Смирнов Александр Алексеевич 2 глава




«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2 Тим. 3:1—4).
Живем ли мы по духу или по плоти? И очень ли мы отличаемся от людей последнего времени, какими их описывает апостол?

 

Объединение государств и избрание единого правителя
Это событие грядущей истории относится к самым последним годам существования мира. И, как правило, выражено в суровых образах. Последнего царя именуют не иначе как «презренный» (Дан. 11:21), «человек греха», «сын погибели» (2 Фесс. 2:3), «беззаконник» (2 Фесс. 2:8). В Откровении Иоанна Богослова этот последний «презренный» царь представлен в образе зверя, «имеющего рога подобные агнчим» (Откр. 13:11), Иоанн Богослов называет его «лжепророком» (Откр. 20:10). О том, что этими образами описывается именно антихрист, мы поговорим подробно в главе «Звери Апокалипсиса».
Непосредственно о том, что этот «сын погибели» возглавит единое царство на всей земле, то есть на малое время станет политическим правителем земли, говорится у Даниила в 7-й главе. Ибо четвертый зверь из его пророческих образов представляет царство антихриста, которое будет «попирать всю землю».
«Об этом он сказал: зверь четвертый — четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее» (Даниил 7:23).
Также в Третей книге Ездры образ орла означает, по всей видимости, то же последнее, четвертое царство, показанное Даниилу,;— царство антихриста.
«Не ты ли оставшийся из числа четырех животных, которых Я поставил царствовать в веке Моем, чтобы через них пришел конец времен тех? И четвертое из них пришло, победило всех прежде бывших животных и держало век в большом трепете и всю вселенную в лютом угнетении, и с тягостнейшим утеснением подвластных, и столь долгое время обитало на земле [крузе земнем] с коварством» (3 Ездр. 11:39, 40).
Неоднократно говорится, что власть его распространится «над всею землею» (3 Ездр. 11:2, 11:12, 11:32, 12:23). Также в откровении Иоанна Богослова сказано, что власть зверя распространится на всю землю (Откр. 13:12). И также вполне определенно, что будет его власть над всеми племенами и народами на малое время.
«И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр. 13:7).
Сегодня несложно представить это, поскольку «тайна беззакония уже в действии» (2 Фесс. 2:7). Все так называемые «процессы интеграции», нацеленные на создание единого экономического пространства, создание единой валюты, электронных денег, призывы к созданию единой религии,;— все это «прогресс», ведущий к концу и воцарению «сына погибели» на троне объединенного царства.
Характеристики последнего правителя
и его кратковременного царствования
a) Свергнет или подчинит трех правителей.
«После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (Даниил 7:7—8).
Этому образу далее дается объяснение:
«Об этом он сказал: зверь четвертый — четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей» (Даниил 7:23—24).
Более подробно о этих трех царях говорится в Третьей книге Ездры:
«В последние дни царства Всевышний воздвигнет три царства и покорит им многие другие, и они будут владычествовать над землею и обитателями ее с большим утеснением, нежели все прежде бывшие; поэтому они и названы головами орла, ибо они-то довершат беззакония его и положат конец ему. А что ты видел, что большая голова не являлась более, это означает, что один из царей умрет на постели своей, впрочем с мучением, а двух остальных пожрет меч; меч одного пожрет того, который с ним, но и он в последствие времени умрет от меча» (3 Ездр. 12:23—28).
Не очень понятно, имеются ли в виду в том и другом случае одни и те же главы государств или разные. И если одни и те же, то почему Даниилу сказано, что антихрист уничижит [смирит] трех прежних царей, а у Ездры мы видим образ трех царей, из которых один умирает в мучениях на одре своем, другой убит одним из трех, но и тот будет убит впоследствии. Возможно, все три правителя падут в результате интриг более хитрого антихриста.
б) Период царствования — 3,5 года.
О том, сколько суждено ему продержаться у власти, сказано однозначно — 3,5 года, или 42 месяца, или 1290 дней. Несколько раз это период определяется иносказательной формулой: «до времени, времен и полувремени».
«И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» (Даниил 7:25).
«Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней» (Даниил 12:11).
«И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» (Откр. 13:5).
Также Откр.12:14 и, возможно, Дан. 12:7 и Откр. 11:2.
в) Война со святыми и победа над христианством.
В Библии говорится, что последний правитель всей земли, действуя с силой сатаны, воссядет в специально для этого восстановленном иерусалимском храме, чтобы ему воздавались божеские почести. При этом дано ему «вести войну со святыми и победить их». То есть этот короткий период перед самым концом будет характеризоваться отменой истинной религии богоборцем, вознамерившимся подменить Истину ложью, что ему удастся на малое время. В том числе и из-за того, что в людях охладеет любовь, и вера в Христа сойдет практически на нет (Лук. 18:8).
«Человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фессал. 2:3, 4).
«Того, которого пришествие, по действию сатаны» (2 Фессал. 2:9).
«И вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их, и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его» (Даниил 8:10, 11).
«И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо что предопределено, то исполнится» (Даниил 11:36).
«К концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится» (Даниил 12:7).
«И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» (Даниил 7:24, 25).
«И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем» (Откр. 13:7) и др.
Подмена истинной религии культом собственной личности, отмена жертвы — то есть служения Богу, именуется «мерзостью запустения» — называется одними из важнейших знамений наступающего конца.
г) Мерзость запустения.
«И даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал» (Даниил 8:11, 12).
«И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Даниил 9:27).
«И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения» [и возярится на завет святый: и сотворит, и возвратится, и умыслит на оставлшыя завет святый; И мышцы и племена из него востанут, и осквернят святыню могутства, и преставят жертву всегдашнюю, и дадят мерзость запустения] (Даниил 11:30, 31).
«Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней» (Даниил 12:11).
«Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,;— читающий да разумеет,;— тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои» (Матф. 24:15—18, также Мар. 13:14).
О том, что «мерзость запустения» — это подмена истинной веры лжеверой, замена поклонения Богу поклонением самозванцу, можно понять, ознакомившись с повествованием первой книги Маккавейской, где описаны зверства Антиоха Епифана, а «мерзостью запустения» именуется возведение жертвенников языческим богам (1 Маккавейская 1:54).

Последние времена будут очень тяжелыми для истинных христиан. Царство антихриста в пророчествах Даниила представлено в виде четвертого «весьма ужасного» зверя (Даниил 7: 7, 23). А также элементами образа орла в 11-й и 12-й главах Третьей книги Ездры. Тяжелым это время будет не только потому, что чрезвычайно усилятся гонения, но и, наверное, потому, что люди к этому времени окончательно охладеют, забудут истинную веру, деградируют морально и будут готовы принять любого, кто пообещает восстановить безопасность и благоденствие, разрушенные к этому времени тотальными войнами и катаклизмами.
Верные христиане в этот мрачный период окажутся в меньшинстве. Более того, как открывает Господь избранным Своим, в наше время: те, кто отрекся от Христа, будут сами выискивать непринявших печать и передавать их в руки сатанинской власти на пытки и мучения. Потому в Писании говорится, что надо бежать из городов в уединенные места (Матф. 24:15—18, Мар. 13:14), поскольку выжить и сохранить верность Истине в этой обстановке едва ли кто сможет в последние три с половиной года правления антихриста. В образе «жены», скрывшейся в пустыню «от лица змия», показано, что истинная Церковь — малый остаток верных христиан — сможет сохраниться, лишь скрывшись в пустынных местах.
«И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени» (Откр. 12:14).
В данном отрывке и Своим избранным (например, старцу Паисию Святогорцу) Бог открывает, что бежавшие и уповающие на Него не будут оставлены и смогут выжить даже там, где по логике неверующего человека без денег, магазинов и крова над головой выжить невозможно. Как сказал другой мудрый: «Не было еще человека, имевшего желание спастись и шедшего этой дорогой, дорогой спасения, и не получившего сколь возможно тихой пристани».
А конец антихриста и всей его свиты один — в озере огненном. (Откр. 19:20, Откр. 20:10). И убит он будет, как сказано, «не рукой» (Дан. 8:25), но силой Господа Иисуса Христа, явившегося судить мир. (Откр. 14:14—20, 19:11—21). Соберутся войска антихриста на месте, называемом по-еврейски Армагеддон (Откр. 16:16), чтобы сразиться с воинством небесным, и падут от «меча Слова Божия» (Откр. 19:11—21).
«Воззрят на Него, Которого пронзили»
Также известно, что в это время произойдет прозрение еврейского народа. По Божьей воле прекратится его неведение, и они «восплачут о Том, Которого пронзили».
«На дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской. И будет рыдать земля, каждое племя особо: племя дома Давидова особо, и жены их особо; племя дома Нафанова особо, и жены их особо; племя дома Левиина особо, и жены их особо; племя Симеоново особо, и жены их особо. Все остальные племена — каждое племя особо, и жены их особо» (Захария 12:10—14).
«Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» (Откр. 1:7).
Здесь собраны далеко не все цитаты, в которых сказано о последних временах или времени, предшествующем наступлению «дня гнева Господня». Тем не менее даже такого количества достаточно для того, чтобы составить некое представление о том, что предстоит человечеству пережить. Войны, болезни, природные катаклизмы, охлаждение веры, усиление богоборческих сил, угнетение истинной Церкви и воцарение на малое время антихриста. На основании данных знаний мы еще не можем сделать никаких выводов о сроках. И для дальнейшего исследования нам потребуется несколько дополнительных пророчеств. И мы обращаем ваше внимание на два пророчества, имеющиеся в Откровении Иоанна Богослова:
1);Пророческий образ снятия семи печатей с некоей таинственной книги.
2);Пророчество о тысячелетнем связывании сатаны и тысячелетнем царствовании святых со Христом.


Книга за семью печатями

Как видим, в Библии о грядущем конце света говорится довольно много. И хотя нигде не указаны сроки, дано достаточно много знамений или признаков, по которым люди последнего времени должны узнать его приближение. Даже после довольно поверхностной систематизации этих признаков можно сказать определенно, что все знамения, указанные выше, не могут произойти одновременно, поскольку они чрезвычайно разнятся по своему характеру. Понятно, что последние 3,5 года антихристова правления хронологически стоят позже периода всеобщих войн. А вот голод и эпидемии, например, всегда сопутствовали войнам, потому можно предположить их хронологическое сосуществование. Говоря другими словами, знамения, данные нам как указание приближающегося финала, можно хотя бы попробовать выстроить хронологически, чтобы попытаться увидеть, где же мы, ныне живущие, находимся на этом временном отрезке.
И тут нужно обратить внимание на образ из Откровения Иоанна Богослова, в котором повествуется о последовательном снятии печатей с некоей книги. Снятие каждой из семи печатей сопровождается определенными событиями. А при снятии седьмой печати выходят семь трубящих ангелов.
Рассмотрим этот образ подробнее.
Снятие первой печати: выходит «конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откр. 6:2).
Снятие второй печати: выходит «конь рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Откр. 6:4).
Снятие третьей печати: выходит «конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Откр. 6:5, 6).
Снятие четвертой печати: выходит «конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр. 6:8).
Снятие пятой печати: «я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр. 6:9—11).
Снятие шестой печати: «произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих» (Откр. 6:12—14).
При снятии седьмой печати: «сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб» (Откр. 8:1, 2).

Семь ангелов трубят:
1.;Первый ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью... (Откр. 8:7).
2.;Второй ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море... (Откр. 8:8).
3.;Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику... (Откр. 8:10).
4.;Четвертый ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны, и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их... (Откр. 8:12).
5.;Пятый ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны...(Откр. 9:1).
6.;Шестой ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом (Откр. 9:13).
7.;И седьмой ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр. 11:15).

Мы можем предположить, что Бог показал Иоанну Богослову в виде таких образов последовательность событий, которые непосредственно привязаны к концу истории. То есть этот цикл — своего рода ключ к пониманию хронологии знамений, перечислявшихся в предыдущей главе.
Образно выражаясь, семь печатей — это семь неких больших (может быть, равнозначных) периодов, в то время как семь ангельских труб делят седьмой период на семь меньших (возможно, равнозначных) периодов. И таким образом, если бы мы выяснили, что это действительно так, то в руках современного человечества оказалось бы подобие карты будущих событий;— правда, довольно печальных. Войны, эпидемии, дикие звери, голод, перспектива выбора между голодной смертью и печатью антихриста, Армагеддон, Страшный суд — сегодня это кажется таким нереальным! В наше время относительного благоденствия, относительного спокойствия поверить в реальность предуказанного сложно. Но и об этом, как ни удивительно, в Писании тоже сказано:
«Когда будут говорить: „мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фесс. 5:3).
Или другая цитата:
«Вот на земле будет дешевизна во всем, и подумают, что настал мир; но тогда-то и постигнут землю бедствия — меч, голод и великое смятение. От голода погибнут очень многие жители земли, а прочие, которые перенесут голод, падут от меча» (3 Ездр. 16:22, 23).
Здесь уместно процитировать Серафима Роуза: «Воистину, сейчас позже, чем мы думаем. Апокалипсис совершается уже сейчас. И как печально видеть христиан, а еще больше молодых людей, православную молодежь, над головами которых нависает немыслимая трагедия и которые думают, что они могут в эти ужасные времена продолжать, что называется „жить нормальной жизнью”, полностью участвуя в прихотях безумного, самообольщающегося поколения. Поколения, свершенно не подозревающего, что „рай дураков”, в котором мы живем, должен вот-вот рухнуть, совершенно не подготовленного к тем отчаянным временам, которые нас ожидают».
В Откровении Иоанна Богослова открытие первых четырех печатей сопровождается выходом четырех всадников на конях разных мастей (или цветов). Что они могут означать? Есть мнение, что образ всадников Апокалипсиса перекликается с образом коней и колесниц из книги пророка Захарии (Зах. 1:8—10; 6:1—3). И как в Ветхом Завете, так, соответственно, и в Откровении Иоанна Богослова они символизируют различные бедствия, должные происходить на земле по мере приближения конца.
Правда, среди толкователей бытует мнение, что первый всадник символизирует Слово Божие или же распространение Евангелия по всей земле. Такое толкование можно было бы рассматривать, не будь у белого всадника еще трех спутников. А их-то, в свою очередь, уже без всяких разногласий определяют как бедствия: войну, голод и смерть соответственно. И такая компания, согласитесь, больше подходит белому всаднику кары Божией.
Образ, данный в 19-й главе Откровения, наглядно показывает, насколько более величествен образ Слова Божия, восседающего на белом коне. Потому более вероятно, всадники из шестой главы Апокалипсиса, как и события, связанные с открытием последующих печатей, аллегорически представляют трагические события человеческой истории. И образ первого белого всадника также символизирует какие-то драматические события. Вопрос только какие?

Вообще, необходимо отметить, что особенно среди ранних толкователей Апокалипсиса в объяснении образов присутствовало едва ли не больше символизма, чем в самом Откровении. Например, вот что пишет св. Андрей архиепископ Кесарийский: «Снятие настоящей печати и всех прочих некоторые относили к домостроительству воплощения Бога Слова, первую — к рождеству, вторую — к крещению, третью — к бывшим после него божественным знамениям... четвертую — к осуждению Пилатом, пятую — к распятию, шестую — к положению во гроб и седьмую — к разрушению и пленению ада».
Правда, далее следует весьма существенная оговорка:
«Прочтя толкование Мефодия, мы вполне соглашаемся с его мнением, что „относить это к родившемуся Христу нет никакой нужды”, ибо тайна воплощения Бога Слова совершилась много ранее этого откровения».

Все-таки кажется разумным рассматривать весь цикл раскрытия печатей как один цельный период от времени «Х» — некоего условного начала осуществления знамений — до второго пришествия Иисуса Христа. И коль так, то наша задача заключается не в том, чтобы подобрать приемлемое толкование тайным образам, а в том, чтобы отыскать в истории этот условный момент «Х» начала снятия печатей с сокровенной книги, или, как мы предположили, начала совершения описываемых выше апокалипсических знамений.


Тысячелетнее царствование святых

Для того чтобы попытаться увидеть в истории возможный год начала свершения предсказанных событий или время начала открытия печатей, следует обратить внимание на пророчество о тысячелетнем периоде в истории Церкви Христовой, о котором говорится в двадцатой главе Откровения Иоанна Богослова.
Это пророчество условно разделяется на два существенных смысловых блока:
1);связывание сатаны на тысячу лет и выход его на малое время по истечении указанного срока;
2);тысячелетнее царствование святых со Христом.
а);Связывание сатаны.
«И увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Откр. 20:1—3).
б);Выход его на малое время.
«Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской» (Откр. 20:7).
в);Тысячелетнее царствование святых со Христом.
«И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие... Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.
Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение.
Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20:4—6).
г);После выхода сатаны и его уничтожения.
«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (Откр. 20:12—14).

Важно понять, говорится ли здесь о двух разных тысячелетиях или это один период. Логика подсказывает, что речь об одном и том же периоде. Сатана связан, и это же период царствования святых со Христом. И так как царствование Христа никогда не прекращалось, то мы можем понять, что речь в пророчестве Иоанна Богослова идет не о буквальном царстве Христа, которое «не от мира сего есть» (Иоанна 18:36) и которое никогда не прекращалось, но именно о царствовании святых со Христом, или о некотором важном периоде в истории христианской Церкви, который характеризуется продолжительностью в одну тысячу лет.
Многие толкователи данного пророчества обманываются, думая, что речь идет о неком чувственном или фактическом воскресении избранных, и чувственном связывании сатаны, чего в истории не было и не будет. В Библии говорится, что сатане и ангелам его уготован огонь в конце человеческой истории. Раз и навсегда, а не на тысячу лет. Также говориться и о том, что будет только одно фактическое, а не образное — воскресение мертвых в конце человеческой истории.
Православная церковь, основываясь на решениях Второго Вселенского собора, осудившего ересь Аполлинария, и в том числе его учение о хилиазме, утверждает, что не будет возникновения на ограниченный период (тысячелетнего) земного рая для избранных. Сейчас же скажем, что в нашем понимании тысячелетний период царствования святых со Христом, как и тысячелетний период связывания сатаны,;— это один и тот же период, сущность которого нельзя понимать дословно. Как сатану не связывают чувственно, но это лишь аллегория, так и не происходит чувственного воскресения избранных для царствования со Христом — и это также является аллегорией. И разрешается это следующим образом. В истории человечества существует некий период, когда уже было много мучеников за Христа, как сказано в пророчестве:
«души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие... Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет».
Этот период ограничен во времени. И это не просто большой период, а именно тысяча лет. Это период новозаветной истории, являющийся наиболее благоприятным для христианской Церкви. Именно об этом говорят аллегории: «связывание сатаны» и «царствование святых со Христом».


Периоды в истории Церкви

 

Сатана был свергнут с небес на землю «в великой ярости своей» (Откр. 12:7—12), поскольку был побежден Агнцем — Иисусом Христом. Он начинает свою деструктивную деятельность на земле: гонения на христиан, создание и распространение различных еретических учений. После этого Церковь утверждается как главенствующая на земле религия («дракон скован»). Но перед концом времен на «малое время» происходит обратная картина: усиливается сатана, охладевает любовь в людях, множатся беззакония. Все это приводит к победе сатаны «над святыми Всевышнего» (Дан. 7:25), и воцарению антихриста на 3,5 года «по совершенном низложении силы народа святого» — или православного христианства (Дан. 12:7). Все это время царствование Христа никогда не заканчивалось, как не покидала мир Благодать Божия, без которой мир не простоит и секунды. Царство Христово, как говорил Амвросий Медиоланский, только «затмиться может, но не исчезнуть». Одновременно с этим сатана не изгонялся из мира и не был побежден окончательно, ибо ему надлежит быть «убиту духом уст» Слова Божиего окончательно только в конце истории (2 Фесс. 2:8, Откр. 19:20—21). То есть полной победы над злом еще не было, был лишь период его связанного или скованного существования на земле. Однако перед концом мира зло на «малое время» усилится. Таким образом, перед нами встает задача поиска некоего важного периода истории, связанного с усилением Церкви Христовой.
Продолжительность этого периода мы считаем равным тысяче лет. Мы знаем о том, что Господь, открывая Своим избранным важные знания о грядущем, часто придерживается точности вплоть до дня (Дан. 12:11, 12). И не совсем понятно, почему в данном случае мы должны понимать тысячу лет как-то иначе.

НОВОЗАВЕТНАЯ ИСТОРИЯ

Рассмотрим в общих чертах историю утверждения Церкви Христовой на земле. Самым главным историческим периодом является время мессианской деятельности Иисуса Христа
с 30 по 34 г. от Р. Х.
Далее идет так называемый апостольский период, продолжавшийся приблизительно до конца I века.
34 г.;— 100 г. от Р. Х.
Апостольский период и последующие века — до III века;— период тяжелый для христианства. Это период гонений со стороны языческой Римской империи. Но пришло время, и христианство получило признание государственной власти. Впервые это произошло при императоре Константине Великом (306—337), который перенес столицу в Константинополь (330 г.) и признал христианство государственной религией.
313 г.;— выпущен эдикт об освобождении от податей церквей проконсула Африки Цецилиана.
319 г.;— Константин освободил церкви и клир от налогов и общественных повинностей.
321 г.;— утвердил за церквями право приобретать недвижимое имущество и владеть им.
С этого времени начинается период окончательного становления Церкви, ознаменовавшийся семью Вселенскими соборами. Начинается окончательное формирование догматического каркаса христианства как целостного религиозного мировоззрения. На Вселенских соборах утверждается догматика, осуждаются еретические искажения и исправляются недопонимания слов и учения Господа.
История знает семь Вселенских соборов:
325 г.;— I Никейский собор.
Собор был созван императором Константином Великим, для того чтобы поставить точку в споре между Александрийским епископом Александром и Арием, который отрицал единосущность Христа Богу Отцу. По мнению Ария и его многочисленных сторонников, Христос не Бог, а первый и совершеннейший из сотворенных Богом существ.
Собор осудил арианство, выработал Символ веры, определил время празднования Пасхи. Также он постановил, что Христос вочеловечился, т. е. имел не только тело человека, но и человеческую душу.
381 г.;— I Константинопольский собор.
Собор утвердил догмат о исхождении Святого Духа от Отца, о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с прочими лицами Святой Троицы — Богом Отцом и Богом Сыном; дополнил и утвердил Символ веры в редакции, получившей название Никео-Цареградской (Никео-Константинопольской).
Повторное осуждение арианства. Собор поясняет, что человечность Христа не есть преграда, чтобы быть Ему и Богом. Осуждены еще ряд ересей, в том числе ересь Аполлинария.
431 г.;— Эфесский собор.
Осуждение несторианства. Кроме Нестория в своем определении собор осуждает Келестиево мудрование. Келестий, или Целестий, проповедовал ересь Пелагия, отрицая значение первородного греха и необходимость благодати для спасения.
Вводится запрет изменений Никео-Цареградского Символа веры. Собор поясняет, что человеческая природа Христом взята без всякого изъяна, неизменной.
451 г.;— Халкидонский собор.
Учение о двух естествах в лице Иисуса Христа, которое было бы чуждо крайностей несторианства и монофизитства. Среднее между этими крайностями учение именно и было православным. Составлены 30 правил церковного порядка.
553 г.;— II Константинопольский собор.
Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской Церкви, пользовавшихся в свое время известностью, а именно Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском соборе ничего не было упомянуто об этих трех сочинениях.
Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый Четвертый Вселенский собор и утверждать, что православная Церковь будто бы уклонилась в несторианство.
680—681 гг.;— III Константинопольский собор.
Собор созван был против учения монофелитов, которые признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. Собор осудил и отверг учение монофелитов как ересь и постановил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна воле Божественной.
787 г.;— II Никейский собор.
Собор был созван против иконоборчества, возникшего за 60 лет до собора, при византийском императоре Льве Исавре, который, желая устранить препятствия к мирному соседству с мусульманами, считал необходимым упразднить почитание икон. Собор не смог остановить движение иконоборцев. Это было сделано только на Константинопольском соборе 843 года при императрице Феодоре.
На Вселенских соборах христианство окончательно оформилось. Был сформулирован Символ веры, и получили осуждение многие ереси. На Седьмом Вселенском соборе было осуждено иконоборчество. Правда, после этого на малое время — при императоре Льве V Армянине — произошел возврат к иконоборчеству, но уже в меньших масштабах. Окончательную точку поставил собор 11 марта 843 года, который не считается Вселенским, но был созван для подтверждения решений Седьмого Вселенского собора. И в честь этого события установлен праздник, получивший название Торжество православия. Праздник этот до сих пор отмечается ежегодно в первое воскресение Великого поста.
Исторически, по смыслу, по духу эта дата, как никакая иная, лучше всего подходит для определения начала «тысячелетнего царствования святых со Христом».
Вскоре после этого равноапостольные Кирилл и Мефодий заканчивают работу над славянской азбукой, и осуществляют первые переводы Библии и всех богослужебных текстов (приблизительно 859—863 гг.). Принимает крещение Русь (980 г.). Теряет независимость Константинополь (1453 г.), и Византия исчезает. Центр православия переместился в Москву. Христианство победно шествует по всему миру.
Может ли 843 год являться годом начала «тысячелетнего царствования святых со Христом» и началом «тысячелетнего связывания сатаны»? Нам кажется, что может. Ибо если понимать царствование Христа буквально, то надо было бы считать начало этого царствования с момента Его Вознесения или даже с момента вочеловечивания. Но тогда получается неувязка: со Христом еще некому царствовать,;— не было еще мучеников и «обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие»,;— в то время как ко времени завершения формирования Церкви православной таковых, пострадавших во времена зверствований Римской империи, было великое множество.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: