Учебная деятельность - один из важнейших видов деятельности учеников, сосредоточенный на усвоение теоретических способов и знаний деятельности в процессе решения учебных задач. Компьютер открывает перед учителем новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от занимательного процесса познания, не только силой воображения «раздвигая стены» школьного кабинета, но с поддержкой новейших технологий позволяет окунуться в яркий красочный мир.
Компьютерные средства обучения именуются интерактивными, они владеют способностью «откликаться» на действия учителя и ученика, «вступать» с ними в диалог, что и составляет основную особенность методов компьютерного обучения. Компьютер может применяться на всех периодах процесса обучения: при разъяснении (введении) нового материала, повторении, закреплении, контроле ЗУН. При всем этом для ребенка он выполняет различные функции: рабочего инструмента, учителя, объекта обучения, досуговой (игровой) среды, сотрудничающего коллектива.
В функции учителя, компьютер представляет:
индивидуальное информационное пространство;
наглядное пособие (качественно нового уровня с потенциалами телекоммуникации и мультимедиа);
источник учебной информации (полностью или частично заменяющий книгу и учителя);
средство диагностики и контроля;
тренажер
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как: - текстовый редактор;
средство подготовки и хранения текстов;
графическийредактор, графопостроитель;
средство моделирования;
вычислительная машина высоких возможностей (с оформлением результатов в различном виде).
Функцию объекта обучения компьютер осуществляет при:
|
создание программных продуктов;
программировании, обучении компьютера заданным процессам;
применении различных информационных средств.
Сотрудничающий коллектив воспроизводится компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.
Досуг организуется с помощью:
компьютерного видео;
компьютерных игр по сети;
игровых программ.
Работа учителя в компьютерной технологии охватывает следующие функции:
организация внутриклассной координации и активизации, управление, инструктаж внутриклассной сетью, расстановка рабочих мест и т.п..
подготовка компонентов информационной среды (учебно-наглядные пособия, различные виды демонстрационного, учебного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные системы и средства и т.д.), отношение их с предметным содержанием установленного учебного курса.
оказание индивидуальной помощи, индивидуальное наблюдение за учащимися, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. Благодаря компьютеру,достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие слуховые и визуальные образы.
организация учебного поцесса на уровне класса, предмета в целом (итоговый контроль,график учебного процесса, внешняя диагностика).
Информатизация обучения требует от учащихся и учителей компьютерной грамотности, каковую можно анализировать как особую часть содержания компьютерной технологии.
В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:
знание основных понятий вычислительной техники и информатики;
|
знание функциональных возможностей компьютерной техники и принципиального устройства;
владение хотябы одним текстовым редактором;
знание операционных средств общего назначения и современных программных оболочек (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями;
знание современных операционных систем и владение их основными командами;
первоначальные представления об пакетах программирования, языках и алгоритмах;
первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.
Абсолютно уникальные возможности для диалога ребенка с культурой и наукой представляет Всемирная компьютерная сеть Internet:
интерактивное значение;
привлечение культурной и научной информации из всех хранилищ мира, музеев;
переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира.
Практикуются уроки с употреблением сети Интернет во внеурочное время, педагоги и учащиеся работают в Интернете около двухсот часов в месяц.
Одним из назначений ИКТ является применение аудио-видеосредств (ТСО). Поэтому наравне с компьютерными технологиями говорим об ayduotiayaiuHtix технологиях обучения. В которых существенная часть управления познавательной деятельностью учеников осуществляется с помощью специально-разработанных аудиовизуальных учебных материалов.
Учебные программы - направленные преимущественно на усвоение новых знаний. Большинство из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. Сюда же можно включить программы для проблемного обучения, они осуществляют непрямое управление деятельностью учащихся.
|
Программы-тренажеры - предназначенные для развития и закрепления навыков и умений, а также для самостоятельной подготовки учащихся. Применение этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже изучен.
Контролирующие программы - предназначенные для контроля установленного уровня умений и знаний. Этот тип программ показан различными проверочными заданиями, так же и в тестовой форме.
Демонстрационные программы - предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (фотографии, картины, видеофрагменты).
Введение новых ИТ в учебно-воспитательный процесс дает возможность интенсифицировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, реализовать идеи развивающего обучения.
Пошаговость является особенностями компьютерного обучения в наличие оперативной обратной связи, организации учебного процесса, на базе которой осуществляется дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивается постоянный контроль за деятельностью учащегося на каждом этапе.
Если управлять образованием с помощью компьютера, то это приводит к резкому увеличению эффективности активизации, усвоения мыслительной деятельности учащихся. Одно из главных предназначений компьютера как средства обучения - организация работы учащихся при помощи программно-педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения.
Оттого учитель и устанавливает перед собой цель - поддерживать заинтересованность детей к обучению. Кроме того, стоят и некоторые педагогические задачи, такие как, поиск эффективных технологий и методик.
В своей деятельности, учителя применяют специально для конкретных уроков, мультимедийные сценарии. Эти сценарии представляют мультимедийные конспекты урока, содержащие чертежи, краткий текст, основные формулы, анимации, видеофрагменты. Как правило такие сценарии подготавливаются в форме мультимедийных презентаций с применением программы Power Point из пакета Microsoft Office.
Имеющиеся в продаже мультимедийные диски могут служить традиционными источниками демонстрационных материалов (энциклопедии и учебные курсы), собственные разработки и материалы в сети Интернет, мультимедийные курсы. Среди них в главным образом следует выделить мультимедийные курсы по предметам (фирмы Физикон, "Репетитор" фирмы 1С, электронные сборники и энциклопедии "Кирилла и Мефодия", "Мир вокруг нас", и т.д.)[4].
Среди источников информации необходимо отметить сеть Интернет, где в свободном доступе содержится огромное количество фрагментов видеофильмов и фотографий различных физических явлений.