Перспективы развития федеральных налогов и сборов с организаций в Российской Федерации




 

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации [41].

Взимание налогов и сборов может оказывать различные эффекты на поведение экономических агентов, создавать различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Однако основной задачей налогообложения является обеспечение доходов бюджетной системы. При этом с учетом необходимости обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации он сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

Российская Федерация не должна заново искать решения проблем, с которыми уже сталкивались и которые были успешно решены в других странах.

В России побывали многие зарубежные консультанты, которые с уверенностью предлагали свои решения. Однако простое копирование законодательства другой страны никогда не является правильным решением. Правительство РФ должно иметь ясное и стабильное представление о том, какой должна быть общая стратегия налоговой политики и взаимоотношений с налогоплательщиками. Именно такая стратегия должна сопоставляться с опытом других стран при решении возникающих проблем [13, с. 126].

Необходимо отметить, что за истекшие годы в налоговой системе произошло немало позитивных изменений, в том числе и радикальных. Однако при наличии ряда положительных моментов, налоговая система РФ еще далека от совершенства. Много проблемных аспектов в первой части Налогового кодекса РФ и принятых главах второй его части. Не решен ряд принципиальных проблем налоговой реформы. Например:

- непродуманность концепции реформы;

- ежегодные многочисленные поправки к кодексу, носящие принципиальный характер. Например, некоторые главы («Акцизы», «Единый сельскохозяйственный налог») переписаны заново.

- отсутствие стабильности налоговой системы [14, стр. 47]

Применение многочисленных налоговых льгот ведет к усложнению налогового законодательства, а у налогоплательщиков появляется стимул перевести свою деятельность под формальные признаки и условия, позволяющие им претендовать на получение незаслуженных или избыточных налоговых льгот.

В развитых странах крайне ограничено использование налоговых льгот в целях создания благоприятного режима для определенных отраслей экономики, а льготирование отдельных предприятий и вовсе запрещено законодательством. Считается, что такие льготы вредны для экономики, поскольку они нарушают рыночные механизмы распределения финансовых и материальных ресурсов, усложняют налоговую систему и создают неравные конкурентные условия для субъектов хозяйствования.

Нерешенной проблемой остается применение одинаковой ставки по налогу на доходы физических лиц в размере 13% для любого уровня дохода. В Российской Федерации данная проблема дает о себе знать существенным разрывом между сверхбогатыми и бедными, который с каждым годом лишь только возрастает. Возможно, пройдя некоторый цикл, Россия придет к необходимости введения прогрессивной шкалы обложения доходов физических лиц, как это уже применяется практически во всех странах мира.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации, поводя итоги 2013 года в налоговом докладе отмечает, что действующая редакция статьи 148 НК РФ не всегда позволяет избежать двойного налогообложения НДС в случае, если российская организация имеет филиал на территории иностранного государства, который стоит на учете в этом иностранном государстве в качестве налогоплательщика и заключает договоры на выполнение работ (оказание услуг). Предлагается дополнить статью 148 пунктом, в котором бы говорилось о том, что при осуществлении российской организацией деятельности через филиал или представительство, расположенные на территории иностранного государства, местом осуществления деятельности российской организации признается место нахождения филиала и представительства[13].

Так же палата рассмотрела актуальные вопросы, связанные с применением главы 25 НК РФ. В настоящий момент таких вопросов насчитывается около 500. В основном все вопросы связаны с отнесением сумм на доходы и расходы организаций для целей налогообложений, при каких условиях их можно включать в тот или иной раздел.

Торгово-промышленной палатой было так же предложено направление по совершенствованию налога на добычу полезных ископаемых. На сегодняшний день нефтегазовый сектор экономики столкнулся с такими проблемами, как снижение достигнутого уровня нефтедобычи, сокращение объемов геолого-разведочных работ, снижение среднего по отрасли коэффициента извлечения нефти. Все это может впоследствии привести к ощутимому сокращению поступлений налога на добычу полезных ископаемых и, соответственно, к снижению доходов бюджета РФ в целом. Одним из решений вышеуказанных проблем может быть введение специального налогового режима - налога на финансовый результат, что позволит решить такую проблему налоговых стимулов, как не рациональное недропользование. Поначалу целесообразно вводить данный режим на ограниченном количестве лицензионных участков, основным критерием отнесения к которым является высокая степень выработанности месторождений. Таким образом, будет обеспечена достаточная чистота эксперимента для последующего его распространения в отрасли.

Еще одним кардинальным изменением может явиться пересмотр действующих ставок по водному налогу. Существует проект федерального закона, которым предусматривается индексация ставок с учетом коэффициента 2,574; рассчитанного, исходя из уровня инфляции за период 2004-2013 годов. Однако Торгово-промышленная палата не согласна с таким резким повышением ставок в силу мнения, что налоговая политика должна быть последовательной и не принимать таких резких перемен. Однако, учитывая снижение реальных поступлений данного налога в федеральный бюджет, повышение ставок налога в отношении водопользования на коэффициент инфляции за прошедший с 2004 года период, считается обоснованным[13].

Уход от налогообложения был и остается серьезной проблемой в России. Российским властям пока что не удалось достичь больших успехов в повышении прозрачности и ясности налоговой системы.

Для роста промышленного производства от государства требуется не много: льготные налогообложение и таможенно-тарифная политика, подготовка квалифицированных специалистов, передача в аренду с правом выкупа производственных площадей с земельными участками, предоставление дешевых кредитов, гарантии прав собственности.

Таким образом, следует отметить, что, сколько бы ни велось споров о применении тех или иных мер по повышению эффективности работы налоговых органов, изучение зарубежного опыта, безусловно, заслуживает большого внимания в нашей стране, стоящей на пути реформирования своей налоговой системы, превращения ее в важнейший инструмент развития экономики и повышения уровня жизни населения.

 


Заключение

 

Федеральные налоги - НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц - являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов либо по ставкам (нормативам), утвержденным в законодательном порядке.

Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории РФ, круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд также определяются Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, современная налоговая система Российской Федерации выполняет важнейшую функцию бюджетного регулирования, базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения взимания налогов, т.е. определяются элементы налога. В соответствии с НК РФ, налог или сбор считается установленным, если определены следующие его составляющие: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты.

Анализ реформаторских идей в области налоговой системы показал целесообразность рассмотрения возможности дальнейшего снижения налогового бремени. Деятельность налоговых органов должна быть скорректирована с учетом экономической ситуации.

Реформирование налоговой системы, возможно, должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации со сбором налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе России, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям доходных источников, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в теневую экономику. С другой же стороны, чем быстрее будет обеспечена на несколько лет вперед неизменность налогового законодательства, тем лучше будет инвестиционный климат в России, тем быстрее будут сформированы условия для начала экономического роста.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: