Дидактический материал по теме: «Цивилизации Востока в средние века».




Прочтите текст, ответьте на вопросы, выполните задания.

Индия в средние века. К особенностям развития можно отнести следующее: 1) неустойчивая политическая власть: возникавшие династии и государства были слабыми и кратковременными; 2) государственное доминирование: государство имело право распоряжаться всеми ресурсами страны; 3) основа социально-экономической структуры – община (городская, сельская), включающая в себя несколько деревень; в каждой древне – староста, ответственный за выплату налогов, входил в общинный совет; 4) большую роль – кастовая система, регулировавшая социальные отношения; 5) образование мусульманских государств – Делийского Султаната (1206 – 1256 гг.) и Империи Великих Моголов (16 – 18 вв.) внесло изменения: а) рост бюрократического аппарата; б) формирование разветвленной системы управления; в) часть общинных земель – исламской знати.

Средневековый Китай. Можно выделить следующие особенности: 1) эпоха Средневековья – время расцвета китайской империи при династиях Тан (618 – 907) и Сун (960-1279) – периоды домонгольского завоевания; 2) залог экономического процветания – уравнительная система землепользования – «система равных наделов»: все население наделялось землей, но верховный собственник земли – государство; 3) централизованная система управления: все чиновники назначались из центра; 4) наличие династических циклов: Тан – Сун – Юань (13 век): монгольское завоевание Китая; 5) категории населения: а) монголы – завоеватели – командование войсками, администрирование; б) китайцы – второстепенные должности.

Япония в средние века. Историю средневековой Японии можно условно разделить на два периода: 1) Нара и Хэйан (7 век – первая половина 12 века); 2) эпоха сегуната (конец 12 – середина 19 века).

На первом этапе Япония развивалась как классическое восточное государство. Японский император, как и китайский, концентрировал в своих руках верховную светскую и религиозную власть. При его дворе была аристократия – высший слой общества. Крестьяне-общинники трудились в пользу государства. Политическая система Японии характеризовалась централизацией власти, верховной собственностью государства в лице императора на землю при общинном землепользовании. В 11-12 веках происходит формирование феодальных отношений. Утверждается новая форма землевладения – феодальное поместье. Император теряет светскую власть, уступая ее сегуну. В стране окончательно утверждается феодальный порядок. Сословие феодалов делилось на крупных князей и их вассалов – рядовых самураев. Выделялась также наиболее приближенная к сегуну прослойка влиятельных самураев, имевшая большие привилегии.

Структура японского общества характеризовалась делением на следующие основные разряды: 1) торговцы; 2) ремесленники; 3) крестьяне; 4) дворяне. По отношению к представителям низших слоев общества феодал обладал исключительными правами: если поведение крестьянина казалось самураю неугодным, он имел право его сразу зарубить, без всяких разбирательств.

Однако Япония шла по пути развития частной собственности, о чем говорит факт существования поместий. Причина – географические и исторически сложившиеся особенности развития. Японское государство сложилось сразу из общинно-родового строя, минуя стадию рабовладения. Географические особенности не требовали постоянного всеобщего напряжения сил для поддержания хозяйства, как это было с организацией ирригационной системы хозяйствования в Египте, Китае. Наоборот, дробление территории горными хребтами и речками на долины способствовало обособлению и выделению индивидуального хозяйства.

Вопросы и задания:

1. В чем заключались особенности развития средневековой Индии?

2. Предположите, как кастовая система повлияла на исламизацию Индии: способствовала проникновению ислама или, наоборот, препятствовала? Ответ обоснуйте.

3. Какие особенности развития Китая в средние века можно выделить? Дайте им характеристику.

4. Сколько этапов в развитии средневековой Японии можно выделить? Чем один этап отличался от другого этапа?

5. Что представляла собой структура японского общества в средние века?

6. В чем состоит особенность развития Японии? Чем эти особенности можно объяснить?

7. На основе прочитанного текста дайте определения следующим понятиям: «староста», «система равных наделов», «аристократия», «сегун», «самурай».

8. Какую главную мысль содержит текст?

9. Придумайте название тексту. Название обоснуйте.

6. Подведение итогов по работе с дидактическим материалом.

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

 

Урок 8. Тема: Становление западноевропейской средневековой цивилизации (2 часа)

Цели: 1) образовательная: дать студентам общее представление о становлении западноевропейской средневековой цивилизации; 2) воспитательная: воспитать уважительное отношение к таким мировым религиям как ислам и христианство, формировать чувство религиозной толерантности; 3) развивающая: развивать мышление студентов, их речь.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проведение контрольной работы по вариантам. Дайте определения следующим понятиям: а) ислам и буддизм; б) хиджра и намаз; в) джихад и газават; г) сансара и карма; д) Коран и Бусидо; е) самурай и сегун; ж) какой сейчас год по мусульманскому календарю? Сколько веков назад зародился ислам? з) что вы знаете о Сиддхартхе Гаутаме, Конфуции и Мухамеде? Как эти личности повлияли на современное общество?

3. Мотивация познавательной деятельности студентов.

4. Объяснение нового учебного материала. План:

4.1. Краткая характеристика средневековой западной цивилизации.

4.2. Особенности экономического развития западной цивилизации в средние века.

4.3. Особенности социального развития западной цивилизации в средние века.

4.4. Особенности политического развития западной цивилизации в средние века.

4.5. Особенности духовного развития западной цивилизации в средние века.

5. Работа с текстом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: