Урок 4. Тема: Античная цивилизация (2 часа).




Цели урока: 1) образовательная: дать учащимся общее представление об античных цивилизациях, познакомить с основными этапами древнегреческой и древнеримской истории, показать влияние античных цивилизаций на современное общество; 2) воспитательная: воспитать уважительное отношение к достижениям античной цивилизации, к ценностям европейской культуры; 3) развивающая: развивать аналитическое мышление учащихся, их культуру речи.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Анализ результатов тестовой контрольной работы по теме «Выделение человека из животного мира».

3. Проведение фронтального и индивидуального устных опросов. Вопросы и задания:

3.1. Дайте определение понятиям: а) цивилизация; б) речные цивилизация; в) морская цивилизация; г) фараон; д) ван; е) раджа; ж) социальная стратификация; з) касто-варновая система; и) восточный деспотизм; к) азиатский способ производства

3.2. Можно ли применительно к первобытному обществу применять термин «первобытная цивилизация»? Ответ аргументируйте.

3.3. Почему применительно к истории древнего Востока применим термин «древневосточные цивилизации»?

3.4. К каким типам цивилизаций относились государства древнего Востока? Свой ответ обоснуйте

3.5. Какие государства относились к речному типу цивилизации, а какие – к морскому? Как географический фактор повлиял на развитие древневосточного общества?

3.6. Сравните особенности социально-экономического развития древневосточных государств с современным социально-экономическим развитием общества. Что общего и что различного между ними?

3.7. Когда арийцы завоевали Индию? Какое влияние оказывает этот исторический факт на современное индийское общество?

3.8. Какие типы государственно-политического устройства выделяют современные исследователи применительно к древневосточным цивилизациям?

3.9. Какие рекомендации можно дать туристам, которые собираются посетить Египет, Индию, Катай?

3.10. Какие страны вы бы хотели посетить, а какие - нет? Свой ответ обоснуйте.

4. Подведение итогов по опросу.

5. Мотивация познавательной деятельности учащихся.

6. Объяснение учебного материала. План объяснения:

6.1. Общая характеристика древнегреческой цивилизации: а) история древней Греции – с крито-микенской цивилизации, существовавшей во 2 тыс. до н.э. и являвшейся типичной древневосточной цивилизацией; б) в 8-6 вв. до н. э. – начало формирование античной цивилизации: появление железа; в) на историю древней Греции – природно-географический фактор: дефицит земли – развитие скотоводства, ремесла, мореплавания, торговли, колонизация Италии, Малой Азии, Причерноморья (остатки древнегреческих амфор в Тамани, Крыму), сажали оливки, виноград; в) с развитием труда и появлением прибавочного продукта – на смену родовой общины – городская соседская община – полис. Постепенно полис – город-государство; г) древняя Греция – из множества полисов, она не знала политического единства. Для ее политического развития – политическая раздробленность. Последствия: древняя Греция была завоевана Македонией, а затем – Римом.

6.2. Общая характеристика древнеримской цивилизации: а) начало древнеримской цивилизации – с основания города Рима до н.э. – 753 год – «древний город»; б) история древнего Рима – история войн: завоевал Лациум, соседние области (этрусков, кельтов Италии), Великую Грецию – греческие колонии в Италии, Карфаген – финикийская колония на севере Африки; в) во 2 – 1 вв. дон.э. – политический кризис: полисное устройство не подходило для огромной державы. Начинаются гражданские войны. Итог: в Риме – императорская власть. В эпоху империи Рим – могущества: объединил под своей властью земли Западной Европы, Южной Европы, Северной Африки, Западной Азии. Большое распространение рабовладения; г) 3 в. н.э. – системный кризис, охвативший все сферы общества: Великое переселение народов – натиск варваров – кризис античной цивилизации. Итог кризиса: разделение Римской империи на две части: Западную (столица - город Рим), Восточную (столица - город Константинополь, ныне – город Стамбул), затем – Западная Римская империя перестала существовать: в 476 году свергли последнего императора.

6.3. Особенности экономического развития античной цивилизации: а) частная собственность была более развита, чем на древнем Востоке; б) господство натурального хозяйства при одновременном развитии рынка и товарно-денежных отношений; в) роль экономических центров – не государство и храмовые хозяйства, как на древнем Востоке, а полисы – города-государства, в которых проживали торговцы, ремесленники; г) большую роль в экономике – рабский труд. Если в государствах Древнего Востока оно было патриархальным (раб жил в одном доме с хозяевами, питался за одним столом, к нему относились зачастую как к младшему члену семьи), то в античной цивилизации рабство достигло классической своей формы (древнегреческий философ Аристотель о рабах: «говорящие орудия»). Рабы трудились во всех сферах экономики. Применялся их труд в латифундиях – крупные земельные хозяйства, в которых использовался рабский труд. Источники рабства – долги (не распространено) и войны. Значение использования рабского труда – экономический кризис; д) широкое применение рабского труда привело к тому, что экономическое развитие носило не интенсивный характер (опора на качество), а экстенсивный характер (опора на количество, то есть на расширение производства и увеличение количества рабов).

6.4. Особенности социального развития: а) греческий полис функционировал как государство-община. Опора полиса – граждане – полноправные члены полиса. Зависимые крестьяне (утратили свою землю) и иноземцы (не владели землей) – неполноправные члены полиса. Рабы – в тяжелом положении: разновидность частной собственности. В Риме особая категория рабов – гладиаторы. В Греции были жрецы, но их прослойка не была столь многочисленной и влиятельной, как на Древнем Востоке.В Риме родовые пережитки – дольше, чем в Греции; б) основа социальной структуры древнеримского общества – большая патриархальная семья, в которой глава семейства был полноправным хозяином, выполнявшим жреческие функции. Квириты – это римские граждане. Первоначально к ним относились только патриции – потомки первых жителей Рима. Плебеи – потомки поздних переселенцев боролись за свои права и в последствии вынудили патрициев отдать часть прав им. В итоге римское общество разделилось на сословия: нобилитет – знать, занимали государственные должности; всадники (кавалеристы и их потомки) занимались торговлей и финансами; плебеи – производители. Римское общество делилось также на граждан и жителей завоеванных провинций, которые мечтали стать римскими гражданами.Как правило, римское гражданство можно было приобрести посредством службы в римской армии.

6.5. Особенности политического развития: а) эволюция политического режима Греции: монархия (власть одного) – форма правления, при которой власть передается по наследству (базилевсы – цари) – аристократия (власть лучших) – такая форма правления, при которой знать обладает властью – борьба демоса (народ) с аристократией (знать) – тирания – форма правления, при которой правит человек, который незаконно захватил власть – демократия – форма правления, при которой народ является источником власти; б) полисное устройство в древней Греции - два полиса: Афины(демо к ратия, вся власть – у народного собрания, ежегодное избрание архонтов – правителей Афин; особенность демократии – только граждане обладали политическими правами); Спарта (аристократия, народное собрание обсуждало предложения Совета Старейшин, власть – выборным царям). Между Спартой и Афинами – война. Выиграла Спарта, но она не смогла объединить Грецию. Политической раздробленностью воспользовались Македония (цари Филипп и Александр Македонский), Рим; в) эволюция политического режима Рима: монархия –республика (общее дело) – такая форма правления, при котором власть находится в руках выборных органов – имперская монархиядоминат – империя восточного типа: обожествление правителя. Главный орган республики – сенат. В его состав – только нобилитет. Каждый год – два консула, которые управляли Римом. Интересы плебеев защищали народные трибуны, избираемые из их среды и обладающие правом «вето», то есть правом наложить запрет на принятие закона. Республиканские органы не могли обеспечить эффективного правления, когда Рим стал превращаться в крупнейшую державу Средиземноморья. В результате гражданских войн – 2 – 1 вв. до н.э. – в Риме утвердился Октавиан Август, установивший свое единоличное правление. Начался имперский период в политической истории Рима. В 3 в. н.э. в Риме разразился кризис, который привел к дальнейшей трансформации римского государства: Рим стал доминатом. Стремясь усилить влияние империи на завоеванных территориях, император Константин принимает христианство и переносит столицу в Константинополь (ныне Стамбул). Но предпринятые меры способствовали лишь небольшому продлению существования Римской империи: в 5 веке н.э. она пала.

7. Рефлексия

7.1. Что запомнилось сегодня на занятии? Какая информация вызвала интерес?

7.2. Почему именно эта информация вызвала интерес?

7.3. Чему научились сегодня на занятии?

7.4. Что дала античная цивилизация современному обществу?

8. Подведение итогов и домашнее задание: лекции, презентации, конспект, таблица; выписать в тетрадь термины и даты (Восток, ант).

Таблица «Античная цивилизация. Древняя Греция и древний Рим»

Вопросы для сравнения Древняя Греция Древний Рим
Общая характеристика история древней Греции – с крито-микенской цивилизации, существовавшей во 2 тыс. до н.э; в 8-6 вв. до н.э. – начало формирование античной цивилизации: появление железа; дефицит земли; древняя Греция– из множества полисов начало древнеримской цивилизации – с основания города Рима до н.э. – 753 год – «древний город»; история древнего Рима – история войн;во 2 – 1 вв. до н.э. -политический кризис и превращение Рима в империю;3 в. н.э. – системный кризис и падение Римской империи в 476 г. н.э.
Экономическое развитие частная собственность была более развита; господство натурального хозяйства при одновременном развитии рынка и товарно-денежных отношений; роль экономических центров –полисы – города-государства, в которых проживали торговцы, ремесленники; большую роль в экономике – рабский труд. Рабы трудились во всех сферах экономики. Применялся их труд в латифундиях– крупные земельные хозяйства, в которых использовался рабский труд; экономическое развитие носило экстенсивный характер.
Социальное развитие Опора полиса – граждане – полноправные члены полиса. Зависимые крестьяне (утратили свою землю) и иноземцы (не владели землей) – неполноправные члены полиса. Рабы –в тяжелом положении: разновидность частной собственности. Рабство: а) патриархальное; б) классическое. Источники рабства: а) долг (не было распространено); б) захватнические войны. Рабов за людей не считали. основа социальной структуры древнеримского общества – большая патриархальная семья; квириты– это римские граждане; патриции – потомки первых жителей Рима. Плебеи– потомки поздних переселенцев; сословия: нобилитет – знать, всадники(кавалеристы и их потомки) занимались торговлей и финансами; плебеи – производители.
Политическое развитие монархия (власть одного) – форма правления, при которой власть передается по наследству (базилевсы – цари) – аристократия(власть лучших) – такая форма правления, при которой знать обладает властью – борьба демоса (народ) с аристократией (знать) – тирания – форма правления, при которой правит человек, который незаконно захватил власть – демократия – форма правления, при которой народ является источником власти. Крупные полисы: Афины (демократия), Спарта (аристократия). Монархия –республика (общее дело) – такая форма правления, при котором власть находится в руках выборных органов – имперская монархия – доминат– империя восточного типа: обожествление правителя. Главный орган республики – сенат. В его состав – только нобилитет. Каждый год – два консула, которые управляли Римом. Интересы плебеев защищали народные трибуны, избираемые из их среды и обладающие правом «вето», то есть правом наложить запрет на принятие закона.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: