1. Овладеть терминологией в рамках проблемы «память школьников с интеллектуальной недостаточностью ».
2. Рассматривать конкретные особенности памяти школьников с интеллектуальной недостаточностью, используя положение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей с отклоняющимся развитием.
3. В работе над темой использовать конспект лекций и следующую указанную литературу:
Основная: 1; 3; 11; 16; 22; 25; 26; 28; 30; 34; 35; 38; 40.
Дополнительная:
1. Белякова И. В. Запоминание стихотворных текстов умственно отсталыми школьниками // Роль обучения в развитии психики детей-олигофренов: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Петровой; НИИ дефектологии АПН СССР. – М., 1981.
2. Григонис А. В. Особенности непреднамеренного запоминания умственно отсталыми учениками разных клинических групп // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф. – М., 1972.
3. Григонис А. В. Развитие преднамеренной памяти учащихся вспомогательной школы в процессе обучения // Роль обучения в развитии психики детей олигофренов: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Петровой; НИИ дефетологии АПН СССР. – М., 1981.
4. Дульнев Г. М. О значении намерения для точности и полноты восприятия текста // Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей. – М., 1940.
5. Замский Х. С. О разнообразии при повторении учебного материала во вспомогательной школе // Известия АПН РСФСР. – М., 1953. – Вып. 57.
6. Занков Л. В. К вопросу о своеобразии памяти умственно отсталых детей // Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М., 1940. Вып.8.
7. Иодрайтис А. А. Особенности припоминания умственно отсталыми школьниками непреднамеренно запомнившегося словесного материала // Дефектология. – 1980. - № 5.
|
8. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы / Под ред. И. М. Соловьева. – М., 1953.
9. Петрова В. Г. Исследования вербальной памяти у умственно отсталых детей // Дефектология. – 1986. - № 5.
10. Процко Т. А. Внимание и память // Т. А. Процко Психолого-педагогическое обследование учащихся младших классов вспомогательной школы. – Мн., 2000.
11. Особенности элементарных уровней в развитии внимания и памяти // Процко Т. А. Особенности развития познавательной стороны психики у младших школьников с легкой степенью интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости). – Мн., 2006.
12. Соловьев И. М., Сумарокова В. А. Память и ее избирательность у умственно отсталых детей // Дефектология. – 1973. - № 1.
13. Сумарокова В. А. Психологический анализ понимания и запоминания словесного материала при разных способах его восприятия // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ж. И. Шиф, Т. Н. Головиной; НИИ дефектологии АПН СССР. – М., 1977.
14. Умственное развитие учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. – М., 1961.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Тема 13: Особенности эмоционально-волевой сферы психики.
Основные понятия: эмоции, чувства, воля; эмоционально-волевая сфера психики как своеобразное отражение действительности; чувства и воля как высшие психические функции; интеллектуальная регуляция, коррекция.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит своеобразие отражения объективной действительности в эмоционально-волевой сфере человека?
|
2. В чем состоит отличие эмоций от чувств в эмоциональной сфере психики?
3. Что составляет физиологические основы особенностей эмоций и чувств детей с интеллектуальной недостаточностью?
4. Что составляет психологические основы особенностей развития чувств детей с интеллектуальной недостаточностью?
5. Какие конкретные особенности присущи чувствам школьников с интеллектуальной недостаточностью?
6. В чем обнаруживается недостаточная интеллектуальная регуляция чувств у изучаемой категории детей?
7. Какую роль играют чувства в организации деятельности школьников при интеллектуальной недостаточности?
8. В чем состоит роль нравственного опыта, формируемого в условиях совместной деятельности и общения, для коррекции развития чувств школьников?
9. Какие физиологические и психологические основы определяют недоразвитие волевых качеств при интеллектуальной недостаточности?
10. В чем проявляются конкретные особенности недоразвития волевых качеств у учащихся с интеллектуальной недостаточностью?
11. Как обнаруживается недоразвитие взаимодействия интеллекта и аффекта в особенностях воли учащихся вспомогательной школы и интегрированных классов?
12. Какие специальные условия, виды деятельности способствуют коррекции развития волевых качеств у учащихся?
13. Какие патологические особенности эмоционально-волевой сферы могут иметь место при интеллектуальной недостаточности у детей разных клинических групп?