§ Для ответа на вопросы № 1, 2 обратить внимание на литературу: доп. № 5, 10.
§ При подготовке вопросов для обсуждения использовать материалы лекций по данной теме, а также материалы лекций и практических занятий по вопросу о закономерностях развития психики; использовать литературу:
Основная: 1; 2; 3; 14, 16; 17; 20; 22; 25; 26; 28; 35.
Дополнительная:
1. Аббасов М. Г. Состояние некоторых навыков пространственной ориентации у младших умственно отсталых школьников // Дефектология. – 1977. - № 1.
2. Аббасов М. Г. Особенности восприятия, представления и понимания времени учащимися вспомогательной школы // Дефектология. –1983. - № 2.
3. Безрукова Е. З., Забрамная С. Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников: - Свердловский педиститут. – Свердловск, 1974.
4. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М., 1974.
5. Дмитриева Е. М. Особенности восприятия слабоструктурированных объектов («Пятен Роршаха») у младших умственно отсталых школьников // Теоретические и прикладные аспекты педагогической и социальной психологии: Матер. 3-й республиканской студ. науч.-практич. Конференции; БГПУ им. М. Танка. – Мн., 2002.
6. Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психологической регуляции деятельности. – М., 1986. Гл. 1 (1-1, 1-2).
7. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных нарушениях мозга. – М., 1969.
8. Нудельман М. М. Развитие воображения умственно отсталых детей в процессе игровой деятельности // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе: Сб. науч. тр. /Под ред. Ж. И. Шиф, Т. Н. Головиной. – М., 1977. Вып. 2.
9. Нудельман М. М. Методы исследования воображения: МГПИ им. В. И. Ленина. – М., 1978. Вып. 1.
|
10. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
11. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений предметов. – М., 1966.
12. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. – М., 1965.
Тема 10: Особенности развития речи.
Основные понятия: язык, речь, знаковая деятельность; биологическая и социальная природа речевой деятельности; внешняя и внутренняя речь; функции речи (номинативная, общения, отвлекающая, обобщающая, планирующая, регулирующая); стороны речи (фонетико-фонематическая, лексико-семантическая, логико-грамматическая, самостоятельное развернутое высказывание («текст»)); недоразвитие всех функций и сторон речи; виды внешней речи (диалогическая, монологическая, письменная); взаимосвязь внешней и внутренней речи; особенности восприятия и понимания обращенной к детям речи; речь как внутренний фактор учебной деятельности; внешние условия организации ревой деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Вопросы для самоконтроля
Понятия «язык» и «речь»: в чем состоит содержание этих понятий?
Какая связь существует между развивающейся у ребенка речью и языком?
Что составляет специфику речи как «знаковой деятельности» в отличие от деятельности, составляющей чувственное познание ребенка?
В чем состоит неразрывное единство и взаимодействие чувственного познания и речи?
Какие биологические и социальные условия являются необходимыми для развития и формирования взаимодействия чувственного познания и речи?
|
Какие причины определяют замедленный темп и своеобразие в развитии речи при интеллектуальной недостаточности?
Что составляет внешнюю и внутреннюю речь? Каковы их строение и функции?
Что составляет фонематико-фонетическую сторону речи и каковы их особенности при интеллектуальной недостаточности?
Что составляет лексико-семантическую сторону речи и какие особенности отличают ее развитие у школьников (со стороны объема лексики и содержательности значения слова)?
Что составляет логико-грамматический строй речи и как он развивается при интеллектуальной недостаточности?
В чем состоят особенности школьников в построении самостоятельного развернутого высказывания («текста»)?
В чем состоят особенности диалогической, монологической и письменной речи (как внешней вербализации внутренней речи)?
Какие специфические закономерности развития обнаруживаются в особенностях речи школьников с интеллектуальной недостаточностью?
Как влияют особенности речи детей на развитие у них высших психических функций (ВПФ)?
Как следует учитывать особенности речи школьников в процессе организации их деятельности?
В чем состоят возможности коррекции речевого развития учеников вспомогательной школы и классов интегрированного обучения?