Экономическая сущность и значение федеральных налогов и сборов с организаций




Содержание

 

Введение

. Экономическая сущность и значение федеральных налогов и сборов с организаций

. Особенности исчисления федеральных налогов и сборов с организаций

. Перспективы развития федеральных налогов и сборов с организаций в Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

исчисление налог федеральный сбор

 


Введение

 

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства, необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и пр. Как часть экономических отношений налоги относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, поскольку обусловлены потребностями поступательного развития общества.

Мировой опыт и российская практика показывают, что свыше 70 % доходов государственной казны составляют налоги. Интенсивное развитие российского законодательства о налогах и сборах порождает необходимость тщательного анализа природы налоговых правоотношений.

Федеральные налоги с организаций являются центральным элементом всей системы налогов и сборов в России. В условиях рыночной экономики благодаря федеральным налогам с организаций происходит финансовое наполнение бюджетов для реализации жизнеобеспечивающих функций государства.

Именно федеральные налоги с организаций являются основной формой доходов России. Так, наиболее весомыми поступлениями в общей сумме доходов федерального бюджета в 2013 году стали поступления налога на добычу полезных ископаемых - 43%, НДС - 41% и налога на прибыль - 8%.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений федеральные налоги и сборы с организаций являются одним из важнейших экономических регуляторов, обеспечивают наполнение бюджетов для реализаций функций государства.

Целью работы является определение экономической сущности и значения федеральных налогов и сборов с организаций, исследование особенностей их исчисления, выявления перспектив развития федеральных налогов и сборов с организаций в России.

Предметом курсовой работы выступают вопросы, связанные с определением сущности федеральных налогов с организаций, определение их значимости и налоговой системе РФ.

Объектом курсовой работы являются федеральные налоги и сборы с организаций.

 


Экономическая сущность и значение федеральных налогов и сборов с организаций

 

В настоящее время налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей его территории.

Отнесение каждого вида налогов к тому или иному уровню налоговой системы осуществлено в зависимости от объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, субъекты РФ или муниципальные образования. Следует отметить, что независимо от закрепления налогов за определенным уровнем бюджетной системы, принимать решения по конкретным вопросам налогообложения соответствующие законодательные органы могут только в пределах своей компетенции.

Уровни налоговой системы не совпадают со звеньями бюджетной системы: если в федеральный бюджет зачисляются только федеральные налоги, то в региональные и муниципальные бюджеты могут поступать отчисления от федеральных или региональных налогов соответственно.

Федеральные налоги и сборы с организаций являются сердцевиной всей системы налогов России. В условиях рыночной экономики они служат теми «связующими звеньями», по которым происходит финансовое наполнение бюджетов для реализации жизнеобеспечивающих функций государства. Успешность их поступления, понимание налогоплательщиками объективной необходимости уплаты налогов во многом определяется уровнем налоговой культуры общества.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются федеральными законами и подлежат взиманию на всей территории Российской Федерации. Льготы по федеральным налогам закрепляются только федеральными законами, но представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты. По общему правилу ставки федеральных налогов определяются парламентом РФ - Федеральным Собранием РФ. Однако ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

По мнению профессоров Черника Д.Г. и Рыманова А.Ю., федеральными налогами с организаций являются налоги с юридических лиц, устанавливаемые Федеральным Собранием РФ (Государственная Дума и Совет Федерации), обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации по единым ставкам.

Землин А.И., автор учебника «Налоговое право России» определяет федеральные налоги с организаций как налоги, установленные Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

В приведенных выше определениях наибольший акцент отдается правовой составляющей. На наш взгляд, самым полным определением федеральных налогов с организаций является определение Панскова В.Г.:

«Федеральные налоги с организаций представляют собой обязательные платежи юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства, поступления от которых зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Состав федеральных налогов с организаций, налогоплательщики, элементы налогообложения (объект, база, ставки, налоговый период, порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты) определяются высшим законодательным органом РФ».

Федеральные налоги и сборы с организаций создают основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность нижестоящих - региональных и местных бюджетов.

Как и иные налоги, федеральные налоги с организаций уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налоги всегда были и остаются базовой составляющей государственных доходов. Именно за счет налогов в преобладающей степени формируется централизованный фонд денежных средств, который является финансовой основой обеспечения деятельности государства.

В составе федеральных налогов с организаций присутствуют так же и сборы, понятие которых необходимо отличать от налогов. Особенность сборов состоит в том, что их уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений или лицензий. Так, обязанность по уплате сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов возникает в случае выдачи разрешения (лицензии) на пользование объектами.

Двумя характерными признаками сбора являются его обязательность и совершение соответствующими органами в отношении налогоплательщика юридически значимых действий, в данном случае - выдачи разрешения. Сбор, в отличие от других федеральных налогов с организаций, не носит индивидуально безвозмездный характер, не используется в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных органов.

Экономическая сущность федеральных налогов и сборов с организаций также проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика. Функции федеральных налогов с организаций представляют собой формы движения налогов как финансовой категории. В настоящее время в экономической науке нет единой, устоявшейся точки зрения на количество выполняемых функций федеральными налогами с организаций. В данной курсовой работе представлена классификация федеральных налогов с организаций, предлагаемая Черником Д.Г.

Фискальная функция федеральных налогов с организаций носит всеобъемлющий характер, распространяется на все юридические лица, которые, согласно действующему налоговому законодательству, обязаны платить налоги. Фискальная функция отражает задачу наполнения деньгами бюджета государства.

Регулирующая функция федеральных налогов с организаций позволяет стимулировать или дестимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых изменений в структуре производства, его размещении.

Так, НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая, в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.

Наиболее тесно с фискальной связана распределительная функция, суть которой заключается в том, что с помощью федеральных налогов с организаций через бюджет государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Прежде всего, это проявляется в разделении налогов на косвенные и прямые.

При определении экономической сущности федеральных налогов с организаций необходимо их отнесение к группе прямых или косвенных налогов. В правоотношения по поводу взимания прямых налогов вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик. Величина прямых налогов непосредственно зависит от финансовых результатов деятельности плательщика.

Большинство федеральных налогов с организаций являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты РФ имеют определенные права. Тем не менее, компетенция субъекта РФ в отношении этих налогов ограничена рамками доли ставки, которая полагается ему в соответствии с законодательством. Например, по налогу на прибыль организаций определена ставка 20%, распределяемая между федеральным и региональными бюджетами: по ставке 2% - в федеральный бюджет и по ставке 18% - в бюджеты субъектов РФ. В пределах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные льготы. В Российской Федерации федеральные налоги с организаций представлены следующими налогами:

а) налог на добавленную стоимость (НДС); <https://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=105605;dst=100008>

б) акцизы; <https://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=105605;dst=100606>

в) налог на доходы физических лиц;

г) налог на прибыль организаций; <https://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=105605;dst=101834>

д) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ); <https://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=105605;dst=103340>

е) водный налог; <https://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=105605;dst=530>

ж) сборы <https://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=105605;dst=413> за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

з) государственная пошлина. <https://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=105605;dst=759>

Рассмотрим сущность каждого налога. Налог на добавленную стоимсоть сегодня является одним из наиболее значимым и трудным для понимания и уплаты налогом. В связи с этим по данному налогу в наше время возникает много споров между налогоплательщиками и налоговыми органами. НДС относится к косвенным налогам - это налоги на товары (работы, услуги), устанавливаемые в виде надбавки к цене. Порядок взимания НДС регулируется главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ.

НДС определен как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Акцизы также являются косвенными налогами, включаемыми в цену товаров определенного перечня и оплачиваемыми конечным потребителем.

Акцизы устанавливаются обычно на высокорентабельные товары для изъятия в доход государства части сверхприбыли, которую получают производители подакцизных товаров, и наполнения государственного бюджета.

Современный перечень подакцизных товаров включает традиционно подакцизную алкогольную продукцию, табачные изделия, легковые автомобили, бензин, дизельное топливо и масло для двигателей. Порядок взимания акцизов регламентируется главой 22 НК РФ.

Следующим налогом, занимающим внушительную часть поступлений в бюджет государства, является налог на прибыль организаций. Данный налог, в отличие от двух вышерассмотренных, является прямым налогом. Это говорит о том, что этим налогом облагается именно доход организаций. Теоретически окончательным плательщиком налога на прибыль выступают организации, которые получают эту прибыль, т.е. налог не перекладывается на конечного потребителя, как при косвенном налогообложении.

Прибыль организации считается конечной целью деятельности коммерческой организации, как следствие, она считается и источником уплаты налогов, что позволяет государству регулировать экономические процессы, эффективно влиять на развитие производства. Именно обложение прибыли позволяет государству широко использовать налоговые методы в регулировании экономики и иметь существенный источник доходов бюджета. Налог на прибыль организаций достаточно эффективно используется при регулировании инвестиционной активности, развитии малого бизнеса, привлечении в страну иностранного капитала путем предоставления государством различных льгот и установления налоговых ставок.

В России налог на прибыль является одним из основных доходообразующих налогов. Данный налог в РФ взимается в соответствии с главой 25 НК РФ. Налог на доходы физических лиц является центральным в группе налогов, взимаемых с физических лиц. В Российской Федерации данный налог взимается по шедулярному типу, что значит начисление подоходного налога по каждому из возможных видов доходов по соответствующей ставке. В Российской Федерации взимание налога на доходы физических ли регулируется главой 23 части второй НК РФ, а также соответствующими статьями части первой. Глава 26 НК РФ посвящена налогу на добычу полезных ископаемых. Данным налогом регулируется извлечение из недр природных ресурсов. Это прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей. Для того, чтобы добывать полезные ископаемые необходимо получить специальное разрешение и встать на учет в качестве плательщика НДПИ. Государственная пошлина представляет собой обязательный, действующий на всей территории России платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий в отношении плательщиков, либо за выдачу документов уполномоченными органами или должностными лицами. Уплачивается государственная пошлина в соответствии с главой 25.3 НК РФ, в наличной или безналичной форме. Соответственно, полученный после уплаты пошлины платежное поручение или квитанция, должны быть представлены плательщиком вместе с комплектом документов, необходимых для осуществления в отношении него юридически значимых действий. Водный налог представлен в НК РФ в виде главы 25.2. Самым сложным моментом при исчислении данного налога является определение объекта налогообложения. Водопользователи осуществляют использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации либо лицензий на водопользование.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, федеральные налоги с организаций представляют собой обязательные платежи юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства, поступления от которых зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Состав федеральных налогов с организаций, налогоплательщики, элементы налогообложения (объект, база, ставки, налоговый период, порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты) определяются высшим законодательным органом РФ.

Во-вторых, федеральные налоги с организаций создают основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность нижестоящих - региональных и местных бюджетов.

В-третьих, федеральным налогам с организаций присущи такие признаки, как императивность, индивидуальная безвозмездность, законность, уплата налогов в целях финансового обеспечения деятельности государства, относительная регулярность.

В-четвертых, экономическая сущность федеральных налогов с организаций также проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения. Федеральным налогам с организаций присущи следующие функции: фискальная, распределительная и контрольная.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: