое же положение Крогстада было непрочным. Теперь фру Линде свободна: умерли мать и муж, братья по-настоящему встали на ноги — она готова выйти за Крогстада, если ему ещё нужна. Крогстад обрадован, его жизнь налаживается, он наконец-то находит и любовь, и верного человека, он отказывается от шантажа. Но уже поздно — его письмо в почтовом ящике Хельмера, ключ от которого имеется только у него. Что ж, пусть Нора узнает, чего стоит на деле её Хельмер с его ханжеской моралью и предрассудками! — решает Крогстад.

В самом деле, прочитав письмо, Хельмер едва ли не бьётся в истерике от охватившего его праведного гнева. Как? Его жена — его пташка, его птичка, жаворонок, его куколка — преступница? И это из-за неё благополучие семьи, достигнутое таким тяжёлым трудом, идёт теперь на распыл! От требований Крогстада им не избавиться до конца дней! Хельмер не позволит Hope портить детей! Отныне они будут отданы на попечение няньке! Для соблюдения внешних приличий Хельмер позволит Hope остаться в доме, но жить теперь они будут раздельно!

В этот момент посыльный приносит письмо от Крогстада. Тот отказывается от своих требований и возвращает заёмное письмо Норы. Настроение Хельмера мгновенно меняется. Они спасены! Все будет, как прежде, даже ещё лучше! Но тут Нора, которую Хельмер привык считать своей послушной игрушкой, неожиданно восстаёт против него. Она уходит из дома! Уходит навсегда! Сначала отец, а потом и Хельмер привыкли относиться к ней, как к красивой куколке, которую приятно ласкать. Она это понимала и раньше, но любила Хельмера и прощала ему. Теперь дело иное — она очень надеялась на чудо — на то, что Хельмер как любящий муж возьмёт её вину на себя. Теперь она больше не любит Хельмера, как прежде Хельмер не любил её — ему просто нравилось быть в неё влюблённым. Они — чужие. И жить по-прежнему значит прелюбодействовать, продавая себя за удобства и деньги.

Решение Норы ошеломляет Хельмера. Он достаточно умён, чтобы понять — её слова и чувства серьёзны. Но неужели же нет никакой надежды, что когда-нибудь они воссоединятся? Он сделает все, чтобы они не были больше чужими! «Это было бы чудо из чудес», — отвечает Нора, а чудеса, как она убедилась на опыте, случаются редко. Решение её окончательно.

Персонажи:

  • Адвокат Торвальд Хельмер
  • Нора, его жена
  • Доктор Ранк
  • Фру Линне
  • Частный поверенный Крогстад
  • Трое маленьких детей четы Хельмер
  • Анна-Мария, их нянька
  • Служанка в доме Хельмера
  • Посыльный

 





Читайте также:
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.015 с.