Управление запасами с применением анализа XYZ




XYZ -анализ производится с целью разделения продуктов компании по признаку стабильности спроса. Чем стабильнее спрос, тем меньше ошибки прогнозирования, ниже потребность в страховых запасах, легче плани­рование движения продукта. Следовательно, методы управления продуктами с разными показателями стабильности спроса могут иметь существенные различия.

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса () по этой позиции.

, (2)

где i -е значение спроса по оцениваемой позиции; – среднее значение спроса по оцениваемой позиции за период n; n – величина периода, за который произведена оценка.

В группу X включаются товары, спрос на которые равномерен (0 <10%); в группу Y – товары, которые потребляются в колеблющихся объемах (10% <25%); в группу Z – товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически (25% < ).

Матрица ABC-XYZ-анализа

Матрица ABC-XYZ составляется по форме табл. 2. В ячейки матрицы вписываются продукты. Например, в ячейку AX вписываются продукты, вошедшие в группу A при выполнении ABC -анализа и в группу X при выполнении XYZ -анализа.

Табл. 2

Матрица ABC-XYZ

AX AY AZ
BX BY BZ
CX CY CZ

 

Задача. Вцелях укрепления позиции на рынке руководство оптовой фирмы приняло решение расширить торговый ассортимент. Свободных финансовых средств, необходимых для кредитования дополнительных товарных ресур­сов, фирма не имеет. Свободных складских помещений также нет.

Перед службой логистики была поставлена задача сокращения общего объема товарных запасов с целью сокращения затрат на их содержание и высвобождения ресурсов для расширения ассортимента. Снижение запасов при этом не должно отразиться на уровне клиентского сервиса, т.е. на готовности компании к поставке товаров потребителям.

Торговый ассортимент фирмы, годовые и квартальные объемы продаж по отдельным позициям представлены в табл. 3.

Норма запаса, установленная в компании (), составляет 20 дней, т.е. средний запас рассчитан на 20 дней работы. Норма запаса одинакова по всем позициям ассортимента. Число рабочих дней в году (N) составляет в компании 330 дней.

Годовые затраты на хранение в компании (М) в среднем составляют 30% от стоимости среднего запаса.

Выполняя задание руководства, служба логистики разделила весь торговый ассортимент на три группы А, В и С по признаку доли в реализации, а затем предложила новые дифференцированные нормативы среднего запаса:

· для товаров группы А (лидеры в реализации) – сократить норму запаса и довести ее до 10 дней,

· для товаров группы В (средняя доля в реализации) норму запаса оставить без изменения – 20 дней,

· для товаров группы С (очень низкая реализация) увеличить норму запаса, доведя ее до 30 дней.

Анализ динамики продаж выполненный по кварталам года (табл. 3), свидетельствует, что разные позиции ассортимента компании существенно отличаются друг от друга по показателю стабильности продаж. Позиции с высокой амплитудой колебаний спроса при прочих равных условиях требуют более тщательного контроля и более высоких страховых запасов, чем позиции, потребляемые стабильно. В связи с этим служба логистики выполнила также и анализ XYZ, разделив весь ассортимент на группы X, У и Z по признаку стабильности спроса. Показателем при этом выбран коэффициент вариации квартального спроса. Результаты анализа XYZ, соединенные с результатами анализа ABC, позволили рекомендовать для от­дельных продуктов компании разные системы контроля управления запасами.

Табл. 3

Исходные данные для проведения анализа ABC и XYZ (тыс. руб.)

Наименование продукта Годовая реализация продукта Реализация за квартал
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
             
  Батончик "Марс"          
  Батончик "Милки Уэй"          
  Батончик "Несквик"          
  Батончик "Твикс"          
  Баунти молочный          
  Жевательная резинка "Бумер"          
  Жевательная резинка "Дирол"          
  Жевательная резинка "Минтон"          
  Жевательная резинка "Стиморол"          
  Жевательная резинка "Супер"          
  Изюм          
  Инжир          
  Кетчуп "Болгарский"          
  Кетчуп "Монарх"          
  Киндер сюрприз          
  Кофе "Арабика" молотый          
  Кофе растворимый "Нескафе Голд"          
  Кофе растворимый "Нескафе Классик"          
  Кукурузные хлопья с сахаром          
  Лапша "Доширак"          
  Миндаль в шоколаде          
  Мюсли          
  Рис длинный          
  Рис круглый          
  Сахар-песок фасованный          
  Сникерс          
  Суп гуляш мгновенного приго­товления          
  Торт вафельный          
  Чай Ахмад          
  Чай индийский          
  Чупа Чупс          
  Шоколад "Аленка"          
  Шоколад "Альпен Голд" с орехами и изюмом          
  Шоколад "Вдохновение"          
  Шоколад "Восторг"          
  Шоколад "Колокольня" пористый          
  Шоколад "Кофе с молоком"          
  Шоколад "Мишка косолапый"          
  Шоколад "Несквик"          
  Шоколад "Нестле Классик"          
  Шоколад "Путешествие"          
  Шоколад "Ретро"          
  Шоколад "Российский"          
  Шоколад "Россия"          
  Шоколад "Сказки Пушкина"          
  Шоколад "Сударушка"          
  Шоколад Воздушный белый по­ристый          
  Шоколад с арахисом          
  Шоколад с кокосом          
  Шоколадный напиток "Несквик"          
ИТОГО    

Задание 1. Дифференцировать ассортимент по методу ABC:

1. Сформулировать цель анализа ABC.

2. Указать объект управления, анализируемый методом ABC (отдельная позиция ассортимента).

3. Указать признак, на основе которого будет осуществлена дифференциация объектов управления (доля годовых продаж по отдельной товарной позиции в общем объеме продаж).

4. Сформировать табл. 4, заполнив на основе исходных данных графы 1 и 2.

Табл. 4

Расчет доли продукта в общей реализации

Наименование продукта Годовой объем реализации продукта, тыс. руб. Доля продукта в общей реализации, %
     
Батончик «Марс»   4,87
Батончик «Милки Уэй»   1,77
и т.д., всего 50 позиций
ИТОГО    

 

Рассчитать долю отдельных позиций ассортимента в общей реализации. Результат внести в графу 3 табл. 4.

5. Выстроить ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общей реализации. Вновь организованный список (с указанием доли в реализации) разместить в табл. 3.7, заполнив графы 1, 2 и 3.

6. Средствами Microsoft Excel или на миллиметровой бумаге построить кривую АВС -анализа после заполнения граф 4, 5 и 6 табл. 5

7. Разделить анализируемый ассортимент на группы А, В и С. Результат записать в виде табл. 6.

Табл. 5

ABC -анализ

Наименование продукта Годовой объем реализации продукта, тыс. руб. Доля продукта в общей реализации, % Номер строки упорядоченного списка Количество позиций ассортимента упорядоченного списка нарастающим итогом в процентах к общему количеству позиций ассортимента (ось OX), % Доля продукта нарастающим итогом (ось OY), %
           
Кофе растворимый «Нескафе классик»   20,54     20,54
Сникерс   10,50     31,04
и т.д.
ИТОГО     - - -

 

Табл. 6

Процентное соотношение групп А, В и С ассортимента

Группа Доля в ассортименте, % Доля в реализации, %
А    
В    
С    

Задание 2. Определить величину снижения затрат на содержание запасов в результате использования дифференцированных нормативов среднего запаса:

1. Рассчитать размер затрат на содержание запаса в случае применения единых норм запасов для всего ассортимента.

2. Рассчитать размер затрат на содержание запаса в случае применения дифференцированных норм запасов для групп А, В и С.

а) Определить объем годового и среднедневного оборота по группам А, В и С.

б) Используя значения рекомендованных службой логистики норм запасов (10, 20 и 30 дней для групп А, В и С соответственно), определить размеры запасов в сумме для продуктов групп А, В и С.

в) Определить общий размер запасов в сумме по всему ассортименту компании в случае применения дифференцированных норм запасов для групп А, В и С.

3. Определить, на какую величину снизятся затраты на содержание запасов в результате использования дифференцированных нормативов среднего запаса.

Задание 3. Дифференцировать ассортимент по методу XYZ:

1. Рассчитать коэффициенты вариации спроса по отдельным позициям ассортимента (). Результат внести в графу 10 формы, представленной в табл. 7.

Табл. 7

Расчет коэффициентов вариации спроса

Наимено­вание продукта Реализация, тыс. руб. Дисперсия (подко­ренное выраже­ние в чис­лителе) Среднее квадратическое отклоне­ние (ко­рень из диспер­сии) Коэффи­циент вариации реализа­ции
за год, средняя за квар­тал за квартал
I II III IV
                   
Батончик "Марс"             3719,5 61,0 13,6
Батончик "Милки Уэй"             1794,5 42,4 26,1
и т.д.

 

2. Выстроить ассортиментные позиции в порядке возрастания значения коэффициента вариации. Вновь организованный список (с указанием значения коэффициента вариации) разместить в графах 1 и 2 табл. 8.

Табл. 8

Продукты компании, выстроенные в порядке возрастания коэффициента вариации реализации

Наименова­ние продукта Коэф­фициент вариа­ции (ось OY), % Номер стро­ки упорядо­ченного списка Количество позиций ассор­тимента упорядоченного списка нарастающим ито­гом в процентах к общему количеству позиций ассор­тимента (ось ОХ), % Группа (X,Y или Z)
         
Шоколад "Россий­ский" 1,8     X
Сникерс 2.1     X
и т.д. до конца списка

 

Присвоить каждой позиции упорядоченного списка новый порядковый номер, указав его в графе 3 (табл. 8). Графа 4 табл. 8 заполняется аналогично графе 5 табл. 5, т.е. первая позиция – 2% списка, две первых позиции – 4% списка, три первых позиции – 6% списка и т.д. до конца списка.

3. Средствами Microsoft Excel или на миллиметровой бумаге построить кривую XYZ -анализа.

4. Разделить анализируемый ассортимент на группы X, Y и Z. В графе 5 табл. 8 для каждого продукта укажите группу, к которой его следует отнести по результатам XYZ -анализа.

Задание 4. Построить матрицу ABC-XYZ-анализа: сделать пред­ложения по системам управления запасами для товарных позиций групп АХ, АY, AZ, а также группы В и группы С.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: