Церковь Божией Матери «Знамение» села Долматово – часть истории г.о. Домодедово




 

Недалеко от станции Белые Столбы в черте городского округа Домодедово расположено село Долматово

Село Долматово неразрывно связано с семьей сподвижников императора Петра Великого – генералов Глебовых. О них и знаменитой Знаменской церкви в рамках рассказов об истории городского округа Домодедово пойдет речь в нашем материале.

Молчаливый разговор
10 марта 1702 года царь всея Руси Петр Алексеевич был явно не в духе. Царская кибитка по пути из Новгорода в Псков то тряслась на смерзшихся с зимы ухабах, то вязла в непролазной грязи. Царь морщился, словно от зубной боли. В памяти еще было живо позорное поражение русской армии под Нарвой, когда 2 декабря 1700 года ее главнокомандующий – саксонский фельдмаршал де Клуа – попросту сдался в решительный момент боя королю Карлу XII. Оставленное без руководства войско шведы подвергли показательному избиению.

После этого разгрома в Европе назвали шведского короля «новым Александром Македонским» и лишь шутили над варварской Московией, которой шведы преподали урок военного искусства. «Пусть русский медведь, – хохотали в Версале и Берлине, – возвращается в свою берлогу и больше оттуда не высовывается!». Под градом шуток только самые острые умы осмеливались сказать, что царь Петр проиграл сражение, но не проиграл войну. И вообще часть русских ушла с поля боя с развернутыми знаменами. Настоящими героями сражения оказались лейб-гвардейцы Преображенского и Семеновского полков, которые буквально по колено в крови прикрыли отход немногих дееспособных частей. Тем не менее военная удача явно склонялась на сторону шведов.

К счастью, Карл XII явно заболел после Нарвы «звездной болезнью» и обратил свой воинственный пыл против Саксонии и Польши. А русский царь сделал правильные выводы из случившегося. Получив известие о поражении, Петр развил лихорадочную деятельность. Он провел реформу в армии, окончательно сделав ее регулярной и ограничив число иностранных офицеров. Были отлиты новые пушки, а вокруг Новгорода, Пскова и Москвы спешно стали возводиться настоящие укрепрайоны.

После инспекции оборонительных сооружений под Новгородом и ехал царь весенним днем 10 марта 1702 года. Проделанными работами государь остался недоволен настолько, что выгнал на строительство рвов вокруг города все трудоспособное население, включая монахов. Кроме того, не хватало меди на отливку новой партии пушек, а потому сгоряча Петр приказал отправить на переплавку все имевшиеся в городе колокола. Правда, потом передумал и взял с новгородского купечества деньгами. Война – штука разорительная. А деньги – лучшее лекарство для обедневшей государственной казны!

Все эти мысли настолько ярко отражались на лице царя, что сопровождавший его командир лейб-гвардии Преображенского полка Федор Никитович Глебов предпочитал помалкивать. Он открыл рот, лишь когда царская кибитка подкатила к Пскову.

– Государь, – сказал Глебов, – у меня к тебе одна просьба…
– Что еще? – насупился Петр I.
– Государь, прошу тебя: никому не рассказывай о том, какие разговоры мы вели в дороге!
Петр Алексеевич сначала опешил, а потом вдруг расхохотался!
– Ты прав, молчание – золото, – сказал царь, – делами надо заниматься!

Действительно, озвучивать свои опасения он точно не собирался. Вот еще, только дай повод позлорадствовать обожателям Карла Шведского! Он знал мощь России, предпринимал все шаги для реформирования армии и верил в ее победу. Под стенами древнего Пскова уже маршировали новые полки, которые развеют миф о непобедимости шведов под Полтавой…

Семья генералов Глебовых
Кто-кто, а Федор Глебов знал характер царя Петра Алексеевича. Он был с ним рядом еще с «потешных» полков, по образцу которых ныне создавалась российская военная мощь. Царь доверял Глебову полностью. И Федор Глебов служил России, не щадя живота своего, пройдя с преображенцами все дороги Северной войны и Прутского похода в качестве одного из их командиров. Конец жизни Федор Глебов встретил в должности генерал-майора лейб-гвардии. За труды его семейству и было пожаловано «в вечное пользование» богатое сельцо Долматово, расположенное в черте нынешнего городского округа Домодедово.

После смерти героя Нарвы и Полтавы имение перешло к сыну – Ивану Федоровичу Глебову. Тот не посрамил боевой славы отца, став сначала фактическим начальником всей русской артиллерии, а затем героем Семилетней войны и генерал-губернатором Киева. Генерал-аншеф, сенатор, а перед самой смертью генерал-губернатор Санкт-Петербурга, Иван Федорович редко бывал в своем родном Долматово. Зато сюда часто приезжали отдохнуть от столичной суеты его многочисленные родственники и дети. Интересно, что вельможа был настолько набожным человеком, что закончил свои дни и был погребен в Старицком Успенском монастыре. Именно он приказал построить в своем имении белокаменный храм в честь новгородской иконы Божией Матери «Знамение». Сюда в нечастые свои приезды ходил молиться он, сюда приходили молиться его дети, внуки и многочисленные крестьяне села и окрестных деревень. И всех их, таких разных русских людей, объединял храм.

Связь времен
Семья Глебовых владела Долматово до 1917 года. Тут был богатый барский дом, каскадные пруды, великолепные конюшни, аллеи с белоснежными беседками и служебные помещения. От всего этого великолепия к концу XX века не осталось ничего. Ничего, кроме маленькой белокаменной церкви, построенной еще в далеком 1735 году. В этом есть что-то очень символичное. Мы заслуженно гордимся нашими военными победами, восхищаемся культурой русского дворянства, преклоняемся перед памятью великих предков. Но неумолимое время уносит в пропасть небытия все. Как горько писал поэт Гаврила Державин:

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей…

Что же остается? А остается то, во имя чего жили все эти люди. Меняются эпохи, герои и государственные приоритеты. Непоколебимо одно – душа народа. Она словно воплощена в белом домодедовском камне долматовской церкви. Маленький однопрестольный храм поражает лаконичностью своих форм. Он очень уютен, в храме не теряешься, как это часто бывает в огромных соборах. Редкий образец церковного зодчества времен императрицы Анны Иоанновны, храм поражает скромностью и пластичностью наружных фасадов. Храм словно «срисован» с образцов древнерусской деревянной архитектуры. Подумайте: каменный храм, который построен по образцу деревянных! В нем нет ничего кричащего или нарочитого. Он идеально вписан в неброскую природу Подмосковья. Неравногранный восьмерик с полукруглой апсидой венчает низкий купол с миниатюрной главой, с которой в небо поднята главная архитектурная доминанта – золоченый крест. Над входом в церковь возвышается трехпролетная двухъярусная звонница в виде треугольного силуэта с арочными проёмами. Эта принадлежность псковской архитектуры очень редка для подмосковной земли. Видимо, генерал-аншефы Глебовы были людьми, которые отличались не только военными талантами, но и удивительным архитектурным чутьем. Одна эта звонница делает храм иконы Божией Матери «Знамение» в Долматово уникальным.

Сегодня храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» является подворьем Свято-Данилова мужского монастыря. В 1989 году храм был заботливо отреставрирован, а трудолюбивые монахи построили здание для причта и святой колодец. В летнее время храм утопает в цветах.

Посетите это место! Такой и должна быть красота – по-домашнему уютной, неброской, родной и светлой, как стены древней долматовской церкви! Около нее явно чувствуется, что от царя Петра I до наших времен прошло не так уж и много времени. И те, которые жили, дышали и творили тогда, – одного с нами духа. Все мы – русские люди! А это дорогого стоит.

Проезд из Москвы: От Павелецкого вокзала до станции Белые Столбы. Далее автобусом в сторону Подольска до остановки «Долматово» (9 км).

Александр Ильинский,
фото из открытых источников

Михаил Анатольевич ДЬЯЧЕНКО, Александр Сергеевич ИЛЬИНСКИЙ

 

 

Группа общины Георгиевского Храма (Авиагородок)

22 янв в 1:18

 

Антонина Матюшина
ХРАМ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
(New Redacted)

Ну, какой россиянин может догадаться, глядя издалека на эту маленькую деревянную кладбищенскую церковку на краю села, какая духовная силища в ней находится?
Кому придет в голову, что, если он не побывает в этом скромном малоприметном деревенском храме в Подмосковье, то потеряет в духовном плане не сравнимо много больше, чем приобретет для себя, посетив потрясающие по своей красоте христианские храмы Италии, например?

Внутреннее убранство храма Рождества Иоанна Крестителя, Предтечи Господня, который виден с дороги, но вовсе не привлекает внимание, не вызывая желания с этой дороги свернуть, буквально завораживает. Нет - нет. Не обилием арок и стилей. Не витиеватостью византийских крестов. Но какой -то удивительной наполненностью. Живостью. ЖИЗНЬЮ. Здесь всЁ живое. ВсЕ - живые. Отчего? Может, от того, что тесновато? Все близко. До каждого лика рукой подать? Нет ни одного свободного местечка, не заполненного росписью, не занятого иконой?
На маленьком пятачке - все житие Иоанна Крестителя, Предтечи Господня от самого рождения; на иконах алтаря - жизнь Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы.

А какое множество икон святых! Кого здесь только нет! Надо же было суметь разместить все это богатство на таком незначительном по величине пространстве!
Даже стоя на службе, ты не можешь не обратиться в свободную минутку с молитвой к каждому из взирающих на тебя со всех сторон и находящихся так близко.
Кто-то спросит: " А в других храмах разве не так?". Не совсем. В других - мысль молиться ко святым, память которых не празднуется в день службы, посещает всегда, но не во время Литургии. А тут...

Чувствуешь себя перед этими ликами как на экзамене. А экзамен и есть.
Кто они? И кто мы? Страшнее, прости, Господи, чем перед Тобой! Почему? Потому что они экзамен перед Тобой выдержали. А мы? Выдержим?
Стоишь перед ними (среди них!) как перед немыми свидетелями своего бессилия и ничтожества. И любишь их, великих подвижников, за их истинную любовь к Тебе, и стыдишься самого себя, и обращаешься к ним с молитвой лицом к лицу. С молитвой помочь, защитить, просить тебя, Господи, о спасении погибающей души.
Да... Но почему перед ликами? Перед людьми. Перед самими святыми...
Они здесь рядом. Вокруг. Стоят с нами на службе. Вместе с нами возносят молитвы. Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу воспевают.
Это не фантазии на тему. Это реальность. Не ВООБЩЕ, а в этом храме в частности. Так ощущаешь.

Входишь в храм и попадаешь в Рай... Именно так. Потому что сразу оказываешься среди сонма святых. И становится не по себе. Вроде как тебе туда еще слишком рано. Или вообще нельзя. Никогда...
Но ты туда уже вошел. Взглянуть... Как там? Или. Кто? Что тебе остается? Молиться.

Ощущение наполненности, намоленности в освященном только год назад храме может быть вызвано еще и другими причинами. Жизнь не прекращается. Она продолжается. Продолжается и в высоком служении Господу нашему, Иисусу Христу.
Настоятель храма, иерей Сергий Ухорцев, отец 10-ти детей, - внук одного из новомучеников, священномученика Александра Виноградова.
На аналое - икона деда. На амвоне - внук. Как там про архиерейскую соборную службу? "Литургию совершили в сослужении..."
Кто из них совершает Литургию? Кто находится " в сослужении"? Похоже, что всегда служат вдвоем?
Во всех смыслах однозначно. Отец Сергий и отец Александр.
Вероятно, Небо помогает настоятелю в этом удивительно небольшом, но по всему более чем замечательном храме, как нигде.

 

.

Группа общины Георгиевского Храма (Авиагородок)

18 окт 2017

Действия

НЕБОЛЬШОЙ ОТЧЁТ О ПОСЛЕДНЕЙ ПАЛОМНИЧЕСКОЙ ПОЕЗДКЕ ИЗ г ДОМОДЕДОВО ОТ ШТАТНОГО КРИТИКАНА
Положа руку на сердце - впечатлений от 18-часового путешествия столько, что не хочется писать тростью по бумаге, ибо будет зело долго, поэтому сегодняшний отчёт лучше всего сделать в виде фоторепортажа.
Но несколько слов, в качестве комментариев к нему, всё же придётся оставить...

Итак, Павлов Пасад: главное, что запомнилось, после колоритной архитектуры, это не менее колоритная фигура отца Сергия, взявшего на себя роль экскурсовода и ироничность которого не уступала ироничности нашего Александра Сергеича, так например, на вопрос где можно найти образчик Романа-сладкопевца, сей любезный инок отослал меня к ростовой настенной иконe, на что пришлось с сожалением заметить, что её я не унесу. Смиренно позирующим пред камерами паломников, щёлкающими затворами аки твои японцы, отцом Сергием все остались безапеляционно очарованы. У меня же, глядя на комплекции иноков, создаётся еретическое, быть может, убеждение - что Святой Дух очень калорийный. Но Алиcа из сказки Кэролла явно права - ''от сдобы добреют'', ибо любезность батюшек почти всегда прямо пропорциональна их комплекции.

Далее - Покров: Небольшой минус - это музей шоколада в краеведческом музее Покрова. Сам натур-продукт все оценили на пять с плюсом, но в программе, не смотря на профессионализм экскурсоводов, обнаружился некоторый примитивизм школьного уровня, хотя это и вполне понятно и извинительно, ведь программа разрабатывается под целевую аудиторию, а таковой в музее шоколада предполагаются именно подростки от 10 до 18 лет и они, как можно было заметить, остались абсолютно счастливы, что собственно и требовалось. Во всём остальном, краеведческий музей был гипер-интересен и экспонаты казалось хранили ещё тепло рук и энергетику своих владельцев.
Небольшой камешек в огород своей альма-матер: просфоры во всех трёх монастырях отпускаются подателям треб - бесплатно (отговорки, а ля ''у храма нет своей пекарни и он их завозит'' - не прокатывают; это проблема храма, а не прихожан и их не волнует, во всяком случае - не должна), А совершать для группы литии и здравницы никто не мешает, достаточно гиду сказать, что это наш собственный карманный псаломщик. Явно в монастырях все более привычны к молитвам, чем к болтовне и они там никого не отвлекают.
Покровский островной монастырь порадовал детским клиросом и обилием ангелоподобных чад в костюмчиках-тройках и платьицах с фартучками, часть которых принадлежала к подшефным из местного интерната для трудных детей (трудные-не трудные, но поздоровались и попрощались все без всякого труда и очень ласково - видя меня в первый и в последний раз). Слушая сладкоголосых юных певцов и чтецов, невольно подумалось о том, что огрехов у них меньше чем у меня - многоопытного балбеса.
Матушка, принимавшая за ящиком требы около двух часов, что заставляло бегать от очереди к очереди (к батюшке - на помазание и к матушке - за ящик, в боязни, что одна из них неожиданно кончится и предмет очереди сбежит) напомнила Семёна Альтова с его незабвенным ''открывает кошелку, достаёт сумочку, закрывает кошелку, открывает сумочку, достаёт кошелёк, закрывает сумочку, открывает кошелёк...'' Однако обиженным никто не остался, ибо матушка Ольга была при этом пленяюще любезна и благодушна, успевая обменяться с каждым мнениями, репликами и ликбезами по поводу и без повода, с совершенно обезоруживающей улыбкой. Достоинства трапезной описывать не буду - возможно это сделают другие, ибо я набил живот ещё в кафе и в Доме Пряника.
Нельзя было вернуться из столь насыщенной поездки без сувенира и, так как ни кожаных помянников, ни икон св Романа (кроме рекомендованной весёлым иноком - настенной) так и не обнаружилось, то им стал фирменный Покровский платок - отдельное мерси эстетическому вкусу Маргариты.
Мира всем и новых впечатлений

 

Группа общины Георгиевского Храма (Авиагородок)

31 мар 2017

ЛЮБОВЬ ВОДОЛАЗСКАЯ
Храм Моего Города (Часть-1)

ОТ РЕДАКТОРА
Не так давно отмечалось двадцатилетие рукоположения нашего настоятеля О. Н. Шмитова, на котором зачитывалась известная уже статья As It Began, а через месяц - исполняется 20 лет со дня основания свято-Георгиевского храма. В преддверии этой круглой даты, неплохо было бы продолжить краеведческую серию, начало которой положил Александр своей статьёй к престольному праздникую А так же и подвести итоги.
Что же можно перечислить, в качестве достижений за этот немалый срок? Взрослую и детскую воскресные школы - роскошь имеющуюся далеко не у каждого более крупного храма; Добротный забор и детскую площадку; высокопрофессиональный гнессинский хор; Своё литературно-просветительское издание... Всё это, конечно, очень хорошо, если бы не ряд ''НО'': Воскресная школа работает с перебоями, поскольку её основатель и первый руководитель был, по неизвестным причинам отстранён от неё и иначе, как интригами назвать это не получается, а замена пока так и не найдена; Забор появился на 16ом году существования храма и лишь после пары эксцессов, а детская площадка - на 19й; Хор, долгое время бывший украшением и гордостью прихода - распался из-за финансово административного кризиса, районно-приходское издание - мирно скончалось на первом и единственном выпуске, а долгожданный каменный храм, не говоря уж о трапезной так и остались в проекте... Благоустроенное крыльцо с перилами, благодаря которому бабушки более не скользят и которым тоже так хотелось бы похвастаться - появилось лишь после трёх лет докучливых напоминаний и жалоб одного из чтецов, да и то, справедливости ради надо сказать, что его докучливость так таки ничего и не решила, покуда к делу не подключились товарищи Ильинский и Каминская. Волей-неволей вспоминается наличие-отсутствие европейского платья у звездочёта из сказки Экзюпери. Впрочем, разве так у нас не везде и во всём? Проблема эта, как и затронутая французским классиком, тема европейского платья, носит гораздо более глубинный характер. Но не вещизм ли всё это? Не фетишизм ли? Главное ли, чем может похвастаться приход? Может всё-таки главное в том, что посещаемость храма за эти 20 лет не переставала неуклонно расти, а община прирастать молодёжью. Немало детей, подростков и студентов и в нашей группе и практически всех я знаю по именам - Даня, Рома, Аня... В чём, надо полагать, немалая заслуга и педагогов - таких, как Любовь Водолазская, Александр Ильинский, м. Елена Горюнова и Вера Каминская и, непосредственно самого отца Олега;
В том, что община храма активно интегрируется в общественно-социальную жизнь посёлка, не оскудевая пожеpтвованиями и материальной поддержкой малоимущих; в благотворительных акциях, вроде недавно описанной и общественных мероприятиях; в том, что благодаря кураторской работе о. Олега в часовне Академии МВД, в храме не только немало молодых лиц, но он ещё стал и в некоторых отношениях интернациональным - не раз доводилось видеть и то, как отец Олег принимал исповеди у англоязычных посетителей, на их родном, что характерно, языке. Нередко приходится видеть и григорианцев, на которых опять же никто не косится и не кричит, что они оскорбляют Бога неправильным крестным знамением... Были одна-две шумные бабушки, но что примечательно, весь храм, от малa до велика, делал им замечания, становясь на сторону посетителей, а настоятель, читавший в этот момент молебен, даже бровью не вёл и в своё время всецело подержал меня в высказанной мысли о том, что Бога оскорбляет вовсе не то, как мы крестимся, кланяемся и ставим свечки, а оскорбляет Его, когда мы ссоримся. Вдвойне - когда ссоримся в храме. В тройне - когда посреди молебна... И таких ссор, надо сказать, в качестве последнего достижения, у нас в коллективе всё меньше. Есть конечно, как всегда и везде свои отдельные смутьяны - но и они со временем или уходят,оказавшись в общем организме инородным телом или исправляются.
Вот это, пожалуй, и есть настоящие достижения - не трапезной единой жив прихожанин..
Г Д


ХРАМ МОЕГО ГОРОДА
Исполнители: учащиеся 9 класса Ивлиева Анастасия, Фонова Надежда
Руководитель: Водолазская Л.В., учитель ОПК.
ВВЕДЕНИЕ
Как учит Церковь, сердце каждого христианина должно быть обителью Бога, Его храмом. Воцерковляясь, то есть, приучаясь жить в Церкви, христианин очищает свое сердце от грехов, приводит его в порядок по подобию православного храма, чтобы оно стало достойным пребывания в нём Господа. Бывает, ходит человек много лет мимо храма и может не замечать его вовсе. Но наступает момент (обычно это самые трудные минуты жизни), когда и ему приходится задуматься о Боге, о смысле собственной жизни, о вечности и направляется он в храм как дом Божий, и становится храм и его самым главным и родным, Отчим домом.
Мы живем в небольшом городке, который возник как поселение работников аэропорта Домодедово. Главной особенностью, а вместе с тем и украшением нашего городского пейзажа, является храм. Он находится на перекрестке дорог на небольшой возвышенности. И кто из нас, проезжая мимо него на автобусе, не видел стоящую рядом с дорогой церковь. Но, наверное, мало кто задавался вопросом, откуда появился такой красивый храм.
Целью нашей работы является более подробное знакомство с Георгиевской церковью, с ее внутренним устроением, ее святынями. Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие
задачи:
1)изучить, что представляет собою храм в христианском понимании, его устройство и назначение; 2)познакомиться с Георгиевской церковью, ее внутренним устроением, ее святынями; 3)создать визитную карточку нашего храма, комплект праздничных открыток.
Методы исследования:
1)работа с литературными источниками; 2)фотографирование.

ГЛАВА 2. ГЕОРГИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
2.1. Историческая справка
Домодедовский район, Авиагородок (Востряково поселок), Туполева улица 85. В 1997 г. Администрация Домодедовского района выделила в поселке участок земли под строительство храма. Деревянный храм с колокольней был построен в 1998 году стараниями прихожан, возглавляемым священником Олегом Шмитовым. Первая литургия в новопостроенном храме была совершена 6 мая 1998 года, в день престольного праздника святого великомученика Георгия Победоносца. В 2002 году по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было совершено великое освящение храма. Богослужение возглавил архиепископ Можайский Григорий в сослужении благочинного Домодедовского округа протоиерея Александра Васильева и клириков Московской Епархии. При храме действует две приписанных часовни: Архангела Михаила в аэропорту «Домодедово» (освящена в 2002 году) и св. Николая на территории ВПИК МВД России (1 богослужения 15 января 2002 года.) Храм открыт ежедневно, богослужения совершаются в субботние, воскресные и праздничные дни.
2.2 Житие великомученика Георгия Победоносца
Святой Георгий был воином в войске императора Диоклетиана, правившего в Римской империи с 284 по 305 год. Когда язычник Диоклетиана устроил гонения на христиан, подвергая их пытками и казням, святой Георгий пришел к императору и стал защищать христиан. Разгневанный император приказал заточить святого Георгия в темницу и положить ему на грудь тяжёлый камень, надеясь, что юноша не вынесет мучений и отречётся от веры в Христа. Но когда после пыток его привели к императору Диоклетиану, святой Георгий воскликнул: «Скорее ты устанешь мучить меня, чем я отрекусь от своей веры!» Воина подвергали страшным мучениям, но, продолжая усердно молиться, он оставался невредимым. Многие жители Рима, видя эти чудеса, уверовали Христа. Промыслом Божьим гонения на христиан только утверждали и распространяли христианство.
После своей мученической кончины святой Георгий стал являться людям и помогать им преодолевать беды и несчастья, а воинам – побеждать. Поэтому его называют Георгием Победоносцем. Особо прославляют святого Георгия за победу над змеем. Этот подвиг был совершен в стране Финикии. Здесь среди гор раскинулось красивое озеро. Вдруг на его берегу появился страшный змей, поедавший людей. Святого Георгий Победоносец стал спасителем местных жителей от
страшного чудовища. Это событие получило название «Чудо Георгия о змее». Чудо так полюбилось русскому народу, что на Руси Георгия Победоносца стали изображать воином на коне, пронзающим копьём отвратительного змея. Москвичи особенно почитали святого Георгия и признали его своим покровителем, а икона с изображением этого сюжета стала гербом столицы.

Рис.1 Икона Великомученика Георгия Победоносца
Рис.2 Икона Божией Матери «Державная»

Крестьянке Евдокии Андриановой из деревни Починки Броницкого уезда Жирошкинской волости во время проживания в слободе Перерве, находящейся напротив села Коломенского через Москву-реку, было сновидение, в котором она получила указание: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». В другой раз Евдокии приснилась незнакомая большая белая церковь и величественно восседающая в ней Женщина. Лицо царственной Женщины не было показано, но сердцем Евдокия признала в Ней Богородицу. Отыскав в Коломенском виденный ею храм Вознесения, Евдокия рассказала настоятелю храма Николаю Лихачёву о сновидению. Настоятель показал ей все старинные иконы, но ни одна не была похожа на ту, которую она должна была найти. После долгих поисков в подвале среди старых досок нашли большую старую черную икону. Когда её очистили от многолетней пыли, на иконе появилось изображение Божией Матери, величественно восседавшей на царском троне в красной порфире на зелёной подкладке. На голове Богородицы – большая царская корона, в правой руке – скипетр, а в левой – держава. На коленях Её сидит благословляющий Христос. В этом образе Евдокия узнала Женщину, которую видела в сновидении. Вскоре после появления иконы в селе Коломенском Воскресенский женский монастырь в Москве по записям в своих кни гах установил, что эта икона прежде принадлежала ему. Но при эвакуации во время Отечественной войны 1812
года её вместе с другими иконами передали на хранение в Вознесенский храм села Коломенского, откуда она не была возвращена.

Обретение Державной иконы в день отречения государя от престола осознается верующими как знак принятия Богородицей на Себя верховной власти над Россией и над русским народам. Почитание памяти царя-мученика и Державной иконы вызвало репрессии со стороны советской власти: были арестованы тысячи верующих, расстреляны составители канона и церковной службы этой иконе, а все иконы – списки с Державной – были изъяты из церквей.

Празднование иконе «Державная» установлено в день её явления, 2/15 марта.

Группа общины Георгиевского Храма (Авиагородок)

31 мар 2017

ЛЮБОВЬ ВОДОЛАЗСКАЯ
Храм Моего Города (Часть-1)

ОТ РЕДАКТОРА
Не так давно отмечалось двадцатилетие рукоположения нашего настоятеля О. Н. Шмитова, на котором зачитывалась известная уже статья As It Began, а через месяц - исполняется 20 лет со дня основания свято-Георгиевского храма. В преддверии этой круглой даты, неплохо было бы продолжить краеведческую серию, начало которой положил Александр своей статьёй к престольному праздникую А так же и подвести итоги.
Что же можно перечислить, в качестве достижений за этот немалый срок? Взрослую и детскую воскресные школы - роскошь имеющуюся далеко не у каждого более крупного храма; Добротный забор и детскую площадку; высокопрофессиональный гнессинский хор; Своё литературно-просветительское издание... Всё это, конечно, очень хорошо, если бы не ряд ''НО'': Воскресная школа работает с перебоями, поскольку её основатель и первый руководитель был, по неизвестным причинам отстранён от неё и иначе, как интригами назвать это не получается, а замена пока так и не найдена; Забор появился на 16ом году существования храма и лишь после пары эксцессов, а детская площадка - на 19й; Хор, долгое время бывший украшением и гордостью прихода - распался из-за финансово административного кризиса, районно-приходское издание - мирно скончалось на первом и единственном выпуске, а долгожданный каменный храм, не говоря уж о трапезной так и остались в проекте... Благоустроенное крыльцо с перилами, благодаря которому бабушки более не скользят и которым тоже так хотелось бы похвастаться - появилось лишь после трёх лет докучливых напоминаний и жалоб одного из чтецов, да и то, справедливости ради надо сказать, что его докучливость так таки ничего и не решила, покуда к делу не подключились товарищи Ильинский и Каминская. Волей-неволей вспоминается наличие-отсутствие европейского платья у звездочёта из сказки Экзюпери. Впрочем, разве так у нас не везде и во всём? Проблема эта, как и затронутая французским классиком, тема европейского платья, носит гораздо более глубинный характер. Но не вещизм ли всё это? Не фетишизм ли? Главное ли, чем может похвастаться приход? Может всё-таки главное в том, что посещаемость храма за эти 20 лет не переставала неуклонно расти, а община прирастать молодёжью. Немало детей, подростков и студентов и в нашей группе и практически всех я знаю по именам - Даня, Рома, Аня... В чём, надо полагать, немалая заслуга и педагогов - таких, как Любовь Водолазская, Александр Ильинский, м. Елена Горюнова и Вера Каминская и, непосредственно самого отца Олега;
В том, что община храма активно интегрируется в общественно-социальную жизнь посёлка, не оскудевая пожеpтвованиями и материальной поддержкой малоимущих; в благотворительных акциях, вроде недавно описанной и общественных мероприятиях; в том, что благодаря кураторской работе о. Олега в часовне Академии МВД, в храме не только немало молодых лиц, но он ещё стал и в некоторых отношениях интернациональным - не раз доводилось видеть и то, как отец Олег принимал исповеди у англоязычных посетителей, на их родном, что характерно, языке. Нередко приходится видеть и григорианцев, на которых опять же никто не косится и не кричит, что они оскорбляют Бога неправильным крестным знамением... Были одна-две шумные бабушки, но что примечательно, весь храм, от малa до велика, делал им замечания, становясь на сторону посетителей, а настоятель, читавший в этот момент молебен, даже бровью не вёл и в своё время всецело подержал меня в высказанной мысли о том, что Бога оскорбляет вовсе не то, как мы крестимся, кланяемся и ставим свечки, а оскорбляет Его, когда мы ссоримся. Вдвойне - когда ссоримся в храме. В тройне - когда посреди молебна... И таких ссор, надо сказать, в качестве последнего достижения, у нас в коллективе всё меньше. Есть конечно, как всегда и везде свои отдельные смутьяны - но и они со временем или уходят,оказавшись в общем организме инородным телом или исправляются.
Вот это, пожалуй, и есть настоящие достижения - не трапезной единой жив прихожанин..
Г Д


ХРАМ МОЕГО ГОРОДА
Исполнители: учащиеся 9 класса Ивлиева Анастасия, Фонова Надежда
Руководитель: Водолазская Л.В., учитель ОПК.
ВВЕДЕНИЕ
Как учит Церковь, сердце каждого христианина должно быть обителью Бога, Его храмом. Воцерковляясь, то есть, приучаясь жить в Церкви, христианин очищает свое сердце от грехов, приводит его в порядок по подобию православного храма, чтобы оно стало достойным пребывания в нём Господа. Бывает, ходит человек много лет мимо храма и может не замечать его вовсе. Но наступает момент (обычно это самые трудные минуты жизни), когда и ему приходится задуматься о Боге, о смысле собственной жизни, о вечности и направляется он в храм как дом Божий, и становится храм и его самым главным и родным, Отчим домом.
Мы живем в небольшом городке, который возник как поселение работников аэропорта Домодедово. Главной особенностью, а вместе с тем и украшением нашего городского пейзажа, является храм. Он находится на перекрестке дорог на небольшой возвышенности. И кто из нас, проезжая мимо него на автобусе, не видел стоящую рядом с дорогой церковь. Но, наверное, мало кто задавался вопросом, откуда появился такой красивый храм.
Целью нашей работы является более подробное знакомство с Георгиевской церковью, с ее внутренним устроением, ее святынями. Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие
задачи:
1)изучить, что представляет собою храм в христианском понимании, его устройство и назначение; 2)познакомиться с Георгиевской церковью, ее внутренним устроением, ее святынями; 3)создать визитную карточку нашего храма, комплект праздничных открыток.
Методы исследования:
1)работа с литературными источниками; 2)фотографирование.

ГЛАВА 2. ГЕОРГИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
2.1. Историческая справка
Домодедовский район, Авиагородок (Востряково поселок), Туполева улица 85. В 1997 г. Администрация Домодедовского района выделила в поселке участок земли под строительство храма. Деревянный храм с колокольней был построен в 1998 году стараниями прихожан, возглавляемым священником Олегом Шмитовым. Первая литургия в новопостроенном храме была совершена 6 мая 1998 года, в день престольного праздника святого великомученика Георгия Победоносца. В 2002 году по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было совершено великое освящение храма. Богослужение возглавил архиепископ Можайский Григорий в сослужении благочинного Домодедовского округа протоиерея Александра Васильева и клириков Московской Епархии. При храме действует две приписанных часовни: Архангела Михаила в аэропорту «Домодедово» (освящена в 2002 году) и св. Николая на территории ВПИК МВД России (1 богослужения 15 января 2002 года.) Храм открыт ежедневно, богослужения совершаются в субботние, воскресные и праздничные дни.
2.2 Житие великомученика Георгия Победоносца
Святой Георгий был воином в войске императора Диоклетиана, правившего в Римской империи с 284 по 305 год. Когда язычник Диоклетиана устроил гонения на христиан, подвергая их пытками и казням, святой Георгий пришел к императору и стал защищать христиан. Разгневанный император приказал заточить святого Георгия в темницу и положить ему на грудь тяжёлый камень, надеясь, что юноша не вынесет мучений и отречётся от веры в Христа. Но когда после пыток его привели к императору Диоклетиану, святой Георгий воскликнул: «Скорее ты устанешь мучить меня, чем я отрекусь от своей веры!» Воина подвергали страшным мучениям, но, продолжая усердно молиться, он оставался невредимым. Многие жители Рима, видя эти чудеса, уверовали Христа. Промыслом Божьим гонения на христиан только утверждали и распространяли христианство.
После своей мученической кончины святой Георгий стал являться людям и помогать им преодолевать беды и несчастья, а воинам – побеждать. Поэтому его называют Георгием Победоносцем. Особо прославляют святого Георгия за победу над змеем. Этот подвиг был совершен в стране Финикии. Здесь среди гор раскинулось красивое озеро. Вдруг на его берегу появился страшный змей, поедавший людей. Святого Георгий Победоносец стал спасителем местных жителей от
страшного чудовища. Это событие получило название «Чудо Георгия о змее». Чудо так полюбилось русскому народу, что на Руси Георгия Победоносца стали изображать воином на коне, пронзающим копьём отвратительного змея. Москвичи особенно почитали святого Георгия и признали его своим покровителем, а икона с изображением этого сюжета стала гербом столицы.

Рис.1 Икона Великомученика Георгия Победоносца
Рис.2 Икона Божией Матери «Державная»

Крестьянке Евдокии Андриановой из д



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: