КАК ПРОБУДИТЬ У РЕБЁНКА ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ




(рекомендации для родителей).

 

Часто нелюбовь к чтению связана с тем, что ребёнку просто неинтересно читать. Для многих детей прочитанное остаётся набором событий, имён и названий, потому что у них недостаточно развито образное мышление. Ребёнок не способен «увидеть» те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. То ли дело мультики или компьтерные игры: действие, динамика, острота ощущений и, самое главное, уже готовые, разработанные и нарисованные кем-то образы. Видимо, современным детям действительно не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать. Поколению, выросшему на книгах и радио, волей-неволей приходилось самим придумывать, как выглядит то, о чём пишет автор.

 

  • Прививая ребёнку любовь к чтению, помните, что самый главный пример для ребёнка – Вы сами. Современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Максимум, на что хватает их времени и сил – это газеты и журналы. Сложно убедить ребёнка в том, что чтение лучше и полезнее, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры и компьютеры.
  • Хорошим выходом из положения является совместное чтение. Читайте ребёнку весёлые, интересные сказки и стихи сверх школьной программы. Желательно, чтобы каждый у день у кого-то из родителей находилось свободных полчаса-час для того, чтобы почитать с ребёнком и обсудить с ним прочитанное.
  • Разыгрывайте с ребёнком сценки из прочитанного, экспериментируйте с сюжетом. Пусть в вашей сказке Колобок убежит от лисы, встретится с драконом или волшебником.
  • Рисуйте вместе с ребёнком иллюстрации к прочитанному, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.
  • Ищите в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги. Например, вы едете в трамвае, как рассеянный с улицы Бассейной, или несёте бабушке гостинцы, как Красная Шапочка.
  • С ребёнком постарше сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмам и мультфильмам, обсуждайте, что совпадает в киноверсии с книгой, а что – нет, что бы вы добавили в фильм, с чем не согласны.
  • Учите ребёнка пользоваться цитатами из прочитанного, начинать можно с самого раннего возраста. Например, прочитав «Мойдодыра», умывайте малыша, приговаривая: «Моем, моем трубочиста, чисто-чисто, чисто-чисто». Цитируйте подходящие к случаю стихи, пословицы. В будущем это умение украсит и обогатит речь вашего ребёнка. Благодаря этим приёмам содержание книги тесно переплетается с жизнью ребёнка, делая чтение чем-то естественным и необходимым для него. Кроме того, они способствуют развитию его воображения и речи.
  • Если ребёнок уже умеет читать, заведите ритуал вечернего чтения, выберите какую-нибудь книгу и читайте её понемногу каждый вечер. Маленькому ребёнку читайте сами, со старшими детьми читайте вслух по ролям (пьесы Е.Шварца) или по очереди (например, ребёнок читает по абзацу, а вы – по странице).
  • Если ребёнок категорически отказывается почитать что-либо дополнительное, попробуйте почитать ему о том, чем он интересуется.
  • Чтобы чтение не воспринималось ребёнком как наказание, никогда не наказывайте его чтением вместо игры, прогулки или просмотра телепередачи. Не «соревнуйтесь» с телевидением в выборе времени для чтения. Для чтения должно быть выделено специальное время.
  • Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонациям и содержанию. Учите ребёнка пересказывать, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы.

 

  • Если ребёнок вошёл во вкус совместного вечернего чтения, но никак не хочет читать сам, пойдите на маленькую хитрость. Прервав накануне чтение на интересном месте, на следующий день сошлитесь на сильную занятость и предложите ребёнку прочесть книгу дальше самостоятельно, а потом Вам рассказать, что там произошло. Но не злоупотребляйте своей занятостью – ребёнок может понять, что таким способом Вы пытаетесь заставить его читать. Пусть лучше ребёнок читает вместе с Вами, чем вообще ничего не читает.
  • Начинать подготовку домашнего задания лучше с чтения, т.к. оно помогает ребёнку включиться в работу, но не перегружайте ребёнка ежедневным чтением вслух. Непрерывное чтение вслух должно занимать у первоклассника 8-10 минут, у второклассника 10-15 минут.
  • Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения той или иной книги, если он уже заинтересовался ею. Читать что-то всё же лучше, чем ничего. Но сами предлагайте ребёнку только качественную литературу. Не старайтесь заинтересовать его так называемым чтивом: различными детскими комиксами, ужастиками, любовными историями и детективами. Постарайтесь, чтобы ребёнок как можно позже узнал о существовании и содержании таких книг.
  • Приучайте ребёнка бережно относиться к книгам. Ребёнок должен понимать, что писать в книгах, вырывать из них страницы, бросать их как попало неприемлемо.
  • Пусть как можно раньше одним из постоянных подарков для ребёнка станет книга, соответствующая его возрасту. Старайтесь не форсировать события – усложнение материала должно происходить постепенно. Если вы видите, что предложенная Вами книга слишком трудна или не интересна ребёнку, не настаивайте. Отложите её на время. Но не пропустите момент, когда ребёнок начинает «вырастать» из определённого типа книжек.
  • Научите ребёнка пользоваться библиотекой.
  • Сделайте поход в книжный магазин с ребёнком приятным событием. Не стоит делать покупки в спешке, например, если срочно понадобилось что-то для уроков в школе. Пусть ребёнок спокойно походит между стеллажами, обратите его внимание на новинки, посоветуйтесь с ним, что из книг вы могли бы подарить кому-то из семьи, другу.

 

Если ребёнок не любит читать, потому что у него это плохо получается, обязательно проконсультируйтесь у специалиста: дефектолога или логопеда.

 

Чтобы организовать работу с плохо читающими детьми дома:

- создайте спокойную, удобную для чтения обстановку;

- в течение дня выделите время для чтения, удобное ребёнку;

- когда ребёнок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не стойте у него над душой (это создаст эффект принуждения);

- если ребёнку сложно читать самостоятельно, на первых порах читайте ему заданный текст вслух, затем пусть он прочитает его самостоятельно, а Вы поправляйте его;

- проявляйте интерес к тому, что читает ребёнок;

- отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребёнка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным), тогда он будет стараться порадовать Вас своими успехами;

- не сравнивайте достижения ребёнка с успехами других детей (особенно его братьев и сестёр) – постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребёнка, закрепляет его неприязнь к более успешным детям.

 

Педагог-психолог ГОУ СОШ №1750 Меркелова Ю.В (по материалам книги

М.М. Кравцовой и О.В. Шевниной «Курс выживания для школьного психолога»)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: