Информатизация образовательного процесса в школе




 

Современная общеобразовательная школа находится в том периоде развития, когда назрели глубокие перемены в организации всего образовательного процесса.

Качество образования, повышение квалификации и социального статуса педагогов - главные вопросы политики нашего государства на будущие годы. Так регулярно Президентом России проводятся совещания по вопросам модернизации региональных систем общего образования [1]. При этом делается акцент на неотложное решение следующих задач:

. Это создание условий, для обучения детей включая меры по благоустройству и оснащению школ.

. Доведение заработной платы учителей до средней по экономике конкретного региона.

. Увязка роста заработной платы учителей со структурными изменениями в образовании, с повышением профессиональных требований к самим учителям.

. Обеспечение сильного фундаментального образования в классических университетах для подготовки учителей школ.

Являясь наиболее консервативным общественным институтом, школа до сегодняшнего дня сохраняет то устройство, которое сформировалось на протяжении долгого времени.

Нынешний уровень развития общества, обуславливается бурно развивающимся процессом информатизации, отличительными чертами которого являются интеграция информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) с научными и производственными сферами. Ведущая роль информации как продукта, это доступность к источникам информации любого члена общества, интеллектуализация всех видов человеческой деятельности, требующая от каждого индивидуума готовности к использованию средств ИКТ в своей профессиональной деятельности [2].

Объективно происходящий процесс информатизации общества ставит новые требования профессиональным качествам специалистов любого профиля в области применения средств ИКТ. В связи с этим, одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является процесс информатизации образования, в центре которого является внедрение информационно-коммуникационных технологий в предметных областях профессиональной деятельности педагогов и управляющей организации учебного процесса.

Социально-экономические процессы в обществе, неизбежно вызовут соответствующие изменения в социальных функциях школ. Эти изменения содержат в себе потенциальную возможность оказать воздействие на преобразование в перспективе всей общеобразовательной системы: улучшение структуры школ, технологий обучения, изменения содержания и специальную подготовку педагогов.

Анализ подготовки учителей в области реализации возможностей ИКТ в их профессиональной деятельности позволил выделить важнейшие направления модернизации содержания этой подготовки, обусловленного, прежде всего, требованиями современного информационного общества. Социальный порядок современного информационного общества определяет требования к школьным учителям - сформировать человека, способного на перестроение в связи с изменением внешних условий общества, адаптироваться к новым условиям, самообучаться, занимать активную позицию по жизни. При традиционном подходе к обучению учителя не уделяют достаточного внимания организации учебной деятельности учеников, направленной на самостоятельное обобщение и систематизацию знаний. В этом случае общие принципы организации учебной деятельности, методы и способы действий остаются неосознанными для учащихся. Они не дали критериев и правил, с помощью которых впоследствии можно было бы руководствоваться при решении новых задач [2].

Без применения ИКТ при профессиональной подготовке учащихся не может хорошо работать ни одна общеобразовательная школа. Это в свою очередь приводит к необходимости изменения и существенной корректировке содержания образования, а также пересмотра установившихся подходов к разработке всех компонентов учебно-методического комплекса, используемого в учебно-воспитательном процессе школ: учебных планов, программ, учебников, учебно-наглядных, методических и дидактических пособий.

Сегодня для квалифицированного специалиста любой сферы деятельности требуется как обширная общекультурная подготовка, так и глубокие специальные знания и навыки:

- в экономике: необходимо уметь анализировать производственную деятельность хозяйства, собирать обобщать и преобразовать информацию, использовать ее для определения перспектив развития, принятия оптимальных решений, владеть вычислительной техникой;

- в менеджменте: использовать, оправдавшиеся на практике, основные принципы средства, формы и методы управления, определять и корректировать направления развития организации с целью повышения его рентабельности;

- в маркетинге: выявлять и анализировать устойчивые и вновь проявляющиеся тенденции в рыночной конъюнктуре, учитывать потребительский спрос в целях оптимизации условий сбыта производимой продукции.

Этого трудно достичь без введения в учебно-воспитательный процесс (УВП) информационных и коммуникационных технологий.

Модель выпускника школы - это комплекс взаимосвязанных требований к социальным, интеллектуальным, техническим и физическим качествам личности, которыми она должна владеть для продуктивного труда и дальнейшей учебы.

Для создания данной модели учащегося, необходимо дать ему соответствующий уровень образования, пользоваться новыми технологиями, подходами, образовательными программами, а также вести специальную подготовку педагогических кадров.

Обобщая выше изложенное, можно сделать вывод, что задачи стоящие перед учителем современной школы, заключаются:

- в совершенствовании методов, средств обучения и способов организации практической и познавательной деятельности учащихся на основе использования ИКТ;

- организации управления учебно-воспитательным процессом в создании таких условий для учебного процесса, в результате которых учащиеся получат возможность проектировать и конструировать виртуальные модели предметных областей, чтобы приобретать во взаимодействии с ними непосредственный опыт самостоятельного получения знаний.

Работы известного педагога-исследователя И.В. Роберт позволили определить школьную информационно образовательную среду (ИОС) как совокупность условий, при которых осуществляется [3]:

. Активное информационное взаимодействие между учителями, учащимися и информационными ресурсами предметных областей, в том числе созданными на базе средств ИКТ, ориентированными на оперирование этими ресурсами, и осуществление исследовательской, экспериментальной и поисковой деятельности учащихся.

. Функционирование организационно-методических структур и структур управления учебно-воспитательным процессом.

Введенная таким образом среда представляет объединение следующих составляющих: совокупность информационных объектов предметных областей, подлежащих изучению, методов и средств сбора, обработки, хранения, упорядочения и визуализации информации об этих объектах; описания учебно-воспитательного процесса в виде структурированной информации о субъектах этого процесса; комплекс организационных и программных средств локальных и глобальных коммуникаций, обеспечивающих возможность функционирования информационных процессов, происходящих в школе, для включения ее в образовательное пространство региона, страны, мирового сообщества.

Комплексное использование средств ИКТ предполагает одновременное и взаимосвязанное использование методов и средств ИКТ учащимися, учителями и администрацией школы которое направлено на организацию и осуществление, стимулирование и мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся, контроль и самоконтроль за ее результатами; использование развивающего социокультурного потенциала ИКТ, автоматизацию процессов сбора, хранения, передачи и обработки учебно-методической информации в практической деятельности учителя; автоматизацию организационно-методического управления; автоматизацию процессов сбора, накопления, обработки, передачи, тиражирования, внутри школьной информации в управленческих целях (научно методической, нормативной, инструктивной, технической, оперативной, тематической и др.).

Исходя из этого, необходимо:

- создание условий для использования учителем средств ИКТ, в процессе преподавания общеобразовательных предметов;

- использование средств ИКТ, в процессе преподавания общеобразовательных предметов;

- использование средств ИКТ, в процессе обучения всеми участниками образовательного процесса;

- применение учителем средств ИКТ в управлении учебно-воспитательным процессом.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: