Исследования, связанные с компьютеризацией школьного обучения, проводятся сейчас во многих странах мира. Это связано с развитием электронно-вычислительной техники, ее быстрым совершенствованием и внедрением в различные сферы человеческой деятельности. В области школьного образования проблемы компьютеризации обучения сводятся, во-первых, к ознакомлению школьников с основами информатики (системы счисления, основы программирования, знакомство с алгоритмическими языками, основы устройства микропроцессорной техники и ЭВМ) и, во-вторых, к исследованию и разработке программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в учебном процессе [5].
Проверка и оценка знаний, умений и навыков является важнейшей и необходимой составляющей учебного процесса. От правильной постановки проверки и оценки знаний зависит во многом успех всего учебно-воспитательного процесса. Овладение методикой проверки знаний и выставление оценок является одной из очень важных и трудных задач, стоящих перед учителем [6]. Текущая успеваемость является результатом текущего контроля, с помощью которого процесс обучения делается управляемым, происходит активизация познавательной деятельности учащихся. Текущий контроль разрешает оперативно вмешиваться в учебный процесс, корректировать его. Сложность внедрения текущего контроля в процессе обучения в ОУ объясняется в значительной мере сложностью его организации, выбора материала и оценки эффективности.
Методы контроля - это способы обеспечения обратной связи, т.е. получение информации о содержании и характере познавательной деятельности учащихся, эффективности деятельности преподавателя. Все методы в зависимости от характера задач и средств обеспечения обратной связи объединяют в такие группы: устный контроль знаний (отчеты, рефераты, контрольные, курсовые работы, творческие задания, конспекты, тезисы); графический (чертежи, курсовые и дипломные проекты, эскизы, схемы); программированный контроль (машинный и безмашинный). Сочетание методов обеспечивает эффективность процесса и проверки знаний, и всего процесса обучения в целом [7]. Исследования ученых установили, что проверка и оценка знаний выполняют три основных функции: контролирующую, обучающую и воспитывающую. Контролирующая функция является основной, свойственной данному методу, а обучающая и воспитывающая функции являются сопутствующими, хотя и весьма важными [8].
|
Контролирующая функция заключается в обнаружении состояния знаний, умений и навыков учащихся (как у отдельных учеников, так и всего класса в целом) для определения возможности дальнейшего регресса в изучении программного материала и в то же время служит средством контроля эффективности методов и приемов обучения, применяемых самим учителем. Эта функция связана с определением более рационального пути продвижения вперед в изучении программного материала.
Обучающая функция требует такой организации проверки знаний, чтобы ее проведение было положительно для всего класса. Это означает, что ученики или получают пользу от слушания хорошего ответа товарища (прежде всего благодаря тому, что ответы служат остальным ученикам средством самоконтроля), или сами активно участвуют в опросе (задавая вопросы, отвечая на вопросы, повторяя материал про себя), готовясь к тому, что их в любой момент могут вызвать. Обучающее значение имеет и то, что ученики в процессе опроса слушают дополнительные объяснения по плохо усвоенным разделам темы. Обучающая функция ярко проявляется в том, что вызванный ученик, отчитываясь в усвоенных знаниях перед классом, еще раз повторяет выученный материал, выполняет ряд упражнений, закрепляя знания, умения и навыки; при разборе выполненных им упражнений лучше понимает и усваивает материал и т.д.
|
Воспитывающая функция контроля заключается в научении учащихся к систематической работе, в дисциплинировании их, в выработке у них волевых усилий. Ожидание проверки заставляет их регулярно готовить уроки, вызывает необходимость отказываться от развлечений и удовольствий, если они мешают приготовлению уроков, и т.п. Кроме того, проверка и оценка знаний помогают ученику самостоятельно разобраться в своих знаниях и способностях. Одни в результате избавляются от излишней самоуверенности, другие начинают яснее осознавать свои трудности, третьих удачный ответ окрыляет, придает уверенность в силах, поднимает в своих собственных глазах и глазах и в глазах товарищей, способствует воспитанию чувства собственного достоинства.
Использование на уроках мультимедийных презентаций является отличным средством для оценки и контроля знаний, при этом осуществляются все три вышеописанные функции, кроме того это позволяет совместить более углубленное изучение сразу двух предметов - информатики и, например, географии, если это презентация по географии.
|
Ученик на уроке географии получает задание по подготовке доклада в виде мультимедийной презентации. В связи с этим он одновременно проводит расширенную работу по изучению данного материала в области географии и ведет работу с учителем информатики по созданию презентации в Power Point (или это может быть любая другая программа, которая будет отвечать заданным требованиям). На уроке учащийся представляет материал в виде презентации, далее подводит итоги и в конце предлагает тестирование, или какой - либо другой вид контроля знаний, который можно осуществить средствами Microsoft Office.
В данном случае сначала у нас работает обучающая функция, затем воспитывающая и контролирующая.
Использование ИКТ на уроках повышает мотивацию и интерес учащихся к занятиям.
Кроме таких видов как мультимедийные презентации, учителями - предметниками используются электронные наглядные пособия, которые рассчитаны на коллективное и индивидуальное обучение, и немаловажно, то о чем мы говорим - это эффективный контроль и оценка каждого ученика.
Дополнительным методом контроля знаний учащихся является размещение электронного журнала в сети Интернет, для того чтобы родители в любое удобное для них время могли ознакомится с успеваемостью своего ребенка. В педагогической практике одной из кардинальных и актуальных была и остается проблема поиска более эффективных технологий обучения. Научное обоснование активных методов обучения предложено Н. Я. Безбородовой, С. А. Бешенковым, К. Н. Бухтияровой, А. А. Вербицким, О.С Газманом, В. В. Гузеевым, П. Р. Калмыковой, B. Л. Ляудис, М. Новик, Е.С. Полат, С. Л. Рубинштейном, С. А. Шмаковым [9].
В ряде работ рассматриваются проблемы разработки и практического использования в образовательном процессе эффективных технологий обучения информатике (С. А. Бешенкова, С. А. Жданова, Л. B. Замогильневой, В. А. Извозчикова, А. А. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, Т. Ю. Китаевской, Н. В. Макаровой, В. Л. Матросова, М. Л. Лапчика, В. Ю. Лысковой, Ю. А. Первина, О. Л. Полыциковой, В. А. Трайнева, И. В. Трайнева, Н. В. Шаговой и др.).
Использование учителем качественных электронных образовательных ресурсов дает возможность учащимся получать соответствующее современным запросам школьное образование, вне зависимости от месторасположения учебного заведения. Электронные образовательные ресурсы также положены в основу дистанционного обучения, которое применимо в ОУ к учащимся, находящимся на индивидуальном обучении.
. Организация учащихся при работе с использованием информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность учебной и трудовой деятельности учащихся, расширяет зону индивидуальной активности учащихся, дает возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
. Обучение учащихся при использовании электронных образовательных ресурсов формирует у детей аналитический, логический и образный типы мышления, позволяет прививать учащимся навыки работы с изучаемым материалом, учит структурировать и систематизировать информацию, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. При использовании электронных ресурсов более эффективно вырабатываются умения и навыки синтеза, алгоритм достижения результата, выбора средств достижения цели, способность к интеллектуальной рефлексии.
. Применение электронных образовательных ресурсов в системе образования, позволяет усовершенствовать механизмы управления качеством образования, способствует гуманизации и демократизации процесса обучения и воспитания, повышает уровень самостоятельности и активности учащихся, обеспечивает развитие их творческого потенциала, способствует актуализации процесса усвоения основ наук, развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей.
. С внедрением в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий изменился и подход к контролю и оценке знаний в ОУ. Новые средства дают возможность индивидуального адекватного подхода к контролю, исключают метод «предвзятой» оценки знаний.