Тема 1. Цели регулировки судовых дизелей




РЕГУЛИРОВКА И СДАТОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДВС

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

(программа курса, методические указания, комплекс контрольных
вопросов, контрольные задание для самостоятельной работы)
для студентов, обучающихся по специальности 240500 -
"Эксплуатация судовых энергетических установок"

 

Калининград

УДК 629.124.72-843.6

УТВЕРЖДАЮ

Ректор Калининградского
государственного технического
университета

" " 2000 г

 

АВТОР – Минько А.А., к.т.н., доцент кафедры судовых энергетических установок и теплоэнергетики Калининградского государственного технического университета

 

Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой судовых энергетических установок и теплоэнергетики " 11 " сентября 2000 г., протокол № 1

 

РЕЦЕНЗЕНТ - кафедра судовых энергетических установок и теплоэнергетики Калининградского государственного технического университета

 

 

С Калининградский государственный технический университет, 2000 г.


ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Методические указания составлены в соответствии с учебным планом для студентов заочной формы обучения при подготовке по специальности 240500 "Эксплуатация СЭУ" на основании:

требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности 240500 "Эксплуатация СЭУ";

примерной программы дисциплины "Регулировка и сдаточные испытания ДВС" для студентов этой специальности, утвержденной проректором по учебной работе КГТУ.

Дисциплина "Регулировка и сдаточные испытания ДВС" является дисциплиной специализации при подготовке студентов по специальности 240500.

Целью преподавания дисциплины является облегчение студенту изучения:

теоретических основ регулировки судовых дизельных двигателей;

конструктивных особенностей и принципов работы топливной аппаратуры судовых дизелей;

правил и требований при проведении швартовых испытаний дизелей;

Необходимость изучения дисциплины "Регулировка и сдаточные испытания ДВС" объясняется тем, что она обеспечивает профессиональную подготовку студентов данной специальности.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

особенности конструкций топливной аппаратуры судовых дизельных двигателей, принцип ее работы и методы регулировки;

последовательность и принципы регулировки дизельных двигателей;

конструкцию, принцип действия и правила использования приборов, применяемых при регулировке дизелей.

последовательность статической регулировки дизелей;

последовательность динамической регулировки дизелей

методики обкатки дизелей;

требования и последовательность проведения швартовых испытаний дизелей.

Закончив изучение дисциплины "Регулировка и сдаточные испытания ДВС", студент должен уметь:

технически грамотно делать анализ параметров при регулировке дизелей;

иметь практические навыки работы с приборами;

иметь практические навыки при статической и динамической регулировке дизелей;

должен знать порядок и требования при проведении швартовых испытаний дизелей.

Изучению дисциплины "Регулировка и сдаточные испытания ДВС" должно предшествовать изучение следующих дисциплин:

Начертательная геометрия и графика
а) эскизы деталей;
б) рабочие и сборочные чертежи деталей.

Судовые ДВС
а) основы теории и конструкция ДВС;
б) устройство и принцип действия основных элементов топливной аппаратуры

При самостоятельном изучении дисциплины целесообразно придерживаться определенной системы. В частности, после получения необходимой литературы можно использовать следующий порядок работы:

1. Ознакомиться с перечнем и кратким содержанием тем изучаемого раздела. Перечень тем приводится в тематическом плане, а содержание их изложено в соответствующих разделах программы дисциплины. Далее целесообразно прочитать методические указания по изучаемой теме и приступить к работе с литературой.

2. Проработав материал темы, целесообразно составить конспект, отражающий ее содержание и основные понятия.

3. Завершив изучение темы, следует проверить усвоение материала путем ответов на вопросы для самопроверки. Возникающие при этом вопросы следует устранить путем повторного изучения литературы или записать их. Ответы на вопросы могут быть получены во время консультаций на кафедре или в период лекционных занятий.

В соответствии с учебным планом изучение дисциплины «Регулировка и сдаточные испытания ДВС» проводится на пятом курсе. Заочникам планируется обзорный курс лекций - 20 часов, лабораторные работы – 10 ч, самостоятельная работа с учебником – 90 ч. Распределение часов по сессиям: осенне-зимняя сессия - 8 часов лекций; весенне-летняя: - 12 часов лекций и 10 - лабораторных работ. Кроме этого предусмотрена сдача одной контрольной работы и зачета по лабораторным работам.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
по дисциплине «Регулировка и сдаточные испытания ДВС»

Номера тем программы и наименование их Количество часов по плану
Дневного обучения Заочного обучения
Обзорн. и устан. лекции Лабораторные работы Практические работы
Всего по дисциплине        
Введение        
Тема 1. Цели регулировки судовых дизелей        
Тема 2. Индикаторная диаграмма и ее связь с основными параметрами двигателя        
Тема 3. Статическая регулировка двигателя        
Тема 4. Особенности конструкции топливной аппаратуры современных дизелей        
Тема 5. Влияние технического состояния основных элементов топливной аппаратуры на процесс подачи топлива        
Тема 6. Комплектование плунжерных пар и распылителей        
Тема 7 сборка топливных насосов высокого давления и форсунок        
Тема 8. Регуляторы частоты вращения        
Тема 9. Статическая регулировка топливной аппаратуры на дизеле        
Тема 10. Приборы контроля параметров двигателя        
Тема 11. Динамическая регулировка двигателя        
Тема 12. Обкатка двигателя        
Тема 13. Сдаточные испытания дизелей        
Самостоятельная работа        

 

 

ОБЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Кузькин В.Г., Минько А.А. Регулировка дизелей промысловых судов. – М.: ВО Агропромиздат, 1988, - 255 с.

2. Кузькин В.Г. Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация (Основы регулировки судовых дизелей). Учебное пособие для студентов и курсантов высших учебных заведений по специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок». – Калининград, 1995, - 112 с.

Дополнительная

3. Королев Н.И. Регулировка судовых дизелей. – М.: Транспорт, 1983, - 145 с.

4. Левшин Г.Ф., Васильчук Л.И. Сдаточные испытания энергетических установок рыбопромысловых судов. – М.: Пищевая промышленность, 1975, - 280 с.

5. Королевский Ю.П., Мальцев С.В. – М.: Пищевая промышленность,1977, - 335 с.

6. Дизели. Справочник. Изд. 3-е, перераб. И доп. Под общей редакцией В.А. Ваншейдта. – Л.: Машиностроение, 1977, - 480 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Предмет дисциплины, этапы ее становления, связи с другими дисциплинами, тенденции и перспективы развития методик по регулировке и судовых дизелей после ремонта и в условиях эксплуатации.

Методические указания

Поддержание эффективных показателей судовых дизелей в период их эксплуатации на уровне паспортных данных во многом связано с качеством проведенных регулировочных работ при их ремонте в том числе и с грамотной технической эксплуатацией. Это следует иметь ввиду, изучая данную дисциплину.

Литература: [1], стр.20 –26, [2], стр. 4.

Тема 1. Цели регулировки судовых дизелей

Цели регулировки. Отрицательные последствия работы не отрегулированного двигателя. Основные этапы регулировки судовых дизелей.

Методические указания

Экономичность, надежность и долговечность работы судовых дизелей в значительной мере определяются совершенством процессов, протекающих в их рабочих цилиндрах. Обеспечение совершенства работы двигателя является одной из главных задач регулировки.

При изучении данной темы необходимо хорошо представлять схему преобразования тепла в работу в цилиндрах двигателя, связь индикаторного КПД с основными безразмерными параметрами цикла и физический смысл этих параметров. При этом физический смысл параметров рассматривается на базе теоретического цикла со смешанным подводом тепла. Следует уяснить, что в цилиндрах двигателя в результате регулировки должны быть организованы такие рабочие циклы, основные показатели которых, индикаторный КПД и среднее индикаторное давление, должны соответствовать нормативным значениям. Однако нагрузка в цилиндрах двигателя, определяемая цикловой подачей топлива, и заряд воздуха по целому ряду причин могут существенно отличаться по величине, что приводит к возникновению целого ряда нежелательных отклонений в работе двигателя, которые приводят к ухудшению его технико – экономических характеристик.

Процесс регулировки двигателей ответственный и трудоемкий процесс. Он включает в себя предварительную настройку двигателя в холодном состоянии и окончательную регулировку под нагрузкой. Это этапы особо квалифицированной работы, требующей хорошего знания конструкции двигателя, топливной аппаратуры и практических навыков регулировки.

Литература: / 1 /, стр. 20 – 26, [2], стр. 5 –13.

Вопросы для самопроверки

1. Цели регулировки судовых дизелей.

2. Параметры, характеризующие качество регулировки.

3. Какими параметрами определяется нагрузка в цилиндрах.

4. Какой параметр характеризует совершенство рабочего цикла двигателя.

5. Отрицательные последствия работы не отрегулированного двигателя.

6. Безразмерные параметры смешанного цикла дизеля.

7. Основные этапы регулировки дизеля.

8. Как изменить нагрузку в цилиндре.

Тема 2. Индикаторная диаграмма и ее связь с основными

параметрами двигателя

Характеристика процесса подачи топлива и ее влияние на индикаторную диаграмму двигателя. Основные контролируемые и регулируемые параметры двигателя, их связь между собой.

Методические указания

Важное место в рабочем цикле дизельного двигателя занимает процесс топливоподачи и смесеобразования. Они оказывают большое влияние на процесс формирования давления газов в цилиндре и его температурный режим. При изучении этого вопроса необходимо хорошо представлять протекание процесса впрыска топлива по стадиям и влияние угла опережения подачи топлива на изменение давления газов по индикаторной диаграмме. Необходимо помнить, что кроме всего прочего регулировка процесса топливоподачи оказывает большое влияние на расход топлива.

В практике эксплуатации судовых двигателей оценка совершенства регулировки двигателя по величине индикаторного КПД и среднему индикаторному давлению крайне затруднено, поэтому оценка совершенства регулировки осуществляется по другим параметрам, но связанными с индикаторным КПД и средним индикаторным давлением. Эти параметры являются контролируемыми и определяются в условиях эксплуатации по показаниям штатных приборов. Воздействие на контролируемые параметры при регулировке двигателя осуществляется через регулируемые. Поэтому при изучении вопросов данной темы необходимо установить и запомнить связи, которая существует между этими параметрами. Знание этих связей является основой качественной регулировки.

Литература: [ 1 ] стр. 26 - 35, [2] стр. 13 – 25.

Вопросы для самопроверки

1. Индикаторная диаграмма рабочего процесса, основные показатели.

2. Диаграмма процесса топливоподачи.

3. Характеристики процесса топливоподачи.

4. Контролируемые параметры.

5. Регулируемые параметры.

6. Как изменяются контролируемые параметры в зависимости от изменения регулируемых.

7. Как влияет изменение угла опережения подачи на максимальное давление цикла.

8. Как влияет высота камеры сгорания на давление в цилиндре.

Тема 3.Статическая регулировка двигателя

Общие сведения об этапах статической регулировки и ее цели. Регулировка высоты камеры сгорания и фаз газораспределения. Особенности конструкции газораспределительного механизма двухтактных и четырехтактных дизелей.

Методические указания

В процессе эксплуатации дизельных двигателей по причине износа происходит естественное ухудшение их технического состояния. Поскольку экономичная и надежная работа, а также и мощностные возможности двигателя сохраняются лишь при нормальном техническом состоянии, то на определенной стадии возникает необходимость его ремонта. Ремонт может быть частичный и полный.

После заводского ремонта или профилактики дизели должны быть приведены в техническое состояние, при котором восстанавливаются их основные технико–экономические показатели: мощность и расход топлива. Поэтому статическая регулировка диктуется необходимостью установки всех механизмов, узлов, систем и деталей двигателя в такое положение по отношению к базовым элементам конструкции (положение коленчатого вала), при котором обеспечивается нормальное их функционирование.

Если рассматривать период сборки остова двигателя, то этот период характеризуется установкой и регулировкой механизма газораспределения и высоты камеры сгорания. В полный объем статической регулировки помимо указанных настроечных работ входит и регулировочные работы связанные со сборкой, регулировкой и установкой топливной аппаратуры на двигатель.

При изучении этой темы необходимо обратить внимание на последовательность регулировочных работ, на требования к этим работам и на допуски отклонения регулируемых параметров. Необходимым условием качественной статической настройки двигателя является знание особенностей конструкции газораспределительного механизма как двухтактных, так и четырехтактных двигателей. Важно знать и рекомендуемые при статической сборке и регулировке элементов двигателя стенды, приспособления и инструмент.

Литература: [1] стр. 37 – 59, [2] стр. 25 – 46, [3] стр. 13 – 15.

Вопросы для самопроверки

1. Цели статической регулировки двигателя.

2. Основные стадии статической регулировки.

3. Регулировка высоты камеры сгорания.

4. Связь высоты камеры сгорания с контролируемыми параметрами.

5. Как определить высоту камеры сгорания.

6. Регулировка фаз газораспределения.

7. Как определить фазы газораспределения.

8. Как влияет тепловой зазор между клапаном и коромыслом на фазы газораспределения.

Тема 4. Особенности конструкций топливной аппаратуры
современных дизелей

Особенности конструкции топливных насосов и форсунок дизелей, требования к их основным элементам, принцип действия. Механизм и способы изменения подачи насоса на двигателе. Влияние особенностей конструкции топливных насосов на способы регулирования подачи. Особенности механизма привода топливных насосов высокого давления.

Методические указания

Топливная аппаратура является одним из важнейших узлов судового дизеля. По сравнению с другими узлами современных и перспективных форсированных судовых дизелей топливная аппаратура претерпела больше всего конструктивных изменений в связи с увеличением цикловых подач, применением тяжелых сортов топлив, увеличением динамических и кавитационных нагрузок, оптимизацией топливораспределения и т.д. Поэтому при проведении регулировочных работ прежде всего необходимо ознакомиться с типичными конструктивными решениями топливной аппаратуры, чтобы сложные задачи технической эксплуатации и регулировки современных и перспективных дизелей решать с пониманием эксплуатационного значения решений, заложенных в конструкцию ее элементов.

Сведения о характерных конструкциях топливной аппаратуры, их регулировании и настройке изложены в достаточно большом количестве учебных пособий и специальной литературы.

При изучении данного раздела следует обратить внимание на основное различие топливных насосов высокого давления, которое обусловлено конструктивным исполнением механизма, регулирующего цикловую подачу топлива. Если в этот механизм входит управляемый клапан, то насос называется клапанным. Если функции регулирования цикловой подачи исполняет плунжер – золотник, то насос называется золотниковым независимо от того, есть у него рабочие клапаны или нет (впускной и нагнетательный). Данный подход можно применить к механизму изменения угла опережения подачи топлива и механизму привода топливных насосов высокого давления.

Литература: [1] стр. 148 – 228, [3] 37 – 70.

Вопросы для самопроверки

1. Назначение топливных насосов высокого давления.

2. Способы регулирования цикловой подачи.

3. Конструкция клапанного насоса.

4. Конструкция золотникового насоса.

5. Принцип действия золотникового насоса.

6. Принцип действия клапанного насоса.

7. Особенности конструкций механизма привода топливных насосов.

8. Способы регулировки угла опережения подачи топлива.

9. Конструкция и принцип действия форсунок.

Тема 5. Комплектование плунжерных пар и распылителей

Цель комплектования. Требования ГОСТ к прецизионным элементам. Гидравлическая плотность основных элементов. Методика комплектования. Стенды контроля гидравлической плотности плунжерных пар и распылителей.

Методические указания

Ответственным этапом статической регулировки двигателя является подбор комплектов прецизионных элементов топливной аппаратуры, сборка насосов и форсунок и установка их на двигатель. Следует хорошо представлять, что качественная работа прецизионных элементов топливной аппаратуры (плунжерных пар и распылителей форсунок) при высоких давлениях зависит от их технологического зазора в прецизионном сопряжении. В настоящее время в практике измерений отсутствуют технические средства непосредственного контроля этого зазора. Поэтому величина прецизионного зазора в этих элементах оценивается косвенным образом – величиной гидравлической плотности сопряжения, которая в общем случае оценивается временем истечения строго определенного объема жидкости при заданном давлении через этот зазор. Чем больше зазор, тем меньше время истечения жидкости и наоборот. Определение гидравлической плотности прецизионных элементов является важной операцией при подборе распылителей и плунжерных пар в комплекты, устанавливаемых на двигатель. При усвоении данного материала необходимо хорошо понимат цели достигаемые комплектованием прецизионных элементов и четко представлять конструкцию используемых стендов и принцип их действия. Необходимо разобраться и уметь объяснить принцип комплектования распылителей и плунжерных пар в группы плотности и как это можно применить на практике. Однако следует помнить, что подобранные в комплекты прецизионные элементы должны также отвечать и требованиям ГОСТ.

Литература: [1] стр. 44 – 48, [2] стр. 31 – 36.

Вопросы для самопроверки

1. Как оценить величину прецизионного зазора распылителя.

2. Как оценить величину прецизионного зазора плунжерной пары.

3. Цели, достигаемые при комплектовании основных элементов топливной аппаратуры.

4. Условия испытания на гидравлическую плотность распылителей форсунок.

5. Условия испытания на гидравлическую плотность плунжерных пар.

6. Конструкция стенда для испытания на плотность распылителей форсунок.

7. Конструкция стенда для испытания на плотность плунжерных пар.

8. Требования ГОСТ к прецизионным элементам.

Тема 6. Сборка топливных насосов высокого давления
и форсунок

Требования к качеству сборки топливной аппаратуры. Негативные последствия сборки и пути их устранения. Оборудование для сборки топливной аппаратуры. Трубопроводы высокого давления.

Методические указания

Опыт эксплуатации и статистические данные свидетельствуют о том, что основной причиной отказов судовых дизелей является неудовлетворительная работа топливной аппаратуры. При этом наиболее слабым звеном с точки зрения надежности являются форсунки, на долю которых приходится до 80 % всех отказов топливной аппаратуры, а топливные насосы выходят из строя в 16,4 % случаев. Плотность распределения отказов наиболее высока на начальной стадии работы топливной аппаратуры после ремонта. С течением времени поток отказов уменьшается.

При изучении данного материала необходимо разобраться в основных причинах выбраковки прецизионных элементов и как возникают условия отказа.

Низкий ресурс прецизионных элементов объясняется действием конструктивных, эксплуатационных и технологических факторов. Большую роль в безотказной работе играет технологический фактор, связанный с технологией сборки форсунок и топливных насосов высокого давления. Следует понимать, что применение средств механизации процессов сборки, обеспечение нормирования монтажных усилий, снижают монтажные деформации прецизионных поверхностей основных элементов топливной аппаратуры. С этой целью применяются динамометрические ключи, устройства для механизированной сборки и разборки топливных насосов высокого давления. Кроме того, данные устройства улучшают условия работы и увеличивают срок службы резьбовых соединений.

Помимо технологического фактора в условиях эксплуатации значительную роль играют и эксплуатационные, которые связаны с температурным режимом распылителей форсунок и физико–химическими свойствами применяемых топлив.

Конечным этапом сборочных работ, проводимых с форсунками, является регулировка последних на давление впрыска. При изучении этой части материала необходимо усвоить требования к этим испытаниям и последовательность их проведения. Качество их проведения в значительной мере определяет их надежную работу на двигателе.

Литература: [1] стр. 77 – 84,

Вопросы для самопроверки

1. Характерные отказы форсунок судовых дизелей.

2. Характерные отказы топливных насосов высокого давления.

3. Негативные последствия сборки форсунок.

4. Технологические факторы, вызывающие отказы в работе топливной аппаратуры.

5. Негативные последствия сборки топливных насосов высокого давления.

6. Устройство и принцип действия универсального ключа для контролируемой затяжки нажимных гаек форсунок.

7. Конструкция и принцип действия устройства для механизированной сборки топливных насосов высокого давления.

8. Эксплуатационные факторы, вызывающие отказы в работе топливной аппаратуры.

Тема 7. Регуляторы частоты вращения

Общие сведения, принцип действия и особенности конструкции регуляторов частоты вращения. Особенности настройки регуляторов.

Методические указания

Большую роль в поддержании заданной частоты вращения двигателя при различных условиях его нагружения выполняет регуляторы частоты вращения. На судовых дизелях в зависимости от их назначения могут применяться различные конструктивные схемы регуляторов частоты вращения.

При изучении этой темы студент должен разобраться в основных понятиях и определениях, связанных с работой регуляторов, освоить классификацию регуляторов, изучить конструкции и принцип действия регуляторов.

Литература: [6] стр. 353 – 362, 368 – 373.

Вопросы для самопроверки

1. Назначение регулятора частоты.

2. Классификация регуляторов.

3. Принцип действия регулятора.

4. Однорежимный регулятор. На каких двигателях он устанавливается.

5. Всережимный регулятор. На каких двигателях он устанавливается.

6. Конструкция регулятора прямого действия

7. Принцип работы регулятора прямого действия.

8. Регуляторная характеристика.

Тема 8. Статическая регулировка
топливной аппаратуры на дизеле

Общие сведения о регулировке, особенности монтажа топливной аппаратуры на двигателе. Установка момента «начала подачи» и «нулевой подачи» топлива. Особенности установки момента «начала подачи» и «нулевой подачи» топлива, их взаимосвязь с конструкцией насосов. Подключение топливных насосов к регулятору частоты вращения, особенности их взаимодействия. Контроль качества установки топливной аппаратуры на двигателе. Пуск и остановка двигателя.

Методические указания

Важным моментом статической регулировки, проводимой с топливной аппаратуры, являются операции, осуществляемые с аппаратурой после ее монтажа на двигатель. При этом монтаж должен обеспечивать герметичность трубопровода подвода топлива, герметичность трубопровода высокого давления, герметичность уплотнения форсунки в гнезде головки блока цилиндров. Установленные на двигатель топливные насосы высокого давления должны обеспечивать подачу дозированного количества топлива в строго определенный момент времени. Кроме того, они должны полностью прекращать подачу топлива при остановке двигателя.

Значимость материала этой темы объясняется необходимостью приобретения студентом полных знаний по статической регулировке топливной аппаратуры, которая в дальнейшем определяет объем и качество динамической регулировки. При изучении вопросов темы необходимо обратить внимание на последовательность проведения основных операций по установке угла опережения подачи топлива, по установке «нулевой подачи», на способы установки угла опережения «начала подачи» и «нулевой подачи» в зависимости от особенностей конструкции топливного насоса. Необходимо обратить внимание на рекомендации завода изготовителя, на применяемый при регулировке инструмент и т.д.

Так как частота вращения в зависимости от нагрузки двигателя поддерживается регулятором частоты вращения, то следует обратить внимание на требования к операции по подключению регулятора к отсечному механизму (топливной рейке) топливных насосов высокого давления, на то как проверить на двигателе качество работы топливной аппаратуры и всего отсечного механизма.

Литература: [1] стр. 39, [2] стр. 27, [3] стр. 37 – 70.

Вопросы для самопроверки

1. Цели статической регулировки топливной аппаратуры на двигателе.

2. Для чего устанавливается нормативный угол опережения подачи топлива.

3. Как определить угол опережения подачи топлива.

4. Каким образом устанавливается угол опережения подачи топлива.

5. Цель установки нулевой подачи топлива.

6. Каким образом устанавливается нулевая подача топлива.

7. Требования к монтажу отсечного механизма (топливной рейки) топливной аппаратуры.

8. С какой целью осуществляется согласование регулятора частоты вращения с отсечным механизмом.

Тема 9. Приборы контроля параметров двигателя

Максиметр, механические индикаторы, аппаратура для автоматизированного контроля параметров рабочего процесса судовых дизелей.

Методические указания

Регулировка дизелей невозможна без измерений параметров рабочего процесса. По результатам этих измерений делают заключения о необходимости изменения тех или иных контролируемых параметров. Измерения дают основную информацию о качестве регулировки двигателя. Сравнивая действительные величины основных параметров рабочего процесса с их нормативными значениями, в каждом отдельном случае принимается решение об увеличении или уменьшении на ту или иную величину отдельных контролируемых параметров. Низкая точность измерений может привести к неверным действиям при осуществлении регулировки, затрудняет регулировку, приводит к неоправданным затратам времени и делает маловероятным достижение желаемого результата, т.е. получение хорошо отрегулированного двигателя.

Степень точности результатов измерений зависит от точности самого прибора. Поэтому при изучении темы необходимо обратить внимание на метод оценки точности прибора, какое сделать количество измерений для повышения достоверности и точности измерений.

При изучении приборов измерения давлений необходимо хорошо разобраться с конструкцией и принципом их действия. Знать характерные неисправности приборов, причины их возникновения и способы устранения. Обратить внимание на правила комплектования механических индикаторов основными сменными деталями, на их маркировку. Важно разобраться с требованиями, предъявляемыми к механическому индикатору, его установке на двигатель при снятии индикаторных диаграмм.

Кроме этого, изучая предлагаемую литературу, необходимо получить полное представление и по аппаратуре автоматизированного контроля параметров рабочего процесса судовых дизелей.

Литература: [1] стр. 98 – 121, [2] стр. 88 – 113.

Вопросы для самопроверки

1. Какие приборы применяются при регулировке двигателя.

2. Какие параметры и как снимаются пиметром.

3. Какие параметры и как снимаются максиметром.

4. Какие параметры и как снимаются механическим индикатором.

5. Конструкция и принцип действия максиметра.

6. Конструкция и принцип действия механического индикатора.

7. Конструкция и принцип действия пиметра.

8. Каким образом настраивается механический индикатор.

Тема 10. Динамическая регулировка двигателя

Режимы регулировки. Методы воздействия на регулируемые параметры. Регулирование распределения мощности по цилиндрам. Пределы отклонения регулируемых и контролируемых параметров. Особенности регулировки дизелей рыбопромыслового флота.

Методические указания

Динамическая регулировка судового дизеля является конечным этапом его регулировки. Она проводится на двигателе предварительно прошедшем полную обкатку. Обкатка, как правило, проводится после заводского ремонта. Цель динамической регулировки – получить паспортные характеристики двигателя во всем диапазоне нагрузочных режимов, гарантирующие надежную и экономичную работу двигателя.

Динамическая регулировка двигателя включает в себя несколько этапов, которые обеспечивают путем воздействия на регулируемые параметры получить паспортные значения контролируемых. Этот процесс проводится на четырех режимах нагружения двигателя, охватывающих диапазон от холостого хода до номинальной нагрузки. Это важные и ответственные этапы регулировки двигателя. Они требуют особо квалифицированной работы, требующей хорошего знания конструкции двигателя и практических навыков.

При изучении последовательности и объема динамической регулировки необходимо твердо усвоить взаимосвязь контролируемых и регулируемых параметров, знать пределы отклонения этих параметров. Необходимо помнить, что даже при качественной регулировке двигателя, в зависимости от полученных параметров, двигатель может иметь либо минимальный расход топлива, либо максимальный. Оптимум достигается при четком знание влияния изменения регулируемых параметров на рабочий процесс двигателя.

Литература: [1], стр. 37 – 76, 228 – 251, [2] стр. 39 – 46.

Вопросы для самопроверки

1. Цель динамической регулировки.

2. В каких случая производится динамическая регулировка двигателя.

3. Режимы динамической регулировки.

4. Какие параметры контролируются и регулируются при динамической регулировке.

5. Чем вызывается появление неравномерности нагрузки по цилиндрам двигателя.

6. Как можно изменить температуру, максимальное давление сгорания и давление сжатия в цилиндре.

7. Пределы отклонения регулируемых и контролируемых параметров.

8. Каких правил необходимо придерживаться при проведении динамической регулировки.

Тема 11. Обкатка двигателя

Цель и назначение обкатки. Смазочные масла и присадки, используемые при обкатке дизелей. Режимы обкатки. Неисправности дизелей возникающие в процессе обкатки и способы их устранения.

Методические указания

Известно, что построенные или отремонтированные дизели быстро выходят из эксплуатации, если их сразу после сборки нагружают на полную мощность. Это происходит из-за того, что трущиеся поверхности деталей после ремонта или изготовления дизеля еще не приработались, и нагружение их на полную мощность приводит к появлению задиров, возникновению заедания, заклинивания и т.п. Во избежание этого вводятся ограничения, чтобы дизель некоторое время работал на долевых нагрузках при неполной частоте вращения коленчатого вала.

Прорабатывая данную тему необходимо четко уяснить, что обкатка судовых дизелей является особым технологическим процессом, предназначенным для приработки элементов трущихся пар. Необходимо разобраться в процессах, происходящих в трущихся парах при обкатке, разобраться в существующих методах обкатки. Усвоить какую роль играют технология и режимы обкатки, а также применяемые масла и присадки в циркуляционной системе дизеля.

Литература: [5] стр. 278 – 303.

Вопросы для самопроверки

1. Цель и назначение обкатки дизеля.

2. Какие существуют разновидности обкатки.

3. Какую роль играет масло в работе дизеля.

4. Какую роль выполняют присадки в масле.

5. Почему при обкатке рекомендуются применять сернистые масла.

6. Технология и режимы обкатки.

7. Неисправности дизелей в процессе обкатки, способы их устранения.

Тема 12. Сдаточные испытания дизелей

Испытания пусковых и реверсивных свойств двигателей. Испытания регулятора частоты вращения на сброс и наброс нагрузки. Швартовые и ходовые испытания. Ревизия и контрольные испытания двигателя.

Методические указания

В заключительный этап ремонта судна в целом выделяются дошвартовные работы, швартовные и ходовые испытания, ревизия и контрольные испытания оборудования.

Швартовным испытаниям предшествует подготовка, которая начинается при технической готовности судна 75 – 80 % и является технологическим этапом. Подготовка к швартовным испытаниям выполняется примерно в следующей последовательности;
1. Осуществляют расконсервацию нового или поступившего из агрегатного ремонта оборудования, его наружный осмотр, качество монтажа, проводят предпусковые и наладочно – регулировочные мероприятия на неработающем оборудовании.

2. Принимают в эксплуатацию оборудование СЭУ, обеспечивающее безопасность судна и нормальный ход испытаний, т.е. противопожарные и водоотливные системы, аварийное освещение, систему вентиляции, системы перекачки нефтепродуктов, пресной воды, топливо – и маслоподготовки и пр.

3. Представители судовладельца и СРЗ проверяют качество и количество смазочного материала и воды в механизмах, топлива, масла и воды в цистернах, поступление топлива и воды к двигателям и котлам, масла к точкам смазки, выполняют заключительный осмотр СЭУ и судна в целом.

4. Устанавливается дата проведения швартовных испытаний и утверждается график проведения испытаний.

При изучении данного материала следует обратить особое внимание на различие швартовных и ходовых испытаний, на порядок проведения испытаний, режимы испытаний, на оформляемую документацию, на ревизию и контрольное ипытание оборудования СЭУ.

Литература: [3] с. 11- 34.

Вопросы для самопроверки

1. Какие испытания проводят после ремонта СЭУ.

2. Для каких целей проводятся швартовные испытания СЭУ.

3. Для каких целей проводят х



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: