Гуманитарный факультет
Кафедра психологии
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие
для студентов-психологов
Бишкек - 2015
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ:Учебно-методическое пособие \ Сост. О.К.Обидина. – КРСУ.- Бишкек, 2015. – с.
Составитель: канд. мед. наук, доцент О.К.Обидина
Рекомендовано к изданию кафедрой психологии и РИСО КРСУ
©КРСУ, 2015г.
Введение
Нейрофизиология является особо важным звеном, стержневым разделом физиологической науки, так как центральная нервная система влияет на все процессы в организме и, в то же время, сама подвергается воздействию каждого из них.
Центральная нервная система объединяет все процессы в организме, определяет поведение человека в окружающей среде, его взаимоотношения с окружающей природой. Развиваясь в процессе этих взаимодействий более, чем какая-либо другая система органов человека, центральная нервная система играет важнейшую роль в эволюционном развитии всех функций организма. Изучая физиологические механизмы деятельности коры головного мозга человека, нейрофизиология тесно соприкасается с важнейшими вопросами психологии, касающимися человеческого мышления и сознания.
За последние годы нейрофизиология обогатилась благодаря усовершенствованию старых и применению новых методов исследования, многим новым фактам, которые открыли путь для перехода от гипотез относительно механизмов деятельности мозга к прямому и точному их изучению. Благодаря широкому использованию в нейрофизиологии таких новых экспериментальных методов, как микроэлектронная регистрация потенциалов, электронная микроскопия, микробиохимические исследования в сочетании с математическим и физическим моделированием, их компьютерной обработкой, получены обстоятельные сведения о природе распространения нервного импульса, о трансмембранных ионных токах, о природе синаптической передачи, о роли нейроглии в регуляции состава внутримозговой межклеточной среды и в генерации длительных колебаний электрических потенциалов мозга.
|
Функциями ЦНС являются восприятие афферентных (центростремительных) импульсов, возникающих при раздражении рецепторов, расположенных во всех органах и тканях, анализ и синтез этих раздражений и формирование потоков эфферентных (центробежных) импульсов, либо вызывающих, либо прекращающих деятельность периферических органов, или поддерживающих их тонус. ЦНС обеспечивает индивидуальное приспособление организма к внешней среде (поведение организма соответственно его потребностям) и наиболее совершенное регулирование и объединение деятельности всех систем, органов и тканей. Кроме того, деятельность нервной системы обеспечивает память, мышление, чувства, обучение, речь и другие психические процессы.
Эти сложнейшие и жизненно важные задачи решаются с помощью нервных клеток - нейронов, специализированных на восприятии, хранении и передаче информации и объединенных в специфически организованные нейронные цепи и центры, составляющие различные функциональные системы мозга.
Физиология - экспериментальная наука. Она использует два основных метода: наблюдение и эксперимент.
Наблюдение - основной метод познания окружающего и используется в любом научном исследовании. Его недостатком является пассивность исследователя, который может выяснить лишь внешнюю сторону явления, например - работу (функцию) органа. Механизм регуляции работы органа можно выяснить только опытным путем.
|
Эксперимент позволяет исследователю создать определенные условия, в которых выясняются количественные и качественные характеристики того или иного явления.
Эксперимент может быть острым или хроническим. Острый опыт (вивисекция) позволяет в короткое время изучить какой-либо регуляторный механизм, срабатывающий в экстремальных для подопытного организма ситуациях. Хронический эксперимент позволяет длительное время исследовать механизмы регуляции в условиях нормального взаимодействия организма и среды.
Большим шагом в направлении изучения психики человека представляют методы, предложенные профессором Московского государственного университета Александр Романович Лурия. Сочетание приемов психологического обследования и физиологического исследования человека с поврежденным мозгом составило новое направление и получило название нейропсихология.
Вклад нейрофизиологии в понимание психической деятельности заключается в раскрытии механизмов деятельности отдельных нейронов, их модулей, взаимодействия различных отделов ЦНС и деятельности мозга в целом, роли разных отделов ЦНС в формировании высших психических функций (ВПФ) и поведенческих реакций.
Тема 1. Общая физиология возбудимых структур.
Вопросы для самоподготовки.
I. Биомембраны. Транспорт веществ через мембраны.
|
1. Биологические мембраны, определение, функции, строение.
2. Свойства клеточных мембран (асимметричность, селективная проницаемость, изменчивость, электрогенез).
3. Транспорт веществ через мембраны. Виды транспорта веществ (активный, пассивный), их характеристика.
II. Биоэлектрические явления в живых тканях.
1. Понятия о раздражимости, возбудимости и возбуждении. Сравнительная характеристика возбудимости и раздражимости. Меры измерения возбудимости.
2. Понятие о биоэлектрических потенциалах. История их открытия. Методы регистрации биопотенциалов.
3. Основные положения мембранной теории биотоков (селективная проницаемость клеточной мембраны, ионная асимметрия).
4. Виды потенциалов:
- потенциал покоя (определение, механизм образования);
- потенциал действия (определение, компоненты ПД, механизм образования).
5. Изменение возбудимости при возбуждении. Соотношение фаз изменения возбудимости с потенциалом действия (ПД).
6. Местное возбуждение и волна возбуждения (условия их возникновения, особенности).
III. Физиология нейрона. Физиология синапса.
1. Нейрон (особенности строения, функции его составных частей).
2. Нервные волокна (строение, функции, классификация).
3. Механизм проведения возбуждения по нервным волокнам.
4. Законы проведения возбуждения по нерву (их характеристика).
5. Синапс (понятие, строение, классификация).
6. Механизм передачи возбуждения через синапс.
7. Постсинаптический потенциал (особенности, виды).
8. Основные свойства синапсов.
Основополагающий материал.