Понятия «система», «педагогическая система», «дидактическая система», «система воспитательной работы», «воспитательная система школы».




Воспитательная система школы. Авторские воспитательные системы.

Разработка теории воспитательных систем, началась в отечественной педагогической науке с 70-х годов XX века. Данной проблемой занимались такие ученые, как В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, А.М.Сидоркин и др. К основным положениям теории воспитательных систем относятся идеи о сущности воспитательной системы, о ее структуре, этапах развития, критериях эффективности, положения, характеризующие сущность, этапы, способы управления воспитательной системой. Остановимся на характеристике некоторых положений теории воспитательных систем.

Понятия «система», «педагогическая система», «дидактическая система», «система воспитательной работы», «воспитательная система школы».

Понятие «система» определяется как совокупность определенным образом взаимосвязанных элементов, образующих единое целое.

Характеристики системы:

1. целостность (несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого (интеграция – эффект взаимоусиления);

2. структурность (связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом);

3. взаимосвязь системы со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» (преобразующий среду и систему) характер;

4. иерархичность ( каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, т.е. каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы, и сам включать в себя другую систему;

5. множественность описания ( каждая система, являясь сложным объектом, в принципе не сожжет быть сведена только к какой-то одной картине, одному отображению, что предполагает для полного описания системы сосуществование множества разных ее отображений );

6. целеустремленность;

7. самоорганизация, ( способность менять свою собственную структуру );

8. специализация («у школы свое лицо»);

9. «синхронность » (все вместе, на одной волне: и взрослые и дети).

 

Под воспитательной работой большинство специалистов вслед за Н.Е. Щурковой понимают организованную коллективную (групповую) деятельность, включающую воспитанников в запланированные педагогом отношения и выполняющую функции перевода социальных значений окружающей жизни в личностный смысл.

Под системой воспитательной работы чаще всего понимают (в худшем случае) совокупность некоторых воспитательных мероприятий.

В лучшем – интегрированное единство разного рода содержаний, организационных форм, методов, приемов, форм, технологий, принятых в данном учебном заведении для достижения целей воспитания.

Наряду с ней существует дидактическая подсистема, охватывающая учебную деятельность школьников и методическую работу учителей.

Дидактическая подсистема - это интегрированное единство разного рода содержаний, организационных форм, методов, приемов, форм, технологий, принятых в данном учебном заведении для достижения целей обучения.

Обе системы существуют и развиваются параллельно или в некоторой связи друг с другом.

Сфера воспитания – особая сфера и она никак не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению. Задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагогов в сферу воспитания.

Дидактическая система и система воспитательной работы в единстве представляют собой педагогическую систему. Педагогическая система – любое объединение людей, специально созданное для достижения педагогических целей и решения педагогических задач (Л.Ф. Спирин).

Под воспитательной системой понимают внутренне интегрированное взаимодействие всех воспитательных действий, средств, факторов.

Воспитательная система школы – комплекс целей, деятельности по их реализации, отношений, рождающихся в деятельности между ее участниками, управляющих действий педагогов и самих детей, а также влияний освоенной школы среды.

Классификация воспитательных систем.

В.М. Басова делит воспитательные системы на две большие группы: идеальные («иллюзорные») и реальные (уже существующие или существовавшие). Последние можно отнести к административным, творческим (авторским) или смешанным.

Административные системы создаются на основе уже спущенных сверху указаний, распоряжений, в которых обязательно обозначаются границы обязательного и дозволенного в деятельности ученического и педагогического коллективов, диктуется определенное содержание обучения и воспитания.

Авторская система характеризуется нетрадиционностью и разнообразием методических приемов, обеспечивающих эффективность обучения и воспитания; наличием особой атмосферы в учебном заведении, позволяющей наполнить учебно-воспитательный процесс новым содержанием.

Смешанные системы являются синтезом двух предыдущих. В таких сочетаются элементы 2-х программ: обязательной и творческой, которая рождена результатом поисков самого коллектива. Они чаще всего связаны между собой по принципу «матрешки». И, чтобы между отдельными элементами не возникало конфликта из-за излишних регламентаций одной и творческих конструкций другой, необходимо постоянное получение объективной информации о взаимодействии этих элементов, их состоянии, гибкое управление.

А.Г. Кирпичник делит воспитательные системы на три большие группы.

1 группа – деятельностные, в которых общешкольный коллектив действует как единый, усилия его направлены на общее дело за пределами школы, на изменение окружающей жизни.

2 группа – системы общенческие, которые строятся на основе общения, чтобы всем в коллективе было хорошо, ощущается забота друг о друге, используются интересные формы работы.

3 группа – организационные, в которых общие усилия направляются на поддержание дисциплины и порядка. Эти системы имеют право на существование. Вопрос о дисциплине и порядке – не главный, а сопутствующий. Воспитательная система эффективна, если включает в себя несколько элементов: деятельность, общение и организацию.

Воспитательных систем много и они разные.

20-е годы: колония им. М. Горького А.С. Макаренко; коммуна им. Ф.Э.Дзержинского А.С. Макаренко, школа им. Ф.М. Достоевского В.Н. Сороки-Росинского; одесская школа-коммуна (С.М. Ривес, Н.П. Шульман); московская школа им. А.Н. Радищева З.Н. Гинзбург.

50-е годы: школа № 58 (№ 12) г. Краснодар Ф.Ф. Брюховецкого.

60-е годы: до наших дней: школа № 825 г. Москвы (В.А. Караковский); школа № 76 г. Рига (Галина Петровна Поспелова); Сахновская школа (Черкасская область) Александр Антонович Захаренко; Зоринская школа Обоянского района Курской области (Борис Онуфриевич Полянский; Школа № 734 г. Москвы Александр Наумович Тубельский и др.

Остановимся на некоторых общих чертах школьных воспитательных систем и общих проблемах, возникающих в процессе их развития.

Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И. Новикова)

Ученые называют также черты воспитательной системы, характерные для данного социально-педагогического явления:

l Воспитательная система - это система социальная. Ее ядро - люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Функционирование воспитательной системы осуществляется в соответствии с законами общественного развития.

l Воспитательная система - зто система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией целого ряда педагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения задач свидетельствуют об эффективности воспитательной системы.

l Воспитательная система - это система ценностно-ориентированная. Любая воспитательная система ориентирована на определенные ценности. В современной педагогической науке и прак-тике признаны педагогически нецелесообразными идеи построения воспитательного процесса на основе антигуманных ценностей и авторитарного стиля отношений между педагогом и ребенком и взят курс на моделирование, построение и исследование воспитательных систем гуманистического типа.

l Воспитательная система - это система целостная. Нередко ее называют организмом, как бы подчеркивая, что она состоит из органов-компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяет системе функционировать как единое целое и обладать системными интегративными качествами.

l Воспитательная система - это система открытая. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы.

l Воспитательная система - это система целенаправленная. Ее невозможно представить без цели. При отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл, ведь ее сущностной характеристикой является целенаправленность.

l Воспитательная система - это система сложная и вероятностная. Сложность воспитательной системы обусловлена большим количеством элементов и связей между ними, полиструктурностью и качественной сложностью самой системы и ее составляющих компонентов. Будущее сложных систем трудно предсказать, поэтому прогнозы носят вероятностный характер.

l Воспитательная система - это система саморазвивающаяся и самоуправляемая. Внутри системы скрыта способность к преодолению противоречий развития усилиями самих участников педагогических процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы воспитания и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т.д.

l Существенным для воспитательных систем является то, что они всегда целенаправленны, динамичны, способны к саморегуляции, самоорганизации, т.е. могут за счет внутренних ресурсов изменять и совершенствовать свою структуру.

Большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы. Воспитательная система влияет на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения которые складываются между всеми участниками образовательного процесса, через психологический климат в коллективе).

Структура воспитательной системы:

■ цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается) – системообразующий компонент

■ деятельность обеспечивающая ее реализацию, системообразующая деятельность – та в организации которой испытывают потребность все субъекты педагогической деятельности и она связывает в целостный педагогический процесс учебную и внеучебную работу (это может быть познавательная деятельность, клубная, трудовая)

■ субъект деятельности, ее реализующий и в ней участвующий

■ рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую новую общность

■ среда системы, освоенная субъектом

■ управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы. (Рожков М.И.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: