Характерные черты героического эпоса в поэме Гомера «Илиада»




Билет 1

Структура древнегреческой мифологии. Основные типы мифов

1.Что такое миф и когда он возникает?

Возникновение мифологических представлений относится к очень ранней ступени развития человеческого общества. Мифология - мировоззрение общества эпохи охоты и собирательства, ранних форм земледелия. «Миф» - в переводе с древнегреческого «слово», «рассказ» это обычно повествование о богах, духах,обожествленных героях и первопредках. Но он никогда не рассматривается как вымысел, и первобытные народы строго отличают выдумки, служащие лишь для развлечения (сказки), или рассказы о подлинных событиях в родном племени и у чужих народов(легенды) от мифов. Честно говоря, иногда очень трудно провести границу между мифом и легендой. Например, мифы о Троянской войне и другие подобные мифы, впоследствии обработанные в форме эпоса, являются мифологизированными историческими легендами.

Социальная функция мифа — быть идеологическим оправданием и залогом сохранения существующего порядка в природе и в обществе. Как и в каждой мифологии оправдание существующего достигается тем, что возникновение предметов и отношений переносится в прошлое, когда особо почитаемые существа установили некоторый миропорядок. Миф рассказывается для того. чтобы вселить уверенность в прочности этого порядка, а иногда и процесс рассказа рассматривается как магическое средство воздействовать на сохранение этого порядка и нередко сопровождается магическими действиями или является составной частью культовой церемонии. Миф — «священная история» племени, и хранителями его являются общественные группы, которые призваны блюсти нерушимость существующих обычаев, — старики, на более поздних стадиях — шаманы, колдуны и т. п., в зависимости от форм социального расслоения.


2. Особенности мифологического мышления


Одной из важнейших предпосылок мифообразования является приписывание свойств человеческой психики предметам окружающей среды. (Например, понимание грозы как гнева Зевса). Причину всякой вещи усматривают в том, что кто-либо ее однажды создал или нашел. (Дионис идёт по свету и дарит людям вино, бедную хижину старика и старухи- Филемона и Бавкиды Зевс превращает в храм и т.д).Другая, не менее важная предпосылка мифообразования состоит в в неумении отличать существенные стороны вещи от несущественных: так, имя предмета представляется его неотъемлемой частью (Архана превращается Афродитой в паука, поэтому Архана по-гречески значит паук, история Мирры,сташей деревом. которое имеет сок- мирру). Первобытный человек считает возможным «магически» воздействовать на вещь, совершая какие-либо действия над частью вещи, над ее именем, изображением или сходным предметом. (Поэтому Одиссей и скрывает имя от Киклопа). Первобытное мышление вообще «метафорично»: оно допускает, что часть вещи, или ее свойство, или сходный предмет, рассказ о вещи, ее изображение или плясовое воспроизведение могут «заместить» самую вещь.(Превращение возлюбленной Аполлона в лавр, падение Фаэтона –причина засухи и т.д).

3. Особенности структуры древнегреческой мифологии:

Персонажи греческого мифа почти полностью очеловечены. Греки как и все народы мира прошли ту стадию когда в миологической системе ведущую роль играют животные, но от этих представлений остались лишь незначительные остатки. Для греков характерны две основные категории мифологических образов: «бессмертные» боги, которым приписывается человеческий облик и человеческие добродетели и пороки, смертные люди и герои, которые мылятся как старинные родо-племенные вожди, предки исторических существующих родовых объединений, основтели городов и т.д.
В греческой мифологии присутствует большая часть мифов характерных и для мифологий других народов и стран. Здесь есть мифы об образовании каких-либо предметов, которые называют этиологическими (например.миф об Нарциссе), мифы о создании мира – космологические(разделение Хаоса на небо и землю, мрак и свет), мифы о создании первых людей антропогонические (Девкалион и жена его Пирра по просьбе богов кинули камни и получили людей),мифы о звёздах и планетах – астральные(возникновение созвездия Стрелец),мифы о солнце и Луне, обычно необходимые для объяснения суточного цикла, приливов и отливов - солярные и лунарные (колесница Аполлона),мифы для объяснения времён года – календарные(про Деметру и Персефону), мифы, рассказывающие об уничтожении мира или его элементов – эсхатологические(гибель суши во всемирном потопе и т.д).
Но в основном греческое мифотворчество развивается в сказаниях об отдельных героях. Мифы героические часто строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть. (Мифы о Геракле, Персее,Тесее и т.д) Так же существуют близнечные мифы о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев. (например.о Касторе и Полидевке).


Греческую мифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину (хотя и прекрасную), но в постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного мира. У неё есть периоды: древнейший хтонический (от греч. χθών земля и олимпийский. После мифология гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер и превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве.


Билет 2

Особенности перехода от мифа к литературе.

 

1.Как миф превращается в литературу?

Древнейшая мифология в качестве некоего синкретического единства заключала в себе зародыши не только религии и древнейших философских представлений (формировавшихся, правда, в процессе преодоления мифологических истоков), но также искусства, прежде всего - словесного. Итальянский ученый Вико, автор «Новой науки»,в эпоху Возрождения создал первую серьезную философию мифа, где объяснял как миф превратился в литературу. Он утверждает, что героическая поэзия гомеровского типа, возникает из мифологии поскольку

первобытное мышление «метафорично»: оно допускает, что часть вещи, или ее свойство, или сходный предмет, рассказ о вещи, ее изображение или плясовое воспроизведение могут «заместить» самую вещь. (Превращение возлюбленной Аполлона в лавр, падение Фаэтона –причина засухи и т.д). Одной из важнейших предпосылок мифообразования является приписывание свойств человеческой психики предметам окружающей среды. (Например, понимание грозы как гнева Зевса). Мифам как и поэзии свойственно претворение общих представлений в чувственно-конкретной форме. Чрезвычайно интересна виконианская концепция развития поэтического языка из мифа («из божественных и героических характеров») и прозаического языка из поэтического, в частности мысли Вико о превращении метафор в языковые знаки, о языке символов в греческую эпоху. Со временем мифология стала рассматриваться не как способ удовлетворения любознательности первобытного человека. В некоторых мифах стали искать реальные исторические события. Делаются попытки мифологизации житейской прозы и постепенно возникает литература. Шеллинг тоже считал, что «мифология есть необходимое условие и первичный материал для всякого искусства...» и видел мифологию абсолютной поэзией. Он утверждал, что мифотворчество продолжается в искусстве и может принять вид индивидуальной творческой мифологии. Литература на протяжении своего развития длительное время прямо использовала традиционные мифы в художественных целях(Одиссея и Иллиада.Энеида и т.д).

2 Переход от поэтических форм к литературе.
Первоначальные поэтические формы, связанные с религиозной и бытовой практикой, упоминаются еще у Гомера. Древние комментаторы Гомера, так называемые схолиасты, на этом основании перечисляли такие виды этих песен, как пеанический, френвтический, гипорхематический, софронистический и энкомиастический.

1. Виды лирических песен.

 

Пеан является гимном в честь Аполлона. Из гимнов богам Гомер знает именно этот пеан. Упоминается он в "Илиаде" (I), где ахейские отроки поют его во время жертвоприношения по поводу прекращения чумы после возвращения Хрисеиды, и там (XXII), где Ахилл предполагает воспеть пеан по поводу своей победы над Гектором.

 

Френос (греч. threnos - плач), т.е. погребальная или заупокойная песнь, исполнялся над трупом Гектора и на торжественных похоронах Ахилла ("Одиссея",), где участвовали девять Муз, которые как раз и пели этот френос, причем погребальное пение всех богов и людей вокруг тела Ахилла.

 

Гипорхема - песня, аккомпанирующая танцу, возможно, упомянута в описании щита Ахилла (Ил., XVIII, 569-572), где под пение юноши и под его игру на форминге ведут веселый хоровод работники на винограднике.

 

Софронистическая (греч. sophronisma - внушение), т.е. нравоучительная песня, тоже прямо не упомянута у Гомера, но о ней можно сделать заключение на основании одного любопытного сведения (Од., III, 267). Здесь рассказывается о том, что Агамемнон, уезжая под Трою, оставил для присмотра за своей женой Клитемнестрой певца, который, видимо, должен был внушать ей мудрые наставления. Однако этот певец был выслан Эгисфом на пустынный остров и там погиб.

 

Энкомий - хвалебная песнь в честь славных мужей, поется Ахиллом, оставившим сражение и удалившимся в свою палатку (Ил., IX, 189).

 

Гименей - брачная песнь, сопровождает жениха и невесту в изображении брачного празднества на щите Ахилла (Ил., XVIII, 493).

 

Трудовая песня составляет постоянную особенность первобытного творчества и развивается раньше всяких других видов поэзии. Правда, Гомер, как певец военных подвигов, не оставил нам упоминания об этих песнях. Однако о них мы узнаем из последующей литературы. Такова, например, трудовая-песня в комедии Аристофана "Мир" (512-519), вполне напоминающая русское "Эх, ухнем!", или песня мукомолок на Лесбосе (Плутарх, "Пир семи мудрецов", 14), "Заговор гончара" и др.

 

Музыкальное сопровождение песни, а также частое танцевальное сопровождение есть несомненный остаток древней нераздельности всех искусств. Гомер рассказывает о сольном пении в сопровождении кифары или форминги. Ахилл в упомянутой выше сцене "Илиады" аккомпанирует себе на кифаре; так поют знаменитые гомеровские певцы Демодок у Алкиноя и Фемий на Итаке, так поют Аполлон и музы (Ил., I, 603).

 

 

2. Эпическая поэзия.

 

а) Героический древний эпос

 

представлял собой огромное, безбрежное творчество греческого народа, где "Илиада" и "Одиссея" находились среди необозримого количества всякого рода других сказаний.

 

Во-первых, на многочисленные эпические сказания указывает уже само содержание гомеровских поэм. В "Илиаде" рассказ начинается с гнева Ахилла, то есть здесь имеется в виду всего лишь только один эпизод из 10-го года Троянской войны, откуда вытекает, что должны были существовать какие-то сказания о предыдущих периодах этой войны и о ее подготовке, равно как и сказания об окончании войны и о взятии Трои.

 

Во-вторых, в "Илиаде" и "Одиссее" находятся и прямые указания на многочисленные эпические сказания (как, например, на сказания;: фиванского цикла с его героем Эдипом, на мифы о Геракле, аргонавтах и т. д.).

 

По мнению некоторых современных ученых, все известные нам из поэм Гомера указания на эпические героические сказания восходят еще к микенской Греции, ко второй половине II тысячелетия до н.э., к эпохе, предшествующей Троянской войне.

В-третьих,эволюция героического сказания коренится в культе героя. Смерть героя всегда переживалась как событие большой важности; и погребение героя обставлялось всегда максимально торжественно. Наилучшим примером такого погребения является погребение Патрокла (Ил., XXIII), которое сопровождается грандиозными атлетическими состязаниями в честь героя. Но и мусические состязания при погребении героя, хоровые и сольные, отнюдь не редкость. Погребение большого героя и даже простого смертного обычно сопровождается у всех народов плачами и причитаниями, которые исполнялись иной раз даже и профессиональными плакальщиками и плакальщицами. С течением времени эти плачи развивались в целые песни о жизни и подвигах героя, получали художественное завершение и в меру общественно-политической значимости героя даже становились традиционными.

Так, эпический поэт Гесиод рассказывал про себя, как он ездил в Халкиду на празднества в честь героя Амфидаманта, как он исполнял там в его честь гимн и как он получил за это первую награду ("Труды и дни") Известна хвалебная песня, которую сочинил Симонид Кеосский для празднества в честь фермопильских героев.


Постепенно песнь в честь героя получила свою самостоятельность. Уже не надо было обязательно на празднествах в честь героя исполнять подобного рода героические песни. Они исполнялись на пирах и собраниях обыкновенным рапсодом или поэтом, вроде гомеровских Демодока и Фемия. Эти "славы мужей" мог исполнять и даже непрофессионал, как, например, Ифигения на пирах своего отца Агамемнона, воспевая его подвиги (Эсхил, "Агамемнон", 242- 246), или Ахилл (Ил., IX).

Подобную же эволюцию можно проследить в эпосе о богах. Только здесь процесс его развития начинается не с культа умершего героя, а с жертвоприношения тому или иному божеству, сопровождаемого словесными высказываниями, достаточно лаконичными. Так, жертва Дионису сопровождалась экстатическим выкрикиванием одного из его имен - "Дифирамб". В дальнейшем, с ослаблением чисто культовой стороны, выделялась сторона словесная, расцвеченная более длинными рассказами о деяниях того или иного божества.

 

б) Негероический эпос

 

Что касается сказок, разного рода притч, басен, поучений, то они первоначально были не только стихотворными, но, вероятно, чисто прозаическими или смешанными по стилю. Проследить этапы их развития очень трудно, несмотря на распространенность этого жанра у греков.

 

Билет 3

Характерные черты героического эпоса в поэме Гомера «Илиада»

 

Гомеровские поэмы являются классическим образцом эпопеи, т. е. большой эпической поэмы, создающейся на основе фольклорного песенного творчества.Однако.поэма охраняет сумму художестенных приёмов,необходимых для фольклёрного бытования текста поэмы.Обычно поэмы пелись специальными сказителям – аэдами и сочинялись в процессе пения.что предпологает некоторые особенности создания произведения.
Характерным признаком эпического стиля является гекзаметр(шестистопный дактиль). Эпос отличается архаичностью языка. Традиционность и старинный стиль создавал для древнего грека еще и древнеионийский диалект с некоторой примесью эолийских форм', на котором слагались поэмы. Гомеровский язык отличается обилием гласных, отсутствием сложных в синтаксическом отношении фраз, заменой подчинения сочинением, что создавало большую певучесть и плавное течение речи.


Эпос отличается стиля, на которую обратила внимание уже античная критика. Греческий.писатель I в. н. э. Дион Хрисостом говорит: «Гомер все прославлял, животных и растения, воду и землю, оружие и коней. Можно сказать, что, стоит ему о чем-либо упомянуть, он уже не способен пройти мимо этого без хвалы и прославления. Даже того единственного, кого он хулил, Ферсита, он называет громогласным витией».

 

В стиле поэм сохранилось много элементов, восходящих к песенной, полуимпровизационной стадии развития эпоса. Сюда относятся так называемые типические места или поэтические формулы помогающие аэдам, повторяющиеся всякий раз, когда повествование доходит до определенной точки в описании боя, пира, плавания корабля и т. П.Вообще в поэмах много повторений. Повторяются не только эпитеты и типические места, но и целые речи. Высчитано, что в «Илиаде» и «Одиссее» число стихов, повторяющихся полностью или с небольшими отклонениями, достигает 9253, т. е. трети всего состава поэм. При устном исполнении такие повторы служат моментами отдыха и ослабления внимания для слушателей. В некоторых случаях повторяющиеся формулы необходимы для правильного понимания слышимого. В диалоге реплика всегда вводится формулой, указывающей, кому реплика принадлежит, например:

 

Быстро к нему обратяся, вещал Агамемнон могучий.

 

 

Такие формулы позволяют следить за движением диалога и предохраняют слушателя от ошибок.

 

Характерное для эпоса неторопливое, обстоятельное изложение, пересыпанное повторяющимися эпитетами и формулами, образует так называемое «эпическое раздолье».

 

Боги, люди, вещи- — все получает эпитеты: Зевс — «тучегонитель», Гера — «волоокая», Ахилл — «быстроногий», Гектор — «шлемоблещущий», копье — «длиннотенное», корабль — «красногрудый», море — «многошумное» и т. д. Количество этих эпитетов очень велико. Для Ахилла использовано, например, 46 эпитетов, Иногда эпитеты приобретают характер «постоянных», т. е. употребляются независимо от того, уместны ли они в данной связи: так, небо даже днем получает эпитет «звездного».

 

 

Повествование о мифологическом прошлом, претендующее на историческую достоверность, ведется в безличном тоне. Личность певца стушевывается перед «знанием», полученным «от Музы». Это не означает, что в поэмах совершенно отсутствуют высказывания и оценки певца, но их немного. Очень редко встречается даже прямая характеристика действующих лиц (так в отношении ненавистного поэту Ферсита). Герои характеризуются их собственными действиями и речами, или характеристика их вкладывается в уста других действующих лиц (например в сцене «смотра со стены»). Речи героев, диалоги или монологи, являются одним из излюбленных приемов характеристики в гомеровском эпосе, и техника их построения достигает очень высокого уровня; античная критика усматривала в Гомере предвестника позднейшей науки о красноречии, реторики. Особенной известностью пользовались речи и сцены посольства к Ахиллу (9-я книга «Илиады»).

 

Особого упоминания заслуживают гомеровские сравнения. Они развертывают перед слушателями целые картины, независимые от хода рассказа и далеко выходящие за рамки того образа, который послужил поводом для сравнения. Сравнение — традиционный прием народной песни, но в гомеровском эпосе оно получает особое применение и служит для введения материала, не находящего себе места в обычном ходе повествования. Сюда относятся картины природы. Описание природы, как фона для рассказа, еще чуждо «Илиаде» и только в зачаточном виде встречается в «Одиссее»; зато она широко используется в сравнениях, где даются зарисовки моря, гор; лесов, животных и т. д. Нередки сравнения из жизни человеческого общества, причем очень любопытно, что в сравнениях упоминаются такие черты быта и общественных отношений, которые устраняются из повествования о веке героев. В то время как эпос в общем рисует картину социального благополучия в героические времена, в сравнениях появляются неправедные судьи, бедная вдова-ремесленница, добывающая своим трудом скудное пропитание для детей. Особенно характерны сравнения для стиля «Илиады»; «Одиссея» пользуется ими горазд о реже.

 

 

См.Лекцию

 

Билет 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: