Определение понятия «СБА»




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

для студентов заочной формы получения образования

по междисциплинарному курсу

2 семестр

 

основной профессиональной образовательной программы

среднего профессионального образования

51.02.03 Библиотековедение

Киров, 2017


Методические указания и контрольная работа для студентов заочной формы получения образования основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 51.02.03 Библиотековедение (базовая подготовка)

программы междисциплинарного курса 01.02. Библиографоведение

Разработчик:

Колесникова М.А. – преподаватель КОГПОАУ «Вятский колледж культуры»

Одобрено на заседании кафедры библиотечных дисциплин Протокол № 2 от 14. 09. 2017г. Заведующая кафедрой ________________________ /Санникова И.А./
Одобрено Методическим советом колледжа Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Введение

2.Методические указания

3.Рекомендуемая литература

4.Варианты контрольных заданий

5..Критерии оценки

 


Введение

Основные виды и процессы библиографической работы – одна из тем МДК 01.02. «Библиографоведение».

В результате изучения темы обучающийся должен:

уметь:

Ø осуществлять профессионально – практическую деятельность;

Ø понимать роль и место выполняемых процессов в общем технологическом цикле;

Ø проявлять самостоятельность при принятии решений в профессиональной сфере;

Ø выполнять основные процессы по использованию в библиографическом обслуживании частей справочно – библиографического аппарата;

знать:

Ø основные виды и процессы библиографической работы.

Данная тема тесно связана с основами теории, истории и организации библиографии, отраслевой библиографией, МДК 01.03.«Организация библиотечных фондов и каталогов».

Главная цель – способствовать подготовке библиотечных кадров, способных активно, творчески, профессионально грамотно участвовать в предстоящей им большой работе по дальнейшему совершенствованию организации основных видов и процессов библиографической работы.

Тема «Основные виды и процессы библиографической работы» включает лекции - 6 часов, практические занятия – 6 часов.

Вопросы по теме входят в экзамен по МДК 01.02 Библиографоведение.

Предусматривается 1 контрольная работа. Курс изучается в 4 семестре.

 

 

Методические указания

 

В процессе изучения темы «Основные виды и процессы библиографической работы» обучающемуся необходимо освоить:

1. Организацию библиографической работы.

2. Составительскую работу как основной вид библиографической работы.

3. Справочно – библиографическое обслуживание как основной вид библиографической работы.

4. Библиографическое информирование как основной вид библиографической работы.

5. Формирование информационной культуры и библиографическое обучение как основной вид библиографической работы.

 

Работая над курсом, следует обратить особое внимание на понятийный аппарат, который необходимо использовать в строгом соответствии с Государственным стандартом (ГОСТ 7.0 – 99. Информационно – библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения // Стандарты по библиотечному делу: Сборник. –СПб, 2000. – С. 14-49. ГОСТ 7.76 – 96. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения // Стандарты по библиографическому делу: Сборник. – СПб., 2000. – С. 411-455.

Диомидова, Г.Н. Библиографоведение: учебник. – СПб Профессионал, 2002. – 282с.

В результате самостоятельной работы над темой обучающемуся необходимо хорошо представлять, как разработана та или иная тема в современном библиографоведении. Необходимые сведения об уровне изученности вопроса можно получить из новинок специальной литературы, публикаций в научно – теоретических и профессиональных журналах («Библиография», «Мир библиографии», «Библиотековедение», «Библиотека»).

При изучении первого вопроса « Организация библиографической работы»необходимо усвоить принципы организации библиографической работы библиотек, хорошо ориентироваться в направлениях библиографической работы, пользоваться сравнительным анализом функций библиографических и небиблиографических подразделений библиотек, разобраться в вопросах планирования, учёта, координации и кооперирования библиографической работы.

Обязательным условием для организации библиографической работы на современном уровне является наличие справочно – библиографического аппарата (СБА). Обратить особое внимание на определение СБА в соответствии с ГОСТом 7.0 – 99 «Информационно – библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения».

Исходя из определения первой структурной частью СБА является справочно – библиографический фонд. Вторая часть СБА – система библиотечных каталогов и картотек.

Необходимо знать перечень каталогов и картотек в библиотеках.

Структурной частью СБА является фонд выполненных библиографических справок.

Важно разобраться в специфике отбора и отражения материалов в структурных частях СБА, с опытом отдельных библиотек по реорганизации структурных элементов в СБА.

Второй вопрос темы «Составительская работа как основной вид библиографической работы» знакомит с технологией составления библиографического пособия. Изучая главу 16 из учебника Диамидова, Г.Н. Библиографоведение: учебник. – СПб,: Профессионал, 2002. – 282с.:

Глава 16 учебника «Составительская библиографическая работа» требует чёткого знания общей методики составления библиографических пособий, составления рекомендательных пособий малых форм, подготовку и проведение устных библиографических обзоров.

Третий вопрос «Справочно – библиографическое обслуживание как основной вид библиографической работы» посвящен раскрытию общего понятия о справочно – библиографическом обслуживании (СБО), общей программе (алгоритму) поиска по разовым запросам, особенностям выполнения справок отдельных видов. Студент должен чётко знать определения данных понятий в соответствии с ГОСТом 7. 0 – 99 «Информационно – библиографическая деятельность, библиографические термины и определения».

Изучая главу 17 учебника «Справочно - библиографическое обслуживание в библиотеках, познакомьтесь с основными этапами выполнения справки. Для лучшего запоминания составьте блок – схемы выполнения различных видов справок, определяя последовательность источников. Обратите внимание на форму учёта справок. Ответьте на вопрос: по каким признакам учитываются справки различных видов?

В целях повышения уровня справочно – библиографического обслуживания в соответствии с современными требованиями, необходимо регулярно проводить как количественный, так и качественный анализ выполненных справок. Уясните, какова главная цель анализа и что позволяют выявить данные анализа.

Глава 18 учебника посвящена библиографическому информированию. Изучая главу, подумайте, чем отличается библиографическое информирование от справочно – библиографического обслуживания.

Познакомьтесь с основными направлениями, видами и формами библиографического информирования. Обратите внимание на цели массового, группового и индивидуального информирования, критически проанализируйте работу Вашей библиотеки – все ли формы, указанные в учебнике, у Вас используются?

Разберитесь в методике подготовки и проведения Дня информации и Дня специалиста. Что общего и в чём различие этих форм?

Всем библиотекам, занимающимся библиографическим информированием, рекомендуется иметь справочный аппарат в помощь библиографическому информированию.

В него входят: картотеки в помощь организации библиографического информирования; сводная картотека абонентов и тем библиографического информирования. Студенту нужно разобраться в вопросе учёта работы по библиографическому информированию. Что подлежит учёту и где ведётся учёт.

Глава 19 «Работа библиотек по формированию информационной культуры и библиографическому обучению» раскрывает особенности работы с отдельными группами читателей по формированию библиографической культуры. Необходимо разобраться на основе рекомендуемой литературы о соотношении понятий библиотечно – библиографическая и информационная культура. При знакомстве с главой студент должен иметь в виду, что по способу сообщения библиографических знаний формы библиографического обучения могут быть: наглядными, устными, комплексными и печатными, и по степени дифференциации аудитории: индивидуальные, групповые, массовые. Надо разобраться, что характерно для каждой формы.

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Диомидова, Г.Н. Библиографоведение [Текст]: учебник. – СПб Профессионал, 2002. – 282с.

 

Дополнительная

1. ГОСТ 7.0. – 99 Информационно – библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения // стандарты по библиотечному делу: Сборник. – СПб, 2000. – с. 14-49.

2. ГОСТ 7.76 – 96 Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения // стандарты по библиотечному делу: Сборник. – СПб, 2000. – с.411 – 455.

3. Справочник библиотекаря науч. ред. А. Н. Ванеев.- 4-е изд., перераб. и доп.- СПБ.: Профессия, 2013.- 640 с.- (Серия «Библиотека»)

4. Стандарты по библиотечному делу: сборник Сост. Захарчук Т. В., Петрова Л. И.Завидовская Т. А., ЗусьманО. М.- СПб: Изд –во»Профессия», 2000.- 512 с.- (Серия «Библиотека).

 

Варианты контрольных заданий

Контрольная работа состоит из 2-х заданий:

задание № 1 – анализ структурных частей справочно – библиографического аппарата (СБА) библиотеки,

задание № 2 – выполнение различных видов справок.

Оба задания выполняются в указанные сроки и высылаются для проверки одновременно.

Советы к выполнению каждого задания приводятся ниже.

Качество контрольной работы принимается во внимание на экзамене.

 

Задание № 1

Тема: анализ структурных частей частей справочно – библиографического аппарата (СБА) библиотеки

Цель задания – проверка теоретической подготовки обучающихся, углубление знаний, привитие специальных навыков выявления, изучения и анализа специальной литературы.

В процессе выполнения задания обучающийся должен показать своё умение анализировать частей справочно – библиографического аппарата (СБА) библиотеки.

Контрольная работа выполняется на базе конкретной библиотеки – места работы обучающегося и предполагает детальный анализ состояния СБА. Обучающийся использует предложенный преподавателями список основной и дополнительной литературы и дополняет его новыми публикациями из профессиональных и научных периодических изданий (журналы: «Библиотека», «Библиография», «Мир библиографии», «Библиотековедение», «Современная библиотека», «Научные и технические библиотеки» и др.)

В работе необходимо раскрыть следующие аспекты:

1. Краткая характеристика библиотеки в целом: её тип, состав читателей и фонда.

Структурные части СБА

Определение понятия «СБА»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: