Урок 5. Культура и религия древнего мира (2 часа)




Цели урока: 1) образовательная: познакомить учащихся с культурными достижениями древневосточной и античной цивилизациями, раскрыть значимость их культурных достижений для современного общества; 2) воспитательная: воспитать уважительное отношение к культурным достижениям цивилизаций древнего мира; 3) развивающая: развивать мышление учащихся, их культуру речи.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проведение исторического диктанта.

2.1. Задания для первого варианта. Дать определения следующим понятиям: а) фараон; б) восточная деспотия; в) социальная стратификация; г) цивилизация; д) монархия; е) демократия; ж) гражданская война; з) падение Римской империи

2.2. Задания для второго варианта. Дать определения следующим понятиям: а) ван; б) азиатский способ производства; в) касто-варновая система; г) речные цивилизации; д) республика; е) аристократия; ж) империя; з) вторжение арийцев в Индию.

3. Мотивация познавательной деятельности учащихся.

4. Объяснение нового учебного материала. План объяснения:

4.1. Культура и цивилизация: проблема соотношения понятий. Как понятие «культура» соотносится с понятием «цивилизация»? Варианты ответов: а) это синонимические понятия, с помощью которых подчеркивается как отличия человека и общества от животного мира, так и разнообразие человеческих обществ. Примеры: «античная цивилизация», «античная культура». Такое смешение понятий можно встретить в учебной литературе; б) цивилизация – это последний этап в развитии культуры, ее гибель. Так считал немецкий философ О. Шпенглер. Подобное противопоставление, где культура – это целое, а цивилизация – ее часть, можно встретить и в художественном творчестве А. И. Солженицына. Оба мыслителя противопоставляют культуру как синоним духовного развития цивилизации как синоним технического развития для того, чтобы подчеркнуть опасный характер глобальных проблем, связанных как с развитием научно-технического прогресса, так и с обострением проблемы вандализации культуры; в) понятия «культура» и «цивилизация» имеют как общие черты (являются социальными системами, то есть созданы людьми, обществом, без них существовать не могут, имеют сложную структуру, выделяют человека из животного мира), так и различия: культура основывается главным образом на нормах и ценностях, а цивилизация – на развитии техники и технологий и связанных с ними инфраструктурой. И культура, и цивилизация выполняют одну общую важную функцию – функцию «намордника» на природные инстинкты. Это маркеры, с помощью которых выделяют человека из животного мира. Исторически первой зародилась культура как система норм, ценностей, идеалов, а потом, по мере возникновения городов, государств, письменности, развития техники, технологии и инфраструктуры появляется цивилизация. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, норм, идеалов, созданных человеком; это мера человеческого в человеке, все, что сделал человек, все, что можно противопоставить природе.

4.2. Культурные достижения древневосточной цивилизации: а) религиозные учения: буддизм (древняя Индия, 6 – 5 вв. до н.э.) – первая мировая религия; б) конфуцианство – комплекс морально-этических представлений, философское учение, получившее статус официальной идеологии (древний Китай, 6 – 5 вв. до н.э.), иудаизм - первая монотеистическая религия, христианство – монотеистическая мировая религия (Палестина); б) архитектура: пирамиды (древний Египет; самая известная – пирамида Хеопса – высота 147 м., масса каждого блока – 2,5 тонны; зиккураты (Двуречье); в) письменность: иероглифическая (Египет, Китай), клинопись (Двуречье), буквенный алфавит (Финикия) – основа для всех последующих алфавитов.

4.3. Культурные достижения античной цивилизации: а) архитектура: Кносский дворец царя Миноса – выдающийся памятник крито-микенской архитектуры – 3-2 тыс. до н.э., архитектурные стили – дорический (строгий, торжественный, массивный), ионический (легкость, изящество, декор), ансамбль Афинского Акрополя; б) религиозные представления – политеизм; в) философия, история, медицина, математика зародились в древней Греции; г) театры, театральная жизнь появились в древней Греции; д) развитие литературы – Гомер, «крылатые выражения»; е) древняя Греция – родина Олимпийских игр и связанных с ними современного олимпийского движения.

4.4. Влияние цивилизаций древнего мира на современное общество: а) современная наука – истоки в древней Греции: греческая классическая философия, Пифагор); б) современные олимпийские игры; в) современная архитектура, театральное искусство; г) современная литература, публицистика – «крылатые выражения»; д) современная политическая культура, основанная на демократии; е) праздник Нептуна.

5. Рефлексия

5.1. Что вы знали о культурных достижениях цивилизаций древнего мира до начала этого занятия?

5.2. Что вы узнали нового о культурных достижениях цивилизаций древнего мира?

5.3. Какая информация оказалась для вас интересной? Предположите почему?

5.4. Как повлияли культурные достижения цивилизаций древнего мира на современное общество?

5.5. Сформулируйте вывод сегодняшнего занятия в 3 – 5 предложениях.

6. Подведение итогов, домашнее задание: готовиться к тестовой контрольной работе по темам «Древневосточная цивилизация», «Античная цивилизация», «Культура цивилизаций древнего мира».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: