Критерии эффективности воспитательной системы школы




Ученые разработали две группы критериев эффективности воспитательной системы школы: «критерии факта» и «критерии качества». Первые отвечают на вопрос «Есть ли в школе воспитательная система?», вторые дают представление об уровне ее развития.

Критерии факта:

1) Упорядоченность жизнедеятельности школы:

· соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы возможностям и условиям данной школы;

· разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправленных воспитательных воздействий;

· скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность;

· согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе;

· связь учебной и внеучебной деятельности школьников и учителей;

· четкий ритм разумная организация школьной жизни.

2) Наличие сложившегося единого школьного коллектива, сплоченность школы «по вертикали», установившиеся межвозрастные связи и общение. Педагогическая часть коллектива представляет собой союз единомышленников, воспитателей – профессионалов, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству. В ученической среде высоко развито коллективное самосознание, «чувство школы». Школьный коллектив живет по выработанным им самим законам, правилам, традициям, привычкам.

3) Сынтегрированность воспитательных воздействий в комплексы, концентрация педагогических усилий в крупные «дозы воспитания», в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела, тематические программы). Дискретность воспитательного процесса, чередование периодов относительного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного коллективного напряжения, яркими, праздничными событиями, фокусирующими главнее черты системы.

 

Критерии качества:

1. Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы (речь идет о прогрессивном типе, о системе гуманистической и демократической). Чем в большей мере реальное состояние школы соответствует высоким идеалам и идеям целевой установки. Тем с большей уверенностью можно говорить об эффективности данной воспитательной системы.

2. Общие психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, внутренний комфорт. Настоящее взаимопонимание семьи и школы. эмоциональная насыщенность жизни коллектива, мажор, юмор, игра – «педагогика радости». Атмосфера доброжелательности и искренности, терпимого, бережного отношения друг к другу. «Дух школы» (Л.Н. Толстой).

3. Уровень воспитанности выпускников школы. Выпускников можно в значительной степени считать воплощением конечного результата воспитательной системы… Уровень воспитанности можно определить несколькими интегративными качествами, наиболее актуальными для данного времени.

Итак, воспитательная система школы должна выступать в качестве специальной и важнейшей цели педагогического коллектива. Этой цели соответствует специфическая деятельность (организационная, педагогическая, управленческая), которую ведет руководитель учебно-воспитательного учреждения, директор школы. Его личность, деловые, профессиональные, человеческие качества, авторитет – все это имеет огромное значение, особенно на начальной стадии работы. Создание и функционирование системы предполагает изначально максимальную активность и согласованность всех сил, участвующих в воспитании. Особенно важна активность самих учащихся, до которых должны быть доведены основные цели, задачи, идеи системы.

Воспитательная система может развиваться успешно, если она современна: отражает особенности социальной ситуации своего времени, благотворительные процессы обновления, идущие во «взрослом» обществе, учтены и те застойные явления, которые еще не изжиты. Демократизация и гласность, единство слова и дела, воспитание правдой – черты общественной жизни, которые приходят в школу.

Итак, воспитательная система школы – это комплекс целей, деятельности по их реализации, отношений, рождающихся в деятельности между ее участниками, управляющих действий педагогов и самих детей, влияний освоенной школой среды.

В рамках такой воспитательной системы живет, растет и развивается как личность школьник. Конечно же, он при этом испытывает влияния и семьи, и более широкой окружающей среды. Влияния эти, как известно, неоднозначны. Ну а влияние воспитательной системы школы – оно однозначно? «Хорошая» система всегда хорошо влияет на личность? Увы, даже если цели системы гуманны, деятельность увлекательна для ребят, если и детей и взрослых связывают отношения доверия, взаимного интереса, взаимной помощи, - такая система ведет к созданию в школе условий, благоприятных для всех детей, но условий, обеспечивающих личностное развитие каждого, она не гарантирует. Следовательно, необходима индивидуализация воспитания.

Воспитательная система, охватывающая всех, плюс индивидуализация - вот что требуется от школы. Индивидуализация за счет:

· проектировки личности каждого ребенка с учетом его способностей, интересов, состояния здоровья;

· развитие самосознания каждого школьника;

· включения в жизнь детского коллектива индивидуально значимых видов деятельности;

· включения ребят в деятельность коллектива в престижных ролях, реализация которых оказалась бы для них успешной;

· формирование интереса всех к миру каждой личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: