ВКУС НАСТОЯЩЕГО АКТЕРСТВА.




 

Мой путь в ДК «Авангард» лежал через детскую областную библиотеку, где я активно занимался в библиотечном кружке и перечитывал сокровища читального зала: Ж Верна, Майн Рида и т.п.

К юбилею Марка Твена было решено оживить страницы «Принца и нищего» инсценировкой. Кружковцы приняли идею на ура! Сыграли там же, в читальном зале библиотеки, при скоплении молодёжи, а главное-в театральных костюмах из ТЮЗа и в профессиональном гриме! Публика была простодушна и снисходительна, аплодировали дружно.

Вскоре руководительница кружка посоветовала мне сходить в театральный коллектив ДК «Авангард». Когда я решился туда прийти, в детском секторе в разгаре были читки и репетиции пьесы О Уайльда «Звёздный мальчик».

 

"ЗВЕЗДНЫЙ МАЛЬЧИК" (1961-62 Г)

(Слева направо) Нищенка – Аля Махина Лесник – Николай Долбня,

Жена Лесника – Зина Бердинских Звездный мальчик – Юрий Бабин,

 

Моим первым сценическим партнёром стала Зина Бердинских, очень одарённая, уже давно посещавшая кружок. Мы изображали родителей Звёздного мальчика, а самого Мальчика играл Юра Бабин, впервые получивший большую роль. Позже меня ввели на роли злого Волшебника и стражника, где моим партнёром стал Володя Коробейников.

Премьера открыла новогодние каникулы и спектакль сопровождал все новогодние ёлки. Администрация щедро отблагодарила нас за труды: все вместе мы встретили старый Новый Год и получили подарки.

Так начиналось мое вхождение в юношеский театр.

Руководил коллективом незабвенный Михаил Наумович Кублановский, в то время работавший главным режиссёром Кировской студии телевидения.

Из его воспоминаний (очень немногословных) мы знали, что он закончил театральное училище при Пролеткульте, работал актером провинциальных театров, режиссировал. В Киров приехал из Рыбинска.

Я впервые видел и близко общался с настоящим актёром, который даже показывал свою фотографию в роли Ленина! Запоминающееся актёрское лицо, стройная фигура, умение красиво двигаться и танцевать, фехтовать и петь. Дикция безупречна.

Его умение носить любой костюм, как свой, поражало! В быту он одевался тоже не по-кировски: круглая меховая шапка, пальто с большим меховым воротником (снегом серебрился его бобровый воротник...)

Руководителем детского сектора ДК «Авангард», была Маргарита Сергеевна Плотникова. Она любила свою работу и детей вообще, а дети щедро платили любовью за любовь.

Техническая сторона деятельности всех секций и кружков чётко обеспечивалась сотрудниками ДК под руководством директора Хаитова Соломона Израилевича.

 

Нам повезло, мы пришли в золотой период в жизни «Авангарда»: работало множество детских кружков и спортивных секций (первая в городе секция фехтования была только в ДК "Авангард"!).

В летний период наши концертные бригады ездили по пионерским лагерям, районным домам культуры с концертами и скетчами. Хорошо помню посещения Нововятска и Кирово-Чепецка. Встречали нас везде очень благожелательно-ведь наши спектакли транслировались по местному ТВ.

Примерно в то же время началась реконструкция старого здания ТЮЗа, и его труппа стала работать на сцене «Авангарда». Это было для нас просто праздником: мы увидели вблизи своих любимых артистов: засл. артистов РСФСР Александру Паккерт и Александра Малых, кумиров тогдашней молодежи Игоря Баскакова и Аркадия Мальцева…

Конечно мы смотрели весь репертуар любимого ТЮЗа.

 

В нашем коллективе занимался и профессиональный актер Кировского театра кукол Алексей Афанасьев-, представитель славной династии кировских кукольников.

…Потом с Лёшей мы приятельствовали. Человеком он был лёгким и светлым. Я стал бывать в гостеприимном доме семьи Афанасьевых. Глава семьи Анатолий Николаевич был очень домашним, отличным рассказчиком, любящим отцом. Приходя сейчас в кукольный театр его имени, я всегда вспоминаю его главой большой дружной семьи...

В последствии в ЮТИКе начала заниматься актерством еще одна дочь Анатолия Николаевича – Марина, ныне заслуженная артиста России. Был ютиковцем и самый младший в семье сын– Сергей Афанасьев.

Это было уже третье и четвертое поколение ютиковцев, которые пришли после нас.

 

Михаил Наумович подарил нам возможность смотреть все спектакли и гастролирующих театров, которые транслировало наше кировское ТВ, в том числе музыкальные и оперные.

Все мы, посещавшие юношеский театр, были разновозрастные и очень разного развития. Наш руководитель считал своим долгом расширить наш культурный кругозор, увести с улицы, заинтересовать учёбой, научить видеть мир прекрасного. Кублановский щедро отдавал свои знания и опыт. в расчёте на то, что каждый ученик возьмёт от него столько, сколько сможет вместить. Репетиции Михаила Наумовича были зачастую интереснее спектакля: рождались идеи, возникали споры, обсуждения, мы делился эпизодами из жизни.

Сцена из спектакля "Мальчишки из Гаваны" Родриго –Николай Долбня, Жозефина – Наталья Казенина

 

Знаковым для всех нас стал спектакль "Мальчишки из Гаваны, после которого юношеский театр получил имя Фиделя Кастро. Спектакль по пьесе современного автора, на злободневную тему Кубинской революции. Романтический, музыкальный, ориентированный на старших школьников.

Мне кажется, что в этом спектакле я впервые почувствовал вкус настоящего актерства.

 

У нашей публики новогодние сказки всегда пользовались успехом. В новогодние праздники 1963-64 годов состоялась премьера «Снежной королевы».

Чтобы занять всю труппу М.Н. Кублановский поставил "Снежную королеву" на два состава. По моему впечатлению, это была лучшая постановка юношеского театра того периода. Дело в том, что появилось ощущение ансамбля, хороши были не только исполнители главных ролей Сказочника и Кея, но радовал достойный общий уровень.

"СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА" (1963 г) Слева направо: Разбойник – Леонид Островский, Герда - Нина Видякина, Советник – Николай Долбня, Атаманша – Зина Бердинских


Юрий Бабин и Алексей Афанасьев в роли Сказочника, Леонид Фукалов и Владимир Коробейников в ролях Кея и Принца Клауса, Лия Попыванова, Нина Видякина и Света Пантюхина в роли Герды, Татьяна Долбилова и Зина Бердинских в роли Атаманши, Клавдия Озерская и Оля Мркушева в роли Маленькой Разбойницы –труппа играла увлеченно и все составы выглядели достойно.

Чувствовалось, что и Михаил Наумович был доволен результатом.

 

Я благодарен судьбе, что в течение трех лет имел счастье общаться с интересными сверстниками, профессиональными актерами, сниматься на телевидении и, конечно, актерствовать под руководством такого Мастера как Михаил Наумович Кублановский.

Благодаря ему Театр сопровождает меня всю жизнь.

 

Так же на всю жизнь осталась и крепкая дружба ютиковцев.

Все эти годы при любой возможности мы обязательно старались повидаться.

 

 

На юбилее Юрия Коновалова (2010 г)

Справа налево: Владимир Коробейников, Леонид Чернышов, Лена Чернышова,

Юрий Коновалов, Ольга Старикова, Альбина Рычкова, Нина и Николай Долбня

 



Владимир Коробейников

"ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫВСЕ СТАЛИ

ХОРОШИМИ ЛЮДЬМИ!"

 

Это было большое событие для жителей города, когда весной 1958 года открыл свои двери ДК Местной промышленности (впоследствии "Авангард").

Город Киров в то время располагался, по сути, между улицами Карла Маркса и Ленина. И вот как раз между ними, на высоком месте, по адресу ул. Красноармейская дом 19 вырос этот Дворец.

 

  Сцена из спектакля "Особое задание" (1959) В роли Шурика Козлова – Владимир Коробейников  

…Открываю фотоальбом и с нежностью погружаюсь в то далекое время, время моего детства. Мы жили рядом, и моя мама с первых дней пошла работать в Дом культуры. Можно сказать, я рос в "Авангарде". В десять лет я, наконец-то, мог уже записаться и стать полноправным членом какого-либо кружка. Я выбрал кружок баянистов, которым руководили Борис Ларьков и Виктор Крылатков. Но этого было мало. Я записался еще и в кино-фотокружок, которым руководил Анатолий Иванович Вишняков.

 

…Об Анатолии Ивановиче надо сказать особо!

Первое, что меня тогда поразило – он сразу разрешил брать домой фото- и кинокамеру (никакую аппаратуру, естественно, в нашем доме купить было не на что!), а снимки и пленку проявлял наравне с опытными кинолюбителями.

Такое доверие каждому новичку было главным в характере Анатолия Ивановича. Он искал таланты и в каждом хотел видеть только хорошее. Анатолий Вишняков и Володя Нанартанцев в 60-е годы основали областной Клуб кинолюбителей, который работает и по сей день.

Почти весь сохранившийся фотоархив "Авангарда" создан усилиями "летописца славных дел" Вишнякова.

Но больше всего Анатолий Иванович любил театр.

Первой моей главной ролью был Андрейка в спектакле "Андрейкина радость", где основным партнером был Вишняков. Впоследствии Анатолий Иванович перешел работать в Кировский театр кукол. Там тоже фактически с нуля он создал лучший в городе электроосветительный цех.

Закончил же свою деятельность, заслуженный работник культуры РФ А.И. Вишняков в должности директора Кировского областного Ордена Трудового Красного знамени театра драмы.

 

Премьера спектакля "Удивительный суд" (осень 1961 года) Слева направо: Тимур – Володя Коробейников, Том Сойер – Клава Озерская, Корреспондент – Леня Лапин, Старик Хоттабыч – Борис Попов, Гек Фин – Фрося Ердякова, Д'Артаньян – Галя Безденежных, в кулисе Белоснежка – Таня Пиксина, Красная Шапочка – Валя Бакина. Герои книг судят Андрея – Юрий Бабин
…Но, возвращаюсь в детство.

Ненасытная потребность попробовать каждую творческую специальность, привела меня в детский драматический кружок.

Как мне нравилось быть артистом!

Хоть роль в "Особом задании" дали маленькую, но зато я был по ней сыном генерал-майора. Руководил этим кружком сам директор ДК Соломон Израилевич Хаитов, но недолго, пригласив в начале следующего сезона настоящего профессионала Михаила Наумовича Кублановского – главного режиссера Кировской студии телевидения.

 

…Соломон Израилевич Хаитов – основатель и директор Дома культуры – был талантливым руководителем именно культурного учреждения. С первого кирпича он строил не просто дворец, а очаг творчества. Умелый организатор, он собрал в качестве руководителей кружков и самодеятельных коллективов лучшие кадры Кирова.

Народный хор привела к победам на всевозможных конкурсах Лидия Петровна Костромкина. Взрослый драматический кружок, впоследствии народный театр" в разные годы возглавляли режиссеры драмтеатра П. Даусон и Е. Шульман, потом долгое время руководила Нина Григорьевна Анисимова - режиссер Кировского ТЮЗа им. Н. Островского. Танцевальным коллективом руководил Юрий Александрович Старостин, в бытность которого кировские артисты выступали на сцене Кремлевского Дворца съездов.

Не менее творческими кадрами Хаитов укомплектовал и весь административно-технический штат Дворца.

Работники ДК Маргарита Сергеевна Плотникова, Таисья Степановна Кробейникова и Лидия Георгиевна Печенкина после окончания очередного утренника.
Все участники художественной самодеятельности помнят костюмера "тетю Шуру". А вот вспомнить ее фамилию, мы сегодня так и не смогли.

Она была наша душа, наша заботливая подруга. Если не клеилась роль, девчонки приходили плакать в костюмерную. Если кто-то из пацанов побеждал на спортивных соревнованиях – радоваться приходили туда же. Она могла подсказать что-то в исполнении роли, но никогда не лезла с замечаниями.

Юра Коновалов и Вова Коробейников с костюмером тетей Шурой.

Самый теплые, добрые слова должен сказать о нашей заведующей детским сектором Плотниковой Маргарите Сергеевне. В нее были влюблены буквально все!

(Слева направо) Маргарита Сергеевна Плотникова, Таисия Степановна Коробейникова и Лидия Георгиевна Печенкина после окончания очередного утренника.
Как все таланты, собранные Хаитовым, она была постоянной участницей новогодних сценариев, то есть партнером-подругой, но никто никогда не забывал, что она руководитель.

Большинство поездок в другие города, которыми награждались активные участники детской самодеятельности, тоже проводила Маргарита Сергеевна. Мне удалось побывать с ней в Киеве и Одессе. Все в поездках были на равных, в том числе и Маргарита Сергеевна была подругой всем. Как руководителя ее зачастую не воспринимали, но сейчас понимаешь каким организаторским талантом надо обладать, чтобы создавать ту атмосферу доброжелательности и взаимопомощи, которая царила в путешествиях.

Этими же достоинствами обладала и Лидия Георгиевна Печенкина – заместитель Хаитова.

Соломон Израилевич все вопросы формирования репертуара и организации внутренней жизни коллективов полностью доверил руководителям. Вообще, с легкой руки директора, все участники самодеятельности, независимо от кружка и возраста, всегда чувствовали себя главным в творческой жизни ДК.

 

С первым поколением ютиковцев, к которому я себя отношу, Михаил Наумович осуществил постановки спектаклей:

"Андрейкина радость", "Шпачок", "Костюм Арлекина"(одноактовки) 1960-61 гг.

"Удивительный суд" (одноактовка) и "Звездный мальчик" 1961-62 гг.

"Честное слово"(одноактовка) и "Мальчишки из Гаваны! 1962-63 гг.

"Снежная королева" – премьера состоялась 29 декабря 1963 года

 

Внутри коллектива Михаил Наумович и Маргарита Сергеевна все строили на принципах самоуправления.

Мы все делали сами. Вместе с тетей Шурой девчонки подбирали и подшивали костюмы, которые мы же и тащили из дома.

Используя семейные связи" в бутафорском цехе театра кукол, (где командовала Анисья Николаевна Афанасьева) Леша Афанасьев и Юра Бабин, по ночам клеили бутафорские шахтерские лампы к спектаклю "Мальчишки из Гаваны".

Они же на сцене "Авангарда", по чертежам столяра ТЮЗа Григория Дмитриевича Шихалеева, тоже по ночам, сколачивали пандус и разборные ставки к "Снежной королеве"

После получения звания "юношеский" управление нашего театра тоже полностью перешло в руки участников. Сами мы написали Устав театра. И главным лозунгом жизни ЮТИКа стало по Станиславскому: "Люби искусство в себе, а не себя в искусстве"

На мотив известной песни на стихи К. Ваншенкина, композитора Э. Колмановского "Я люблю тебя, жизнь" мы написали гимн ЮТИКа и хором распевали:

"Я люблю наш театр,

Что само по себе и не ново!

На занятья в театр

Я шагаю все снова и снова.

На занятьях сидим –

Изучаем приемы актерства,

Бойко роли зубрим

И зубрим разговорные свойства…

  Репетиция спек. "СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА" Атаманша-Татьяна Долбилова Сказочник – Алексей Афанасьев
Жизнью театра управлял Совет пяти (Председатель –Юрий Бабин, Члены Совета - Николай Долбня, Зина Бердинских, Леонид Ашихмин и Таня Пиксина). Потом, когда появилось слишком много желающих заниматься, Совет пяти вместе с Михаилом Наумовичем составил жюри приемной комиссии конкурса, проходившего в августе. Например, в 1967 году из 47 претендентов в артисты, комиссия прияла всего 7 человек вспомогательного состава!

В то время мне нравилась сама атмосфера, которая царила в "Авангарде". Все вместе выходили на субботники. Коллектив, как одна большая семья – все от столяра до директора – готовили и наряжали новогоднюю елку.

  "Главный по пельменям" – директор ДК С.И. Хаитов
После Нового года, когда заканчивались детские утренники и новогодние вечера для взрослых, готовили все вместе вечер отдыха. Это были добрые семейные вечера, на которых все вместе стряпали и лепили пельмени, играли капустники и пели хором

Время летело быстро.

Нам нравилось быть артистами. После восьмого класса многие захотели поступать в театральные училища. Узнав об этом Михаил Наумович на собрании коллектива сказал: "Путь актера – это трудный тернистый путь. Не многим он под силу, знайте это. Не обязательно всем быть хорошими артистами, но, главное, чтобы вы все стали хорошими людьми."

Для всех нас это стало заветом на всю жизнь!

 

После премьеры "Снежной королевы" в 1964 году основной костяк первого поколения ютиковцев, "отцов-основателей", начал уходить из "Авангарда".

Таня Пиксина поступила в Ростовское театральное училище. Юрий Бабин стал актером Кировского театра кукол, Леонид Ашихмин был принят в студию Ю. Мизецкого при Кировском ТЮЗе им. Н. Островского.

Николай Долбня, Зина Бердинских, Клава Озерская и другие старшеклассники должны были готовиться к выпускным экзаменам и времени на занятия им стало просто не хватать.

 

…Но без театра жить было скучно!

Ребята – уже студенты, рабочие, служащие – решили через шесть лет снова вернуться и, как говориться, "тряхнуть стариной. Михаил Наумович понял наше желание и, взвалив на себя дополнительную нагрузку, стал заниматься практически с двумя коллективами, – "стариков" и младшей группой.

Для нас Михаил Наумович выбрал только что вышедшую тогда пьесу Эгона Раннета "Криминальное танго и весьма порядочные люди".

А с третьим поколением ютиковцев параллельно готовился к новому году спектакль "Белоснежка и семь гномов"

Премьерой "Криминального танго" "старики" поставили своеобразный восклицательный знак в завершение своей актерской судьбы.

На программке, которую бережно храню всю жизнь, Михаил Наумович написал мне:

 

 

В спектакле с удовольствием играл и лучший актер народного театра Павел Любимов в роли Полковника милиции

 

 

Сцена из спектакля "Криминальное танго…" (1971 год) Слева направо. Философ- Александр Ворожцов, Юки – Юрий Коновалов, Янус – Владимир Коробейников, Лилия – Ольга Меркушева.

Весть об успехе нашего спектакля быстро разлетелась по городу. А название, как во всяком сарафанном радио, каждым по-своему интерпретировалось. Помню курьезный случай.

Я в то время уже был звукоператором на телевидени. и мы снимали передачу о милиции "За все в ответе" Едем в машине – съемочная группа и два милиционера. И вдруг один из них нам предлагает: "По нашей информации в "Авангарде" криминально танцуют танго. Надо бы проверить!".

Я, только что отыгравший премьеру, вмешался: "Вас информировали неправильно. Там поставили замечательный спектакль, называется "Криминальное танго". Так что вместо проверки просто сходите в "Авангард" – не пожалеете. Тем более, что по пьесе там все происходит под контролем полковника милиции".

Не сознался, что сам являюсь участником "авангардного криминала", а милиционеров тогда, надеюсь, на спектакль ЮТИКа заманил.

 

 

После окончания 10 класса, на каникулах я случайно встретил у кинотеатра "Мир" ютиковца Борю Попова, который уже работал на телевидении и скоро должен был пойти служить. Он привел меня на телевидение, и по его рекомендации я был временно взят в студию качестве микрофонного оператора.

"Временно" оказалось на всю оставшуюся жизнь!

С тех пор вся моя деятельность связана с Кировской студией телевидения. В моей трудовой книжке о месте работы только одна запись, стаж с 3 сентября 1965 года насчитывает свыше пятидесяти лет.

Совсем недавно, в октябре 2018 года Кировская студия телевидения (ныне ГТРК "Вятка") отметила свое 60-летие. И ветераны самыми теплыми словами вспоминали Михаила Наумовича Кублановского – как одного из основателей студии, первого главного режиссера Кировского ТВ и "Телевизионного театра".

 

В то время еще не было видеозаписи, все передачи могли идти только в прямом эфире. И вот этот "недостаток" ТВ, а на самом деле главное преимущество – присутствия зрителей "здесь и сейчас"– он первый соединил с магией живого театра. Новые технические возможности значительно расширяли тогда театральную аудиторию. И нам, посчастливилось участвовать в этих первых трансляциях наших спектаклей из ДК "Авангард".

Трансляция спектакля "Телевизионного театра" Участвуют Борис Попов, Михаил Кублановский
Всегда вспоминали об этом, когда собирались нечасто по разным случаям

 

А с 2015 года, когда в Киров вернулся наш "Председатель Совета пяти" Юрий Бабин, все хорошие люди ЮТИКа встречаются на могиле нашего Михаила Наумовича ежегодно.

 

Слева направо. Стоят: Галина Сарафанникова, Владимир Коробейников,

Нина Долбня, Юрий Бабин Сидят: Николай Долбня, Ольга Старикова, Альбина Рычкова.


Татьяна Никулина (Ефимова)

"ВЕРЬ В СЕБЯ, СОЖМИ ЗУБЫ

И ДОБИВАЙСЯ УСПЕХА!"

 

Когда я училась в седьмом классе моя подружка, Люда Клабукова сказала, что в "Авангарде" будет очередной набор в театральный коллектив, со странным именем ЮТИК. Надо было прийти в определенный день, прочесть отрывок из прозы, стихотворение и басню.

Подготовились. Пошли.

А надо сказать, что я с детства не выговаривала букву "р". Почти в самом начале чтения Михаил Наумович прервал меня, и попросил повторить фразу: "Ручка рикошетом расшаркалась"! Ну, что говорить… ясно же, не приняли.

Тогда я сама обратилась к логопеду. За 2-3 занятия букву "р" научилась выговаривать (логопед даже ставил в пример другим: "Вот как девочке хочется в театральный кружок, что моментом научилась! ") Одновременно с лечением снова пришла к Михаилу Наумовичу, попросилась ходить на репетиции, просто так, не играя на сцене. Он отослал за разрешением к "директору театра" Юрию Коновалову. Тот, естественно, разрешил и я была зачислена в состав театра.

Второе и третье поколение ютиковцев. "ЗВЕЗДНЫЙ МАЛЬЧИК" (1969 г.) (слева направо) 1-й ряд: Сергей Дубровин, Сергей Афанасьев, Михаил Каншин. 2-й ряд: Юрий Коновалов, Женя Ладыгин, Тамара Маслобойникова, Миша Криницин Людмила Колупаева. 3-й ряд: Татьяна Зорина, Люда Макарова, Ольга Меркушева, Галина Сунцова, Таня Жирова, Наташа Казаковцева На заднем плане Анатолий Крюков, Анатолий Шустов.

 

…А далее очень долгие, как мне казалось, бесконечные месяцы, я приходила, садилась в зале подальше от режиссера, "строгого дяденьки" Кублановского. Сидела без дела каждую репетицию. Мне казалось, что Михаил Наумович меня не видит и не помнит обо мне.

Но однажды случилось чудо: девочка готовящая роль Кикиморы в спектакле "Аленький цветочек" должна была уехать с родителями на каникулы, и режиссер вдруг повернулся и сказал: "Возьмешь эту роль!"

 

Учиться я сразу же бросила!

Под партой учила роли этой пьесы. Фактически всю пьесу стала знать наизусть. За это многие ребята, как мне показалось, стали посматривать на меня косо. Даже подруга Таня Комарова укоряла: "Все злятся потому что Михаил Наумович постоянно ставит тебя в пример".

И действительно, посреди читки Михаил Наумович мог сказать: "Встань, Никулина! Посмотрите все на человека, который и играть-то не должен был, а знает все роли уже наизусть!"

И у меня возникало двойственное чувство – с одной стороны было приятно, что режиссер тебя похвалил, а с другой – неловко от сверстников, вспоминались упреки подруги.

Но когда премьера состоялась, это неудобство, конечно, улетучилось и наступила эйфория от игры на сцене. Эта эйфория возвращалась ко мне с каждой последующей ролью.

"Звездный мальчик" (постановка 1969 г) Галина Сунцова в роли Звездного мальчика

Пассивная жизнь в театре закончилась. Я стала участницей каждой новой премьеры, получала главных роли.

Тетушка Маленькой Госпожи и Звездный Мальчик ("Звездный мальчик" постановка 1969 года),

Гном Четверг ("Белоснежка и семь гномов" 1971 г),

Кей и Маленькая разбойница ("Снежная королева" постановка 1972 года).

После исполнения роли Тетушки в спектакле "Звездный мальчик" Михаил Наумович определил мое амплуа, как остро характерную актрису.

 

…Но необходимо рассказать об одном событие, однажды омрачившее радость от игры.

За день до спектакля "Снежная королева", где я играла Кея, Михаил Наумович вдруг сообщил, что на следующий день я должна играть Маленькую разбойницу. И хотя я как всегда знала тексты всех ролей, однако посреди спектакля вдруг забыла слова. Да еще пистолет, который должен был стрелять, не стрельнул ни с 1-го, ни со 2-го, ни с 3-го раза!

Все из-за кулис шептали мне слова, но я была без очков, и ничего не могла понять. Наконец, с громко произнесенной несколько раз фразой: "Я не пущу тебя, Герда!" – я с позором выскочила со сцены. Убежала, заплакав в туалет, а там неожиданно наконец-то выстрелил пистолет!

Вдруг вышла из кабинки ошалевшая от моей "игры" и выстрела девочка и сказала: "Ух ты, здорово!" Я сразу перестала плакать – актриса нашла признание!

С тех пор и до самого конца жизни я уяснила главное правило театра: "При самом громком провале, всегда обязательно найдется зритель, которому понравится твоя игра! Поэтому, несмотря ни на что, верь в себя, сожми зубы и добивайся успеха!"

 

Кончено, самые горячие денечки – это новогодние каникулы.

Время становилось ирреальным. Хотя был занята каждая минута, ты чувствовал себя совершенно растворенным в атмосфере творчества, дружбы, купался в роли спектакля, который играешь. Все были переполнены счастьем!

На торжественном чаепитии в конце новогодних каникул нам обязательно вручались сладкие подарки, а впоследствии и денежные премии. Надо сказать, что в традиции "Авангарда" изначально существовало очень уважительное отношение к труду самодеятельных артистов. Творческий вклад каждого в общее дело обязательно замечался и поощрялся. В то же время все мы знали, что от каждого требуется высокий профессионализм и только серьезно относясь к делу ты можешь рассчитывать на признание.

Но самым большим и дорогим подарком наиболее активным участникам было включение в состав туристической группы, которые ежегодно летом обязательно организовывал детский сектор "Авангарда".

  Путешествие в Ленинград и Ригу (1967 г) Поездка в Петергоф  
Неизменным руководителем этих поездок была Маргарита Сергеевна Плотникова. Но мне повезло – в поездке в Ленинград и Ригу (1967 г) руководителем был назначен Михаил Наумович.

 

В этих поездках мы узнавали страну, постигали духовный и предметный мир культуры. Ленинград нас поразил потрясающей архитектурой своих домов, Петергоф – скульптурами и фонтанами. А в Риге мы впервые столкнулись с готической архитектурой и западным миром. Концерт органной музыки в Домском соборе я вспоминаю до сих пор. Все впечатления, накопленные в поездках я использовала потом в работе над ролями.

Пребывание в ЮТИКе было сказкой.

И эта сказка нас очаровала настолько, что мы, четверо подружек– Люда Скопина, Таня Комарова, Надя Шмакова и я – твердо решили связать свою жизнь с театром. Осенью 1972 года все поступили на театральное отделение в Кировское областное культурно-просветительное училище. Прежние курсы вел главный режиссер Кировского драмтеатра, заслуженный деятель искусств РСФСР Виталий Викторович Ланской, и мы были уверены, что учеба у такого Мастера –гарантия нашего светлого пути в качестве актрис на сцену профессионального театра.

Но на приемных экзаменах выяснилось, что вместо главрежа драмы курс набирает недавно закончивший Ленинградский институт культуры, совсем неизвестный в Кирове, Геннадий Григорьевич Зайцев.

  Г. Г Зайцев репетирует спектакль "Восемь женщин". В роли Мами – Татьяна Никулина.
Потом я убедилась, что мне опять повезло. Геннадий Григорьевич во многом повторяет Кублановского. Конечно по-своему, но он выделяется таким же трепетным отношением к Театру и заботливостью о своих воспитанниках.

 

… В последние годы Михаил Наумович тяжело болел. Но когда в училище нам понадобились некоторые сценарии и пьесы, которые были у него, он сразу же откликнулся и тут же назначил мне встречу у него дома.

Когда я пришла, Мастер даже попытался встать! Заботливость о молодых всегда была в его педагогической натуре – натуре истинного интеллигента, рожденного еще в ХIХ веке!

Это была наша последняя встреча. К огромному нашему сожалению весной 1975 года мы пришли в "Авангард", чтобы попрощаться с нашим любимым Михаилом Наумовичем. На прощании прозвучало очень много добрых слов, но еще больше осталось их в наших душах!

 

Как педагог Г.Г. Зайцев учил не актерству, а углубленно осваивал с нами новую профессию: "режиссер самодеятельного театра". Он нам говорил во время учебы: "Девчонки, режиссура – это сложная, скорее мужская, профессия. Это – торговля нервами".

Очень мудро он это говорил! Но тогда мы были молоды, веселы и на эти слова не очень-то обращали внимание. Понимание мудрости учителей приходит с годами, когда сама набиваешь шишки на ошибках и ляпах.

Изначально познание будущей моей профессии шло, конечно же, от Михаила Наумовича, от его скрупулезности в работе, от его вдумчивости, от его внутреннего волевого творческого посыла. Всегда интересно было наблюдать как у него рождается та или иная мысль, или же придумка для спектакля.

Такая же скрупулезность и вдумчивость отличают и Геннадия Григорьевича.

После окончания культурно-просветительного училища я по распределению начала работать в Подосиновце, руководителем народного театра. А моей подруге-ютиковке Люде Скопиной повезло больше – она начала работать заместителем директора в нашем "Авангарде". По ее рекомендации директор Владимир Михайлович Бобров сделал все, чтобы я начала там работать в культмассовом секторе.

Для В.М. Боброва главным было "проведение всех мероприятий и праздников на высоком идейно-политическом уровне", театр его не интересовал. Но я, по диплому "режиссер самодеятельного коллектива" во все старалась внести театрализацию.

Выступление агитбригады ДК "Авангард" на юбилее фабрики игрушек. (1976 г.) Слева направо: Татьяна Никулина, Валерий Широков, Людмила Скопина.
В "Авангарде" в 1977 году, создала свой первый театральный коллектив. За 2 года работы там я поставила 3 спектакля: "Снегурочку" А.Н. Островского, "Старшую сестру" А.М. Володина и "Сказку о попе и работнике его Балде" А.С. Пушкина. Конечно, хотела бы назваться "ЮТИКом", но поскольку у меня был взрослый состав, наш драмкружок был скорее наследником народного театра. Кроме того, мы, начинающие заново, не могли и мечтать сравняться в исполнительском мастерстве с блистательными спектаклями "альма-матер".

Параллельно я поступила на заочное режиссерское отделение Ленинградского института культуры.

 

В начале 80-х Люда Скопина стала директором ДК ОЦМ – однотипного с "Авангардом" здания. В 1983 году она уговорила меня перейти к ней на работу из ДК "Шинник" вместе с созданным там театром "Круг".

Любительским театром "Круг" я руковожу уже 40 лет. За это время поставлено более 70 спектаклей!

Много было побед: мы - дипломанты и лауреаты различных региональных конкурсов, дважды были удостоены "Гран-при" Всероссийского уровня, нас постоянно отмечают на областном смотре "Театральная весна… Но были неудачи и поражения, может быть не заметные постороннему глазу, но для себя я точно знаю, за что меня бы поругал Геннадий Григорьевич и неодобрительно посмотрел бы Михаил Наумович! Но в дни радостей и поражений я всегда помню их основной завет: "Режиссура – дело мужское, поэтому чтобы ни случилось, верь в себя, сожми зубы и добивайся успеха!"

Очень благодарна судьбе, что во время обретения собственного взгляда и становления в этом мире, я встретила такого незаурядного, отличного и внешним видом, и внутренним стержнем человек, как Михаил Наумович Кублановский. Сколько мы будем жить на этом свете, столько и будем вспоминать его добрым, благодарным словом! Светлая память Вам, Учитель

А еще всю жизнь меня сопровождает наше братство ютиковцев.

Сегодня на равных – разные по возрасту три поколения ютиковцев. И каждый из нас твердо уверен, что, если понадобится в трудную минуту любой из друзей обязательно поможет.

 

 

1998 год. Ютиковцы всех поколений у колонн родного "Авангарда".

Слева направо. 1-й ряд: Валерий Куликов, Галина Сарафанникова, Татьяна Ефимова, Альбина Рычкова. Нина Долбня.

2-й ряд: Владимир Коробейников, Наталья Иванова, Татьяна Комарова,

Наталья Соломатова, Юрий Коновалов, Николай Долбня.


Юрий Бабин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: