Актуальность, цели и задачи изучения дисциплины
Современные тенденции развития экономических отношений, вступление России во всемирную торговую организацию, глубокое проникновение импортных товаров работ и услуг на российский рынок приводят к усилению конкурентной борьбы в сфере производства. Высокая энергоемкость, трудоемкость и материалоемкость отечественной продукции, препятствующая росту доходности, рождает заинтересованность в снижении издержек производства, а это в сою очередь приводит к поиску принципиально новых подходов к формированию системы сбора, регистрации и обобщения экономической информации в сфере учета производственных и коммерческих затрат. Международный опыт показывает, что неуклонный рост производства не представляется без систематического анализа и прогнозирования затрат на производство продукции на ближайшую и дальнейшую перспективу, развитие возможно только при условии четко налаженной системы бухгалтерского учета затрат.
Управление затратами как средство достижения высокого экономического результата включает в себя их планирование, учет и калькулирование — процессы, которые осуществляются в тесной интеграции и взаимообусловленности.
Методика бюджетирования — новое явление для практики российских предприятий, и хотя она имеет много общего с ранее используемыми в отечественной системе планирования затрат методами и приемами, тем не менее требует внимательного изучения, адаптации и апробации на предприятиях производственной сферы.
Теоретические основы калькулирования себестоимости продукции
Основные задачи учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции:
|
1.внедрение методов калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), которое должно обеспечивать:
- оптимальный уровень затрат;
-единообразие в определении состава затрат.
2.учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции (работ, услуг);
3.контроль качества и плана выпуска продукции по утвержденным показателям;
4.учет фактических затрат на производство, контроль за использованием:
-сырья, материальных и трудовых ресурсов;
-смет расходов, выявление резервов снижения себестоимости продукции.
Основной целью управленческого учета является обеспечение информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных показателей. Процесс подготовки такой информации может существенно отличаться от финансового учета.
Сущность и содержание понятий производство, себестоимость, затраты, расходы, выручка от реализации, издержки, их отличия и область применения в системе учета
Для ведения учета затрат необходимо четко понимать все превращения, происходящие с активами предприятия, на пути от сырья к продукции, иными словами, что такое производство.
Производство - это процесс потребления необходимых ресурсов (активов предприятия), с целью изготовления продукции (работ, услуг).
В процессе производства формируется с ебестоимость продукции (работ, услуг) - совокупность затрат на производство и сбыт продукции (работ, услуг).
Затраты [1] - стоимость и количество использованных (вошедших в продукт) в процессе производства за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов.
|
Расходы представляют собой отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала.
Расходы признаются в отчет о прибылях и убытках.
Следовательно, расходы возникают при формировании финансового результата за конкретный период. Расходы - это затраты вошедшие в реализованную продукцию. Рассматривая деятельность предприятия в динамике, можно сказать, что сначала, в процессе производства, возникают затраты, и только после того, как продукцию продали, затраты превращаются в расходы отчетного периода.
Реализация – переход права собственности на продукцию.
Выручка от реализации - доход, получаемый в процессе отчуждения принадлежащих организации активов. [2]
Расходы - это, соотнесенная с доходами, часть понесенных затрат.
Термин «издержки » - синоним понятий «затраты», «расходы». Отличие заключается в сфере применения. В торговле термин «издержки» полностью заменяет термин «расходы». В промышленности издержки - это коммерческие расходы (расходы, связанные со сбытом). Только тогда, когда активы переданы (списаны) в производство и включены в состав продукции (амортизацию и «труд» начисляют) - возникают затраты. Только тогда, когда продукция реализована, возникают расходы отчетного периода.