Рекомендации к работе над темой




§ Овладеть системой основных понятий, используя текст лекции, задания для самостоятельной работы и рекомендованную литературу.

§ Уточнить и отдифференцировать термины и обозначаемые явления: а) диффузное органическое поражение мозга как причина интеллектуальной недостаточности; б) причины органического поражения мозга при интеллектуальной недостаточности; в) инактивность психики (снижение восприимчивости к новому) как ядерный психологический признак интеллектуальной недостаточности (по Л. С. Выготскому).

§ При подготовке вопросов для обсуждения использовать конспект лекций и следующую литературу:

Основная: 1; 2; 3; 4; 16; 25; 30; 31; 33.

Дополнительная:

1. Власова Т. А. Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей // Дефектология. –1983. - № 4.

2. Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии // Л. С. Выготский. Собр. соч. – М., 1983. Т. 5.

3. Певзнер М. С. Этиология и классификация олигофрений // Дефектология. – М., 1972. - № 6.

4. Процко Т. А. Особенности проявления любознательности у младших умственно отсталых школьников // Дэфекталогiя. – Мн., 1998. - № 2.

5. Рубинштейн С. Я. Выготский о развитии психики умственно отсталого ребенка // Дефектология. – М., 1970. - № 5.

Тема 5: Значение данных современной физиологии ЦНС для понимания природы интеллектуальной недостаточности.

Основные понятия: центральная нервная система (ЦНС) и высшая нервная деятельность (ВНД); орган и его функции; аналитико-синтетическая деятельность коры, интегративная деятельность мозга; нервные процессы, их характеристики (по силе, подвижности, уравновешенности); деление (при интеллектуальной недостаточности) детей по типу нейродинамики; системное строение ВПФ, мозговые функциональные системы; «компенсация дефекта» и «коррекция развития психики».

Вопросы для самоконтроля

1. Какая зависимость существует между особенностями психики и особенностями ВНД в норме и при интеллектуальной недостаточности?

2. Что составляет анатомо-физиологическую основу ВПФ?

3. Как обнаруживаются в психике и в деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью:

§ слабость нервных процессов,

§ инертность нервных процессов,

§ неуравновешенность нервных процессов?

1. Какие особенности поведения и мышления имеют место у возбудимых (эрективных) и заторможенных (торпидных) школьников?

2. Что составляет «компенсацию дефекта» и «коррекцию процесса развития психики» при интеллектуальной недостаточности?

3. Какими путями можно стимулировать активность и развитие функциональных мозговых и психологических систем у школьников с интеллектуальной недостаточностью?

Задания для самостоятельной работы

1. Проработать и законспектировать статью: Л. С. Цветковой: К теории восстановительного обучения // Дефектология. – 1986. - № 2.

2. Подготовиться к обсуждению статьи по вопросам:

§ Что такое динамическая локализация высших психических функций?

§ Какие положения излагаются автором как психологические принципы при «восстановительном обучении»?

§ Какие называются психолого-педагогические принципы «восстановительного обучения»?

§ В чем состоит различие между «восстановительным обучением» и обучением во вспомогательной школе?

§ Применимы ли психолого-педагогические принципы восстановительного обучения при обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью?

Рекомендации к работе над темой

§ Усвоить различие и связь между анатомо-физиологическими и психологическими явлениями, между педагогической и учебной деятельностью.

§ Различать анатомо-физиологическую, психологическую и педагогическую терминологию как обозначающую разные (по своей природе) объекты действительности.

§ Изучая тему, использовать конспект лекций и следующую литературу:

Основная: 1; 2; 3; 13; 30; 31; 38; 39.

Дополнительная:

1. Анохин П. К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их психологическое обоснование //Конференция по вопросам дефектологии. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

2. Цветкова Л. С. К теории восстановительного обучения // Дефектология. –1986. - № 2.

3. Ляпидевский С. С. Невропатология. – М., 1969.

4. Бодалян Л. О. Невропатология. – М., 1987.

ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема 6: Особенности развития и формирования личности школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные понятия: биологическое – социальное; личность – деятельность; структура личности; взаимодействие «интеллекта» и «аффекта» (по Л. С. Выготскому); активность и инактивность психики; направленность личности (потребности, мотивы, побуждения, интересы, мировоззрение); самосознание (уровень притязаний, характер самооценки); система отношений (межличностные отношения, социальный статус); обучение и воспитание, развитие.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит взаимодействие «биологического» и «социального» в формировании личности человека?

2. Какую роль играет инактивность психики детей с интеллектуальной недостаточностью в своеобразном развитии их личности?

3. В чем видел своеобразие структуры личности при интеллектуальной недостаточности Л.С.Выготский?

4. Какие особенности имеют место в процессе формирования направленности личности при интеллектуальной недостаточности (потребностей, мотивов, интересов, мировоззрения)?

5. Под влиянием каких факторов формируется самосознание учащихся с интеллектуальной недостаточностью?

6. Какие внутренние факторы влияют на социальный статус школьников в коллективе (социальной группе)?

7. Какие внешние условия способствуют формированию личности учеников вспомогательной школы и классов интегрированного обучения?

8. Какие методы и приемы используются для изучения личности школьников?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: