§ Овладеть терминологией в рамках проблемы «мышление школьников с интеллектуальной недостаточностью».
§ Научиться сознательно использовать терминологию для характеристики мыслительной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
§ Овладеть материалом проведенного в школе психолого-педагогического обследования детей как иллюстративным для характеристики своеобразия их мышления.
§ Усвоить принципы, методы и приемы изучения мышления учащихся вспомогательной школы и классов интегрированного обучения.
§ Уяснить принципиальные отличия мышления школьников с интеллектуальной недостаточностью от мышления других школьников с ОПФР (с учетом специфических – при всех отклонениях – закономерностей).
§ Для ответов на вопросы № 2, 6 – 14 и на вопросы в заданиях для самостоятельной работы обратить внимание на литературу: осн. № 25, 28; доп. № 2, 5, 6, 7, 14, 25.
§ Изучая тему, использовать конспект лекций и указанную литературу:
Основная: 1; 2; 3; 6; 10; 16; 21; 22; 25; 26; 35; 37.
Дополнительная:
1. Баранов К. В. Возможности применения дедуктивного метода формирования знаний на уроках истории в старших классах вспомогательной школы; Автореф…. Канд. пед. наук: 13. 00. 03. Спец. педагогика. – М., 1992.
2. Бгажнокова И. М. Мыслительные операции умственно отсталых школьников в процессе реализации знаний // Дефектология. – 1975. - № 3.
3. Блинова А. И. Некоторые вопросы доказательного мышления у умственно отсталых школьников // Дефектология. – 1975. - № 1.
4. Гудема Г. А. Активизация мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы на уроках математики // Дефектология. – 1978. - №2.
5. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе /Под ред. Т. А. Власовой, В. Г. Петровой. – М., 1981.
|
6. Егорова Т. В., Лонина В. А., Розанова Т. В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей // Дефектология. – 1975. - № 4.
7. Завертнева В. П. особенности понятийного мышления умственно отсталых школьников // Теоретические и прикладные аспекты педагогической и социальной психологии: Матер. 3-й респ. студ. науч.-практич. конф.; Минобраз. РБ, МГПУ им. М. Танка. – Мн., 2002.
8. Исенбаева Р. А. Особенности решения математических задач учениками младших классов вспомогательной школы // Дефектология. – 1972. - № 6.
9. Капустин А. И. О формировании операции сравнения у учащихся вспомогатльной школы в процессе усвоения понятий // Дефектология. – 1974. - № 2.
10. Катаева А. А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха и интеллекта // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недоразвитием слуха и интеллекта / Под ред. Н. Д. Носковой. – М., 1984.
11. Коломыткина И. В. О роли орфографического чтения и проговаривания в предупреждении ошибок при списывании у умственно отсталых школьников // Дефектология. – 1983. - № 5.
12. Луценко В. С. Некоторые приемы организации самостоятельной умственной деятельности учащихся вспомогательной школы в процессе обобщения словесной информации // Дефектология. – 1981. - № 6.
13. Луцкина Р. К. Умение умственно отсталых школьников критически относиться к прослушанному тексту // Дефектология. – 1973. - № 6.
14. Матасов Ю. Т. Некоторые особенности мышления учащихся вспомогательной школы // Дефектология. – 1989. - № 5.
15. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М., 1977.
|
16. Процко Т. А. Роль наглядности в мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы // Дефектология. – 1972. - № 2.
17. Процко Т. А., Юрковец И. И. Особенности овладения умственно отсталыми школьниками грамматической категорией времени / Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями умственного и физического развития: Сб. науч. тр. МГПИ им. А. М. Горького. – Мн., 1985.
18. Процко Т. А., Чернобук В. А. Роль пространственной ориентировки в формировании первоначальных географических понятий у умственно отсталых школьников // Дефектология. – 1984. - № 5.
19. Процко Т. А., Пархимович В. Б., Парфенович В. А. Понимание литературного текста 3-классниками с интеллектуальной недостаточностью // Проюлема формирования компетентности дефектолога: Матер. респ. науч.-практич. конф. – Мн., 1997.
20. Процко Т. А. Развитие взаимодействия словесных и наглядных компонентов мышления учащихся вспомогательной школы // Роль обучения в развитии психики учащихся вспомогательной школы / Под ред. В. Г. Петровой; Сб. науч. тр. НИИ дефектологии АПН СССР. – М., 1981.
21. Процко Т. А. Особенности наглядных форм мышления у младших умственно отсталых школьников // Дэфекталогiя. – 1998, - № 3, 4.
22. Процко Т. А. Мышление // Т. А. Процко. Психолого-педагогическое обследование учащихся младших классов вспомогательной школы. – Минобраз. РБ, МГПУ им. М. Танка. – Мн., 2000.
23. Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. – М., 1978. Гл. 5.
24. Синев В. Н. Коррекция развития познавательных процессов у учащихся на уроках географии // Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе / Под ред. Г. М. Дульнева. – М., 1971.
25. Синев В. Н., Капустин А. И. Изучение причинно-следственных связей между историческими событиями в старших классах вспомогательной школы // Дефектология. –1976. - № 1.
26. Торшина Л. Г. Роль сюжетных картинок в усвоении содержания литературных текстов учащимися младших классов вспомогательной школы // Дефектология. – 1985. - № 3.