Дидактический материал по теме: «Становление западноевропейской средневековой цивилизации».




Прочтите текст, ответьте на вопросы, выполните задания.

В средневековой культуре большую роль играла религиявера человека в сверхъестественные силы. На смену политеистическим религиям цивилизаций древнего мира пришли мировые монотеистические религии – христианство и мусульманство (ислам).

Христианство – мировая монотеистическая религия, основанное на вере в догмат святой Троицы (Бог един в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын – Иисус Христос и Святой Дух), в средние века получило широкое распространение: росла численность монастырей, церквей. В 1054 году произошел раскол церквей на западную и восточную.

Церковь имела свою иерархию, которая напоминала феодальную лестницу. Во главе восточной церкви – патриарх, во главе западной – папа. Низшее звено – священники приходов. Приходские священники избирали епископа – главу священников епархии. Епископы несколько епархий избирали архиепископа.

Колоссальным авторитетом пользовались монастыри – место жительства монахов – одиноких людей, которые посвятили свою жизнь Богу. Они жили в кельях – специальных комнатах, молились, занимались тяжелым трудом, вели монастырское хозяйство. Жизнь монахов – уставом. Главы монастырейаббаты. В средние века – монашеские ордена. Один из известных - орден францисканцев. Основатель – Франциск Ассизский. Проповедовал любовь, добровольную нищету.

В 7 веке н.э. возник ислам – мировая монотеистическая религия, основанная на вере в то, что нет единого Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его. Основатель ислама – пророк Мухаммед (570-632). Ислам – это третья известная нам мировая религия, возникшая после буддизма и христианства.

Религия (христианство, ислам) – главный элемент в средневековой европейской культуре. Между исламом и христианством можно обнаружить немало общего. Во-первых, и мусульманство, и христианство – мировые монотеистические религии. Во-вторых, и в исламе, и в христианстве есть такие понятия как «молитва» - общение человека с Богом, паломничество, милостыня, место для общей молитвы – церковь и мечеть.

Философия в средние века по отношению к религии занимала подчиненное место. Она рассматривалась в качестве служанки богословия. 11 век стал временем рождения схоластики. Схоластике присуще подчинение авторитету. Не смотря на то, что философия в средние века была провозглашена «служанкой богословия» и заняла подчиненное положение, тем не менее, философия в средние века продолжила свое развитие. Наиболее видные представители средневековой философии – Августин Блаженный и Фома Аквинский.

В 12 веке возникли университеты – высшие учебные заведения, дававшие универсальное образование. Один из древнейших университетов – Парижский. Университеты обладали широкой автономией. Преподавание – в форме лекций и диспутов, велось на латинском языке – международном языке того времени. Университет подразделялся на факультеты, которые возглавляли деканы. Основой для образования – изучение трудов древнегреческого философа Аристотеля, синтезировавшего в своих трудах достижения многих наук.

Особо следует сказать о вкладе арабов в развитие средневековой культ уры. Арабы внесли большой вклад в развитии культуры, науки. Только в Испании, которую завоевали арабы, они основали 14 университетов. Благодаря арабам в европейских языках появились такие слова как «алгебра», «алкоголь», «зенит». Арабы изобрели десятичную систему счета – арабские цифры, которая гораздо удобнее римской системы счета.

Арабы достигли успехов не только в математике. Наибольших успехов они достигли в медицине. В Багдаде, в Бухаре были основаны медицинские школы. К числу наиболее знаменитых медиков принадлежит Ахарун, описавший оспу, Авиценна, издавший «Канон врачебной науки». Этот труд на протяжении столетий являлся главным руководством арабских и европейских врачей.

Средневековые города, не смотря на свою антисанитарию, выступали в качестве культурных центров. С ростом городов развивалась архитектура. Возводились храмы, ратуши. В центре города – собор или замок. Были улицы, дома в 2- 5 этажей. В 11 – 13 вв. господствовал романтический стиль. С 12 века – готические соборы в Северной Франции.

Иоганном Гуттенбергом было изобретено книгопечатание. В 1455 г. им была напечатана Библия. Значение изобретения велико: стала развиваться культура, распространяться грамотность. Канадский философ Маршалл Маклюэн считает, что изобретение И. Гуттенберга положило начало массовому производству и способствовало формированию индустриального общества.

Вопросы и задания:

1. Какие религии играли большую роль в средневековой культуре? Что общего, а что различного между ними?

2. Как в средние века складывались отношения между религией и философией?

3. Чем средневековые университеты отличались от современных университетов? Что общего между ними?

4. Какой вклад внесла арабская цивилизация в развитие средневековой культуры?

5. Что представлял собой средневековый город?

6. Какое событие способствовало зарождению книжной культуры? В чем состоит историческое значение этого события?

7. На основе прочитанного текста дайте определения таким понятиям как «религия», «христианство», «ислам», «патриарх», «папа», «монастырь», «келья», «аббат», «университет»

8. О каких исторических личностях вы узнали из текста? О какой исторической личности вы бы хотели подготовить сообщение?

9. Составьте на основе текста средневековую хронологию. Какие исторические факты вы включили в нее? Свой выбор обоснуйте.

10. Какую мысль содержит текст? Как вы бы его озаглавили? Ответ дайте в развернутом виде.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание: подготовка к тестовой контрольной работе.

 

 

Вопросы для изучения Общая характеристика
Экономическое развитие Основа экономики – с/х. Феодальный способ производства – такое производство, в котором основным средством производства является феод– земельное владение с крестьянами, которое дается за службу (как правило, передавался по наследству). Преобладание натурального хозяйства – замкнутое хозяйство, в котором продукты производятся не для продажи, а для собственного потребления. Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений, появление постоянно действующих ярмарок, банков.
Социальное развитие Сложная социальная стратификация – деление общества на страты– социальные слои: 1. Классы – большие группы людей, выделяющихся по владению средствами производства: а) класс эксплуататоров (эксплуатация – присвоение результатов чужого труда) – присваивали себе результаты чужого труда - класс феодалов – владельцы феодов; б) класс эксплуатируемых - класс крестьян – работали на земле, которая принадлежала феодалу. Крестьяне – численное большинство в средневековом обществе. Перед феодалами у них была личная зависимость (не могли покинуть землю без разрешения феодала, подчинялись его решениям) и экономическая зависимость(барщина – бесплатные работы в хозяйстве феодала, оброк– часть урожая или денег отдавали феодалу); 2. Сословия – большие социальные группы людей, права и обязанности которых передавались по наследству: а) сословие молящихся – духовенство (черное – монахи и белое - священники). Церковь – большую власть в обществе: выявляла еретиков –отступников от церковного учения с помощью инквизиции– церковного расследования; б) сословие воюющих – рыцари (феодалы); в) сословие работающих – крестьяне, ремесленники. Поселенческие общности: 1) деревни (10-15 дворов). Большинство населения проживало в деревнях; жили крестьяне и феодалы; 2) город – место жительство ремесленников (объединены в цеха: мастер, подмастерье, ученик), торговцев, феодалов. Деревня эксплуатировала город. Между городом и деревней – борьба за освобождение от экономического и личного господства от феодала. Результат – образование коммун– самоуправляющихся городских общин во главе с мэрами или бургомистрами. Средневековое общество носило корпоративный характер (корпорации - закрытые организации, создаваемые с целью защиты своих членов): ремесленники объединены в цеха, торговцы – в гильдии. Большую роль играли в обществе традиции.
Политическое развитие Доминирование монархической формы правления. Этапы политического развития: 1. Вторжение германских племен (IV в.) и образование государств: а) вандалы – в Северной Африке; б) остготы – в Италии; в) вестготы – в Испании; г) англы и саксы – Британские острова; д) франки – в Галлии; 2. Имперский период: а) образование Франкской империи: 800 год – папа Лев III короновал Карла Великого; б) 962 год – король Германии Оттон I захватывает Италию и образовывается Священная Римская империя; 3) Феодальная раздробленность– разделение единого государства на большие феоды – государства или княжества: 843 год – распад империи Карла Великого на три королевства, которые стали основой будущей Франции, Германии, Италии; 4. Формирование современных государств – X – XV вв.: а) сословно-представительная монархия – такая форма монархии, при которой власть короля ограничена сословно-представительными учреждениями: 1215 год – в Англии принята первая Конституция – Великая хартия вольностей, в 1265 году появился парламент; во Франции при Филиппе Красивом, в 1302 году были созваны Генеральные штаты, наделенные законосовещательными функциями, в Германии, в XV веке был создан рейхстаг; б) начало образования абсолютной монархии –такой формы монархии, при которой власть правителя (короля) абсолютна, то есть ни чем не ограничена – конец XV века: во Франции – при Людовике XI, в Англии – при Генрихе VII. Окончательно абсолютная монархия оформилась в XVII-XVIII вв. Повышенная конфликтность: наличие множества политических конфликтов – столкновений различных социальных групп по поводу политической власти, а также политических институтов (государств). Конфликты проходили между: 1. Императорами и папами: а) в XI веке папа Григорий VI отлучил императора Священной Римской империи Генриха VI от церкви, а в XII-XIII вв. папа Иннокентий III добился того, чтобы его власть признали короли Дании и Польши; б) авиньонское пленение пап – XIV в.: король Франции Филипп IV Красивый вынудил папу перебраться из Рима в Авиньон; 2. Между феодальными группировками – междоусобные войны – войны феодалов друг с другом: война Алой и Белой Розы – 1455 – 1485 гг: Ланкастеры и Йорки; 3. Между государствами – Столетняя война – 1337 – 1453 гг. между Англией и Францией (Жанна дэ Арк); 4. Между феодалами и крестьянами – антифеодальные выступления в Англии и во Франции: а) 1358 г. – Жакерия; б) 1381 год – восстание У. Тайлера (Джон Болл – священник); 5. Между католиками и представителями других религиозных учений, конфессий: а) организация крестовых походов – XI – XIII вв.; б) 1415 год – сожжение Яна Гуса (последователь Джона Уиклифа) в Констанце и гуситские войны XIV в. – кризис в Европе. Его проявления: девальвация монеты, разорение крестьян, антифеодальные выступления крестьян. Причины: 1) эпидемия чумы; 2) неурожаи в 1315-1317 гг.; 3) Столетняя война
Духовное и культурное развитие В духовной жизни, в культуре – господство христианства и христианской церкви. Развитие образования: 1. Школы (монастырские, кафедральные); 2. Появление высших школ – университетовв XI – XII вв (universitetas – общность) – общность преподавателей и студентов. Самые знаменитые университеты: Болонья (Италия), Оксфорд (Англия). Литература: «Песнь о Роланде» - описание трагической гибели одного из военачальников Карла Великого в битве с арабами в Испании. Знаменитый поэт – Данте Алигьери (1265 – 1321 гг.) – создатель «Божественной комедии». Архитектура. Стили: 1) романский – толстые, гладкие стены с небольшими окнами, массивные колонны, мощные башни, полукруглые арки (замок Тауэра в Лондоне, собор в Шпайере) 2) готический – более тонкие стены, остроконечные башни, большие окна, стрельчатые арки (собор Парижской Богоматери). Развитие философии: Августин Блаженный, Фома Аквинский. Философские споры о соотношении разумы и веры. Пьер Абеляр: разум выше слепой веры. Фома Аквинский: вера не может противоречить разуму. 1440-ые гг. – И. Гуттенберг изобрел книгопечатный станок.

Урок 9. Тема: Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации (2 часа)

Цели: 1) образовательная: дать учащимся обобщенные представления об основных чертах и этапах развития восточно-христианской цивилизации; 2) воспитательная: воспитать толерантное отношение к православной культуре; 3) развивающая: развить мышление учащихся, их речь.

Ход занятия:

1. Организационный момент

2. Опрос (устный): 2.1. Что такое феод, феодальный способ производство, натуральное хозяйство, товарно-денежное хозяйство, ярмарки? 2.2. Что такое классы и сословия, феодалы, крестьяне, рыцари, оброк, барщины, коммуны, мэры и бургомистры, корпорации? 2.3. Что такое герб, донжон, забрало, латы, замок? 2.4. Что такое феодальная раздробленность, монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия (абсолютизм), Генеральные штаты, парламент? 2.5. Что такое христианство, университеты, романский стиль, готический стиль? 2.6. Что произошло и происходило в 843 г., 1215 г., 1265 г., 1302 г., 1455 – 1485 гг., 1337 – 1453 гг., 1358 г., 1381 г., 1415 г.? 2.6. Кто и когда изобрел книгопечатный станок? Каково историческое значение этого изобретения?

3. Подведение итогов по опросу.

4. Мотивация познавательной деятельности студентов.

5. Беседа со студентами. 5.1. Какое событие произошло в 1054 году? 5.2. Почему произошел раскол христианской церкви? 5.3. Кто такой папа, патриарх? 5.4. В чем разница и в чем отличия между католицизмом и православием?

6. Объяснение новой темы. План: 6.1. Общая характеристика Восточной Римской империи: период существования - 395 – 1453 гг., Византия, Константинополь, государственный язык – греческий, включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие государства. С 6 в ека в пределы империи вторгаются славянские племена. Заняли ряд областей Балканского полуострова. Византия – христианское государство, связи с Русью: создание кириллицы, в 988 году – христианизация Руси по византийским, православным канонам. Устояла под натиском варваров, была богаче; 6.2. Византия – черты восточных цивилизаций - огромная власть василевса - императора: «ниже только Бога и следует сейчас же за Богом». Император – глава правительства, высший судья, главнокомандующий; 6.3. Расцвета Византия – при императоре Юстиниане6 век: храм Святой Софии, кодификация законодательства, неограниченная власть императора. Попытка восстановить Римскую империю в прежних границах. 6.4. Иконоборческое движение – 8- 9 вв. Империя стала терять земли: в 7 в. арабы завладели Палестиной, Сирией, Египтом, Северной Африкой. Результат войн – ослабление империи. В 1204 г. войско крестоносцев взяли Константинополь и разорили его. В 1453 году Константинополь взят турками. Таким образом, можно выделить следующие этапы развития Византии: 1) образование – 4 век; 2) расцвет – Юстиниан, 6 век; 3) закат – с 7 века (арабские завоевания), 1204 г. – взяли крестоносцы, 1453 г. – турки.

7. Работа с дидактическим материалом.

8. Подведение итогов по работе с дидактическим материалом.

9. Рефлексия.

10. Домашнее задание: лекция, конспект.

ПРИЛОЖЕНИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: