Понятие буддхи относится скорее к 5-му, нежели к 6-му принципу, 6-й принцип — источник атмабодхи. 6-й принцип, чиччхакти, называют Гуань-инь.




ПЕРВЫЙ ЛУЧ В БУДДИЗМЕ

(стенографическая запись сказанного Суббой Роу 12 декабря 1886 г.)

 

[Насколько мне известно, ни один из списков не был исправлен самим Субба Роу; так что читателю придется целиком полагаться на точность сделанной записи. — Ч. Джинараджадаса.]

 

Слово будда имеет два значения. Оно может означать любой из 7 логосов, т. е. любой логос может быть назван буддой. В другом, более узком значении — это логос одного конкретного луча, а именно второго луча, Луча Гаутамы.

Похоже, что идеи, связанные с первым Лучом, проникли в китайский буддизм еще до времени жизни Гаутамы.

Первый луч состоит из двух элементов: 1) вечного элемента первого Луча и 2) пребывающего в нем Божественного Присутствия, т.е. Христоса. Две эти сущности именуются в буддийской фразеологии Амитабхой и Авалокитешварой. Амитабху называют великим буддой, живущим в Западном Раю. Само это имя означает «безграничный свет». Амитабха помещается в Западном Раю в силу традиции, утверждающей, что последний великий адепт этого луча жил в Шамбале, где основал «Братство».

Авалокитешвару считают его сыном, хотя на самом деле это не совсем так: просто, когда Христос выходит из логоса первого луча, это выглядит так, как будто он появляется из потока света, и потому его называют сыном Амитабхи.

Можно предположить, что об Авалокитешваре расспрашивали в свое время самого Будду его ученики. И ответы Будды на их вопросы дают некоторое представление о его природе. Эта сила многообразна и может приобретать любые формы и действовать в рамках любой существующей ложи.*

__________

* См.: Beale, "Catena of Buddhist Scriptures from the Chinese", с. 389 и далее; слово «бесстрашие» в строке 8 употреблено неправомерно.

Гуань-инь можно назвать женской формой Гуань-ши-инь. Указанный фрагмент позволяет понять, какого мнения придерживались на сей счет китайцы.

Хотя каждый человек принадлежит к какому-то одному определенному лучу, только первые два луча всегда служили источниками мировых религий. В случае с остальными пятью лучами человек имеет отношение только к своему, конкретному лучу, но в случае с первыми двумя адепту приходится подпадать под влияние всех остальных лучей. Эти два луча способствуют удовлетворению духовных потребностей человечества, причем делают это двумя способами. Будда — это внешний (т.е. непосредственный) учитель, через которого, как принято считать, свет и мудрость передаются неофиту или даже адепту. Однако в случае с Христосом его проявление приобретает форму внутреннего света, а не внешних символов. Последний великий адепт этого луча, переходя в нирвану, оставляет луч за собою, дабы он продолжал светить вплоть до появления его восприемника. Это мистическая сила, распространяющаяся на всю нашу планету в форме «всё ещё едва слышного Голоса». Он потенциально присутствует в каждом человеческом сердце: это не один из 7 человеческих принципов, да и проявляется он далеко не всегда. Лишь на определенной стадии духовного прогресса человека он начинает звучать в человеческом сердце, как сказано в «Свете на Пути». Этот голос дает человеку необходимые наставления, указывает ему путь дальнейшего продвижения и умолкает. Он не имеет ничего общего с девочкой, описанной в «Идиллии Белого Лотоса». Он есть в каждом человеческом сердце, и в то же время его нет. Он появляется только на определенном этапе.

Таким образом, вряд ли найдется хотя бы один адепт, который мог бы обойтись без Христоса. С этой мистической сущностью адепт непременно должен повстречаться, прежде чем он станет чоханом. Он повсюду и нигде. Невозможно связать его с тем или иным уровнем, но похоже, что он пребывает на всех уровнях. Когда он воплощается, то начинает звучать, как голос: он остается в человеке и устанавливает на некоторое время контакт с его принципами. И в этом случае говорят о его воплощении.

Это и есть необъяснимое, таинственное присутствие. Его могут видеть только высочайшие адепты. Оно представляется всеведущим и вездесущим. Можно также предположить, что его задача — помочь как можно большему числу людей. Неудивительно поэтому, что все великие посвященные видели в нем Бога. Это не Парабрахман. Это постоянное Присутствие логоса первого луча, мистическая сила, вечно в нем пребывающая, но оставленная здесь вместо себя последним великим адептом, достигшим нирваны. Здесь эта сила будет оставаться до появления следующего адепта, после чего она взойдет на престол, где займет подобающее ей место. По сути дела, это вся христианская Троица — Отец, Сын и Святой Дух. Именно её называют Христосом.

Термин «Святой Дух», используемый в лекциях о «Бхагавадгите», может иметь два значения. В первом случае — это элемент троицы «Христоса»; во втором — это «мать» и «супруга» «Христоса». Это гностическая София. В той или иной мере он присущ всем лучам, но у первого луча есть собственный Святой Дух — свет логоса первого луча. Этот свет является эманацией двух принципов совокупного логоса, то есть нашим Святым Духом. Этот Святой Дух не имеет непосредственного отношения ко всему человечеству в целом, так как с ним связаны только люди первого луча. Христианский Святой Дух является одним из элементов, входящих в Авалокитешвару. Он един, но в то же время может быть разделен; более того, он может иметь бесконечное множество разновидностей проявления, поскольку присутствует в каждом человеческом сердце, к какому бы лучу человек ни принадлежал. Вобрать его в себя может только тот, кто принадлежит к соответствующему лучу, но каждый человек вправе рассчитывать на его помощь, и каждый непременно должен воспользоваться этой помощью, прежде чем сможет пройти последнее посвящение. Вот почему буддизм и первый луч легли в основу мировых религий. Остальные пять лучей, хотя они тоже важны, не смогли стать основаниями для мировых религий, так как ни один из них не связан со всем человечеством в целом.

Но везде, где Будда замечает духовный прогресс и высокую духовную культуру. Он непременно оказывает помощь, распространяя там свое влияние.

Этот голос непогрешим, и потому к нему необходимо прислушиваться. Он приходит лишь однажды, чтобы дать наставления и объяснить значение вашего собственного луча, указать путь к вашему собственному логосу, а затем исчезает. Он не придет, если вы ещё не готовы принять его. Некоторые, слыша его, принимают его просто за астральные звуки, а некоторые, слыша просто астральные звуки, принимают их за голос этой туриянанды. Именно его подразумевают упанишады, говоря о голосе, который слышит человек, умирающий в Бенаресе. Это песнь жизни, которую вы можете услышать только в состоянии, схожем с оцепенением: она будет звучать вокруг вас до тех пор, пока вы наконец не проснетесь. Прочтите о ней в «Прашна-упанишаде», где говорится о «Песне Жизни».

Знак креста происходит от некоторых специфических атрибутов Адонай.

Жертвоприношение — Христос воспользовался еврейской традицией жертвоприношений: придал ей новую направленность и сделал её более или менее аналогичной передаче крови во время последнего посвящения. Такова суть последнего посвящения — мистического процесса, посредством которого человек соединяется в нирване со своей вечной составляющей своего луча. «Кровь Христова» — это духовная жизнь, исходящая от Христа, его Дайви-Пракрити.

Но в случае с первым лучом имеют место два элемента, вместе составляющие единое целое; и когда один из них отделяется, второй уже не пропускает через себя жизненный поток. Только когда они вместе, по этому лучу передается соединенный поток жизни; и это называется «древом жизни».

В некотором специфическом смысле Кришна — это и есть настоящий Христос. Собственно говоря, ваш Христос — это просто тусклый образ Кришны, просто отражение последнего. В «Бхагавадгите» Кришна говорит от имени этого таинственного Голоса. По сути дела, он и есть этот Голос. Вот почему данная книга имеет такое большое значение. В ней заключено гораздо больше от истинного учения Христа, чем в любой другой ныне существующей книге. Однако каждый человек может сам приобщиться к учениям Христа, благодаря звучащему в нём самом «всё еще едва слышному голосу».

________________________________________

 

ВОПЛОЩЕНИЯ И РЕЛИГИИ

Еврейская нация чем-то напоминает народ ядавов, среди которого родился Кришна; даже их названия очень похожи, так как санскритское «йа» нередко переходит в «джа»* (например, Яма иногда записывается как Джама). Похоже даже, что иудеи и ядавы были некогда более или менее единым народом, Есть основания считать, что многие ядавы были мигрантами. Да и в легендах этих двух народов есть много общего. Евреи времен Исхода вынуждены были искать новую родину из-за тирании египтян. И точно так же ядавы страдали под гнетом иноземного царя. В случае с иудеями переселение было инспирировано божественным повелением; и ядавы тоже переселились по воле Кришны. Кришна был пастухом; Христа часто называют добрым пастырем. Кришна родился на свет в тюрьме; Христос — в хлеву. В обоих случаях могущественные тираны были предупреждены об этих рождениях; и в результате, опять же оба, приказали учинить массовое избиение младенцев.

__________

* Английское название евреев — jews — прим. пер.

Со времени Кришны начинается качественно новый этап изучения философии первого луча (главным образом благодаря сочинениям Вьясы, жившего около 5000 лет назад).

С течением времени значительная часть территории Катхиявара оказалась затопленной; ядавы рассеялись и, возможно, эмигрировали. А то, что у иудеев существовали традиции, которых не было у ядавов, объясняется тем, что этот древний народ вследствие долгого общения с египтянами перенял некоторые их обычаи, например обрезание.

Учитывая все эти обстоятельства, я долгое время сомневался, существовал ли на самом деле такой человек, как Христос. Даже сейчас нельзя сказать точно, был он в действительности или же нет. Однако это не самое главное. Своеобразие Христа объясняется той мистической силой, которая действовала через него. Так что нет ничего невозможного в том, чтобы эта сила проявилась в нашем мире в образе конкретного человека. Он мог принадлежать к какому угодно лучу.

Эта сила направляла мысли и поступки огромного множества людей на протяжении многих столетий, начиная со времени появления последнего великого адепта; и все это время она как могла удовлетворяла все духовные нужды планеты. Если будда не приходит, именно эта сила заступает на его место.

Пока существуют ассоциации адептов, дела должны идти более или менее нормально. Но предположим, что духовность человечества приходит в упадок, материализм поднимает голову и Братство перестает существовать. Даже в этом случае сила, оставленная адептом первого луча, продолжает присутствовать в мире; и на какое-то время она способна заменить собою любого Бога.

Входя в какого-либо конкретного человека, принадлежащего к тому или иному лучу, она играет роль логоса этого самого луча. Луч, к которому принадлежал человек-Христос, до сих пор не поддаётся точному определению. Однако предназначение связываемых с ним событий на духовном уровне совершенно очевидно, равно как и уроки, которые из них должно извлечь.

Верховным чоханом Гималайского Братства является Будда, а его святым покровителем — Авалокитешвара. И потому ему очень хотелось бы иметь в своих рядах двух человек, находящихся под влиянием этих двух сил. С первым им повезло, так как некоторая часть Будды присутствует в таши-ламе. Считается, что под покровительством Авалокитешвары находится далай-лама, однако в действительности это не так. Все посвященные говорят, что Авалокитешвара — их покровитель, а Будда — их великий гуру. Он сам, непосредственно, обучает их. Он раскрывает им глаза и помогает совершенствоваться их умам, вливая в них часть своей божественной жизни.

Голос приходит к вам нежданно, когда вы его совсем не ждете, и дает вам полезные и важные советы. Это случается тогда, когда человек уже достаточно близко подошел к состоянию адепта. Он говорит вам о самой сокровенной природе вашего собственного логоса, указывает вам, из какого луча вы вышли и по какому лучу вам надлежит продвигаться дальше.

Если этот голос исходит откуда-то из глубин первого луча, значит, у него есть своё особое место пребывания; а это, в свою очередь, означает, что в каком-то месте все прочие логосы сливаются воедино. Это Центральное Солнце Безграничной Славы — настолько могущественное, что в один момент оно способно уничтожить сразу несколько солнечных систем. Свет Солнца — это Дайви-Пракрити. А Центральное Солнце и есть тот самый «Все Ещё Едва Слышный Голос» — Голос, заключающий в себе всю картину Жизненной Эволюции.

Говорят, что Кришна играет на флейте, т.е. он исполняет Песню Жизни. В этой песне семь свар,* заставляющих вибрировать жизненный поток; и внешняя Дайви-Пракрити улавливает вибрации Песни. Эти семь свар лежат в основе всего в Космосе, что имеет семеричную структуру. (Этому я посвятил одну из своих недавних статей.) Он сам — эта песня; он — дух и душа песни. Стоит ему только взять одну неверную ноту, и все человечество... (!!!)

__________

* Свара (санскр) — голос, звук, нота — прим. ред.

Каждый посвященный должен найти свой собственный луч. До того как появляется Голос, все люди следуют примерно одним и тем же эволюционным путем. Но затем Голос направляет человека по пути того или иного луча. Однако Голос ни за что не станет торопиться с оказанием вам этой помощи, если вы сами не поторопитесь её получить.

В каждом человеке заключено ещё одно, иное существо — та самая маленькая девочка из «Идиллии Белого Лотоса», которая может предвосхищать появление Голоса, помогая нам полезными советами. Это наша собственная душа.

То состояние сознания, в котором человек начинает слышать голос, лежит выше сознания дэвачана. Это та самая ужасная нейтральная точка сознания. Это Голос Безмолвия, Христос. Полюсами сознания являются: 1) нынешнее человеческое сознание и 2) сознание Логоса.

Во сне человек может получить неверные сведения и ложные впечатления. Просто добрый и высоконравственный человек в конечном итоге сможет продвинуться дальше по пути духовного прогресса, чем тот, кто настойчиво стремится пробиться на астральный уровень. Все великие учителя предлагали в качестве пути, коего надлежит придерживаться, всего лишь несколько универсальных моральных принципов, а не астральные чудеса. Нет такого положения, из которого человек не мог бы извлечь для себя пользу. Похоже, что при распределении счастья было допущено гораздо меньше несправедливости, чем при распределении богатства.

В индуизме существуют три основных течения. Первое — брахманизм — исходит из первого луча, на нем основаны Веды. Второе течение — буддизм; а третье базируется на остальных пяти лучах, между которыми существует определенное семейное сходство. Эта «пятилучевая» система считается халдейской.

Братство основано на халдейской системе, на которую «сверху» наложен буддизм. Как братство практиков оно должно создавать адептов всех лучей. Для массовых религий халдейское основание не годится, ибо такой фундамент может быть подведен под религию только тогда, когда большинство людей в мире станут посвященными, потому что в этом случае они будут знать порядок расположения лучей. А буддийская система подходит более всего для философов, так как её взгляд на Бога аналогичен взглядам великих Учителей. Первый луч — это Бог, которому может поклоняться основная масса человечества. Тому есть две причины. Во-первых, он играет роль не только учителя, но и царя. И опять же, он является изначальным творцом. Он вознаграждает праведных и наказывает грешников. В нем пребывает постоянное Присутствие, помогающее всем людям; но не каждый человек может стать этим лучом.

В буддийской системе Будда — великий Учитель. Он создает адептов. Халдейская же система — чистый адвайтизм, поскольку Парабрахман присутствует в каждом человеке, только принимает в разных людях различные формы. Но для массовой религии единственным выходом является следование либо первому, либо второму Лучу. Из них второй несколько ограничен, а первый более или менее универсален.

AHJH (я есть то, что я есть) — это истинный Бог иудеев, и он же, строго говоря, — Шекина. Эта мистическая сила призвана исполнять волю AHJH среди евреев, ради их блага. Когда божественное проявление того или иного логоса недоступно, Шекина выполняет за него его работу. Именно Шекина является еврейской «церковью», а не Адонай. С течением времени иудеи впали в заблуждение, приняв AHJH за Отца, a JHVH (Иегову) — за Сына. Поскольку AHJH не проявлялся, они решили, что JHVH — его Сын; и, полагая, что оба они пребывают в одной и той же сфере, стали смешивать Шекину и Адонай.

Только первые два логоса могут снова воплотиться, однажды достигнув нирваны; остальные — нет. Будда может разделяться на три части: одна остается в нирване; остальные две спускаются вниз, чтобы помочь человечеству.

________________________________________

 

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ И ЛУЧИ

Гаятри — это Дайви-Пракрити первого луча, комбинированное влияние обоих элементов этого луча. «Пресуществление» — основная идея, связываемая со (всеми) древними ритуалами яджни (жертвоприношения). Данные обряды совершались с целью удовлетворения этой самой силы, которую называли яджня-пурушей (т.е. Христосом). Однако со времени Вьясы и Кришны (ок. 3000 лет до н.э.) в этой практике произошли перемены. Кришна стремился покончить со всеми жертвенными заклинаниями и потому советовал Арджуне освободиться от мысли о необходимости кровавых жертвоприношений. (См. «Бхагавадгиту», о приношениях из листьев или цветов.)

Кровавые жертвоприношения использовались всеми варварскими народами для вызова элементалов и т. д., дабы последние могли проявляться. Эти ритуалы смогли проникнуть и в более высокие сферы, поскольку, будучи неспособными осуществить истинный перенос Жизни, люди использовали их в качестве суррогатной подмены. Но и эти жертвоприношения часто заканчивались вызовом одних лишь элементалов, а не духовных влияний; и потому с течением времени назрела необходимость отмены всех кровавых жертв.

Последней жертвой является передача духовной жизни высочайшего чохана его преемнику. Считается, что он передает своему наследнику заключенный в нем свет Христоса.

Существуют два вида крестов — небесный (Адонай) и земной (Человек). Человека называют крестом, потому что четыре его принципа расположены в форме креста. Четыре конца креста символизируют четыре принципа в человеке — четыре авастхи (свапна и т.д., т.е. бодрствование, сон, глубокий сон и «экстаз»). Наивысшей является турия-авастха — просветлённая джаграта-авастха (бодрствование). Их последовательность: джаграта, свапна, сушупти, турия.

Пока Христос существует в контакте с человечеством или хотя бы с кем-то из людей, он остаётся в той или иной степени распятым, поскольку, строго говоря, ему надлежит находиться в своей собственной светлой обители, в нирване. Однако он остается с людьми (или, точнее, в людях), чтобы помогать им; и коль скоро он присутствует во всех людях, именно в них он в той или иной мере распят. Те же четыре оконечности креста называются еще падами, или ногами. Таким образом, человека сравнивают с овцой (четвероногой), а всё человечество — с овечьим стадом. Христоса же называют добрым пастырем, поскольку он заботится об этих четвероногих тварях (см. «Мундака-упанишаду»). Дживатма, индивидуальная Сущность, считается тем самым четвероногим существом, всё человечество — стадом овец, а Христос — пастырем.

Говорят, что у Кришны было много тысяч жен (гопи). Каждая человеческая душа — это маленькая девочка, которая служит человеку ангелом-хранителем. Эта девочка должна в конечном итоге выйти замуж за индивидуальный логос этого самого человека. Но, как это ни удивительно, даже при жизни в человеке пребывает наряду с мужским принципом Христос; и в этом плане практически все человеческие души рассматриваются как жены Христоса. В Махабхарате описанию этого факта посвящен один эпизод. Некто сказал Кришне: «Говорят, у тебя так много жен, не мог бы ты подарить мне одну?» Кришна ответил: «Войди во все их дома и, если найдешь место, где меня нет, бери ту, что живет в этом доме». (Далее сказано, что человек вошел во все дома, но, куда бы ни заходил, везде находил Кришну.) Едва ли найдётся такая человеческая душа, рядом с которой в человеке не пребывал бы Христос.

Маленькая девочка («Идиллия Белого Лотоса») стоит выше каранашариры, так как это Дайви-Пракрити. А ещё выше Дайви-Пракрити стоит «многоликая» сила. Но поскольку Дайви-Пракрити сравнивается с девочкой, то все человеческие души вполне можно назвать женами Кришны. Индивидуальность является отражением этого света в каранашарире. Таким образом, речь идет об отражении собственного логоса человека, переданном через посредство исходящего от него света. И следовательно, мы получаем каранашариру, отраженный в ней образ и свет, который передаёт это отражение: каранашариру, дживатму и маленькую девочку. Однако отражённый образ — это только луч света, реальна лишь маленькая девочка; поэтому отражение исчезает, как только человек освобождается от каранашариры.

Следуя аналогии, можно сказать, что отражение Солнца отличается от солнечного света. Есть три вещи: каранашарира, отраженный образ (дживатма) и свет, исходящий от Солнца (маленькой девочки). Каранашарира — это зеркало, отражение дживатмы, Эго, которое мы ощущаем. Со временем человек понимает, что он и есть эта маленькая девочка. Когда человеческая душа соединяется с логосом, девочка становится женою логоса. Но в дополнение ко всему этому есть ещё вездесущий таинственный Голос.

Этот Голос субъективен даже для маленькой девочки; он не объективен. Он повсюду и нигде и может проявляться на любом уровне, хотя ни на каком конкретном уровне его нет.

Ангел-хранитель является и в то же время не является одним из принципов человеческой души, так как он охватывает всё человеческое существо. Строго говоря, он и есть сам человек. Он отличен от «семи добродетелей» — классификации, принятой у каббалистов. Даже в семеричной классификации Голос должен охватывать её всю.

Гаятри — это маленькая девочка из первого луча.

В сандхье возносится молитва, обращенная ко «Многоликой силе». Сома олицетворяет приток жизненной энергии, поглощаемой как богами, так и людьми; она подменяет подлинный Эликсир Жизни.

Царица Лотоса (Изида) была названа выше маленькой девочкой. Но есть ещё одна маленькая девочка — это человеческий разум. Та (маленькая) девочка, что играла в мяч и т.д., отлична от женщины из пруда, ибо она — разум.

Есть и ещё одна женщина — в самом логосе. Вообще в логосе есть около дюжины богов и богинь. Рассмотрим отдельно Дайви-Пракрити и отдельно логос как таковой. Тогда Царицу Лотоса следует отождествить с Дайви-Пракрити. Маленькие девочки (разные лучи) отличаются друг от друга по возрасту. Если быть более точным, то самая младшая из них — Свет первого луча. Свет Будды — чуть старше. Первой по виду можно дать лет двенадцать; если же двигаться далее, женщины будут становиться все старше и старше. Их соответственные возрасты — 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36 лет. Самая младшая — Гаятри. Она — самая беспокойная и самая могущественная. Внешние проявления логоса могут существенно отличаться друг от друга. Истинный облик первого луча логоса весьма своеобразен. Он может принимать любые формы, но когда появляется во всем своем могуществе, он выглядит как мальчик двенадцати лет. Будда всегда предстает в виде мальчика не старше шестнадцати лет.

В процессе эволюции первый луч проявляется последним и потому считается самым младшим ребенком Парабрахмана. Однако на самом деле это самое первое проявление. Первым дхьян чоханом становится человек этого луча. Именно он приводит в движение эволюционный поток.

В некоторых лучах девочка выглядит как красивая взрослая девушка; однако она не имеет истинной формы, а та форма, что есть, часто изменяется. Дайви-Пракрити проявляется, как правило, в образе женщины — как в момент просветления.

Во время первого появления маленькой девочки вы еще не знаете, кто она; и лишь долгое время спустя начинаете осознавать её истинную роль. Природа — это огромная машина, служащая прогрессу человечества.

Даже если Голос не слышен, природа продолжает свою работу. Цель Голоса — помогать человечеству. Его двойник в нирване принимает участие в Творении, но и при этом у него нет никаких иных задач, кроме помощи человечеству. Поэтому Голос не может существовать вне человека. И обнаружить его где бы то ни было ещё в природе невозможно. Последний великий адепт, оставивший этот Голос, может отозвать его обратно по собственному желанию; и тогда его проявление прекратится до прихода следующего адепта этого же самого луча. Таким образом, он делает своё дело исключительно из филантропических соображений. Аналогичная сущность — с таким же предназначением — есть в каждом из миров. Голос в какой-то мере связывает между собою всех людей, это общечеловеческие узы. (См. Beale, CatenaofBuddhistScripturesfromtheChinese.)

Голос Безмолвия — метафизическое выражение. Это воображаемая совокупность всего человеческого опыта.

В человечестве пребывает одна пада, или стопа (Пуруши), первого луча логоса. Собственно говоря, повсюду пребывает последний адепт первого луча. С начала эволюции нынешнего человечества, возникшего миллионы лет назад, появилось и исчезло уже трое таких адептов. И вероятно, когда-нибудь появится четвертый.

Голос имеет силу во всех югах (эрах). Но его действие зависит от определенных обстоятельств.

(Дакшинамурти — это своего рода бог, а не адепт.) Это не аватара, так как сам является этой великой силой. Он становится великим Махариши — человеком, подобным Будде. Время его прихода практически не имеет значения, поскольку присутствие его предшественника фактически сохраняется.

Условия, при которых природа создаёт адептов, всегда остаются неизменными. Между ними не должно быть никакого перерыва. Этот великий энергетический поток всегда присутствует здесь, оставляемый последним великим адептом. Этот последний — скорее бог, чем адепт. И именно этой оставляемой им силе предстоит исполнить роль гуру при его последователе.

«Песнь Жизни» (3, 5, 7, примечания) смотрите в «Чхандогья-упанишаде».

Счастливы те, чьи астральные ощущения еще не пробудились, ибо они не видят всех тех ужасных вещей, которые нас окружают. Святая жизнь создает нечто вроде ауры, окружающей и защищающей человека от них. Все элементалы и дугпа боятся Многоликой силы. Похоже, что само её присутствие вселяет в них ужас. Вечный Элемент имеет последователей, но Многоликая сила делает всю свою работу сама.

Новый Завет (Библия), Евангелие от Иоанна.

I. 1. «Слово было Бог».

2.Слово = Голос.

3.Бог = Вечный Элемент первого Луча.

4. Свет = Дайви-Пракрити.

5. Тьма = Собственное Эго человека, которое не понимает, что это за Свет (см. «Свет на Пути»).

9. Он = Христос. Свои = Человечество.*

12. Т.е. воссоединиться со своим собственным логосом. Имеется в виду имя, которое открывает человеку Всё Еще Едва Слышный Голос.

14. Когда он воплотился в Иисуса. Иоан., XIV, стих 16. Собственный Логос.

XV. 1. Другие Логосы.

По поводу функций Вечного Элемента первого луча, когда приходит время направлять к нему логосы всех людей, я могу сказать, что он осуществляет нечто вроде контроля над другими логосами.

__________

* Евангелие от Иоанна, I.11: "Пришёл к своим, и свои Его не приняли". — прим. ред.

________________________________________

 

ТРОИЦА И ЦЕНТРЫТЕЛА

Понятие «Отец» соотносится с великим богом Адонаем, который в той или иной мере является его неотъемлемым двойником. Возможна, однако, иная трактовка: если Христос — это особое воплощение, то он может быть и не всем JHVJ, но только некоей его воплощающейся частью. Любая его часть способна распространить свое влияние на человека. Так, каббалисты, похоже, считали, что в Иисусе проявляется только Вав, а не весь JHVH, и что именно он может время от времени устанавливать контроль над человеком. А если он говорил от имени V (Вав), то I (Йод) должен был быть Отцом, а H (Хей) — Утешителем (являющимся основным элементом Голоса). Однако в Кришне мы видим проявление сразу всей троицы.

В Махабхарате («Дрона-парва») Кришна говорит: «У меня есть четыре формы; одна — постоянно спит в нирване, а три остальные таковы: одна — постоянно совершает тапас в мире (т.е. это маха-чохан), еще одна — присутствует повсюду, чтобы помогать людям, а другая — постоянно перерождается на благо человечеству». Этот третий элемент и есть ваш Христос. Такого мнения придерживаются многие еврейские раввины. И если это так, то он имеет все основания называть предшествующий Йод своим Отцом, так как это верховный (на данное время) чохан планеты, а Утешитель — это Святой Дух, являющийся самым главным элементом Голоса. Строго говоря, в Голосе существуют все три элемента, но преобладающая роль в нем все же принадлежит Святому Духу. Та часть, которая нисходит на уровень человечества, делится на три части — по причине, которую можно было бы назвать разделением труда. Высочайший чохан может какое-то время пребывать в любом из лучей. В нем пребывает Йод, в то время как Бина, каббалистический сефирот = Мудрость, (Хей) играет роль Святого Духа, а Вав продолжает перерождаться ради блага человечества. Не будучи воплощённым, он смешивается со Святым Духом; так что когда наступает время уходить, все три элемента собираются в единую троицу в своей первоначальной обители, а начатую работу продолжает наследник.

Расщепляя Вав, можно получить Тетраграмм без последней «Хей», присутствие которой необязательно.

Таково было воплощение Рамы (Йод), который вместе со своими тремя братьями составляет как раз четвёрку.

Если Христос представлял собою только Вав, то только потому, что в то время было необходимо именно такое проявление.

Когда же он собирается уходить, и после его ухода, маха-чохан берет на себя заботу обо всех людях.

Адонай может создавать нечто вроде искусственного логоса, если того требует та или иная конкретная цель. У него имеются около 140 самостоятельных сил, каждая из которых способна создать огромное множество проявлений. А в случае с лучом Будды мы имеем 200000 различных сил, у каждой из которых есть свое особенное имя. Всего же насчитывается около 7000000 различных сил.

Анима Мунди — астральный свет, 4-й принцип (семеричной классификации) солнечной системы. А Эго — это ваша каранопадхи до тех пор, пока вы остаётесь человеком.

Монада — высшая часть пятого принципа в человеке. Нельзя утверждать, что монада остается, пока есть человек. Это единственное, что остается постоянным на протяжении жизни множества личностей. Иногда ее называют Кутам-Чайтаньей.

Кута — совокупность скандх, или таттв. Это энергетический центр, переходящий в дэвачан. 6-й и 7-й принципы вместе составляют логос, 6-й принцип выполняет функцию его упадхи и потому является истинной шакти. Логос в данном случае можно считать астральным телом этой упадхи, а Парабрахман — её каранашарирой. Во всех практических случаях различают только две троицы: одна — человеческая, другая — логоса. В человеке это стхулашарира, астральное тело и монада; в логосе — 6-й и 7-й принципы и Парабрахман. Парабрахман играет ту же роль, что и каранашарира. Именно эту троицу христиане называют Отцом, Сыном и Святым Духом. Святой Дух — это 6-й принцип.

Чиччхакти, Чинматра, Чидакаша. Когда все три соединены вместе, мы имеем объективное сознание, субъективное и несознание. Объективное сознание и его субъективное сознание высшей троицы, и троица как вещь в себе, несознание, когда её сознание сосредоточивается в Парабрахмане. Нам остается только менять одно на другое или же трансформировать одно в другое. Единственный способ такой трансформации начинается с того, что свою собственную монаду необходимо попытаться заменить логосом. Как только вам это удаётся, его аура (то есть его упадхи) начинает смешиваться с вашим астральным телом, таким образом понемногу совершенствуя последнее, пока оно не достигнет уровня 6-го принципа; и когда это превращение завершится. Логос, 6-й принцип и Парабрахман войдут во всё ваше существо и обе троицы сольются воедино. Постарайтесь сделать так, чтобы место вашей каранашариры занял логос; и поскольку ваше астральное тело управляется вашей монадой, то логос, заняв её место, фактически будет сам распространять свою ауру (а это 6-й принцип) на всё ваше астральное тело. А вместе с аурой Логоса в вас войдет и его свет. При этом астральное тело будет становиться с течением времени всё более одухотворённым и все его характеристики будут всё более напоминать 6-й принцип. Проще всего рассматривать всю систему как единый центр, излучающий энергию, считая сам этот центр телом. Пока ваш центр энергии действует, тело продолжает жить. 7-й принцип — это центр, через который в виде внешней энергии проявляется Парабрахман; и, поскольку последний вечен и вездесущ, его запасы энергии неисчерпаемы, а исходящая из него жизнь создает его тело. А потому, когда этот центр и это тело войдут в ваше существо и вы передадите им весь свой опыт, трансформацию можно считать завершенной, а вы становитесь уже не человеком, а Богом.

Солнце может служить примером источника почти что неисчерпаемой энергии. Ни одна современная теория не в состоянии убедительно объяснить, каким образом эта энергия восстанавливается. Всё дело в том, что у видимого и ощутимого света и тепла есть вечный и бесконечный внутренний источник, никогда не дающий сбоев; и, коль скоро источник энергии вечен, его можно представить себе только как точку, через которую энергия проявляется. И уже видимый свет, или жизнь, или чайтанья, формирует тело, или упадхи.

Ишвара — это Логос.

Утверждают, что монада приобретает ответственность, только когда достигает человеческого царства.

Говоря о том, что монады приобретают определённую индивидуальность, достигнув человеческого уровня, я просто хочу указать на ту стадию, на которой дифференциация становится явной и ощутимой. В животном царстве она воспринимается ещё очень слабо.

Космическая эволюция начинается с первым проявлением логоса. Он проявляется как сознание, которое пробуждается ото сна.

Воля — всего лишь один из атрибутов разума, а монада является зачинателем всей активной деятельности. Четвёртый принцип — просто аура.

Вся оккультная наука не видит большой практической пользы в разделении трёх низших принципов. При любой практической деятельности лучше всего воспринимать их как единое целое. И опять же, для чего разделять 4-й и 5-й принципы, если можно принять за одно целое низшую часть 5-го и 4-й, коим является астральное тело.

От кармы прошлого воплощения невозможно избавиться, если она не исчерпана до конца.

А в нынешнем воплощении приобретается новая карма. Карма адепта — иного рода.

Поскольку существование в дэвачане полностью субъективно, в него могут входить лишь интеллектуальные эмоции и наиболее возвышенные стремления. Прочие действия создают следствия, имеющие отношение скорее к физическому, нежели к субъективному уровню.

Даже если импульс уже исчерпан, избавиться от придаваемой прижизненными занятиями окраски удастся ещё очень нескоро: например, если человек значительную часть своей жизни много размышлял, скажем, об архитектуре. Подобного рода идеи придают разуму специфическую окраску, которая переходит вместе с человеком в следующее воплощение. Эта окраска не исчезает полностью даже в дэвачане.

У каждого человека есть три вида кармы: 1) карма, оставшаяся от прошлого рождения, 2) накопленная от нынешнего рождения до настоящего момента, 3) та, которую мы создаем сейчас.

Понятие буддхи относится скорее к 5-му, нежели к 6-му принципу, 6-й принцип — источник атмабодхи. 6-й принцип, чиччхакти, называют Гуань-инь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: