Церковь Божией Матери «Знамение» села Долматово – часть истории г.о. Домодедово (ИЛЬИНСКИЙ)




ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МОЛОДОГО ДОМОДЕДОВА (А.ИЛЬИНСКИЙ)

ДОМОДЕДОВСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ИЛЬИНСКИЙ)

ИВЕРСКИЙ ХРАМ СЕЛА РАСТУНОВО (ИЛЬИНСКИЙ)

ВОИН ХРИСТОВ: Воспоминания дьякона Георгия Малкова об архимандрите Алипии (ИЛЬИНСКИЙ)

ПОД ГРИФОМ СЕКРЕТНО - СЕЛО АРХАНГЕЛЬСКОЕ (ИЛЬИНСКИЙ)

6) ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ – СЕРГИЕВ-ПОСАД РАДОНЕЖ (B.ПОЛЕВОЙ)

ХРАМ ИЛЬИ-ПРОРОКА – СЕЛО ИЛЬИНСКОЕ (ИЛЬИНСКИЙ)

ХРАМ СЕЛА ИЛЬИНСКОЕ (ИЛЬИНСКИЙ)

МАТУШКА ФАМАРЬ - СЕРАФИМО-ЗНАМЕНСКИЙ СКИТ (ИЛЬИНСКИЙ)

10) ДОМОДЕДОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА (ПОЛЕВОЙ)

ДОМОДЕДОВСКАЯ ВОТЧИНА БОЯР КОЛЫЧЁВЫХ (ИЛЬИНСКИЙ)

ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ ХРАМ НА ВОСТРЯКОВСКОМ КЛАДБИЩЕ (ИЛЬИНСКИЙ)

Церковь Божией Матери «Знамение» села Долматово – часть истории г.о. Домодедово (ИЛЬИНСКИЙ)

14) ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ ХРАМ В ВОСТРЯКОВО (A.МАТЮШИНА)

15) ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ОТЧЁТЫ– ПОКРОВ ПАВЛОВ-ПАСАД (ПОЛЕВОЙ)

16) ПОД СЕНЬЮ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА – СЕРАФИМО-ЗНАМЕНСКИЙ СКИТ (КАМИНСКАЯ)

17) ХРАМ МОЕГО ГОРОДА – СВЯТО-ГЕОРГИЕВСКИЙ ХРАМ В АВИАГОРОДКЕ (Л.ВОДОЛАЗСКАЯ, A.НОВОЖЕНИНА)

18) ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ – МОСКВА ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ ХРАМ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫХРАМ ИВАНА РУССКОГО (B.ПОЛЕВОЙ)

19) ИСТОРИЯ СЕЛА КИШКИНО АРХИЕРЕЙ И БОМБАРДИР

 

20) СЕЛО ДОЛМАТОВО И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

 

 

.

Группа общины Георгиевского Храма (Авиагородок)

5 ноя в 16:27

 

Александр Ильинский
ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МОЛОДОГО ДОМОДЕДОВО



Мы подчас не осознаем того, на какой древней и овеянной легендами земле нам довелось родиться и жить. Городской округ Домодедово видел столько, что никаким книгам не вместить тех исторических событий, лиц и памятников, которые словно корни могучего дерева питают наш сегодняшний день.

1. Бездна веков —----------—

Мой сын очень любит возиться в песочнице. Как и всех детей, его привлекают необычные камушки и обломки геологических пород. И среди них встречаются совершенно уникальные образцы, к которым каждый домодедовец привык. Осколок морской раковины, впаянный в известняк или отпечаток древнего растения, который могут опознать только специалисты палеоботаники, явление для наших мест вполне обыденное.

Миллионы лет назад наш край был частью мелкого теплого моря, буквально кишащего жизнью. От этого времени у нас остались огромные залежи известняковых пород, ставших пятьсот лет назад главным строительным материалом для наших предков. Затем море поднялось и территория, ставшая сушей, заросла густыми лесами. Климат менялся, приходили и уходили ледники, около 10 тысяч лет назад откуда-то с юга на эти земли пришли первые люди. Вполне может быть, что нерукотворными домами для них служили известняковые пещеры, вымытые водой из земли. И где-то там, за бесчисленными ходами и туннелями, прорытыми более поздними поколениями, археологов еще ждут пещеры первобытных охотников. В этих первобытных людях не было ничего зверского. Они уже были людьми – такими же, как мы. Человека делает человеком не наличие «палки-копалки», которой прекрасно пользуется и шимпанзе. Люди появились тогда, когда началось творчество. Никого не удивит художник, любовно вырисовывающий на стенах оленя. Но олень, который рисует человека – невозможен. Пещерные люди так же как мы стремились к прекрасному и с восхищением глядели на окружающий мир. Это хорошо видно по археологическим памятникам, дошедшим до нас.

Сколько тысячелетий жили люди на домодедовской земле – неизвестно. Зато вполне поддаются датировке древние курганы, разбросанные там и здесь по бескрайним подмосковным полям. Вдумаемся: некоторые из них – ровесники египетских пирамид. Другие моложе, и относятся уже к тому времени, когда здесь жили и умирали скифы и сарматы – таинственные древние народы. К сожалению, большинство этих курганов так и не попало в поле зрения археологов. Но они – есть! Они – еще ждут своего исследователя! Из известных – селище возле села Константиново, которое относят к раннежелезному веку. Щербинское городище ученые относят к 7 веку до нашей эры. На смену легендарным народам пришли угро-финские, а затем славянские племена. Топографическая память длиннее исторической. Такие названия рек, как Пахра – пришли к нам из тех далеких времен. «Пахра» - с угро-финского дословно «текущая из озера». Почти всегда, когда вы встречаете непонятное название реки или села, будьте уверены: перед вами послание из давно ушедшей эпохи! Народы, жившие здесь в седой древности ушли, а названия остались.

2. Славяне —---------------------—

Тысяча или полторы тысячи лет видятся людям бездной времени. Но наши прямы предки гораздо ближе, чем нам кажется. За сто лет сменяется четыре поколение. За тысячу – сорок. По прямой линии лишь сорок человек отделяет каждого из нас от вполне конкретного предка, который дышал, любил, страдал и боролся за становление Древней Руси! Да в вагон электрички помещается больше! Все эти сорок человек уже не легенда. Они - вполне осязаемое прошлое! Около тысячи или тысячи двухсот лет назад на Домодедовскую землю пришло «подсечное земледелие». Первые поселения славян - вятичей на Домодедовской земле относятся к VIII-IX векам. Славянские племена стали планомерно выжигать леса, а на их месте стали сеять зерновые культуры. Рост населения привел к росту числа городов, располагавшихся по руслам рек. Город – огороженное место, безопасное место для торговли и обмена. Недаром Русь называли «Гардарики» - страна городов. В скандинавском названии чувствуется уважение. Русь была прямо «укрепрайоном» каким-то, если один город или два можно взять и разграбить, то страна наполненную крепостями никаким викингам не по зубам! Особенно, если города объединены в военные союзы и дружно приходят на помощь друг другу. Именно в эти времена, угро-финские племена, жившие за счет лесов и охоты стали уходить на север. Леса сокращались, жить за счет леса не получалось, а славяне были народом работящим и воинственным. Ссорится с такими себе дороже! От древнерусской эпохи на Домодедовской земле сохранилось большое количество археологических памятников. К ним относятся поселения укрепленного типа - городища и поселения неукрепленные - селища, а также многочисленные курганы и курганные группы - древние языческие кладбища славян-вятичей.

2. Русичи —-----------------—

То государство, которое мы теперь зовем Киевской Русью было племенным союзом, занимавшим огромную территорию от Балтийского до Черного моря. Несмотря на «родственность крови» племена были очень разными, с пестрыми верованиями и традициями. В этот союз, кстати, входили даже и не славянские народности. Пестрота обычаев и укладов жизни приводила к неизбежным недоразумениям и войнам между соседями. Поэтому, однажды наши предки прибегли к «третейскому» суду, пригласив по одним данным - норманнов в качестве «независимых правителей», а по другому – прибалтийских славянских вождей. Так или иначе, но новая элита, не связанная со старыми распрями быстро повела дело к централизации земель и созданию единого государства. К середине IIX века Русь уже вполне становится «субъектом международного права» воюя и договариваясь с самым мощным государством того времени – Византийской империей. Но жажда наживы и военная мощь – плохая объединительная сила. Жившие на территории нынешней центральной России люди оставались племенной «федерацией», со своими местными обычаями, богами, способами хозяйствования и территориальным сепаратизмом. Иногда отдельные племена попадали в зависимость от пришлых завоевателей. Так, например, ослабленные борьбой за землю «домодедовские» вятичи во II половине IX - начале X веков, видимо, подверглись нашествию хазар и попали в зависимость к хазарскому каганату, выплачивая ему ему дань вплоть до разгрома этого государства русским князем Святославом.

Изменения начались с юга Руси. В 988 году – когда при князе Владимире состоялось Крещения Руси. Для христианства не важно «какого ты рода или племени». Важно, что ты – христианин. А раз христианин – значит, свой. Одна вера, одно государство, один князь, один народ. Это и стало тем цементом, который скрепил разношерстные племена в единую силу, которую мы теперь называем Россией. В XI веке христианами становятся и вятичи, жившие по руслам рек Москвы и Пахры – единственного пути из Смоленска в Киев. И, соответственно, стали восприниматься как «русские люди». Наиболее древними на Домодедовской земле являются села, расположенные около курганов, раскиданных по берегам рек Пахры, Рожайки и Северки Это села Битягово, Заборьевские, Никитское, Авдотьино, Константиново, Растуново, Съяновские и другие села, курганы которых относятся к IX-XI векам.

3. Что в имени тебе моем? —------------—

Христианство принесло с собой совершенно неоценимую вещь. А именно – письменность. Благодаря Летописям и Завещаниям князей, составленным при помощи монахов, до нас дошли не только события из истории Руси, начиная с X века, но и имена живших здесь людей.
Домодедовская земля – уникальна. Она видела не только становление христианства на Руси, но и Батыево нашествие 1237 года. Лежащая как бы в «треугольнике» из трех знаменитых монастырей – Даниловского мужского монастыря, Коломенского монастыря и Серпуховского Высотского мужского монастыря, она и в послемогольское время жила интенсивной духовной и торговой жизнью. В этом треугольнике располагались монастырские и великокняжеские земли.

По нашей земле шли рати князя Димитрия Донского на Куликовскую битву. Здесь были земли князя Владимира Андреевича Храброго - героя этого сражения. В первой половине XV века здесь существовало Перемышльское княжество с известным станом «Растовец». О нашей земле упоминается в Завещании Великого князя Ивана Калиты. Здесь бывали Василий Темный и Иван III. Именно на нашей земле отстояли Русское царство в битве при Молодях в царствование Ивана Грозного. В селе Колычево провел детство будущий мученик за правду – митрополит Филипп Колычев. Здесь была вотчина прототипа знаменитого «князя Серебряного» - боярина Ивана Бельского. В селе Архангельское жили родственники царей – Нарышкины, селом Домодедово владел грозный и страшный «князь-кесарь» петровской поры Федор Ромодановский, селом Яковлевским – герой Полтавы фельдмаршал Борис Шереметьев. Князья Долгорукие жили в селе Лобаново, а Оболенские – в Акулинино. Древние храмы и монастыри, дворянские усадьбы, творения архитекторов Шехтеля, Стриженского и Щусева – все это наше Домодедово! Здесь ковалась победа в Битве за Москву 1941 – 1942 годов. Наконец, Иван Михайлович Воронов – знаменитый Архимандрит Алипий, художник, фронтовик, меценат и священник – тоже родился и вырос у нас: в селе Тарчиха.

Из глубины веков глядят на нас, своих потомков, все эти люди. Глядят с надеждой. С надеждой на то, что мы не посрамим их памяти. И оставим грядущим поколениям родное Домодедово не только памятником ушедшему прошлому, но и смело глядящим вперед – в будущее.

 

 

.

Александр Ильинский

2 ноя в 22:39

 

СЕРЕБРЯНАЯ ПЫЛЬ

Осенним вечером 1855 года в доме купца Первой гильдии Николая Кирилловича Саватюгина состоялся разговор. К вдове недавно скончавшегося купца Параскеве Родионовне пришёл известный московский юродивый Иван Степанович. Одетый в одну рубашку, босой и в тяжёлых веригах, он попросил у вдовы денег на чтение Псалтири по покойнику. С подобными просьбами этот человек обращался и к другим лицам. Ему, чью благочестивую жизнь почитал сам митрополит Московский Филарет (Дроздов), это было не впервой, и мало кто ему отказывал. Купцы знали, что себе этот странный человек не оставляет ни копейки. Все деньги, данные благотворителями, он всегда отдавал на добрые дела, а сам он молился так, что Ангелы сходили с неба и молились вместе с ним. Но Параскева Родионовна неожиданно заупрямилась.

- Странно, - сказал юродивый, - почему так: входишь к бедному человеку, у него душа нараспашку. А богатый - словно тебя и не замечает.
- Почему это не замечает? – оскорбилась вдова.
- А я тебе объясню. Подойди к окну. Что ты там видишь?
Параскева Родионовна подошла к окну и пожала плечами:
- Куры ходят по двору. Народ спешит по делам…
- А в зеркале что видишь?
- Что там смотреть? Себя, конечно.
- Вот, - сказал юродивый, - окно это стекло. И зеркало – стекло. Но достаточно небольшого налёта серебряной пыли, что бы человек видел только себя.
Проводив странника, Параскева Родионовна задумалась. Женщина она была добрая и набожная. Слова божьего человека жгли ей сердце.

На следующий день она приняла решение, которое не только изменило всю её жизнь, но и стало началом основания Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря, который является и по сей день жемчужиной домодедовской земли. Пожертвованные Параскевой Саватюгиной деньги пошли на строительство двухэтажного каменного дома для богадельни при храме Флора и Лавра в селе Ям. Очень скоро, по совету Ивана Степановича, вдова стала одной из сестёр богадельни, решив посвятить жизнь служению Богу. Строительство длилось год, а приехавший на освящение владыка Филарет, прислал в дар богадельне икону Иерусалимской Божьей Матери афонского письма, ставшую впоследствии главной святыней монастыря.

Через десять лет, в 1865 году, богадельня была преобразована во Фроло-Лаврскую женскую общину, а её начальницей стала Параскева Родионовна. Жизнь насельниц настолько отличалась заботой и любовью друг ко другу, благотворительностью и молитвенностью, что спустя четыре года помещица соседнего села Лукино Александра Головина подарила общине свой барский дом и имение.

Церковные власти Московского уезда очень удивились свалившемуся на их головы подарку. Первым делом они попытались отговорить дарительницу от такого, на их взгляд, непродуманного шага. Но Головина твёрдо стояла на своём, ссылаясь на то, что она находится в трезвом уме и может после смерти мужа и дочери распоряжаться собственностью как пожелает. Наконец, через два года переговоров сёстры общины переехали в имение Головиных. На его территории находилась небольшая церковь во имя Воздвижения Креста Господня. Поэтому, общину начали называть Крестовоздвиженской.

Шло время. Община разрасталась, и усадебный храм стал мал для сестёр. В 1871 году усилиями благотворителей началось строительство нового церковного здания в честь Иерусалимской иконы Божьей Матери. Именно там днём и ночью сёстры стали читать Неусыпную Псалтирь обо всех, кто к ним обращался за духовной помощью. Здесь поместили и главную святыню – Иерусалимскую икону. Возле этого образа 13 октября 1873 года настоятельница общины Параскева Саватюгина приняла монашество с именем Павлы, а большинство сестёр получили благословение на ношение монашеской одежды.

Начинался период бурного строительства в бывшей усадьбе Головиных. И не перечислить того, что было сделано за каких-то 25 лет! Был построен трапезный корпус, две колокольни, каменная ограда вокруг монастыря, гостиница и дом причта. Заботливыми руками монахинь был устроен скотный и конный дворы, посажен фруктовый сад и огород. При следующей настоятельнице монахине Евгении (Виноградовой) дети из окрестных деревень пошли в церковно-приходскую школу, был устроен приют для девочек-сирот, больница и аптека. На заднем дворе, ближе к лесу, монахини устроили редкое в России чудо - механическую мельницу. Наконец, весной 1890 года состоялась закладка Собора – уменьшенной копии Храма Христа Спасителя. Высота собора от земли до креста составляет 38 метров. Он построен из красного кирпича, а внутри расписан московскими живописцами. Более ста пятидесяти библейских сюжетов нашли место в его стенах! Иконы иконостаса написали по золотому фону, а края украсили разноцветной эмалью. К 1915 году Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь стал не только украшением, но и настоящим духовным центром Домодедовской земли. Он стал одним из центров монашеской жизни всероссийского масштаба.

За всем этим внешним великолепием настораживало только одно. Увлекшись строительством, огородничеством и налаживанием монастырского быта, монахини как бы отодвинули дела милосердия на «второй план». Нет, всё это было: в сёлах и деревнях сёстры обстирывали немощных, разносили лекарства больным и утешали скорбящих. Была построена богадельня для престарелых. Но… главным делом сестёр стало благоукрашение обители. Кто мог подумать тогда, что торжествующая, богатая и уважаемая всеми Русская Церковь стоит на пороге страшных перемен? Что Крестовоздвиженский монастырь доживает последние благополучные годы?

Всё изменилось после революции 1917 года. Пришедшая к власти Партия большевиков не нуждалась ни в духовных скрепах, ни в Боге. «Никто не даст нам избавленья, - пелось в Интернационале, - не Бог, не царь и не герой». Имя Божье оказалось под запретом, а настоящие герои труда и молитвы – сёстры Крестовоздвиженской обители – стали гонимы. Образцовое хозяйство было национализировано и разворовано, сёстры и священники разогнаны и репрессированы, колокола отправлены на переплавку. В начале 20-х годов в соборе был открыт клуб, сам монастырь преобразован сначала в лагерь для беспризорных детей, а затем стал Домом отдыха ВЦСПС. Крестовоздвиженская церковь была переоборудована под склад угля и торфа, а главную святыню обители положили на пол как настил. Был вырублен фруктовый сад и барская кленовая аллея. Говорят, что покидая обитель, одна из последних монахинь горько спросила: «Строили-строили, а что нам осталось?». Затем, посмотрев на измазанные битой штукатуркой ботинки, она себе ответила: «только пыль… Серебряная пыль»

Остановила варварское разрушение монастыря Великая Отечественная война. В стенах бывшей обители расположили военный госпиталь. Медикам было не до перепланировок или сносов зданий – они были заняты делом: людей спасали. В это время верующими из числа медицинских сестёр удалось чудом спасти Иерусалимский образ Божьей Матери. Его на телеге переправили в храм села Мячково, где икона находилась пятьдесят лет.

В послевоенный период в монастырском комплексе открыли санаторий «Ленинские Горки». А в 1980 году на его территории расположили Всесоюзный центр по реабилитации детей. Так Кретовоздвиженский монастырь, который был задуман основателями как богадельня, стал местом, где страждущие получали облегчение от своих недугов. Но с развалом СССР и это начинание пришло в упадок.

В 1992 году монастырь передали Русской Православной Церкви. В полузаброшенные здания снова пришли верующие люди, затеплились лампады перед святыми образами, возобновилась непрестанная монашеская молитва и богослужения. Несмотря на поддержку патриарха Алексия II, первые годы возрождения обители были очень трудными. Не хватало рабочих рук, насельницы выбивались из сил, разбирая завалы советского прошлого. Приходилось заново налаживать монастырский быт. Иногда монахини попросту голодали. Но искренняя вера и надежда на небесный покров Божьей Матери, чей чудотворный образ вновь вернулся в стены обители, дали им силы перенести все физические и духовные тяготы.

Ныне проведена огромная работа по восстановлению комплекса монастыря, и он снова становится украшением домодедовской земли. За материальными заботами не оставлена и память о заветах основателей монастыря – блаженном Иване Степановиче и игуменьи Павле (Саватюгиной). Они положили начало монастыря, как дома милосердия, любви и заботы о стариках, женщинах и детях. Такой вектор развития в монастыре стараются поддерживать и сегодня. Особую страницу в новой жизни обители занимает дружба с Детским домом из посёлка Успенское Ногинского района Московской области. Много лет дети из этого учреждения приезжают на отдых в монастырь. Продолжила свою тихую жизнь и богадельня, с которой когда-то начиналась наша история. Здесь нашли приют, заботу и утешение несколько немощных и нуждающихся в помощи душ. Капля в море – но начало положено.

Основа любого монастыря – молитва. Главное в жизни монаха – это не самолюбование, не эгоизм. Главное в жизни монаха – Небо, непрестанная молитва и служение людям. Монах не глядит в зеркало, а всматривается в Бога. И в каждом болящем, голодном или обездоленном он призван видеть страдающего Христа. Об этом звучит сегодня колокольный звон над Крестовоздвиженским монастырём. Так было всегда. Так будет и впредь, пока жива Русь.

Если у Вас найдётся время, обязательно посетите эту жемчужину Домодедовской земли! Вы вернётесь оттуда с новыми силами, с верой и радостью. Ведь если возродится душа России – монастыри, то тело России, все мы возродимся вместе с ней. Только бы серебряная пыль, о которой говорил блаженный Иван Степанович, не затмила бы снова глаза: ни нам, ни нашим потомкам.

.

Александр Ильинский

26 окт в 0:50

Действия

ИВЕРСКИЙ ХРАМ СЕЛА РАСТУНОВО

Село Растуново расположено в черте городского округа Домодедово. Первое упоминание о нем относится к далекому XV веку, когда Серпуховский князь Василий Андреевич завешал Растунову Слободку своему сыну Ярославу Андреевичу. Но село древнее письменных упоминаний. Ведь именно здесь расположено одно из городищ древних славян, которое относится ко времени на четыреста лет моложе первого хроникального упоминания. Православный храм в селе была всегда. Но каменную церковь построили лишь в XVIII веке. О ней и пойдет речь в материале корреспондента «Домодедовских Вестей» Александра Ильинского.

--------— 1. Гневливый помещик —-----------

Холодным октябрьским вечером 1777 года прапорщик Аммос Прокопьевич Демидов был не в духе. Совладелец села Растуново умудрился рассориться не только со всеми окрестными помещиками, но и с родными. Да что говорить, когда даже собственные дворовые крестьяне за глаза называют тебя «непутевым барином»! А все дело в характере. Амос Прокопьевич любил аккуратность, к которой его приучила служба в армии. А тут дворовые мало того, что выполняют указания кое-как, так еще и не в срок. Это же форменное разгильдяйство! Как тут не прогневаться! Соседские крестьяне то его покос вытопчут, то скотину выпустят на заливные луга при речке Язовке. Ведь по миру пустят! Не раз и не два в гневе прапорщик мчался на взмыленной лошади в соседнее имение и выливал негодование на владельцев непутевых крепостных. Сначала соседи посмеивались, но когда подобные визиты участились, то попросту перестали общаться с Амосом Прокопьевичем. Тут уже обиделась молодая жена, для которой воскресные поездки в гости были отдушиной от скуки сельской жизни. Женские слезы вызывали у отставного прапорщика недоумение и досаду, от которых он злился и гневался еще больше. «Занялась бы делом, - в сердцах говаривал он супруге, - или деток родила мне что ли!». К семейному разладу присоединилась и маменька, твердо ставшая на сторону невестки. «С соседями ссориться грех, - твердо сказала она сыну, - и нечего к жене придираться! Когда Бог даст – будут и детки!». В общем, жизнь стала адом. Никто не понимал его праведного гнева! Куда ни кинь – везде клин.

После очередной бурной семейной сцены, Аммос Прокопьевич выбежал из дома, громко хлопнув дверью. Идти было не куда. Оставался один человек, которые его всегда сочувственно выслушивал. Им был старенький сельский священник Василий Васильев, живший в сторожке ветхой деревянной церкви во имя Николая Чудотворца.

----— 2. Вечерний разговор —---------

Отец Василий выслушал возмущение барина как всегда - молча. Когда отставной прапорщик немного остыл, напоил его чаем с душистыми травами.
- Что мне делать, отче? – наконец вопросил Аммос Прокопьевич, - отчего такая напасть? Может, сглазил кто?
- Да какой там сглаз, - махнул рукой батюшка, - суеверие это все одно! Мы не поганые язычники. На нас, православных христиан, сглазы не действуют. Гнев Ваш – вот что всему виной.
- Да как же не гневаться? – изумился помещик.
- Почему не гневаться? Можно и гневаться, - сказал священник, - только гнев на людей выливать не нужно. Он нужен для того, что бы на грех гневаться и не согрешать. Только вот…
Отец Василий помолчал. Тихо шипел самовар, в комнате у него пахло мятой и ладаном.
- Только вот что. У Вашего Сиятельства молоток в усадьбе найдется? И гвозди к нему?
Аммос Прокопьевич удивился вопросу так, что даже «сиятельство» мимо ушей пропустил – уж графом он ни в коем разнее не был.
- Да, - ответил помещик, - у плотника Ивана найдется.
- Вот и замечательно! Вы, как только почувствуете, что начинаете гневаться – сразу бегите в дом и вбивайте гвоздь в стену кабинета. Это мой Вам пастырский совет.

-----— 3. Испорченный кабинет —------------------

Не барское это дело – гвозди вбивать. Но Амосу Прокопьевичу было не до дворянской спеси. Проверить совет священника довелось тем же вечером. Горничная Маша умудрилась разбить кувшин. Вместо того, чтобы наорать на неумеху, помещик ринулся в кабинет. Там стоял принесенный Иваном ящик с гвоздями. В сердцах прапорщик вколотил в стену их целых три. Грохот стоял на весь дом, но от сердца отлегло. Последующий месяц превратил стену кабинета в подобие шкуры дикобраза, но с родными отношения постепенно как-то наладились. Гневаться помещик стал меньше. И бежать каждый раз в кабинет, чтобы вбивать гвоздь, бывало не всегда к месту. Еще через пару месяцев возобновились визиты к соседям. После поездок по гостям дырки в стене случались, но все реже. Жена начала улыбаться, а маменька перестала ворчать вечерами. Даже дворовые стали расторопнее: барин давал конкретные указания, меньше сердился и не гневался по пустякам. Все требования остались, но сам он стал более справедливым что ли. А потому работа на него перестала быть подобной походу по минному полю. Наконец, настал день, когда в стену барского кабинета не было вбито ни одного металлического предмета.

Отец Василий на Исповеди подивился духовному росту своего подопечного. А затем дал новый совет.
- А теперь, Ваше Боголюбие, - сказал он Аммосу Прокопьевичу, - как только пройдет у Вас день без гнева, то вечером вытаскивайте по гвоздю.

Духовная борьба шла с переменным успехом. Но через год оказалось, что в стене многострадального кабинета ни осталось ни одного гвоздя. За это время дела в имении наладились, соседи уже считали Аммоса Прокопьевича душой компании, а супруга ходила на сносях. Оглядев «поле боя», отец Василий, которого пригласили по случаю благодарственного молебна в дом, подошел к изувеченной стене.

- Ни одного гвоздя, отче! – не удержался от законного хвастовства помещик, - Одни дырки остались! Уж не знаю, как и благодарить вас. Жизнь наладилась!
- Вот-вот, - ответил священник, - гвозди выдернуты, но на стену смотреть теперь жалко. Так и с душой человеческой. Грех можно и нужно истреблять. Но последствия греха в душе остаются. Как эти дырки – в стене. Не увечь себя больше гневом, чадо. А благодарить меня не надо. Лучше, Аммос Прокопьевич, храм поправьте, старый он у нас. Это и будет Вашей благодарностью – Богу.

----— 4. Новый храм —-------------------------

Мысль отца Василия Васильева помещику понравилась. Только задумал он не только поправить старую деревянную Никольскую церковь, а построить новую – каменную. Привыкший к армейской субординации, он в том же 1778 году попросил благословение на свой замысел у митрополита Московского и Калужского Платона (Левшина). Благословение и храмозданная грамота пришли от владыки 27 февраля 1796 года. В далекой Франции начинался пожар Великой Французской Революции, разрушались древние базилики и расстреливались священники. А на Руси храмы строились. Началась стройка и в селе Растуново. Новую церковь возвели очень быстро. Из красного кирпича, украшенная резными деталями из домодедовского белого камня, выстроенная в стиле зрелого классицизма она стала подлинным украшением села. Купол и крыши были василькового цвета, удачно сочетавшегося с кирпичным цветом столпа и белым камнем деталей. По куполу светились золотые звезды. Построенная на высоком месте, открытая всем ветрам, церковь смотрелась издали со всех сторон и невольно привлекала взгляд. Над крышей храма свечой возвышалась пятиярусная колокольня. Церковь освятили в честь иконы Божьей Матери «Иверская», устроив в ней два придела – в честь Николая Чудотворца, которого так почитали сельчане, и святых апостолов Петра и Павла. Освящение храма с особой торжественностью провели в 1799 году.

Из этого храма в 1812 году «на битву с супостатом французским» жители села проводили в ополчение тридцать добровольцев. Девятнадцати из них довелось сложить свои головы за веру, царя и отечество. А остальных Высочайшим указом пожаловали серебряными медалями и вольностями. Через улицы села прошли части русской армии, совершавшие после оставления Москвы знаменитый Тарутинский маневр Михаила Илларионовича Кутузова. К концу XIX века село Растуново разрослось. Здесь насчитывалось 145 дворов и более тысячи прихожан. Церковь сельчане любовно отреставрировали и обвели каменным с кованными решетками забором, построили дома для притча и здание воскресной школы. Под стенами храма проводилась ежегодная Петропавловская ярмарка, гремевшая на все Подмосковье. Жизнь кипела в старинном селе. И казалось, что так будет всегда.

----— 5. Без Бога – не до порога —----

Бурные политические события первой трети XX века внесли свои коррективы. Для новой власти и новой атеистической идеологии православная вера стала в лучшем случае «пережитком проклятого царского прошлого». В худшем – заклятым врагом. Храмы Подмосковья буквально «мозолили глаза» советским чиновникам. Не стал исключением и Иверский храм села Растуново. Его закрыли в 1937 году. «Снесем!» - твердо обещало партийное начальство. «Ломать – не строить, - отвечали сельчане, - сами что-нибудь путное постройте, тогда сносите». Тогда добротное здание «перепрофилировали». Здесь был то клуб, то склад, то бойня для скота, то производство елочных украшений. Колокольню за ненадобностью снесли, купол храма разобрали, стены закоптили, пол растащили. Жители стали уезжать из родных мест. В середине 60-х Растуново даже хотели вообще уничтожить, переселив жителей в «дома со всеми удобствами», которые принадлежали первому в СССР агрогороду «Заря Коммунизма». К великой радости сельчан, этим планам не суждено было сбыться. Попросту не хватило денег. Древнее Растуново, история которого уходит в глубь веков, оставили в покое.

----— 6. Возрождение —----

То, что осталось от Иверского храма передали православным верующим в 1989 году. В первые годы община буквально бедствовала. Верующие собирали по электричкам средства на срочный ремонт и приобретение церковной утвари. Постепенно удалось очистить и оштукатурить стены, настелить полы, поставить временный иконостас и начать регулярные богослужения в храме. Как только затеплилась молитва, сразу появились неравнодушные люди. Храм был покрыт листовой медью, мастера из Палеха изготовили красивый иконостас, с далекого Афона в храм приехала икона Иверской иконы Матери Божьей, территорию обвели каменную ограду, заложили и построили небольшую колокольню. Настоятелем храма в настоящее время является протоиерей Игорь Шемонаев.

----— 7. Раны от гвоздей —---------

Казалось бы, перед нами счастливый конец: стараниями трудолюбивых русских людей церковь поднята из руин, молитва за Отечество и колокольный звон снова стали частью повседневной жизни древнего села. Ширится благотворительная деятельность православных людей, вера, любовь и надежда снова становятся душой нашего общества. Но мне не дают покоя слова того – старенького священника, который в далеком XVIII веке стоял у истоков строительства храма Иверской Богоматери села Растуново. Сколько было разрушено! Сколько утеряно безвозвратно! Ведь уничтожались не только церкви, усадьбы и старинные дома. Уничтожалась сама память и душа нашего народа. В нее, словно гвозди вбивались совершенно чуждые штампы идеологии и жизненного уклада. Все это осталось в веке минувшем. Но трагедия не прошла бесследно. Раны от нее продолжают кровоточить. Страшной пустотой зияют провалы на местах некогда цветущих усадеб, произведений архитектуры, живописи и прикладного искусства. Сколько еще порушенных святынь надо восстановить так же, как поднять к небу свечу той, утраченной в XX веке растуновской колокольни? Сколько еще построить и воплотить в камне красоты, распахать заброшенных полей и заселить покинутых сел, чтобы наши потомки гордились нами?

Я уверен, что русскому человеку – по плечу все. И то чудо, чудо возрождения родной домодедовской земли, которыми мы все являемся свидетелями, не остановится, не замрет и не станет одной из страниц пыльного прошлого. Ведь созидание, творчество, молитва и вера – все это направлено в будущее. Будущее великой, красивой, искренне верующей и могучей России, которое начинается с каждого из нас – здесь и сейчас. Так жили наши предки. Так, я надеюсь, мы и завещаем понимание жизни – нашим потомкам.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: