Виды хозяйственного учета: оперативный, бухгалтерский, статистический, их общая характеристика и взаимосвязь. Налоговый учет. Измерители, применяемые в учете (натуральный, трудовой, денежный), их особенности и назначение. Главные задачи и основные правила ведения бухгалтерского учета. Федеральный закон "О бухгалтерском учете". Действующая система учета в Российской Федерации. Виды учета: финансовый и управленческий.
Контрольные вопросы
1. В чем отличия и что общего у отдельных видов хозяйственного учета?
2. Какие измерители применяются в хозяйственном учете?
3. Каковы причины возникновения налогового учета?
4. Что представляет собой бухгалтерский учет?
5. Каковы задачи и функции бухгалтерского учета?
6. Каких пользователей бухгалтерской информации вы можете назвать?
7. Каковы основополагающие принципы бухгалтерского учета?
8. Каковы основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету?
9. Кем осуществляется нормативное руководство бухгалтерским учетом?
10. Перечислите уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета?
11. Каковы различия финансового и управленческого учета?
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УЧЕТ, ЕГО ВИДЫИ ИЗМЕРИТЕЛИ
Эффективное управление экономическим хозяйствующим субъектом (предприятием, регионом, страной) невозможно без достоверной и точной информации о состоянии его средств, обязательств и их изменениях. Учетная информация, характеризующая фактическое состояние хозяйственной деятельности возникает, собирается и передается в системе хозяйственного учета.
Хозяйственный учет – это количественное отражение и качественная характеристика хозяйственной деятельности для контроля и управления.
|
Учету всегда присущи функции наблюдения, измерения и регистрации отдельных явлений и фактов хозяйственной деятельности, а также группировки и обобщения информации о них. В ходе наблюдения необходимо однозначно истoлковать события, которые в дальнейшем будут отражаться в учете и точно их измерить. Регистрация произошедших событий осуществляется в документах. Информация за временной период оформляется пocлe группировки однотипных документов и обобщения содержащейся в них информации.
Итак, хозяйственный учет призван обеспечивать информацией.
Хозяйственный учет включает три отдельных вида учета:
- оперативный;
- бухгалтерский;
- статистический.
Во всех трех видах хозяйственного учета используются одни и те же измерители: натуральные, трудовые, денежные.
Натуральные измерители применяются для количественной характеристики объектов учета в мерах длины, веса и т.д. (м., кг., шт., л. и пр.). В обязательном порядке в натуральных измерителях ведется учет материальных ценностей. Применение в хозяйственном учете натуральных измерителей усиливает контроль сохранности собственности, создает условия для рационального и экономного использования материальных ресурсов.
Трудовые измерители предназначены для учета рабочего времени. Единицами их измерения служат минуты, часы, дни и т.д. С их помощью контролируются начисление заработной платы, изменение производительности труда и пр.
Денежный измеритель является обобщающим и позволяет объединить информацию о разнородных объектах учета. Единицей его измерения служит единица национальной валюты, т.е. рубль. Денежный измеритель позволяет подсчитать затраты предприятия на производство продукции или оказание услуг, связанные с использованием материальных и трудовых ресурсов, определить прибыль от сделки и т.д.
|
Каждый из трех видов учета важен в управлении хозяйством и необходим для всестороннего охвата всей его деятельности. Все виды хозяйственного учета взаимосвязаны и взаимозависимы.
Оперативный учет организуется на местах совершения отдельных операций и ведется работниками этих подразделений предприятия (складов, отделов, цехов). Он предоставляет, например, информацию о ежедневной отгрузке продукции со склада, о поступлении денежных средств в кассу или на расчетный счет для повседневного руководства и управления.
Особенности оперативного учета:
l. Информация значима ограниченное время.
2. Используются все три вида измерителей, но денежный реже.
3. Информация передается быстро,
4. Информация не обязательно документируется. Ее можно передать устно, по телефону, телеграфу, электронной почте.
5. Методы сбора информации разнообразны, ведение учета не обязательно.
Бухгалтерский учет ведется в целом по предприятию непрерывно с момента eго создания до момента ликвидации. Среди отдельных видов хозяйственного учета он занимает центральное место. Ведение бухгалтерского учета на предприятиях обязательно и регулируется Законом РФ "О бухгалтерском учете". Руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством РФ, Министeрством Финансов РФ. Подробнее о бухгалтерском учете будет сказано ниже. Сейчас же рассмотрим лишь eгo основные особенности.
|
Особенности бухгалтерского учета:
1. Информации собирается непрерывно обо всех хозяйственных событиях.
2. Используются все три измерителя, но денежный играет особую роль, так как обеспечивает получение обобщающих показателей.
3. Информация обязательно документируется.
4. Требуется время для обработки и группировки информации, поэтому итоговая информация может
предоставляться через некоторое время.
5. Используются специфические приемы и способы, которые присущи только бухгалтерскому учету, например, двойная запись операций, система счетов, бухгалтерский баланс и др.
Статистический учет собирает информацию о массовых социально-экономических явлениях в рамках таких хозяйствующих субъектов, как экономический район, отрасль, страна, мировое хозяйство. Предприятие предоставляет статистическую отчетность в Государственный комитет по статистике, где информация обобщается, обрабатывается, и в последствии публикуются итоговые данные.
Особенности статистическогo учета:
1. Используются все три измерителя.
2. Требуется значительное время для обработки информации.
3. Учет осуществляется специфическими методами, присущими только статистике, например, перепись, выборочные исследования, статистические отчеты, составляемые как на базе бухгалтeрского, так и оперативного учета).
В Российской Федерации в современной системе учета возникло понятие "налоговый учет". С начала перехода к рыночной экономике и до 2002 года налоги рассчитывались по данным бухгалтерском учета. Это часто приводило к искажению бухгалтерской отчетности, так как она формировалась с целью уменьшения налогооблагаемой базы. Пользователям бухгалтерской отчетности, в отличии от налоговых органов, было сложно проводить объективный анализ финансового состояния предприятия. Так возникла необходимость выборочного сбора информации, необходимой для расчета налогов по предприятию в соответствии с законодательными актами по налогообложению в отдельной системе учета. Информация в налоговом учете формируется на базе тех же первичных документов, которые используются в бухгалтерском учете. Обобщение информации осуществляется в регистрах, составленных в соответствии с требованиями налоговогo законодатeльства (для налоговогo учета используются специальные формы отчетности).
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Бухгалтерский учет - это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошногo, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Перед бухгалтерским учетом поставлены следующие задачи:
· формирование полной и достоверной информации;
· предоставление информации пользователям бухгалтерской отчетности;
•выявление внутренних резервов предприятия.
Бухгалтерский учет необходим для управления предприятием. При правильной организации учета им выполняется контрольная, информационная, функция сохранности собственности, функция обратной связи и аналитическая функция.
Контрольная функция обеспечивается путем проверки выполнения управленческих решений и поставленных перед предприятием задач. Сопоставляя реально достигнутые результаты сзапланированными, можно определить дальнейшие направления развития и скорректировать планы.
Информационная функция обеспечивается путем предоставления информации пользователям для принятия решений. Более 70 % управленческих решений основывается на данных бухгалтерских отчетов, поэтому от отчетности и достоверности собранной информации зависит успешная деятельность предприятия. Информация предоставляется в отчетахв цифровых показателях.
Функция обеспечения сохранности собственности. Она осуществляется в зависимости от действующей системы учета и некоторых определенных предпосылок, таких как: совершенствования системы учет; применения передовых методов выявления недостач, а также затрат и хищений; использования мерной тары, измерительных и контрольных приборов; наличия специализированных оборудованных оргтехникой складских помещений; использования современных средств для сбора, обработки и передачи информации.
Функция обратной связи обеспечивается устранением выявленных недостатков, мобилизации неиспользованных резервов для повышения эффективности деятельности предприятия.
Аналитическая функция обеспечивается анализом бухгалтерской отчетности. Определяется влияние различныx факторов на результаты деятельности организации, рентабельность продукции, устанавливаются причины отклонений.
К ведению бухгалтерского учета в Российской Федерации предъявляются общие требования, независимо от организациoнно-правовой формы собственности и отраслевой принадлежности:
1. Бухгaлтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях. Документы, учетные регистры, бухгалтерская отчетностъ составляются на русском языке. Первичные документы, составленные на других языках должны иметь построчный перевод на русский язык.
2. Организация ведет бухгалтерский(финансовый) учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах 6ухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов. Рабочий план счетов утверждается организацией на основе Плана счетов 6ухгалтерского учета, утвержденного министерством финансов Российской Федерации.
3. В бухгалтерском учете должны разграничиваться текущие издержки на производство и вложения во внеоборотные активы.
4. Для ведения бухгалтерского учета предприятием составляется учетная политика, составленная исходя из временной определенности фактов и непрерывности хозяйственной деятельности, а также имущественной обособленности предприятия. Принятая учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.
5.По результатам бухгалтерского учета регулярно должна составляться отчетность. Отчетным периодом для бухгалтерского учета является календарный год.
ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГОИУПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
В бухгалтерской информации нуждаются многие категории пользователей.
Пользователей бухгалтерской отчетности можно разделить на три группы:
1)Внутренние пользователи(собственники, администрация, персонал).
2) Внешние пользователи (инвесторы, поставщики, кредиторы).
Требования, предъявляемые к информации внешними ивнутренними пользователями разнообразны.
Внешним пользователям необходимо сопоставлять информацию о различных предприятиях для определения их платежеспособности, ликвидности их активов, проверки точности начисления налогов и т.д. Информация такого рода должна составляться по единым для всех организаций правилам, которые регулируются законодательством РФ о бухгалтерском учетe.
Внутренним пользователям нужна информация для планирования, прогнозирования, контроля и принятия управленческих решений. Правила и методы сбора информации для этих нужд определяются внутренними потребностями и неодинаковы.
Бухгaлтeрский учет в зависимости от предъявляемых к нему требований можно разделить на финансовый и управленческий.
Рис. 1. Виды бухгалтерского учета
Цель финансового учета - предоставить данные для составления финансовой отчетности, которая используется как администрацией фирмы, так и внешними пользователями. Финансовый учет необходимо вести в соответствии с четко определенными законодательством требованиями и стандартами, которые являются едиными для всех организаций. Следовательно, финансовая отчетность различных фирм может сопоставляться и анализироваться в сравнении. Отчетность по данным финансового учета содержит информацию для кредиторов, инвесторов и других контрагентов, позволяет дать оценку платеже- и кредитоспособности, финансовому положению фирмы.
Цель управленческого учета - обеспечить менеджеров фирмы информацией для принятия обоснованных управленческих решений: об объемах продаж, ценах на продукцию, плановой сметe доходов и расходов и т.д. Значительная часть информации управленческого учета связана с затратами на производство и реализацию продукции, стоимостью инвестиций во внеоборотные активы. К данным управленческого учета, предназначенным для руководства фирмы, предъявляются совершенно иные требования, чем к информации предоставленной в финансовой отчетности. Более того, часто данные управленческого учета являются коммерческой тайной.
Таблица 1
Сравнение управленческого и финансового учета
ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ ИУПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ | |
Пользователи информации | |
1. В основном, находятся вне фирм 2. Администрация | Находятся внутри фирмы |
ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ | УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ |
Способы отражения информации | |
С использованием метода двойной записи, в денежном выражении. Отчетность составляется по остаткам и оборотам на счетах в Главной книге. | Двойная запись не обязательна. Информация группируется любыми удобными для анализа способами. С использованием разнообразных измерителей (натур.,трудов., денеж. и др.). |
Свобода выбора | |
Должен вестись обязательно по стандартам (в России по ПБУ) путем регистрации в типовых документах, оценки и группировки хозяйственных операций. | Ведется по желанию руководителя. Строгих правил и методов не имеет. При подборе методов используется единый критерий – полезность принятия управленческого решения. |
Единицы измерения | |
Денежные (стоимостные) на момент совершения хозяйственных операций. | Используются натуральные, трудовые, денежные, в т.ч. машино-часы, нормо-часы. В зарубежной практике применяются понятия "будущая стоимостъ", "альтернативная стоимость", т.е. показатели оцениваются на будущее в прогнозе или сравниваются с аналогичными. |
Основные объекты учета | |
По фирме в целом, по всей хозяйственной единице. | По отдельным подразделениям, сферам деятельности, заказам, изделиям. |
Частота составления отчетности | |
Регyлярно. Основной принцип- периодичностъ. | Любой период (месяц, квартал, год, пятилетка). Главное, чтобы отчет был составлен в нужное для принятия решения вовремя. |
Степень надежности | |
Отражает операции, которые уже завершены, поддаются аудиторской проверке, которая оценивает степень надежности информации | Имеет дело с операциями, относящимися к будущим периодам, поэтому информация может иметь субъективный и вероятностный характер. |
Указанные отличия финансового и управленческого учета не означают, что они существуют независимо друг от друга.
Управленческий учет использует данные финансовом учета (по учету основных средств, по учету нематериальных активов, финансовых вложений, товаров, материалов, капитала, денежных средств и т.д.).
Финансовый учет в свою очередь использует такие важные показатели как себестоимость, цена реализованной продукции, рассчитанные в управленческом учете. В России пока финансовый и управленческий учет традиционно не разделяют. Функции отдела по управленческому учетy выполняют планово-экономические отделы и бухгалтеры по учетy затрат, рассчитывая и анализируя плановую и фактическую себестоимость, отклонения от норм, нормативов, смет, стоимость остатков готовой продукции, потребность в капитальных вложениях и т.д.
ОСНОВОПОЛАГАЮIЦИЕ ПРИНЦИПЫБУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Эффективность бухгалтерского учета, как системы сбора информации, обеспечивается последовательным применением базовых принципов бухгалтерского учета и выполнением, предъявляемых к нему требований и допущений.
Допущения и требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету.
1. Имущественная обособленность: Имущество и обязательства организации учитываются отдельно от имущества и обязательств собственников и других организаций.
2. Непрерывность деятельности: Предприятие планирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствуют намерения ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.
3. Последовательность применения учетной политики: Выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно от одного отчетного периода к другому.
4. Временная определенность фактов: Факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. В части начисления задолженности этот принцип предполагает возникновение кредиторской (дебиторской) задолженности в части отгрузки товара и продукции, оказанных услуг, выполненных работ, независимо от времени их оплаты. В части доходов и расходов этот принцип означает, что доходы и расходы производятся не в том отчетном периоде, когда произошло поступление доходов или оплата расходов, а в том календарном периоде, к которому они относятся.
5. Принцип двойственности: стоимость имущества организации всегда равна сумме источников их образования на любую дату деятельности предприятия.
6. Денежное измерение: Оценка деятельности предприятия ведется в едином денежном измерителе - национальной валюте страны.
Базовые принципы бухгалтерского учета:
1. Полнота: Отражение в учете всех фактов хозяйственной деятельности.
2. Осмотрительности: Большая готовность к учету потерь и расходов, а также пассивов, чем возможностъ доходов и активов.
3. Приоритет содержания перед формой: Отражение в учете фактов хозяйственной деятельности не только из правовой формы, но и исходя из их экономического содержания.
4. Непротиворечивость: Тождество данных аналитического учета остаткам по счетам синтетического учета. Показатели отчетности на конец одного отчетного периода и на начало следующего также должны быть тождественны.
5. Рациональность: Учет должен вестись экономно исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия. Затраты на получение бухгалтерской информации должны окупаться полезностью этой информации.
6. Достоверность: Подтверждение каждой хозяйственной операции правильно
Оформляется документами, и имеет юридическую силу.
7. Разграничение текущих затрат и вложений во внеоборотные активы.
8. Понятность: Информация полезна пользователям, имеющим определенный уровень знаний.
РУКОВОДСТВО БУХГАЛТЕРСКИМУЧЕТОМ ВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Законом "О бухгалтерском учете и отчетности" методологическое руководство бухгалтeрским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ.
Министерство финансов является методологическим центром, разрабатывающим и изучающим нормативные акты по бухгалтерскому учетy и отчетности, являющихся обязательными для всех организаций.
При разработке нормативных актов Минфин активно взаимодействует с министерствами и ведомствами через Методологический центр по бухгалтерскому учету и отчетности, который разрабатывает проекты стандартов бухгалтерского учета и других нормативных документов.
В регулировании учета в России важная роль отводится Государственной думе, разрабатывающей и принимающей законодательные акты по бухгалтерскому учетy. В составе Государственной думы действует Экспертный совет, который разрабатывает проекты законов по аудиторской деятельности, бухгалтерскому учету, статистике и проводит экспертизы законопроектов.
В работе Экспертного и Методологического Совета консультативную помощь оказывают такие общественные организации как ассоциации бухгалтеров и аудиторов России,Институт профессиональных бухгалтеров России и Международный консультативный комитет по бухгалтерскому учету и аудиту в РФ.
Руководство бухгалтерским учетом заключается в обеспечении единства оценки и отражения в учете однородных хозяйственных процессов, унификации документов, регистров бухгалтерского учета и форм отчетности, что способствует рациональному и единообразному ведению бухгалтерского учета отчетности.
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРС КОГО УЧЕТА
Организациябухгалтерского учета в Российской Федерациирегламентируетсясистемойнормативно-правовых актов, состоящей из четырех уровней:
Первый уровень составляет законы и иные законодательные акты, регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организациях:
1. Конституция РФ.
2. Конституционные и Федеральные законы, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс, Налоговый Кодекс, Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и др.
3. Указы Президента.
4. Постановления и распоряжения Правительства РФ.
5. Региональные законы
6. Указы Президента Республики Марий Эл.
7. Постановления и распоряжения Правительства Республики Марий Эл.
Документы первого уровня призваны обеспечить единообразие ведения бухгалтерского учета в отчетности, что необходимо для сопоставления результатов работы нескольких предприятий и объективной оценки финансового состояния данной организации.
Одними из ведущих документов первого уровня являются Федеральный закон"О бухгалтерском учете" и Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 № 34н, так ими устанавливаются единые методологические основы бухгалтерского учета на территории России для всех юридических лиц.
Структура Федерального закона о бухгалтерском учете:
Глава 1 Общие положения.
Статья 1.Бухгaлтерский учет, его объекты и основные задачи.
Статья 2.Понятия, используемые в законе.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете. Статья 4.Сфера действия
настоящего закона
Статья 5. Регулирование бухгалтерского учета.
Статья 6.Организация бухгалтерского учета в организациях.
Статья 7. Главный бухгалтер.
Глава 2. Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Бухгалтерская документация и регистрация.
Статья 8. Основные требования к ведению бухгалтерского учета.
Статья 9. Первичные учетные документы.
Статья 10. Регистры бухгалтерского учета.
Статья 11. Оценка имущества и обязательств.
Статья 12. Инвентаризация имущества и обязательств.
Глава 3.Бухгaлтерская отчетность.
Статья 13.Состав бухгалтерской отчетности.
Статья 14. Отчетный год,
Статья 15. Адреса и сроки предоставления бухгалтерской отчетности.
Статья 16.Публичность бухгалтерской отчетности.
Статья 17. Хранение документов бухгалтерского учета.
Глава 4 Заключительные положения.
Статья 18. Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации в бухгалтерском учете.
Статья 19. О введении в действие настоящем Федеральном закона
Второй уровень системы включает положения (стандарты) по бухгалтeрскому учету - ПБУ. В этих документах обобщаются принципы и правила ведения бухгалтерского учета по отдельным участкам. Перечень ПБУ ежегодно расширяется. К 1 января 2002 года разработаны 15 положений по бухгалтерскому учету:
· Учетная политика предприятия ПБУ 1/98 от 09.12.98г. № 60 н
· Учет договоров на капитальное строительство - ПБУ 2/94 от 20.12.94г. № 167
· Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте - ПБУ 3/2000 от 10.01.2000г. № 2н.
· Бухгалтерская отчетность организации - ПБУ 4/99 от 06.07.99г. № 43н.
· Учет материально-производственных запасов - ПБУ 5/01 от 09.06.01№ 44 н.
· Учет основных средств - ПБУ 6/01 от 30.03.2001г. № 26 н.
· События после отчетной даты - ПБУ 7/98 от 25.11.98г. № 56 н.
· Условные факты хозяйственной деятельности - ПБУ 8/98 от 25.11.98г.№ 57 н:
· Доходы организации - ПБУ 9/99 от 06.05.99 г.№ 32н.
· Расходы организации - ПБУ 10/99 от 06.05.99 г. № 33 н.
· Информация об аффиллированных лицах - ПБУ 11/2000 от 13.01.2001 г. № 5н.
· Информация по сегментам - ПБУ 12/2000 от 27.01.2000г.№ 11 н.
· Учет государственной помощи - ПБУ 13/2000 от 16.10.2000г. № 92н.
· Учет нематериальных активов - ПБУ 14/2000 от 16.10.2000г. № 91н.
· Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию - ПБУ 15/01 от 02.08.2001г. № 60.
Третий уровень составляют методические указания по ведению учета, в частности инструкции, рекомендации и другие нормативные документы, в которых раскрываются приемы ведения бухгалтерского учета применительно к конкретным ситyациям по видам деятельности. К ним относятся методические рекомендации по планированию, учет и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве, строительстве, науке и проектно-изыскательских работах, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкция по заполнениюформ бухгалтерской отчетности и др. Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгaлтерского учета и инструкция по его применению.
Четвертый уровень занимают внутренние документы предприятий, формирующих их учетную политику в методическом, техническом и организационных аспектах. В частности, в учетной политике утверждается
рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями полноты и своевременности; формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов; порядок проведения инвентаризации; методы оценки имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необхoдимые для организации бухгалтерского учета.